Санкт-Петербург
ГБОУ гимназия № 587
Фрунзенского района
Педагог дополнительного образования
Рыбас Елена Сергеевна
Лекция-концерт
Танцевальная музыка в творчестве И.С.Баха
СПб
-2013-
Когда из Эрфурта едешь в Айзенах, то примерно через час с лишним пути из окна автобуса видишь вдали гору с замком на вершине. Это Вартбург - старинная крепость тюрингских ландграфов. Сотни лет назад, во времена средневековья в зале вартбургского замка происходило знаменитое состязание певцов.
Из окон замка открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом и, на расположенном у подножья Вартбурга стоит город Эйзенах, город, в котором родился Иоганн Себастьян Бах, 21 марта 1685 года. Родился здесь в Тюрингии, в одном из красивейших немецких краев, в местах, издавна связанных с музыкой. На небольшой эйзенахской площади Фрауенплан стоит дом- музей И.С.Баха. Баховский музей в Эйзенахе существует с 1907 года. Несколько его верхних помещений, обставленных старинной мебелью, показывают нам, как жили немецкие горожане во времена отрочества И.С.Баха. В других комнатах - портреты, гравюры, документы, рассказывающие о его жизни. Внизу - " зал инструментов”, где выставлены старинные виолы, лютни, духовые, клавишные инструменты. В 1985 году весь мир отмечал 300- лет со дня рождения " Не ручей! Морем он должен был называться!" - сказал когда-то о Бахе Людвиг ван Бетховен.
Здесь игра слов: " Бах"- по- немецки означает " ручей". Но музыка Баха - это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. 0 Бахе , его жизни и творчестве на разных языках мира написано множество книг. А появляются все новые и новые книги о творчестве композитора, так-как невозможно исчерпать Океан!
Каждый раз мы с вами будем путешествовать в разные баховские «страны» - «фугу», «сюиту», «инвенцию», «кантату». Сегодня мы посетим «страну» танцевальной музыки. В декабре 1717 года в Кетен, небольшой немецкий городок по приглашению князя Леопольда Ангальт - Кетенского прибыл новый директор камерной музыки. Это был тридцатидвухлетний Иоганн Себастьян Бах. Он приехал сюда из Веймера сразу же после того, как освободился из под домашнего ареста. Целый месяц его держал под домашним арестом веймарский герцог, не желавший удовлетворить просьбу придворного органиста об отставке. В конце концов упрямого органиста, настаивавшего на увольнении, объявили опальным, освободили от должности и отпустили из Веймара. В Кетене его ждет оркестр, состоящий из семнадцати прекрасных музыкантов. Здешний правитель, большой любитель музыки, сам играет на клавесине, скрипке и виоле да гамба. Он всегда принимает участие в музыкальных вечерах, устраиваемых в великолепном кетенском замке, окруженном парком в стиле барокко.
Этими-то концертами и будет руководить Бах. Для них он станет писать музыку. Немалая, если не большая часть его произведений будет написана здесь, в Кетене, за те почти шесть лет, что он проживет в этом городе. Здесь будут созданы его сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло, его концерты для оркестра, называемые " Бранденбургскими”. Здесь будут написаны им клавесинные сочинения - инвенции, первая часть " хорошо темперированного клавира" и многое другое. И среди этого богатства - 6 "Французских" и 6 "Английских" сюит.
"Французские " сюиты Бах собственноручно вписал в обе "Клавирные книжечки" Анны Магдалены- молодой певица, на которой он женился в Кетене некоторое время спустя после смерти Марии Барбары. Ученики Баха - может быть со слов самого учителя - прозвали сюиты "Французскими" и "Английскими". Первые были близки по характеру танцев, входящих в них, к сюитам, которые писали французские композиторы, а вторые - будто бы потому, что сочинялись для одного англичанина. Но возможно и другое объяснение : каждая из "Английских" сюит Баха, в отличие от "Французких", начинается с прелюдии, а такое построение мы уже видим в написанных гораздо раньше сюитах великого английского композитора Генри Перселла.
Бах очень любил форму сюиты, позволявшую объединять в одно целое разнобразные танцы. Сюиты писали его предшественники - мастера 17 века - итальянец Фрескобальди и его ученик его немец Фробергер, французский композитор Люлли и англичанин Перселл. Прекрасные сюиты для клавесина оставили нам современники Баха - Георг Фридрих Гендель и Франсуа Куперен.
Французское слово '"сюита" происходит от глагола «suivre» «следовать" и переводится как" последование" , "ряд", "вереница". В русском языке прижилось похожее слово -:свита", обозначающее вереницу людей, шествующих вослед какому-нибудь важному лицу.
В музыкальной сюите 17—18 веков идут друг за другом танцы- медленные и величавые, быстрые и веселые, задумчивые и нежные, изящные и стремительные. Но это не просто собрание танцевальных пьес. Как в старинных шествиях и процессиях, здесь свой порядок. Есть главные участники этого шествия танцев и те, что их сопроваждают. Главных участников четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Старинными танцами они считались уже во времена Баха- их еще танцевали , но они уже выходили из моды.
Аллеманда- немецкого происхождения. Она известна с 17 века. Когда это был величественный и несколько грузный танец. Нужно представить себе анфиладу зал в старом замке и медленно движущиеся сквозь нее пары в тяжелых одеждах, не позволяющих особенно быстрых движений. Размер аллеманда – 4/4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую - ритмическим отображением шага ” с
каблука на носок", свойственного аллеманде.
О куранте доходят вести с 14 века, а просуществовала она до начала 17 века и не однажды меняла свой облик. Слово "куранта" происходит то ли от итальянского «corrente" "течение" ,"текущий". Для этого танца характерны скользящие движения ног. Своего расцвета куранта достигла во второй половине 17века при дворе французского короля Людовика 14. Еу танцевала пара танцоров, которая должна была изящно и красиво обежать кругом всю залу. Куранта - танец подвижный / размер ее трехдольный/ и очень трудный. Считалось, что научившемуся ее танцевать покажутся легкими все остальные танцы. Курантой открывали балы. Так было, например, когда в Версале праздновалась свадьба герцога Бургундского. В блещущей золотом версальской галерее, озаренной светом хрустальных люстр, зазвучал оркестр, состоящий из знаменитых «двадцати четырех скрипок короля", шести гобоев и шести флейт, и новобрачные начали празднество курантой. Бал этот примечателен еще и тем, что на нем протанцевали впервые неизвестную до того во Франции сарабанду.
О возникновении и первоначальном характере сарабанды высказывают самые разные мнения. Ей приписывают происхождение испанское и восточное, мавританское, характер торжественный, вполне благочестивый, и, наоборот, слишком страстный, "дьявольский". Одно время сарабанда была запрещена церковными властями в Испании. Но потом она изменилась и вновь получила права гражданства. Известно, что в 1688 году испанские солдаты во время некоей церковной процессии шли под звуки сарабанды. Та сарабанда, что утвердилась как бальный танец при дворе, была величавой и торжественной и напоминала медленный менуэт.
Самый быстрый танец в сюите - это жига, старинный английский танец, причем народный танец, ставший в 16 веке бальным!
Жиги пишутся в триольном, движении. Позднее в сюиту вошли более новые танцы и большинство из них – французские (это объясняется тем, что в области танца Франция с конца 17 века стала законодательницей). Вот некоторые из знаменитых танцев : гавот, бурре и "король танца" в 18 веке - МЕНУЭТ!
Все три по своему происхождению народные. Гавот – танец жителей
Французской провинции Свернь – живой, четырехдольный, с обязательным затактом в две четверти. Бурре танцевали овернские дровосеки – весело, с прыжками и притоптываниями, как будто бы уминая ногами связку хвороста Слово «буре» и переводится как «связка хвороста». Несмотря на то, что крестьяне и крестьянки исполняли его, обутые в сабо- деревянные , подбитые гвоздями башмаки,- делали они это, по свидетельству современников удивительно изящно.
Менуэт - (мелкий шаг) родом из провинции Пуату на западе Франции. Очутившись при дворе, он стал самым изысканным танцевальным приветствием. Галантные поклоны и реверансы, составляющие его суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере с изящными "приседаниями " на первой доле. Во времена Баха менуэт в апогее славы своей! Его танцуют повсюду - во дворцах и в домах простых горожан в разных странах. О менуэте пишут трактаты и слагают в его честь стихи! Примерно в те же годы, когда Бах сочиняет "Французские" и "Английские" сюиты, менуэт проникает в Россию на "ассамблеи", введенные Петром I, Кто читал пушкинского "Арапа Петра Великого", то помнит, что молодую героиню этого повествования Наталью Гавриловну Ржевскую пленный швед, хромающий на одну ногу, обучал менуэтам и курантам.
Новые танцы заняли в сюите строго определенное место - между сарабандой и жигой. Они словно современные интермедии между главными старинными" актами" сюиты.
И. С. Бах, сочинявший грандиозные оратории, мессы, сложнейшие фуги, токкаты, фантазии, с превеликим удовольствием писал музыку всех этих танцев, входящих в сюиту. Размашистые и прихотливые бурре, живые и грациозные менуэты, паспье (близкий менуэту), лур( плавный на шесть четвертей танец номандского происхождения), полонез, который совсем, однако, не похож на то, что будут называть этим именем в следующем веке, а представляет собой скорее всего еще один вид менуэта,- самые разные танцы пишет И.С.Бах. Прекраснейшие мелодии содержат его сарабанды. Он обращается к разным видам танца этого. Есть у него торжественные и скорбные шествия, как, например, сарабанда из Первой "Французской сюиты" ре минор - медленный величественный шаг, полнозвучные глубокие аккорды. Но есть и другие - задумчивые, тихие и печальные, с переливчатой мелодией, которую играет как будто гобой, или флейта. В них отголоски тех старинных танцев - старинных испанских сарабанд, что исполняли танцовщицы под аккомпанемент гитары и флейты. Такова например сарабанда из 2 " Французской " сюиты до минор.
Различны у Баха и куранты. Встречаются в его сюитах французские разновидности их, для которых характерен сложный ритмический рисунок - в " Английской" сюите фа мажор и ми мажор. Более простые итальянские куранты в ровном движении восьмыми и шестнадцатами «Французская" сюита №2 до минор №5 соль мажор, №6 ми мажор.
Жиги тоже не одинаковы: то безостановочно быстрые, то острые, пунктированные похожие на сальтарелло (итальянский танец с прыжками). И вот, что интересно. Когда мы слушаем многие куранты и жиги из сюит Баха, то замечаем, что танцевальный характер в них не так ярко выражен, как скажем, в его гавотах , некоторых сарабандах или бурре. Он словно растворен в " чистом" музыкальном движении. Еще больше это относится к баховским аллемандам. От танца здесь остались, собственно говоря, только быстрый темп, скорее умеренный даже, и начальная ритмическая фигура - затакт, который служит импульсом к самостоятельному, свободному, полному серьезности течению музыкальной мысли.
Сюита - один из первых опытов создания большой многочастной формы, своего рода архитектурного ансамбля в музыке. Иоганн Себастьян Бах, великий мастер, музыкант-архитектор, сумел добиться единства и цельности сюиты более чем либо кто из его предшественников. И более чем у кого- либо его сюита, родившаяся когда-то из "свиты" танцев, представляет собой целый мир музыки - глубокой и возвышенной, живой, веселой, стремительной. Это один из миров ", которые все вместе образуют Вселенную музыкального искусства, созданную человеком.
В проведении лекции – концерта о творчестве И.С.Баха были использованы звукозаписи произведений И.С.баха.
1. МЕНУЭТЫ И.С.БАХА.
2. ПЕРВАЯ «ФРАНЦУЗСКАЯ» СЮИТА ДО МИНОР
3. ВТОРАЯ «ФРАНЦУСКАЯ» СЮИТА ДО МИНОР
4. ТРЕТЬЯ «АНГЛИЙСКАЯ» СЮИТА СОЛЬ МИНОР
5. ПЯТАЯ «ФРАНЦУСКАЯ» СЮИТА СОЛЬ МАЖОР
6. ШЕСТАЯ «ФРАНЦУСКАЯ» СЮИТА МИ МАЖОР