Формирование коммуникативных учебных действий
в процессе подготовки учащихся
к олимпиаде по английскому языку
(как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку,
этап "устная речь")
Егоренкова Юлия Викторовна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 145
Калининского района Санкт-Петербурга
«Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки»
В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных детей, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию. Как известно, подготовить учеников к достойному выступлению на олимпиаде непросто.
Я подготовила рекомендации, которые могут помочь подготовить школьников к выполнению заданий по такому виду речевой деятельности как устная речь на олимпиадах разного уровня.
Олимпиада позволяет учителям сравнить результаты своей работы с результатами коллег, а также увлечь учеников своим предметом.
Рекомендации:
1. В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания.
2. Необходимо учить учеников понимать речь говорящего с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически.
3. Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно украсить речь учащегося.
4. В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из речи собеседника необходимую/интересующую информацию.
5. При лексическом и грамматическом оформлении речи необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:
внимательно изучить установку и понять цель задания:
Обучающиеся должны:
правильно использовать лексические единицы;
варьировать использование грамматических структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);
соблюдать правила словообразования,
использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;
не выходить за рамки указанного объема;
6. При подготовке к выполнению заданий по говорению для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:
умение задавать вопросы разных типов;
логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.
На олимпиаде проверяются умения речевого взаимодействия с партнером, а также степень сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.