Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Янке Екатерина Яковлевна

  Ход урока:
 
                                                                  I
Учитель: Прежде чем вы узнаете тему урока - нужно понять, с каким настроением мы с вами будем сегодня работать, а для этого давайте распоёмся:                                        
  - Здравствуйте, ребята!
Дети:  Здравствуйте, учитель! (Пение по звукоряду до-мажора, ре- мажора, ми-мажора, фа-мажора, соль-мажора).
                                                                  II
Учитель: Настрой торжественный, радостный! Замечательно! Сейчас вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках. Перед вами некоторые    жанры народных песен, но в их названии переставлены слоги. Нужно поставить слоги таким образом, чтобы получилось название жанра народных песен.(См. Приложение №1: карточки со слогами. Исполнение песен этих жанров, выученных ранее:                                                                                 
«Со вьюном я хожу» р.н.п.,                                                                                
«Эй, ухнем» р.н.п.,                                                                                                    
«Тонкая рябина» р.н.п.,                                                                                       
«Частушки» муз. Щедрина).                                                                       
Скажите, пожалуйста, чем отличается последнее произведение?

Дети:У него есть авторы.
 
Учитель: Как мы говорим про такие песни?
 
Дети:Они написаны в народном духе, народном характере.
 
Учитель: Многие русские композиторы черпали своё вдохновение в народной музыке.  Русская музыка - это зеркало жизни народа, душа русского народа. Народная музыка — источ­ник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения русских композиторов М. Глинки, М. Мусоргского и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина. Иодним из них был С. С. Прокофьев.Назовите произведение Сергея Сергеевича, которое мы узнали в 3 классе!

 Дети: Это симфоническая сказка « Петя и волк», «Болтунья».
                                                             
                                                                        III
Учитель: Молодцы!  Музы­кальный язык Прокофьева отражает судьбу композитора, особую любовь  к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости за Родину.
На Украине, недалеко от города Донецка, есть скромное селоКрасное (бывшая Сонцовка), где  родился и провёл детствоПрокофьев.
Первой учительницей по музыке была его мама. Она прекрасноиграла на фортепиано. И постоянно в доме Прокофьевыхзвучала музыка.
В 13 лет Серёжа поступил в Петербургскую консерваторию, которую закончил по классу композиции и фортепиано. В 1918 году Сергей Прокофьев покидает Россию и уезжает за границу. Он живёт в Японии, в США, на Кубе, во Франции. Несмотря, на большой успех за рубежом, С. С. Прокофьев очень скучает по России,  в 1932 году он вновь возвращается на Родину. Продолжает плодотворно работать. Результат- кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, солистки и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на текст поэта В. Луговского и самого композитора, рассказывающая о истории Руси. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество - Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Кто такие защитники Отечества?

Дети:  Защитники отечества - это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.

Учитель: Дети, каких защитников Отечества вы знаете?

Дети: Русские богатыри: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Русские князья: Дмитрий Донской, Александр Невский. Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.  

Учитель: Почему Прокофьев назвал свое произведение «Александр Невский»? Кто же такой Александр Невский?
Александр Невский один из тех, кто защищал русскую землю от врагов в XIIIстолетии. Он родился в 1220 году и по обычаю того времени младенец был наречён в честь святого, память которого по церковному календарю праздновалась в один из дней, близких к дню рождения младенца. Имя, данное младенцу, оказалось пророческим. «Александр» по-гречески означает «защитник людей».
Посмотрите, каким Александра Невского изображают на иконах и на
Картинах.  (Приложение № 2: репродукции  иконы  святого благоверного князя  Александра Невского и фрагмента картины «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» С. Присекина или  картины  «А, Невский»  П. Корина. Рассматривание  репродукций.)
Строгая размеренная мелодия-это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части. Послушаем 2 часть кантаты «Песня об Александре Невском», еще один пример музыки «в народном духе». (Слушание музыки).                                                  
В те далекие времена нападали на землю русскую не только татаро-монголы, пришли другие враги - шведы. Пришли они и говорят новгородскому князю Александру: "Мы пришли взять себе город, а ты и твои дети будут нашими слугами". Но князь Александр сказал Новгородским жителям: "Шведы хотят нас завоевать, пойдем сражаться с ними. Правда нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам. Не в силе Бог, а в правде. Бог помог, он добавил силы русским воинам, потому что их дело - правое. На берегах реки Невы было это сражение. Русские разбили шведов. Как стали звать князя Александра и почему?

Дети: Князя Александра стали звать Александр Невский. Победа была одержана на реке Неве.

Учитель: Эта музыка была написана к кинофильму режиссера Эйзенштейна «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.
Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.Сейчас прозвучит фрагмент произведения С.С.Прокофьева Это хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». В какой форме он написан? (Слушание музыки)
 
Дети: Хор написан в трёхчастной форме.
 
Учитель: Первая часть служит призывом к бою за русскую землю. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные звуки колокола. Кто-нибудь знает, как называется такой звон?
 
Дети: Это звучит набатный колокол.
 
Учитель: С давних времён на Руси существовал обычай возвещать о важных, тревожных событиях ударами набатного колокола. Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Музыка хора активна и ритмична (вспомним, что Прокофьев писал современную музыку  в духе  русской народной). Еще раз напомню, что этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно стал боевой патриотической песней.                             
 Давайте разучим мелодии (темы) хора «Вставайте, люди русские!». Первая тема хора  наполнена ритмической энергией, будем  выделять ударные слоги в словах.  
 ( Разучивание темы) Какой характер этой музыки?
 
Дети: Смелый, призывный, энергичный, маршевый характер музыки.
 
Учитель: Поможем движением руки, как бы ударяющей в колокол, подчеркнем маршевую поступь музыки активной артикуляцией. Сейчас споем  тему средней части хора без слов. Естественно, что с первого раза не все получится, разучивая главную мелодию хора будем исполнять напевно, но энергично, на активном дыхании, с четкой дикцией.  Внимательно вслушивайтесь, когда поете.(Исполнение темы с жестами)
 На какой жанр народной песни похожа эта тема («На Руси родной…»)?
 
Дети: На нежную лирическую песню.
 
Учитель: Я сыграю, а вы пропойте мелодию про себя, «исполняя» движением руки фразировку. Где покажется необходимым взять дыхание, там рука должна изменить направление движения. Кто-то услышал здесь три фразы, у кого-то получились две, у некоторых — одна большая фраза. Поем мелодию со словами, сохраняя важнейшего качества этой мелодии — ее широты, распевности — того, что сближает ее с русской народной песенностью и  придает эпический характер звучанию.(Исполнение темы)                               Вернемся к теме урока. Что такое кантата?слово произошло от итальянского - cantare –  петь. Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными. Но и лирическими и эпическими тоже могут быть. В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
1.                 "Русь под игом монгольским"
2.                 "Песня об Александре Невском"
3.                 "Крестоносцы во Пскове"
4.                 "Вставайте, люди русские"
5.                 "Ледовое побоище"
6.                 "Мертвое поле"
7.                 "Въезд Александра во Псков"
 Какому историческому событию посвящена кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»?Только русские расправились со шведами. Как на Новгород немцы пошли, тоже хотели завоевать. Уж весна наступила, лед на реках и озерах стал не крепким. Встретились русское и немецкое войско на Чудском озере. Начался бой и был этот бой 18 апреля 1242 года. Немецкие рыцари были вооружены очень хорошо, но трудно было устоять на льду коням с рыцарями в тяжелом вооружении и доспехах стальных, и стали они проваливаться под лед.                                                                                                 
 Послушайте, как характеризовал эту  битву в своем стихотворении Константин Симонов:
(Учащиеся читают у доски стихотворение)

Дети: ...Уже смешались люди, кони,                                                                
Мечи, секиры, топоры,                                                                                        
А князь по-прежнему спокойно                                                                 
Следил за битвою с горы.
...И только выждав, чтоб ливонцы,                                           
Смешав ряды, втянулись в бой,                                                          
Он, полыхнул мечом на солнце,                                                 
Повел дружину за собой.
По льду летели с лязгом, громом,                                                                      
К мохнатым гривам наклонясь;                                                                         
И первым на коне огромном                                                                              
В немецкий строй врубился князь.
Стоял суровый беспорядок                                                                       
Железа, крови и воды.                                                                                       
На месте рыцарских отрядов                                                                       
Легли кровавые следы.
 

                                                               IV
Учитель: Русские опять победили и прославили своего князя Александра. Память о великих войнах до сих пор живет в наших сердцах. В этом году наша страна отметила 65-летие Победы в Великой Отечественной Войне над фашистской Германией. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждали самых отважных и храбрых воинов Великой Отечественной Войны.(Приложение №3: рассматривание репродукции ордена). Много храмов построено в честь святых воинов. Мощи его покоятся в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербурге.                                                                                                            
Будущее России, ребята за вами. Где бы вы ни были, помнитео Родине, любите её, прославляйте своими делами.
А сейчас, чтобы узнать, что вы запомнили с сегодняшнего урока, мы разгадаем с вами кроссворд, все слова которого расположены по горизонтали. Ели вы правильно все определите, то сможете по вертикали прочесть тему нашего урока и  рассказать о самом интересном своим друзьям и родителям!  (Приложение №4: кроссворд, индивидуальные листы для работы с кроссвордом).
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
 
 

         

  1.  
2.   к о м п о з и т о р
3.   ч а с т у ш к а  
4.   н о т а  
5.   р и т м  
6.   б а л а л а й к а  
7.   б о г а т  ы      р       ь
8. А л е к с а н д р  
 
 
По вертикали:
1.Вокальное произведение для солистов, хора и оркестра.
По горизонтали:
2.Человек, сочиняющий музыку.
3.Жанр русской народной песни.
4.Знак, для записи музыкального звука.
5.Чередование различных длительностей в музыке.
6.Русский народный инструмент.
7.Герой былин.
8.C греческого языка- «защитник людей».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»