Формы и методы работы музыкального руководителя
в реалиях современной жизни
Студитова Юлия Владимировна,
Почётный работник общего образования,
музыкальный руководитель детского дома №23.
г. Санкт-Петербурга
Времена, когда фортепиано было единственным «орудием труда» музыкального руководителя, безвозвратно прошли. Современные технологии открывают перед музыкальным руководителем практически неограниченные возможности для творчества и самосовершенствования. В этой статье я расскажу об использовании современных технологий в повседневной работе музыкального руководителя.
На смену старому и, как правило, расстроенному фортепиано пришли синтезаторы и цифровые фортепиано.Цифровые фортепиано гораздо предпочтительнее, нежели синтезаторы так, как, обладая богатыми возможностями в плане обработки звука и аранжировки композиций, они сохраняют механический (взвешенный) тип фортепианной клавиатуры, что сохраняет для преподавателя возможность для собственного выразительного исполнения. Справедливости ради, нужно заметить, что такой тип клавиатуры существенно удорожает инструмент, но в данном случае эта та самая «ложка дёгтя» без которой в нашей жизни мало что обходится.
Какие же возможности открывает перед педагогом использование этих современных инструментов? Первое и, пожалуй, самое главное это возможность создания (при наличии определённого навыка, конечно) собственных аранжировок и обработок. Ситуация, когда музыкальный руководитель находит интересный музыкальный материал, а минусовой фонограммы к этому материалу не имеется, встречается ещё достаточно часто. Второе применение синтезатора – это возможность более эффективно развивать у детей тембровые представления. Стандартный синтезатор может воспроизвести не меньше 128 различных музыкальных тембров. И если раньше знакомство с музыкальными тембрами сводилось к рассказу преподавателя о музыкальном инструменте, который этот самый тембр воспроизводит, то теперь наряду с этим педагог может подкрепить свой рассказ конкретными слуховыми впечатлениями. Конечно, такой вид музыкальной деятельности не заменит прослушивание классической музыки и посещение концертов, но давайте будем реалистами и признаем, что для очень многих современных детей такое развитие тембровых представлений единственная возможность эти самые представления сформировать. Наличие у синтезатора огромного количества стилей авто аккомпанемента даёт педагогу возможность использовать его для анализа различных музыкальных стилей. Синтезатор даёт возможность ребёнку в полной мере почувствовать и осознать гармоническую и полифоническую насыщенность музыкальной ткани. Вот далеко неполный перечень возможностей, которые предоставляют музыкальному руководителю современные цифровые инструменты. Коммутация синтезатора с компьютером открывает для педагога новые возможности для творчества.
Использованием в педагогическом процессе таких программ, как Word, Excel, PowerPoint уже никого не удивишь. Но помимо этих всем известных программ, существует огромное количество узко специализированных программ для музыкантов. Пользуясь случаем, хочу кратко охарактеризовать некоторые из них.
Первая группа программ, на которую хочется обратить внимание - это программы для нотопечатания. Самая известная и широко используемая музыкантами это Finale. Данная программа представляет собой нотный редактор с возможностями проигрывания и несложной обработки звука. Для преподавателей музыки удобна прежде всего тем, что ввод информации осуществляется привычным для музыкантов образом, а именно впечатыванием нот на нотный стан. Предвижу саркастический вопрос неискушенных в музыкальных, компьютерных программах пользователей: А каким иным способом можно вводить нотную информацию в партитуру? Можно рисовать ноты в специальном графическом редакторе, вносить информацию о них в листы событий и, наконец, просто вводить ноты с подключённой midi клавиатуры. И это далеко неполный перечень способов ввода нотной информации. Интерфейс Finale представляет собой нотный стан (или группу нотных станов в зависимости от желания пользователя) с большим количеством инструментов и возможностей для редактирования. Как уже говорилось выше, существует возможность прослушать записанную партитуру, конвертировать её в аудио или midi формат ну и, конечно, распечатать её.
Следующая группа программ, на которых мне хотелось бы остановиться это аудио редакторы (SoundForg, AdobeAudition и. др.). Программы этого типа работают с аудио файлами различного звукового формата (WAF, AIFF, APE, FLAC, MP3). Интерфейс программы представляет собой визуально записанную звуковую волну и панели инструментов для редактирования. Возможности редактирования аудио информации в подобных редакторах достаточно широки, хотя, к сожалению, не беспредельны. Программа позволяет изменять темп, тональность, редактировать структуру композиции, составлять единую композицию из нескольких, убирать из композиций нежелательные шумы и клики, обрабатывать музыку различными эффектами, конвертировать композиции из одного формата в другой. В некоторые звуковые редакторы существует возможность импортировать видео файлы с возможностью редактирования звуковой дорожки. К аудио редактору тоже можно подключить midi клавиатуру со всеми вытекающими из этого возможностями.
Ну и последняя группа программ, о которой мне хотелось бы рассказать это midi секвенсоры. Современные midi секвенсоры, такие как CakeWalk или Cubase это мощнейшие редакторы для работы с midi, аудио и видео информацией. Для музыкантов, которые в основной своей массе являются людьми гуманитарного склада, освоение такого рода программ доставляет некоторые трудности, так, как неизбежно придётся вникать в некоторые технические аспекты обработки звука. Но если «терпение и труд» одержат верх, то в ваших руках будет практически совершенное средство для записи, обработки и редактирования музыкального материала. Именно эти программы позволяют профессионально работать с вокальной партией (записывать её, корректировать, обрабатывать и сводить с инструментальной композицией).
В заключение хочется сказать о том, что сегодня освоение всех описанных мною программ и инструментов максимально приближено к пользователю. Если ещё 7-10 лет назад нужно было искать специальную литературу и самостоятельно методом проб и ошибок осваивать программное обеспечение, то сегодня достаточно набрать в поисковой системе «видео курс по той или иной программе» и к вашим услугам будет огромное количество ресурсов, где в режиме видео уроков преподаватель расскажет и покажет вам все возможности выбранного вами редактора.