Методическая разработка комплексного занятия «Звени, звени, златая Русь…»
Исаева Екатерина Олеговна, педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 603 г.Санкт-Петербурга
«Звени, звени, златая Русь…»-это комплексное занятие, продолжительностью 40 минут, предназначенное для детей 7-8 лет.
Цель занятия– объединить различные виды художественной деятельности в целостный процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности).Знакомство с творчеством композиторов, художников, поэтов, воспевающих природу в разные времена года.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка через используемые произведения искусства(музыку, живопись, поэзию).
- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
- знакомство с творчеством П. Чайковского, С. Есенина.
Развивающие:
-развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой деятельности.
-развивать творческие способности ребенка.
-развивать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
- развитие слуховых представлений по средствам музыки, поэзии и живописи.
Воспитательные:
-воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.
- воспитание образного мышления.
- воспитание и развитие нравственно-патриотического
чувства: любви к Родине, уважение к её истории и традициям.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский. Цикл «Времена года» (фортепиано).
- Г. Свиридов. Поэма «Памяти С. Есенина».
Материально-техническое обеспечение:
-фортепиано
-музыкальная аппаратура
-стулья
-столы
-бумага, краски, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти для рисования, цветные карандаши
Оформление класса:
На центральной стене- портрет С.Есенина.
План занятия:
- Биография и творчество С. Есенина. Воспевание природы в стихах и поэмах. Влияние творчества Есенина на поэтов, художников и композиторов.
- Описание явлений природы и времён года поэтами, художниками и композиторами.
- Изображение осени, зимы, весны и лета в творчестве.
- Творчество детей:
- исполнение пьес на фортепиано, посвященных временам года;
- рисунки детей к музыкальным произведениям.
Ход занятия.
Звени. Звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен. – кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
У С. Есенина много стихов о природе. Недаром поэта называют певцом Русской природы. Природа у Есенина движется, переливается всеми цветами радуги. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды- все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Для него любое дерево, растение и даже обычное время суток – живые существа. Вечер шепчет, песок звенит, месяц водит с тучами игру, липы держат в зелёных лапах птичий гомон, черёмуха кудри завила, у берёзки зелёная причёска …Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит.
Когда читаешь стихи С.Есенина о природе, то её картины становятся видимыми. В жизни поэта был такой случай. Он познакомился с художником И. Бродским, который, прослушав стихи в авторском исполнении сказал, что поэт, вероятно, родился в Рязанской губернии. Для Есенина родной край, родина- это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и деревенскими традициями, с красочным миром природы. Есенин очень удивился, как это художник догадался, что он действительно родился в рязанском селе Константиново. Настолько ярки поэтические зарисовки природы в стихах Есенина, что в памяти художника они оживили увиденную природу под городом Рязанью, где художник в молодые годы много работал – писал картины. Позже, да и в наши дни, многие художники писали свои картины, навеянные стихами и поэмами Есенина – гравюры Фёдора Константинова. Картины Николая Ромадина, риунки Бориса Дехтерева.
Художники создавали свои работы под впечатлением поэзии С. Есенина, как бы воспроизводили его строки красками, тонко чувствовали эмоциональное и образное содержание его стихов и поэм. Видели их в своём воображении, а затем нарисовали на своих полотнах.
Композитор Г. Свиридов сочинил музыкальное произведение на стихи С. Есенина, которое называется « Поэма памяти Есенина».Звучит музыка. Г. Свиридов «Поет зима – аукает..»
Есенин о природе рассказывал словом, художники – красками, а композитор – звуками музыки.
П.И. Чайковский нарисовал картину осени прекрасной музыкой, которая называется «Осенняя песня».Звучит музыка. «Осенняя песня» в исполнении учащегося студии «фортепиано»
Вспомним, какие строки из стихов Есенина созвучны настроению этой пьесы.
… Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли. Печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
… Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Есенин воспевал не только осеннюю природу, вот как он писал о зиме:
… заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
… Снег падает, мелькает, вьётся,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает…
Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил зимний вечер в своем произведении «у камелька».
Звучит музыка. «У камелька» в исполнении учащегося студии «фортепиано»
На смену зиме всегда приходит весна; природа пробуждается и каждый чувствует в себе прилив новых сил.
Так пей же, грудь моя
Весну!
Волнуйся новыми
Стихами!
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил весну в своем произведении «Подснежник».
Звучит музыка. «Подснежник» в исполнении учащегося студии «фортепиано»
Есть у С. Есенина стихи и о лете.
Ну, а если лето –
Песня плохо спета.
Слишком много дела-
В поле рожь поспела.
Ах, уж не с того ли
Дни похорошели, -
Все колосья в поле
Как лебяжьи шеи…
Вот как композитор П. И. Чайковский изобразил лето в своем произведении «Баркаролла».
Звучит музыка. «Баркаролла» в исполнении учащегося студии «фортепиано»
Наше занятие сегодня посетили все времена года. Сколько их? Назовите! Что нам помогло встретиться сразу со всеми временами года? (Ответы детей) Правильно, слово - музыка - живопись.
А теперь я предлагаю вам стать художниками. Выберите изобразительные материалы: краски, фломастеры, листы бумаги. Подойдите к столам и нарисуйте то время года, которое каждый из вас хочет нарисовать. (вопрос к детям – Как называется картина, на которой изображена природа?. ответ – правильно – пейзаж). Вот и будете рисовать пейзаж, каждый свой.
Вначале дети обдумывают замысел, подбирают материалы и приступают к работе. Негромко звучит музыка П. Чайковского из «Времен года». Когда работа над рисунками завершена, устраивается выставка детских работ, которая размещается рядом с портретом С. Есенина.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
С. Есенин.