Развитие у детей дошкольного возраста вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков, способствующих воспитанию чувства патриотизма, любви к семье, родной природе, детскому саду, соотечественникам
Штейн Светлана Юрьевна
ГБДОУ детский сад №47
Калининского района Санкт-Петербурга
Тему нравственно-патриотического воспитания я выбрала неслучайно. В наше время часто звучат слова «русская душа», «щедрость, красота русской души». Но не менее часто «падение нравственности», «жестокость», «деградация общества».
Мне кажется, что сегодня вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения как никогда актуальны. Мы, взрослые, гордимся, что принадлежим к великому народу и в наших детях должны с раннего детства заложить гордость к своей Великой Родине, к красоте её природы, к семье, близким, соотечественникам, к истории нашего Отечества.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актёр Е. Леонов говорил: «Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и семья».
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям., учить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. «Дело искусства -сохранять душу», - это слова нашего современника В.Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
В своей работе я стремлюсь использовать музыкальные произведения ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причём те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Большие потенциальные возможности нравственно- патриотического воздействия заключается в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудиозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял - неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своём творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определённую окраску.
Сила воздействия на ребёнка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника -- это, прежде всего воспитание любви и уважения к семье, матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью.
Для того, чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребёнка, совместно с воспитателями используем их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях - после чтения стихотворении о маме, при рассматривании репродукции с изображением матери с ребёнком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвящённом Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало традицией отмечать День всех матерей (в конце ноября). Очень важно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери».
Чувство любви к родной природе - ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных» , С.Прокофьев цикл «Детская музыка», С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»,Э.Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по. ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
И, конечно, в конце января традиционно в нашем детском саду отмечается День снятия блокады Ленинграда. Для всего коллектива это очень большой праздник. К нам приходят в гости ветераны, дедушки и бабушки наших воспитанников. Мы готовим праздничный концерт. Дети с удовольствием вместе со взрослыми исполняют песни военных лет, слушают очевидцев тех событий. Во время совместного чаепития дети имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эти встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.