Значение русской духовной музыки в процессе
духовно-нравственного воспитания детей
Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки лицея №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург
О важной роли музыки в жизни человека известно с давних пор. Из глубины веков дошли до нас удивительные музыкальные образцы русских народных песен, колыбельных, плачей, доказывающие еще раз тот факт, что издревле музыка сопровождала человека с момента его рождения и до смерти.
Огромный пласт народной музыки, безусловно, является основополагающим в русской музыкальной культуре, первоисточником многих музыкальных жанров, возникших позднее. Однако, наряду с фольклором, начиная с X века, на Руси формируется новый тип культуры – церковная культура, и в ее русле возникает новое музыкальное направление – духовная музыка. Несмотря на привнесенный характер русского церковного пения, его статус значительно повышается по сравнению с народной песней. Известно, что эти виды обозначались различными терминами, так, церковная музыка называлась «пением», а народная – «игранием».
Активному распространению русского церковного пения способствовали и сами властители Руси. В современной науке существует предположение, что в первых школах, организованных князем Владимиром, а позднее и Ярославом Мудрым наряду с чтением и письмом детей обучали и основам церковного пения. О таких школах упоминается и в «Повести временных лет». И хотя летопись умалчивает о системе обучения церковного пения в этих школах, однако, имеющиеся богослужебно-певческие источники этого времени, указывают на то, что обучение такое велось.
Осознание важности обучения детей церковному пению уже отчетливо проявляется в XVI веке. Эта проблема обсуждалась на Стоглавом Соборе в 1551 году, где был принят проект, одобренный Иваном Васильевичем Грозным о создании книжных училищ на дому у священнослужителей, для обучения чтению, письму и пению. Предложенный проект гласил следующее: «…мы в том царском совету соборне уложили, во царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и диаконы, и все православные христиане в коемждо граде, предавали им своих детей на учение грамоте, и на учение книжнаго письма, и церковного петья салтычного, и чтениа налойного и те бы священники и диаконы и диаки избранныя учили своих учеников и страху Божию, и грамоте и писати и пети… Да учеников же бы есте своих во святых церквах наказывали и поучали страху Божию, и свякому благочинию псалмопению, и чтению и пению, и конарханию по церковному чину».[1]
Большое значение русскому церковному пению придавалось и в царской семье. Известно, что многие русские цари принимали участие в пении за богослужением, а также хорошо владели знанием знаменной нотации. Например, царь Иван Грозный, был не только большим любителем церковного пения, но и автором нескольких стихир (на день преставления митрополита Петра и на сретение иконы Владимирской Божией Матери), которые были обнаружены архимандритом Леонидом в XVIIвеке в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры. Также и царь Алексей Михайлович, по свидетельству Забелина, с восьми лет уже изучал Октоих, а его сын Петр Алексеевич заучивал наизусть целые богослужебные книги и знал целиком Евангелие и Апостол.[2]
Активное распространение церковно-певческое обучение получает со времени правления Петра I. Создание Петром Придворного хора в Санкт-Петербурге повлекло за собой необходимость систематического обучения певчих. В связи с этим уже при Анне Иоанновне в 1738 году в городе Глухове была основана школа для подготовки малолетних певчих. А два года спустя в 1740 году такая же школа была организована и в Санкт-Петербурге.
Наряду со специализированными заведениями такими как: вышеназванные школы, Синодальное училище в Москве и др., которые имели целью воспитывать будущих церковных певцов и регентов, в России XVIII-XIXвеков практически каждое учебное заведение имело в своей программе часы хорового пения. Конечно, в условиях нарастающей секуляризации русской культуры, начавшейся в период правления Петра Алексеевича, наибольшей популярностью пользовались светские хоровые сочинения итальянских, немецких композиторов, однако, серьезное внимание уделялось и русской духовной музыке. Тем более, что в этот период практически каждое учебное заведение имело свою домовую церковь, и в связи с этим в богослужении принимали участие хоры, набранные из его учеников. Наибольшей известностью в этот период пользовались хоры Сухопутного кадетского корпуса и Смольного института. Их певческое мастерство находилось, по отзывам современников, на достаточно высоком уровне, и это не случайно, так как руководителем названных коллективов был замечательный русский музыкант, композитор, автор большого количества произведений для русской Православной церкви Д.С.Бортнянский.
Как свидетельствует история интерес и любовь к церковному пению в российском обществе были достаточно высоки. А поэтому и в обучении детей оно занимало немаловажное место.
Однако, после роковых событий 1917 года, в результате которых Православная церковь, а вместе с ней и русская церковно-певческая культура были практически уничтожены.
Шли годы, в молодом Советском государстве формировалась новая музыкальная массовая культура, создавались замечательные классические произведения Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна. Однако, несмотря на обилие различного музыкального материала, ниша, возникшая в результате отсутствия православной культуры, а в частности русской духовной музыки так и не была ничем заполнена. Советские руководители, методично и целенаправленно, уничтожавшие православную культуру, не смогли ничего предложить взамен, так как православная культура была отражением всех сфер жизни русского человека, являлась основой развития русского государства.
В настоящее время ситуация изменилась, Россия возвращается к своим культурным истокам: открываются новые православные храмы, пишутся иконы, а русская духовная музыка звучит не только на православных богослужениях, но и занимает достойное место в программах по музыке для общеобразовательной школы.