Сочетание классических и джазовых техник
в современной хореографии
Уварова Екатерина Игоревна,
педагог дополнительного образования,
магистр хореографических искусств
Современная хореография – динамично развивающаяся многожанровая система. Активно развиваясь в течение последних 40 лет, этот вид танца принес с собой новые, более сложные техники, новые возможности и новое отношение к хореографическому искусству. Отсюда и возникает возрастающий интерес к смешанным танцевальным техникам. Свободное движение всего тела и отдельных его частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства неотъемлемая составляющая джазового танца, а грациозность и «чистота» исполнения, канонизация формы выдает эстетическую направленность классического танца. Сочетание этих двух направлений-антагонистов дают стиль и эстетику, позволяют создать богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для форм современной хореографии. Уроки в стиле классика-джаз развивают танцевальность, точность, свободу и координацию движений, укрепляют физический аппарат тела, тренируют выносливость и волю. Поскольку в настоящее время каждый профессиональный хореограф владеют множеством танцевальных техник, то в силу своего индивидуального опыта создает для себя определенную методику преподавания, интегрируя и соединяя разные стили и техники.педагог дополнительного образования,
магистр хореографических искусств
Цель:
Добиться общей пластичности и выразительности танцевальных движений. Сформировать танцевальный вкус и грамотность исполнения. Расширить танцевальные возможности.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с основами классического танца;
- ознакомление с основами джазового танца;
- расширить знания о различных течениях современного танца;
- развитие музыкально-ритмического чувства;
- развитие выразительного движения;
- развитие гибкости, координации движения;
- развитие и раскрытие творческой индивидуальности;
- укрепление физического аппарата тела;
- овладение приемами самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
- развить эстетический и художественный вкус;
- сформировать положительную эмоциональную сферу в отношении между педагогом и обучающимся;
- воспитание творческой личности, целостности, принадлежности и общности.
1.Подготовительная часть:
Начинать изучать данную технику нужно с движений небольшой амплитуды, требующих умеренной работы отдельных групп мышц – это небольшие приседания, пружинные шаги, размеренный темп музыки, различные движения руками. Затем с постепенным возрастанием амплитуды и темпа следуют движения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, упражнения на развитие работы позвоночника – подъемы и махи ног, различные наклоны и перегибы корпуса и т.д. В заключение тренажа включаются движения задействующие все группы мышц – это прыжки, различные комбинации на координации и выработку техники.
2. Основная часть:
Постепенное нарастание координационной нагрузки, включение движений на развитие танцевально-ритмической координации и выразительности. Использование сочетания тренировочных упражнений классического танца и танцевальных движений джазового танца. Вначале даются наиболее простые движения, которые могут легко воспроизводиться после показа, затем те же движения исполняются в других комбинациях с постепенным усложнением. Наиболее трудные по координации движения следует разучивать отдельно, а затем сочетать с другими элементами. Совершенствование исполнительского мастерства должно базироваться на предварительно сформированных двигательных навыках. Формируется лексика танца, которая будет использована для выражения эмоционального состояния исполнителя, а также развивается художественный вкус и интерес к современному танцу.
3. Заключительная часть:
Постепенное снижение нагрузки с помощью упражнений на расслабление, снятия физического напряжения.
Применение современных образовательных технологий, методов и форм обучения:
Каждая новая эпоха требует новые формы и методы обучения, отвечающие настоящему времени. Поэтому организация учебного процесса обеспечивается рядом технологий, которые зависят от педагогической направленности материала и задач, которые ставит перед собой хореограф:
- здоровьесберегающие технологии – развитие навыков двигательного аппарата. Чем больше запас хореографических навыков, тем богаче двигательный опыт и возможности реализации исполнительского мастерства. Даются понятия о предельных физических нагрузках в период репетиции. Изучаются особенности строения человеческого тела;
- деятельные технологии – изучение нового материала через личный показ педагогом с использованием метода многократного повторения, метода целостного усвоения, метода временного упрощения;
- интегрированные технологии – соединение в единое целое различных видов искусств (музыка, история, хореография и т.д.) что способствует рождению новых знаний и умений;
- информационно-коммуникативные технологии;
- аналитический метод;
- метод танцевального показа;
- метод целостного усвоения, метод временного упрощения;
Конспект учебного занятия:
Тема: «Сочетание классических и джазовых техник танца»
Место проведения: специально оборудованный зал
Оборудование: зал оборудован «станком», зеркалами, CD-диски, DVD-диски, USB-носитель.
Структура учебного занятия:
- вход в танцевальный зал, перестроение, поклон – 2мин;
- упражнения для разминки по кругу, сидя и лежа – 10 мин;
- экзерсис у «станка» по структуре экзерсиса классического танца с добавлением элементов джазового танца – 20мин;
- экзерсис на середине зала по структуре джазового танца с добавлением элементов классического танца – 20м мин;
- упражнения с продвижением, комбинации с турами, прыжками и шагами – 10 мин;
- большие прыжки – 10мин;
- разучивание элементов, фигур и законченных связок – 20мин
- оценка выполнения в целом и отдельно некоторых учеников, поклон – 2мин
- обучающиеся будут иметь представления о танцевальных стилях;
- обучающиеся будут знать краткую историю возникновения и развития классического и джазового танца;
- обучающиеся узнали названия движений современной и классической техник танца, методику их выполнения, научились выполнять движения с помощью педагога и самостоятельно. Изучение материала происходило под музыкальное сопровождение;
- обучающиеся будут уметь выражать в пластике общее содержание музыки;
- обучающиеся расширят свои танцевальные способности.