Музыкальные способности и их место
в структуре личности младшего школьника
Ватьян Елена Шагеновна, педагог дополнительного образования по классу фортепиано ГБОУ «Гимназия № 587» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Рапаева Марианна Николаевна, педагог дополнительного образования по классу фортепиано ГБОУ «Гимназия № 587» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются разных успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями в их способностях. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое употребление в психологии, определяется разными учёными по - разному. Значительный вклад в разработку этой теории способностей внёс Б.М. Теплов. В понятие «способности», по его мнению, заключены три основные идеи: « Во – первых, под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во – вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей…В – третьих, понятие «способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем ухудшается и может быть утрачена полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддерживает и развивает свои высшие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей, причём это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способностями. Предпосылками к развитию способностей являются задатки. Задатки – это то, чем уже обладает человек, что ему дано или задано ещё до начала развития у него соответствующих способностей. У человека есть два вида задатков: врождённые и приобретённые. Первые называют природными, а вторые – социально обусловленными, поскольку задатки первого вида даны человеку с рождения (заданы от природы), а задатки второго вида он приобретает в результате научения. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счёт развития других. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности должны пройти большой путь развития.
У человека имеется множество самых разных способностей. Это: элементарные, общие, сложные, теоретические, практические, предметно – деятельностные, специальные. Мы остановимся на специальных, а именно, на музыкальных способностях. Это способности, которые встречаются не у всех детей и определяются успехом в музыкальных видах деятельности. Это, как правило, способности, для которых необходимо наличие особых задатков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Наличие у ребёнка общих способностей не исключает развитие у него и музыкальных способностей и наоборот. Нередко общие и музыкальные способности сосуществуют у одного и того же ребёнка, взаимно дополняя друг друга. Становление музыкальных способностей начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школе, особенно в младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают музыкальные игры, затем существенное влияние на них оказывает учебная деятельность. Занятия различными видами музыкальных игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования задатков к развитию музыкальных способностей. Важным моментом развития музыкальных способностей детей выступает одновременное совершенствование нескольких, взаимно дополняющих друг друга способностей. Это - музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Развивать только какую – либо одну из них, не заботясь о повышении развития уровня других, связанных с ней способностей, практически невозможно. Кроме понятия «способности» в психологии для характеристики умения человека справляться с разными видами деятельности используются также понятия «одарённость», «талант», «гениальность». В музыкальной деятельности одарённым называют ребёнка, который обладает хорошими задатками к развитию музыкальных способностей. Талантливым называют ребёнка, который благодаря своим высокоразвитым способностям может добиться высоких результатов в каком – либо виде музыкальной деятельности. Гениальный – это ребёнок уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определённом виде музыкальной деятельности. В связи со всем вышесказанным следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей музыкальные способности ребёнка. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности, должная мотивация деятельности. Поддержание интереса к музыкальной деятельности через её мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в потребность. Таким образом, для того, чтобы музыкальные способности у ребёнка успешно развивались, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Как можно более раннее и полное выявление музыкальных задатков, с рождения имеющихся у ребёнка.
2. Активное включение ребёнка в те виды деятельности, в которых музыкальные способности формируются и развиваются.
3. Включение ребёнка в разноплановые виды музыкальной деятельности (вокал, танец, слушание музыкальных произведений различных жанров и музыкальных произведений в исполнении различных инструментов), в которых музыкальные способности формируются и развиваются.
4. Учитель сам должен иметь высокоразвитые музыкальные способности.
5. Использование современных развивающих методов и средств обучения.
6.Стимулирование развития музыкальных способностей через мотивацию развивающую эти способности в деятельности.
Важным моментом развития музыкальных способностей является их компенсируемость, т. е. замена или замещение одной, слаборазвитой способности, другой, более развитой способностью. А.Н. Леонтьев показал, что определённого уровня развития звуковысотного слуха можно добиться у тех детей, внутреннее ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для этого. В эксперименте, который он провёл, было доказано, что, если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки разной высоты, контролируя данный процесс зрительно и по мышечным ощущениям, связанным с работой голосовых связок, то в результате можно улучшить такой слух в 4 – 5 раз, добившись его высокого развития у испытуемых.
Если рассмотреть, какое место способности занимают в структуре личности, то нужно обратиться к гуманистической теории личности, в частности, на вариант, разработанный А. Маслоу и К. Роджерсом. В разработанной ими теории личности её структура представлена через иерархизированную систему потребностей человека. Самой важной и главной потребностью такой личности является стремление к самоактуализации.
На главный вопрос своей теории – что такое самоактуализация – А. Маслоу кратко ответил: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения, вовлечены в какое – то дело. Они преданы этому делу, оно является чем- то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации своих высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему – то ещё более высокому. Эти ценности (среди них: добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. В свою очередь, жизнь для самоактуализирующейся личности предстаёт как процесс непрерывного нравственного выбора и самосовершенствования. Поэтому очень важно с раннего детства выявлять и развивать любые способности ребёнка, в том числе и музыкальные.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1973.
2. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Из-во Моск.
ун-та,1998.
3. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2005.
4. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.:
Педагогика, 1988.