Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь, Пан последовал за ней. И вдруг на пути нимфы появилась преграда – река. Что делать, Пан вот-вот настигнет нимфу? И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной  Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.

Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который так и называют флейта Пана. И именно с такой трогательной истории я начинаю с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.

С чем мы сталкиваемся чаще всего на музыкальном уроке? С тем, что дети слушают звукозапись, много слушают учителя и отвечают на его вопросы, а сами? Сами музицируют, когда поют или изредка играют на простейших инструментах. Достаточно ли этого? С сожалением пришла к выводу, что нет. Конечно, если в школе есть дополнительные занятия, они восполняют нехватку именно музыкальной деятельности. А что обычно бывает в перечне доп. занятий? Опять хор. Но серьёзная вокальная работа не всегда увлекает детей, которые желают быстрого успеха и не в группе, а индивидуально.На курсах повышения квалификации в АППО ст. преподаватель Е. В. Евтух  показал прекрасное владение маленьким компактным инструментом, на котором легко умещаются пальцы двух детских ручек. Розданные нам на пробу свирели слёту позволили сыграть несколько попевок, выстроить простейшее двухголосие, проявить свои возможности в импровизации... Мышление быстро выстроило цепочку последовательных действий, среди которых требовалась:

- срочная покупка этого инструмента-игрушки;

- подборка простейших, но очень интересных для детей музыкальных произведений, доступных на первоначальном этапе обучения;

- подборка других музыкальных инструментов для ансамбля со свирелью.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю.

Первые пробы новой работы с детьми подтвердили правильность интуитивного выбора – дети увидели в свирели удивительную способность проявить самого себя, свою музыкальность и артистическую одарённость, и при этом сделать это оказалось предельно просто! Школа наполнилась необычными звуками - в разных уголках здания, казалось, поселились десятки птиц, по утрам высвистывающих весёлые лёгкие трели. Сам голос свирели невелик по громкости, да и играть она может только одноголосно. Но как выяснилось, это совсем не беда. Очень помогает занятиям со свирелью использование дисков - фонограмм с записью многих по-настоящему хороших произведений. Очень нравится детям, когда мы раскладываем новое произведение на несколько голосов - в таком случае звучание свирелей напоминает небольшой оркестр. У нас выработались свои правила для многоголосного произведения: дети выучивают все голоса пьесы по очереди, чтобы при необходимости иметь возможность поддержать другие голоса в случае отсутствия того или иного исполнителя.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение на русском народном музыкальном инструменте. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на уроках музыки и во внеурочное время в обычной общеобразовательной школе.

Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Формирует любовь к прекрасному.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Изучение нотной грамоты на уроках музыки в рамках школьной программы приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал усваивается постепенно, с помощью музыкально-ритмических игр, игровых упражнений.

Чтобы ускорить практическую часть на первом, донотном периоде мы играем по цифровым обозначениям, уделяя большее внимание работе над ритмом, знакомимся с размером и длительностями. Цифры на нотах в приведенных примерах обозначают количество закрытых отверстий на свирели. Дети очень быстро осваивают этот способ прочтения мелодии. На уроках мы также знакомимся с правилами обращения со свирелью, работаем над правильной постановкой рук и положением рта.

Введение обучения на свирели в урок музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решить вопрос дыхательных упражнений, став, таким образом, оздоровительным моментом, так как правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, а  «при таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы полости живота – желудок, печень, почки, кишечник», что является эффективным средством очищения организма и способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Во втором классе основу репертуара составляют русские народные и детские пени. Постепенно с каждым годом добавляем в репертуар все больше классических произведений. В шестом классе дети любят исполнять джазовые и рок-н-рольные мелодии, подбирать по слуху. К сожалению, у нас пока нет опыта работы с более старшими детьми.

Дети проявляют огромный интерес к инструменту, поэтому мне приходится стараться по возможности включать игру на свирели в каждый урок музыки, этот вид деятельности стал для нас таким же важным как вокально-хоровая работа, слушание и анализ музыкальных произведений.

Обучение начинается в сказочной, игровой форме, можно много придумать интересного, главное, чтобы дети легко преодолели этот трудный для них этап начального обучения.

Изучая на курсах методику  игре на свирели, и опираясь на методическую литературу ст. преподавателя Е. В. Евтух, о активизации деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе, я более подробно рассмотрела вопросы дыхания и артикуляции у начинающих исполнителей.

В работе с группой учащихся, особенно младшего школьного возраста, целесообразно использую дыхательные игры.

·         Для выработки ровности дыхания можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания.

·         Аналогичную игру-упражнение можно проводить, дуя на пламя свечи таким образом, чтобы пламя откланялась, но не гасло. Это поможет учащимся найти силу выдоха, ведь детей часто приходится сдерживать в силе выдувания, особенно на начальном этапе обучения.

·         Еще одно упражнение, направленное на увеличение объема легких, а следовательно для обработки более долгого выдоха, взято из первой программы «фонопедического метода развития голоса» В.Емельянова – имитация звука «р» с помощью вибрации губ. Детям предлагается игра в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъемом в горку, спуском, объездом препятствий и т.п., часто потребует от детей изменения высоты и силы тона на вибрации губ. Рекомендуется добиваться звучного, энергичного тона, дающего учащимся ощущение активной работы дыхания и отражения этой работы на мышцах стенки живота, боках и спине.

·         Как упражнение на дыхание можно использовать и детскую прибаутку: Как на горке, на пригорке живут тридцать три Егорки…», далее идет перечисление: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д., которое необходимо проговаривать быстро и на одном дыхании. Это упражнение можно предложить детям как соревнование.

Звукоизвлечение при игре на свирели производится легким певческим дыханием близким к слогу «ту». В технике музыкального исполнения можно выделить, следующие элементы:

1.Дыхание, точнее – выдох, то равномерный, то постепенно усиливаемый, то постепенно ослабляемый.

2. Напряжение мускулов лица, соответствующее высоте извлекаемых звуков и согласуемое с дыханием.

3. Движение пальцев.

4. Движение языка, определяющее характер штрихов.

Развивать навыки владения каждым из этих элементов и их совокупностью нужно так, чтобы все исполнительские приемы были естественны и свободны.

Систематическая работа со свирелью качественно сказывается и на чистоте интонирования учащихся. В работе с учащимися начальной школы необходимо стараться, чтобы песенный репертуар максимально дублировался исполнением на свирели, что дает качественный скачок в интонировании.

Овладению устойчивыми навыками правильной артикуляции во время игры на духовых инструментах помогает умение при извлечении звука подразумевать тот или иной слог, речевую фонему (мысленно представлять ее, а не произносить). Эта способность ведет к активным действиям всего артикуляционного аппарата, что способствует свободе и легкости звукоизвлечения. Если рассматривать соотношение артикуляции и штрихов, то первичным является артикуляция, а вторичным, производным- штрихи.

Опыт использования свирели на уроках музыки показывает необходимость введения в планирование уроков игры на свирели.Конечно, в рамках одного урока музыки в неделю ребенок не станет музыкантом – духовиком, ведь такая цель и не преследуется. Но истинное назначение уроков музыки, да и не только музыки, - воспитание личности, несомненно, будет успешно решаться.

Чего мне хочется в будущем от своих учеников? Чтобы их Прекрасное Далёко было освещено светом замечательной музыки, сыгранной в детстве, чтобы они и сами продолжали играть для себя и окружающих и будущих детей своих ввели в тот же светлый мир музыкальной гармонии.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»