Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Специфика работы с начинающими пианистами, учитывая их личностные и физические особенности

(из личного преподавательского опыта)

 

Сухорукова Лариса Петровна,
преподаватель класса фортепиано
Санкт-Петербургское ГБОУ ДО детей
«Детская музыкальная школа № 42»

Индивидуальные особенности дарования будущих исполнителей, различия в психическом и физическом строении и разная степень подготовки являются одними из главных определяющих факторов при выборе метода работы с учеником. При всём многообразии приёмов преподавания все они должны зависеть от художественной цели и исходить из музыкальных представлений, а так же соответствовать удобству и свободе движений во время исполнения произведений на инструменте. Развитие фортепианной техники идёт гораздо интенсивнее и успешнее, когда с первых шагов оно стимулируется положительными эмоциями, творческим воображением, использованием ассоциативного мышления. В самый первый период обучения всё оказывает сильное влияние на психику ученика: новая обстановка, непривычные задачи, которые перед ним ставятся, незнакомый преподаватель. Здесь главная цель учителя состоит в том, чтобы превратить новую обстановку для ребёнка в зону комфорта. Для того, чтобы добиться этого, нужно установить с ним доверительный личностный контакт и заинтересовать творческим процессом.

В современном информационном мире, где Интернет стал играть серьёзную роль в жизни подрастающего поколения, важным моментом в работе педагога становится освоение мультимедийных технологий. Это может послужить помощью в подготовке к урокам и стать дополнительным средством для выстраивания наиболее эффективного контакта с ребёнком. Социальные сети сегодня дают возможность поддерживать общение с учениками во внеурочное время, делиться с ними яркими, обучающими видео и аудио для развития музыкального вкуса и усилению мотивации к совершенствованию своих навыков.

Выбирать подходящие методы воздействия в преподавании гораздо проще, находясь с ребёнком «на одной волне», зная его интересы и особенности. Но как создать на уроке атмосферу полного взаимопонимания, если каждый ребёнок воспринимает мир по-своему? В самом младшем возрасте каждый человек способен к восприятию действительности, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестическую системы. В дальнейшем у каждого индивидуума выявляется доминирующий канал, определяющий наиболее развитый вид восприятия. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него более активна. В музыкальном обучении, безусловно, ведущей системой является аудиальная. Но, выявив доминирующий тип восприятия подрастающего ребёнка, педагог может подкорректировать методику для него индивидуально. К примеру, при работе с выраженным визуалом есть смысл периодически использовать современные компьютерные технологии: презентации в PowerPoint, просмотр видео и иллюстраций, тем самым задействовать его основную сенсорную систему восприятия информации. Понимая сильные и слабые стороны ребёнка, его психические особенности, преподавателю необходимо выстроить баланс в работе: стимулировать развитие слабых сторон ученика и одновременно поддерживать интерес к обучению за счёт активного задействования его сильных сторон. К примеру, при работе с ярко выраженными «слухачами», которым свойственно быстрое запоминание музыки наизусть, педагогу бывает трудно сконцентрировать их внимание на нотном тексте. Музыкальный слух у таких детей опережает техническое развитие. Произведение в целом таким учеником осваивается за короткий срок, он перестаёт смотреть в ноты и, порой, не проводит осмысленной работы над выразительностью исполнения и качеством звука. С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в своё исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей. Эти задачи необходимо ставить перед каждым учеником, вне зависимости от его природных данных.

Предметом тщательного изучения и наблюдения являются дети, у которых левая рука является ведущей. Отсюда появляются сложности, как в звуковом плане, так и в техническом, нарушается координация движений. В начале работы с такими детьми есть смысл подбирать для них наиболее удобные пьесы, уделяя особое внимание технической стороне. Нужно проявить терпение и выдержку, оказать помощь в поиске удобного ощущения в руках. На это требуется гораздо больше времени, чем при работе с детьми, у которых ведущей рукой является правая.

Музыкальное развитие ребёнка в значительной степени зависит от правильной посадки за фортепиано и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса. С первых же этапов обучения необходимо следить, чтобы в движениях ученика не появлялась скованность, которая может послужить барьером для осваивания техничных произведений. С детьми дошкольного возраста эта задача решается быстрее, чем с более взрослыми учениками, поэтому начинать занятия на фортепиано лучше с ранних лет.

Особая гибкость и такт требуется от педагога при работе с подростками, которые подвержены частой смене настроения, нервозности, рассеянности. В музыкальном исполнении это может проявляться в виде ускоренного темпа, преувеличения динамики, резкости звука. Здесь ключевым фактором является межличностный контакт педагога и ученика. Иногда преподавателю следует начинать урок с разговора на интересующую ребёнка тему и плавно подводить к выполнению музыкальных задач. Закреплению доверительных отношений ребёнка и преподавателя так же может способствовать совместная игра в четыре руки. Ансамблевая игра двух детей так же может оказаться хорошим психологическим способом для достижения лучших музыкальных результатов, когда более сильный ученик является стимулом для своего партнёра.

При выборе программы преподавателю следует учитывать мнение ученика, но не идти на поводу, так как это может привести к одностороннему музыкальному развитию. Быстро развивающимся детям можно давать произведения выше на один-два класса, но не следует искусственно форсировать обучающий процесс. Завышенные трудности могут привести к недостаточно осмысленному и низкому качеству исполнения, а так же перегрузить психику ребёнка.

Большую роль в музыкальном развитии детей играют их родители, которые могут, как помогать, так и мешать обучению. Здесь очень важно понимать сложность и тонкость процесса и не акцентировать внимание ребёнка на его неудачах, т.к. это приводит к развитию комплексов, от которых потом очень сложно избавиться. Главная задача родителей – развивать вкус ребёнка: водить в театры, на концерты, давать слушать хорошую музыку, предварительно консультируясь с преподавателем. Формирование вкуса не должно быть однобоким. Следует отдавать отчёт в том, что музыкальное искусство многожанровое, и для полноценного развития нужно научиться отличать хорошую музыку от плохой в разных музыкальных стилях. В российских музыкальных школах классика является базой, на основе которой осуществляется обучение детей. Но в мире существует огромное количество музыкальных направлений, которые так же достойны изучения и пристального внимания.

При всём многообразии приёмов в работе с детьми главным секретом успеха в достижении целей является любовь педагога к детям. Ребёнок всегда её ощущает и быстрее раскрывается в ответ. Существует огромное количество полезной литературы на тему обучения детей музыкальному искусству, но самым ценным инструментом педагога является интуиция, которая в нужный момент всегда подсказывает, как найти ключик к сердцу маленького человечка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»