Традиции русской церковно-певческой культуры в творчестве современных композиторов Санкт-Петербурга
Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки лицея №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург
Последнее десятилетие XX века явилось переломным этапом в судьбе России. Это время характеризуется серьезными преобразованиями во всех сферах жизни русского человека. Так, наряду с экономическими, политическими, социальными изменениями в это период началось духовное возрождение нашей страны, обращение к историческим традициям. В течение нескольких предшествующих десятилетий в русской истории и культуре отвергалось все то, что было связано с традиционной духовностью русского народа, и, прежде всего, с православной верой. Между тем, именно православие на протяжении многих веков составляло основу жизни русского человека, формировало его мировосприятие. Православная традиция активно влияла на все сферы жизни русского народа. В настоящее время с осознанием роли русской национальной культуры повышается значение Русской Православной церкви, бывшей долгое время очагом русской культуры. В связи с этим возникает интерес к ее музыкальному наследию. Однако, наряду с изучением музыкального богослужебного материала прошлых времен, к концу XX века появляется большое количество музыки, так или иначе связанной с русской церковно-певческой культурой. В своем творчестве композиторы обращаются к интонационной сфере русского церковно-певческого искусства, используют жанры и стили, сформировавшиеся в русле православной церковно-певческой культуры, создают произведения, основанные на православной тематике. В этой области, наряду с традиционными музыкальными формами (гармонизацией уставных мелодий), предназначенных непосредственно для православного богослужения, существуют и произведения, представляющие авторские трактовки того или иного церковного музыкального материала, которые, безусловно, содержат черты индивидуального стиля композитора и, таким образом, отходят от канонических норм создания православных богослужебных произведений и имеют вследствие этого элемент светского музыкального начала. Здесь необходимо отметить несколько путей создания современных музыкальных произведений, имеющих духовную тематику.
Наиболее распространенным в этой связи является принцип, сформировавшийся еще в прошлых веках, когда композиторы, используя литургический текст и древние напевы, предлагали свою многоголосную интерпретацию этого материала, в определенной мере придерживаясь традиционных форм изложения церковно-певческих произведений. Такие сочинения характеризуются отсутствием каких-либо новаций, стремлением к максимальному сохранению, как текста, так и древнего напева. В этом русле созданы произведения современных композиторов С. Трубачева, В. Мартынова, А. Правдолюбова, М. Мормыля.
Наряду с традиционалистским подходом в современной музыкальной культуре существуют духовные сочинения, в которых композиторский стиль проявляется более широко и открыто, и идея, заложенная в произведении, раскрывается всеми возможными с точки зрения автора музыкальными средствами. Это приводит к применению как традиционных, так и инновационных средств музыкальной выразительности, введению музыкальных инструментов, которые, как известно, не звучат в Русской Православной церкви, использованию различных акустических эффектов.
Первые сочинения, непосредственно связанные с русской церковно-певческой музыкальной культурой, рождаются в 70-е годы. Одно из них – это произведение Г. Уствольской, созданное в 1971 году под названием «Композиции для флейты-пикколо, тубы и фортепиано», где во второй части автор применяет погласицу 1-го гласа с псалмом «Господи воззвах». Политическая ситуация этого времени не позволяет композиторам открыто обращаться к музыкальному наследию русского церковного пения. И поэтому Г. Уствольская завуалировано излагает уставную гласовую мелодию, несколько видоизменяя ее структуру. А в 1974 году появляется «Драматическая песнь» С. Слонимского для симфонического оркестра, в которой автор также обращается к интонационной сфере древнерусского знаменного распева. В своем сочинении Слонимский предлагает новую трактовку древнерусской мелодики. Сущность образного конфликта «Драматической песни» заключается в сопоставлении знаменной диатоники и модальности – с додекафонией»[1].
К началу 80-х годов в творчестве российских композиторов появляются произведения, связанные с тематикой русской святости. В этом ряду стоят 3 симфония В. Довганя «Михаил Черниговский», оратория Г. Дмитриева «Из повести временных лет», вокально-симфонический цикл В. Кикты «Владимир Креститель», «Былина о Борисе и Глебе» Ю. Буцко. В этой связи необходимо упомянуть и ораторию петербургского композитора А. Королева «Житие князя Владимира» (1981), созданную на основе текстов «Повести временных лет». Либретто оратории было написано самим автором, в его основе лежит хронологический принцип: в начале повествуется о военных походах князя, далее рассказ – о «его богоугодных делах», центральной частью становится повествование о крещении Руси, и финал оратории – обобщение всей деятельности князя, осмысление его роли в русской истории. О событиях тысячелетней давности композитор повествует языком, вбирающим в себя интонации сказовой речи, певческую культуру от знаменных образцов до хоровой музыки Рахманинова, современные ритмы и инструментальные краски.[2]
Наряду с «Житием князя Владимира» Королевым создано еще два произведения, связанные с русской церковно-певческой традицией, это – хоровой концерт «Слава Богу за все», написанный на текст акафиста Григория Петрова и хоровой концерт «Откровения Иоанна Богослова» («Апокалипсис»). Используя традиционную форму хорового концерта, распространенную в русской церковно-певческой практике с XVIII века, композитор предлагает свою трактовку этого жанра. В одном из интервью в журнале «Музыкальная академия» на вопрос о стилевых истоках концерта «Слава Богу за все», композитор ответил, что «Стилистические первоисточники его сочинения достаточно разнообразны: одна из частей построена на имитации знаменного распева; в других частях присутствуют элементы духовной музыки XIX века, как первой половины, так и конца столетия, конечно же, - Рахманинова, Гречанинова. Что касается стилистики, то здесь использованы и некоторые средства из арсенала современной техники, в частности мультимногогласие»[3]. «Апокалипсис» также представляет синтез музыкальных приемов, характерных для различных музыкальных традиций. Здесь композитор обращается к мелодике грегорианского хорала, а также к хоровой монодии, с эффектом гетерофонного расслоения музыкальной ткани на множество несовподающих (на уровне микроэлементов) голосов».[4] Наряду с произведениями a cappella А. Королеву принадлежит сочинение для хора с оркестром «Большой распев» для струнных ударных и клавесина. Здесь композитор обращается к мелодике знаменного распева, однако древнерусская церковная мелодия, звучит в сочинении А.Королева не как цитата, а излагается музыкальными средствами, используемыми в современной композиторской практике.
В русле рассматриваемой темы находится творчество другого петербургского композитора – Владислава Успенского. Сочинения Успенского охватывают различные направления церковно-певческой культуры. Он обращается как к традиционным церковно-певческим жанрам, используемым в православном богослужении – «Всенощное бдение» (1990), «Божественная литургия» (1991), «Молебен на исход души», так и создает произведение, представляющее синтез светского и церковного музыкальных начал. Таковым является концерт Успенского «Господи, воззвах к Тебе» для смешанного хора и симфонического оркестра. Концерт состоит из шести частей и оркестровой прелюдии и написан на тексты православных молитв. Музыкальный язык данного произведения во многом отходит от норм сочинения православных песнопений, так как .в концерте ярко выражен индивидуальный стиль композитора, со всеми присущими ему особенностями музыкального письма. Многие критики, характеризуя творчество Успенского, отмечают особую лиричность и театральность музыкального языка его сочинений, яркость и выпуклость музыкальных образов. Как известно, все это несколько противоречит православной традиции, так как музыка, звучащая в православном храме, не должна отвлекать человека от текста молитвы. Однако, Успенский не связывает себя рамками традиций и создает произведение, ярко выражающее личностное начало композитора.
Хотелось бы отметить, что наибольший интерес к русскому церковному пению наблюдается в творчестве композиторов к моменту празднования 1000-летия Крещения Руси. Это обусловлено изменением в данный период отношения к Русской Православной церкви и ее музыкальной культуре. Обращение к музыкальному наследию Русской Православной церкви открыло для современного творчества интонационную сферу русского церковно-певческого искусства и стало новым этапом в современной музыкальной культуре Санкт-Петербурга.
[1]Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. Советский композитор, 1991, стр. 140.
[2] Музыкальная жизнь, 1987, № 11, стр.70.
[3] Музыкальная академия. 1995, № 4-5, стр.71.
[4] Там же, стр.72.