Корнийчук Елена Георгиевна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 384 г. Санкт-Петербурга
Задачи:
- сформировать понятие о ритме
- вызвать интерес к творчеству
- способствовать снятию психологического напряжения
- способствовать развитию фантазии
- выработать умения и навыки взаимодействия с другими людьми
- повысить мотивацию к самостоятельным действиям
Ни для кого не секрет, что наши дети, это заметно уже на нескольких поколениях первоклассников, – это дети, «выращенные компьютером». Они ощущают постоянную потребность слышать какой-то шум, будь то телевизор, компьютер или просто шум окружающей среды. Без такого фона они чувствуют себя дискомфортно. Как результат, ребенок с большими трудностями входит в круг общения со своими сверстниками. Поэтому задача нашей работы – в выработке и поддержании важнейших аспектов общения:
- умения слушать другого человека;
- умений и навыков взаимодействия с людьми;
- умения понимать окружающих, находить общий язык в любом коллективе.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, составляют главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Требования к подбору игр:
- игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Ритмические упражнения, в которых участвует все тело ребенка, важны для него в любом возрасте. Ведь дети, подчас, не ощущают своего тела и не владеют им свободно и гармонично. Различные прохлопывания, протопывания, прищелкивания и т. д. – благодатный путь для осознания детьми себя как целостного физически-духовного существа. Любой учитель может создавать свою комбинацию движений и ритмов и развивать их бесконечными вариантами. Вариантов обыгрывания одной и той же ритмической формулы может быть множество.
Игры с ладошками
Чередование шлепков по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах. Педагог разучивает с детьми определенную ритмическую формулу, например: ТА-ТА-ти-ти-ТА.
Упражнение 1.
Хлопнуть правой рукой по правому колену, Хлопнуть левой рукой по левому колену, Сделать два шлепка накрест по плечам, Хлопнуть в ладоши.
Упражнение 2.
Хлопнуть правой рукой по левому колену (плечу), Хлопнуть левой рукой по правому колену (плечу), Сделать два шлепка по коленям поочередно (или накрест), Шлепок двумя ладонями по животу (или щелчок пальцами).
Упражнение 3.
Хлопнуть правой рукой по правому колену, Хлопнуть левой рукой по левому колену, Хлопать в ладоши.
Упражнение 4.
2 раза хлопнуть правой рукой по правому колену, 2 раза хлопнуть левой рукой по левому колену, 1 раз хлопнуть правой рукой по правому колену.
Упражнение 5. «Передай ритм»
Встаньте друг за другом, положите правую руку на плечо впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.
Упражнение 6 (с палочками)
Играющие садятся или становятся в круг. У каждого в руках по деревянной палочке. Ведущий передает ритм правой палочкой соседу, тот – следующему и так по кругу, пока ритм не вернется к ведущему, затем становится ведущим следующий по кругу.
Упражнение 7.
Ведущий кладет левую руку на правое колено соседа слева, а правую — на левое колено соседа справа. Все поступают аналогично со своими руками и соседями. Вы отбиваете несложный ритм левой рукой (тра-та-та). Ваш сосед слева, услышав ритм, отбивает его правой рукой (на вашей левой ноге). Ваш сосед справа, услышав ритм, отбивает его левой рукой (на вашей правой ноге). И так далее по кругу. Вы хорошо повеселитесь, прежде чем все научатся правильно передавать ритм.
Упражнение 8.
- Делим детей на группы. С одной группой отрабатываем трехдольный метр (топ-хлоп-хлоп), с другой – четырехдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп). - Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиритмия»). - Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги. - Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.
Упражнение 9.
Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.