Методические рекомендации к организации и проведению уроков по математике, направленных на развитие внимания у младщих школьников с задержкой психического развития
Учитель начальных классов: Яковенко Анастасия Алексеевна
Учитель начальных классов: Ломанова Зинаида Павловна
Учитель начальных классов: Петрова Маргарита Витальевна
Проблема изучения особенностей развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизились концентрация, объем, переключение и распределение внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Особую роль в данном контексте специалисты отводят вниманию в учебно-познавательной работе младших школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.
Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр, что является показателем эффективности учебной деятельности. Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и ее возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием рассмотрения познавательных процессов, в которых проявляет себя внимание.
В ряде исследований отмечалось, что внимание у детей с ЗПР отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением. Несформированность произвольного внимания у младших школьников с ЗПР влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом.
Изучение психологических особенностей младших школьников с ЗПР представляется важным и актуальным как для более глубокого понимания детей этой категории, так и для совершенствования способов и методов психологической дифференциальной диагностики и профилактики неуспеваемости учащихся начальных классов. Авторы отмечают достаточно серьезные трудности в обучении в школе, возникающие у детей с ЗПР в связи с рассеянностью и неразвитостью произвольного внимания. Поэтому уточнение особенностей произвольного внимания у детей с ЗПР и разработка путей их формирования и коррекции являются актуальными.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, полученные при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание младшего школьника с ЗПР отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение внимания. Во время проведения такой работы необходимо развивать такие свойства внимания, как объем, переключение и распределение.
На уроках математики происходит коррекция и развитие внимания и мыслительной деятельности. С помощью таких уроков осуществляется положительное влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка и личность в целом.
В основу разработки системы занятий были положены основные дидактические принципы обучения: научности, доступности, последовательности и систематического обучения, сознательности и активности в обучении, наглядности обучения, воспитывающий характер обучения, прочности усвоения учебного материала.
Следуя принципу научности, детям на уроках сообщаются достоверные, теоретически обоснованные и практически проверенные сведения. На данных уроках дети познакомятся с понятиями «цифра», «число», «выражение» и т.д., научатся ориентироваться в учебнике, самостоятельно составлять примеры, задачи.
На уроках дети овладевают системой знаний, умений и навыков в области работы над нумерацией. Учащиеся сначала знакомятся с понятиями «цифра», «число», «выражение», учатся составлять числовые выражения по образцу, восстанавливать числовые выражения по его части. Обучение происходит из урока в урок, опираясь на знания, умения, полученные на предыдущих уроках. Части каждого урока также взаимосвязаны.
Таким образом, реализуется принцип систематичности и последовательности обучения.
На каждом уроке учитель анализирует цели, задачи урока, учебные задания, объяснения, последовательности стадий работы совместно с учащимися. Следовательно, учитель стимулирует активность учащихся и на этой основе сознательность усвоения учебного материала. В конце каждого урока во время анализа работ детей учитель задает вопросы, заставляющие школьников самостоятельно определять правильно или неправильно воспроизвел образец работы их товарищ. Такие вопросы заставляют учащихся сравнивать работы с образцом и самостоятельно определять соответствие изображения образцу. Таким образом, процесс познания будет отличаться активностью, глубиной, последовательностью и осознанностью.
Данная система занятий разработана для учащихся с ЗПР с учетом возрастных и психологических особенностей их развития. Подача материала идет поэтапно, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному, от легкого - к трудному. Первое занятие, на котором дети знакомятся с понятием «цифра», «число», происходит в игровой форме. Таким образом, с понятием «цифра», «число» дети знакомятся на более доступном, известном материале. Далее постепенно идет усложнение заданий и на заключительном этапе учащиеся уже могут самостоятельно составлять числовые выражения, решать задачи. Тем самым, показывая, что данная система занятий отвечает принципу доступности обучения.
В разработанной системе уроков отводится большое место применению наглядных пособий, таких как: таблицы с изображением цифр, схемы, использование карточек, демонстрационного материала. Анализируя таблицы, схемы, карточки, демонстрационный материал у детей развивается наблюдательность и внимательность
На всех уроках уделяется большое внимание решению воспитательных задач. У детей формируются представления о знаниях, накопленных человечеством, формируется способность к развитию связной речи, тем самым у них прививается любовь к своему языку, к своей культуре. Также на уроках воспитывается аккуратность, самостоятельность, целеустремленность.
На каждом уроке учитель оказывает детям индивидуальную помощь.
Данная система уроков направлена на выработку прочности усвоения учебного материала. На каждом уроке идет закрепление и повторение знаний, полученных на предыдущих уроках, в конце каждого урока происходит повторение знаний, полученных на данном уроке. Виды заданий разнообразны: составьте задачу используя данные в записи; распределите по группам данные выражения; найдите лишние выражение, подчеркните, допишите недостающую цифру и т. д.
Таким образом, при повторении учитель видит сознательность усвоения содержания данного учебного материала, его доступность, активность учащихся и, следовательно, прочность усвоения учебного материала.
При составлении данной серии уроков использовались словесные, наглядные и практические методы. Из-за особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью все методы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Непосредственно перед началом новой работы учитель проводит беседу. В процессе беседы он знакомит учащихся с новой темой, говорит о содержании предстоящей работы.
Большое место на уроках занимают объяснения и показ. Объяснения краткие, выражают суть предлагаемого задания. Объяснение сочетается с показом того, как надо действовать. Часть заданий выполняется детьми непосредственно вслед за действиями учителя.
Большое внимание на уроках уделяется использованию образцов, приготовленных учителем к уроку. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики; красочная таблица, схема увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания.
В данной системе уроков прослеживается четкая коррекционная направленность.
На уроках и коррекционных занятиях:
· развиваются и совершенствуются у школьников такие свойства внимания, как объем, переключение и распределение;
· происходит активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их работы над заданием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению задания, определению последовательности построения задания, сопоставление своей работы с образцом учителя.
· развитие речи: во время урока учитель побуждает учащихся к словесному обозначению выполненных ими действий и их результата; словесное обозначение учителем демонстрируемого образца;
· происходит расширение представлений об окружающем мире;
· идет обогащение активного словаря учащихся, дети узнают новые понятия «цифра», «число», «выражение», «задача», «геометрический материал», «нумерация» и учатся применять их в речи;
· используются разные виды заданий, которые помогают формировать интерес к предмету математика;
· происходит коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для достижения наибольшего коррекционного эффекта учитель должен правильно руководить практической деятельностью учащихся на занятиях.
Данные, полученные в ходе исследования процесса внимания, свидетельствуют о том, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному, в наибольшей степени страдая у тех детей, которые уже в первом классе являются слабоуспевающими или плохо подготовленными к школе.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "заданиями на внимание" в процессе урока и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа может вестись по направлению: использование современных образовательных технологий: (здоровьесозидающие, здоровьеразвивающие, здоровьесберегающие технологии),элементов технологии деятельностного метода, с примениением средств ИКТ, игровая технология, дифференцированное обучение, психологический тренинг.