А.И.Куприн, «Гранатовый браслет»
Осмысление символики произведения
Могучая Ирина Валентиновна
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Педагогический колледж №4»
Санкт-Петербурга
Для любого словесника, наверное, главным в его профессиональной деятельности является не только научить осмысленно читать и грамотно писать своих воспитанников, но и развивать их нравственно – этически. Как же практически решить эту проблему в классе из 30 человек? Всем знакома следующая ситуация: преподаватель задаёт вопрос – и вдруг лес рук… Кого спросить? Ловишь обиженные взгляды тех, кто не успел ответить. А вот другая ситуация: ученик отвечает, трудно, мучительно рождается мысль, ещё труднее её выражение, а преподаватель смотрит на него и думает о том, что мало времени, да и других надо опросить. Студент же, чувствуя невнимание педагога и не понимая, что оно вынужденное, замолкает, а иногда – навсегда! Что же делать? Дать высказаться каждому – здесь и сейчас! Как, каким образом? По мнению автора статьи, один из путей решения этой проблемы – работа в малых группах, в творческих мини-коллективах.
Предположим, класс делится примерно на 5 групп (по 5-6 человек в каждой). Каждая группа выбирает лидера, задача которого координировать выступление всех участников этого временного сообщества, а также «секретаря», который записывает мысли высказывающихся (а высказаться должны все) по предложенному заданию. И тем выше оценка группы, чем больше работает в ней каждый участник.
Далее каждой группе предлагается отрывок из литературоведческого текста по теме (таким образом, студенты, выразив свои мысли по данному им заданию, теперь могут рассмотреть, как оценивают данный материал специалисты-литературоведы). А лучше, если студентам для обсуждения будет предложено 2 альтернативных текста.
Следующий этап работы состоит в том, что на основе записанного и прочитанного студенты создают план ответа на тот вопрос, над которым трудились. Вся работа должна быть ограничена временем.
Следующий этап – выступление групп по проработанному ими вопросу, что тоже ограничено временем. После выступления каждой группы, представители других мини-коллективов должны задать по одному вопросу в рамках обсуждаемой темы. Заданные вопросы выписываются на доске, и студенты получают задание: ответить на один из вопросов, записанных на доске. Что ценно в этой работе? Все обучаемые работают в течение урока: детально прочитывают художественное произведение, высказывают свои мысли по обозначенной проблеме, знакомятся с качественным литературоведческим материалом, создают собственные мини-тексты, продумывают вопросы к произведению. Радостно видеть, как сосредоточенно пишут студенты, не отрываясь от работы, не спрашивая об объёме сочинения. Как же практически осуществляется работа в малых группах на уроках литературы?
Рассмотрим приёмы работы над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет» [1]. Главная тема повести, как и многих других произведений писателя, – любовь. Как понимают это чувство современные молодые люди? В принципе, так же, как и их сверстники в разные эпохи. Это чувство связанно у них исключительно с радостью, с необыкновенным, испепеляющим счастьем.
Но ведь на самом деле это не так. Любовь может стать величайшим и горчайшим испытанием, величайшей трагедией. Любовь приносит великие муки, можно стать рабом любви, или, как сейчас модно говорить, зомбированным этим чувством. Ведь была же величайшим и горчайшим испытанием любовь для И.С.Тургенева и его героев [2]. Гигант Базаров «спотыкается» на этом чувстве [3].
Вот и в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь, которую испытывает обычный человек, мелкий чиновник Желтков к женщине, с которой он даже не имеет надежды когда-либо встретиться наедине, становится для него величайшим счастьем и великой трагедией. И именно это чувство делает героя произведения личностью, человеком с большой буквы. Сразу вспоминаются строки из стихотворения А.А.Блока: «…только влюблённый | Имеет право на звание человека» [4].
Перед нами стоит задача: выяснить, почему повесть заканчивается светло, хотя главный герой погибает? Какое значение имеет в повести соната Людвига Ван Бетховена? Ведь номер этого музыкального произведения с точным указание части (2 Son, оп. 2, №2, LargoAppassionato) Куприн выносит в эпиграф. Это мы должны понять и почувствовать на уроке, посвящённом вышеназванному произведению. Работа начинается с того, что перед классом ставится вопрос: какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? И дети, как и ожидалось, пишут: радость, счастье, голубое небо, розовые облака… Ни одного тёмного цвета или образа!
А далее – задание по группам. Первая группа рассматривает наиболее значимые символы в повести. Вторая обращает пристальное внимание на цвета и звуки, которые встречаются в повести. Третья пытается определить все виды любви, встречающиеся в произведении. Четвёртая группа – у её участников самое сложное задание – пробует описать (не слыша) музыку, которая является важным образом в повести. И, наконец, пятая группа анализирует эпизод «Муж и брат Веры Николаевны навещают Желткова» с точки зрения того, как изменяется герой в ходе этой встречи (через мимику, жесты, движения) – своего рода, небольшое психологическое исследование.
Первая группа исследовала символы, среди которых особое внимание обращает на себя сам браслет – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов – кабошонов, Каждый величиной с горошину». Этот зелёный камешек – редкий вид граната, он имеет свойство, по словам Желткова, сообщать женщинам дар предвиденья. Красные же камни у женщины, которой странный браслет подарен, ассоциируются с кровью. И, действительно, кровь прольётся, а Вера Николаевна сможет предугадать смерть человека, любящего её. Она же и придёт к Желткову, уже умершему, чтобы попрощаться с ним навсегда. Ребята отметили, что зелёный цвет, несмотря на трагические события,– цвет надежды, природы, воскресения.
Второй образ-символ, на который обратили внимание студенты,– цветы.
Начинается повесть с того, что героиня гуляет по саду и срезает цветы к обеденному столу. Их много. Есть отцветающие – летние. Есть и осенние цветы: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Не так же ли холодна, горда и прекрасна княгиня Вера Николаевна Шеина в начале повести.
А вот в конце произведения появляется всего один цветок – большая красная роза, положенная Верой под шею мёртвому Желткову, как символ той любви, «о которой мечтает каждая женщина», по словам генерала Аносова. Вспомнив слова дедушки, Вера поняла, что именно такая любовь прошла мимо неё, и она целует Желткова в «холодный, влажный лоб долгим, дружеским поцелуем». Очевидно, героиня в этот момент переживает чувство вины и потери. Это и отмечают учащиеся.
Вторая группа рассматривала цвета и звуки, встречающиеся в произведении: рёв сирены, зловещий свист ветра, громыхание железных кровель дач, хлопанье дверей, дикое завывание в печных трубах, мрачные цвета – всё это в начале повести является зловещим предзнаменованием. А заканчивается произведение просветлением, прощением, которое возникает в душе героини под сонату Бетховена. Именно тогда звучат удивительные слова: «Да, святится имя твоё!»
Третья группа рассматривала все виды любви, представленные в повести, выделив любовь Желткова, как уникальное чувство – трагедию (а повесть является, в какой-то степени, энциклопедией любви).
Четвёртая группа, которую желательно отделить при работе от класса, пытается услышать музыку сонаты Бетховена, не слушая её. Их реакция такая: музыка возвышенная, лёгкая, как облачко, прекрасная, божественная, в ней слышно шуршание ветерка… Потом именно этой группе даётся возможность первой из класса прослушать отрывок из сонаты Бетховена. После прослушивания они получают объяснение, как переводится термин «LargoAppassionato» (Largo– спокойно, величественно; Appassionato– страстно, взволнованно). И ребята совершенно по-иному определяют теперь характер музыки: музыка спокойная, величественная, эмоциональная, но не внешне, а внутренне. Главное же – не радостная, а, скорее, какая-то сосредоточенная, напоминающая шествие.
И, наконец, пятая группа рассуждает об изменениях Желткова во время посещения его братом и мужем Веры Николаевны. Студенты выписывают лексический ряд, главные слова которого составляют глаголы: делает два шага навстречу с неловко протянутой рукой, нервные пальцы бегают по борту коричневого пиджачка, неловко кланяется, совершенно растерявшись, опустился на диван и пролепетал омертвевшими губами – это в начале встречи. А потом: положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достав портсигар и спички, закурил. Что случилось? Просто в герое просыпается чувство человеческого достоинства. Почему? Потому что ему пригрозили полицией за то, что он… Любит. Таким образом, студенты приходят к выводу, что любовь даёт человеку право ощутить себя человеком с большой буквы, независимо от социальных условностей и материального положения (по ходу работы в группах студенты получают отрывки из литературоведческих статей, позволяющих им сопоставить итоги своих размышлений с высказываниями философов, писателей, критиков).
Итак, все группы выступили. Вопросы заданы (напомню – по одному от каждой группы). Получились звенья мозаичного рисунка. Теперь же следует объединить их в связный текст. И мы опять возвращаемся к двум главным вопросам, которые были сформулированы в начале изучения произведения: почему повесть заканчивается светло, несмотря на смерть героя (ведь Желтков убивает себя, а это страшный грех)? Какое значение имеет музыка в этом произведении? (И здесь-то звучит соната Бетховена уже для всего класса).
Студенты приходят к выводу, что и образы – символы, и цвета, и звуки предсказывают в начале повести зловещие события, которые и случаются (ведь мы уже говорили выше о судьбе героя). Но его любовь выделяется среди прочих видов любви, представленных в повести так, как выделяется зелёный гранат на браслете среди кроваво-красных собратьев, как алая роза среди осенних цветов. Любовь Желткова поднимает его над знатными господами, над рабами любви; это чувство освобождает его душу от социальных условностей и превращает фарс (именно так изначально представил историю любви Желткова к Вере Николаевне князь Шеин гостям) в трагедию, именно поэтому так страстно и величественно сопровождает нас в чтении повести соната Бетховена. А великая трагедия (это ещё Аристотель отметил) несёт очищение души, которое называется «катарсисом». Поэтому-то и заканчивается повесть слезами освобождения от чувства вины, когда героиня в величавых и прекрасных аккордах музыки слышит великое прощение и вечную любовь. Примерно такого плана текст создают студенты, объединяя все звенья сообщений в одно целое.
Таким образом, работа в малых группах способствует важным открытиям:
1. Студенты учатся сотрудничать, зная, что участие в работе обеспечено каждому.
2. Общаясь в малых группах, высказываясь и выслушивая других, студенты приобретают коммуникативные навыки.
3. Организованное чтение помогает им постичь очень важные нравственно-этические понятия. А это, наверное, одна из главных задач урока литературы.
Литература:
1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Художественная литература. 1958.
2. И.С.Тургенев. Отцы и дети. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. М.: Правда. 1968.
3. Грачёва И.А. Уроки русской литературы. СПб.: Велень. 1993.
4. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Мурманск: Книжное издательство. 1980.