Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ГБОУ ДОД ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

«АКАДЕМИЧЕСКИЙ»

 

 

ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ

«ПОРТРЕТ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ»

(СРЕДНИЙ ХОР)

 

 

Гребенщикова Юлия Евгеньевна,
п
едагог дополнительного образования,
отдел музыкального образования

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

Конспект занятия

 

Тема занятия: «Портрет русской народной песни»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о русской народной песне, её характерных чертах и особенностях исполнения.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Организовать процесс анализа народной музыки.
  2. Закрепить умения различать интонационные особенности русской народной музыки.

Воспитательные:

  1. На основе эмоционального восприятия русского народного творчества воспитывать потребность к соприкосновению с искусством, прививать любовь к Родине.

Развивающие:

  1. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  2. Развивать вокально-хоровые навыки.
  3. Развивать творческие способности детей.

 

Возраст детей: 10-11 лет. Средний хор музыкально-хоровой студии «Галактика» (отдел музыкального образования)

Тип занятия: комбинированный.

Форма работы: групповая.

Технология:информационно-развивающая.

Проникающие технологии:информационные, компьютерные.

Наиболее эффективные методы обучения:

  • Теоретические:рассказ, беседа, диалог, объяснение, частично-поисковая работа.
  • Наглядные: презентация Power Point «Портрет русской народной песни», аудио примеры, показ педагогом.
  • Практические: самостоятельное вокальное исполнение нотных примеров.

Авторский прием- «Музыкальные пазлы».

Оборудование для педагога: экран, компьютер, презентация Power Point «Портрет народной песни», фортепиано, аудио-проигрыватель.

Оборудование для учащихся: нотные примеры.

Продолжительность занятия: 45 минут.

 

План занятия:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Приветствие. Посадка детей. Эмоциональный настрой.

  1. Введение в тему занятия. (1 мин)

Объявление темы занятия, актуальность темы для данного хорового коллектива.

  1. Основная часть. Изучение темы, повторение пройденного материала. (6-8 мин)

Презентация «Портрет русской народной песни». Беседа с обучающимися об общих понятиях народной музыки и русской народной песни.

  1. Поисковая и практическая работа. (25 мин)

Прослушивание примеров народной песни в записи, в исполнении педагога и практическом исполнении детей. Анализ особенностей р.н.п. Выводы – характерные черты русских народных песен, необходимые в вокально-хоровой практике исполнения.

  1. Закрепление темы. Исполнение произведения. (8 мин)

Анализ и исполнение произведения из репертуара данного хора: «Колыбельная» Е.Самариной (сочинение в стиле р.н.п.)

  1. Итог. (2 мин)

Подведение итогов занятия педагогом.

 

Ход занятия.

 

I.                   Организационный момент.

Дети занимают места в хоровом классе, рассаживаются по голосам – сопрано и альты. На экране 1-й слайд: «Портрет русской народной песни».

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! (вокальное приветствие детей)

Дети:

- Здравствуйте! (вокальный ответ)

 

Педагог:усаживайтесь удобно, спину подтяните, нотные примеры пока отложите в сторону.

 

II.                Введение в тему.

Педагог:

- Сегодня я посвятила наше занятие Русской народной песне, потому что мы с вами часто исполняем народные песни в концертах, а так же это необходимое условие конкурсных программ. Мы всегда обсуждаем с вами особенности песен, которые разучиваем, отмечаем характерные или необычные черты исполнения.

Сегодня я хочу вместе с вами обобщить наши знания о р.н.п., что-то вспомнить, кое-что рассказать вам новое. И мы вместе определим характерные черты народных песен, которые помогут нам еще выразительней исполнять их на концертах.

Мы соберем Портрет р.н.п., как пазл.

 

III.             Основная часть.

 

Слайд 2.

Педагогчитает стих Г.Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

- В этом стихотворении заложен вопрос – что такое народная музыка, откуда она взялась. Как вы думаете, ребята?

Ответы детей.

Педагог:

- Вы правильно говорите. С древних времен простой народ в труде, в праздники, в быту создавали, как мы теперь говорим, шедевры искусства -  вышивали, придумывали сказки и были, сочиняли песни и прибаутки.

 

Слайд 3.С древних времен в разных странах бродячие артисты (трубадуры, ваганты, гусляры, скоморохи, кобзари)  «разносили» по городам и весям народные потешки, песни и танцы.

 

Слайд 4.Народная музыка, а правильно её назвать музыкальный фольклор, является музыкально-поэтическим творчеством народа. Нет у неё определённого автора, или автор неизвестен. Никогда не записывалась, а устно передавалась от бабушки внукам. А теперь народная музыка, сочиненная простым крестьянином, является одной из главных ветвей музыкального искусства, наравне с академической и популярной музыкой.

 

            Слайд 5.

Педагог:

- Итак, народная песня – это вид народного музыкального творчества. О чем поётся в этих песнях?

Ответы детей.

Педагог:

- Действительно, народные песни сочинялись не по принципу «что вижу, то пою». В них отражается характер народа, его обычаи, а так же исторические события.

 

            Слайд 6.

- Я вас познакомлю с жанрами именно русской народной песни.

Песни разделяют на следующие жанры: трудовые, хороводные или игровые, отходнические песни (бурлацкие, солдатские, ямщицкие, рабочие), песенный эпос (былины, баллады, исторические песни, скоморошины и небылицы), календарные обрядовые песни (святочные, маслиничные, жатвенные) и семейные обрядовые (свадебные, колыбельные, плачи, потешки-пестушки).

- Ответите ли вы мне на вопрос: к каким песням мы с вами уже обращались?

Ответы детей.

Педагог:

- К хороводным и игровым песням («Во поле береза стояла»), к небылицам  скоморошинам («Забавы»), к семейным обрядовым песням («Колыбельная»).

 

Слайд 7.

- Давайте немного отвлечемся от сложных жанров, и вспомним, какие инструменты могли сопровождать пение? Посмотрите на экран, вы видите народные музыкальные инструменты. Сможете ли вы назвать их все?

Ответы детей.

Педагог показывает ответы на экране.

 

Слайд 8.

Педагог:

 - Мы уже сказали, что передавались народные песни устно «из уст в уста». Но в 16-17 веках профессиональные музыканты и композиторы задумались о том, что необходимо сохранить эту уникальную музыку для потомков, т.е. для нас с вами. И стали ходить, ездить по деревням и записывать с голоса народные мелодии и песни нотами.

Композиторы стали обрабатывать народные песни, т.е. украшать их многоголосием (если изначально это была одноголосная мелодия), измененным ритмом, инструментовать и даже оркестровывать их.

А затем уж и сами стали сочинять музыку в стиле народных песен.

Поэтому когда мы берем с вами партитуру народной песни, в углу, где обычно пишется автор-композитор сочинения, мы читаем либо «обработка того-то», либо написана фамилия композитора, но мы видим, что стиль произведения народный.

 

Слайд 9.

- Теперь благодаря нотной записи, исполнители могут донести уникальную, красивейшую, мудрую народную музыку до нас – слушателей.

Непревзойденными исполнителями народных песен в разное время были: Сергей Лемешев, Мария Максакова, Федор Шаляпин, Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, современные – Надежда Бабкина, Надежда Кадышева, и многие другие.

Слайд 10.Очень популярны народные песни и в хоровых коллективах. Вы слышали, наверное, о хоре Митрофана Пятницкого (в центре фотография: Пятницкий со своими крестьянами-хористами)(аудио пример №1 – хор крестьян Пятницкого), вокально-нструментальный ансамбль «Русь», и другие фольклорные и академические хоры.

Слайд 11.Ну, и конечно, народные песни звучат в репертуаре детских хоров, в том числе и нашем.

 

IV.             Поисковая и практическая работа.

 

Слайд 12. (сначала пустая деталь пазла)

 

- Теперь мы начнем собирать по крупицам, по маленьким деталям большой пазл-портрет. Как же выглядит народная песня? Что необходимо знать, чтобы правильно и выразительно её исполнять?

            Чтобы определить первую черту р.н.п., мы послушаем фрагмент народной песни, а что-то сами исполним, и постараемся найти общую черту в этих песнях.

 

*      Аудио-пример: «Ой, по-над Волгой» (хор под управлением Свешникова)

*      Дети исполняют нотный пример: «Во поле береза»

Педагог:

            - Скажите, что общего в этих песнях? О чем они?

Ответ детей: о природе.

            - Очень много р.н.п. о красоте русской природы. Как правило они протяжные, лирические, напоминают картины русских художников.

Первая черта, которую мы определили – ПЕЙЗАЖНОСТЬ. 

На слайде 12 появляется надпись «пейзажность».

 

            Слайд 13. (пустой)

 

*      Аудио пример: «Я пойду ли молоденька» (женский хор «Голландия»)

*      Дети исполняют нотный пример: «Я на камушке сижу»

*      Аудио пример: «На горе то калина» (смешанный хор им.Т.Хренникова)

 

Педагог:

            - О чем эти песни? Много ли куплетов? Можно ли проследить какой-либо рассказ?

Ответы детей.

            - Во всех народных песнях бывает много куплетов, в которых рассказывается или повествуется какая-то история, событие. Значит следующая черта р.н.п. – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ.

На слайде 13 появляется надпись «повествовательность».

 

Слайд 14. (пустой)

- Вот мы уже сказали, что много куплетов. Задаю следующий вопрос, на который вы будете искать ответ в песнях. Все ли куплеты одинаковы (по музыке, ритму, темпу, характеру)?

 

*      Дети исполняют нотный пример: «Пойду ль я»

*      Видео пример: «Пойду ль я» в исполнении О.Анофриева

(в м/ф «Сказка о попе и работнике его Балде»

Фрагмент по времени 10:06 – 10:47)

http://multmir.net/multfilm-2285-skazka-o-pope-i-rabotnike-ego-balde

*      Аудио пример: «В сыром бору тропина» (смешанный молодежный хор А.Жуковского)

- Итак, все ли куплеты одинаковы?

Ответы детей.

            - Одна из важнейших черт народной песни – ВАРИАТИВНОСТЬ.

На слайде 14 появляется надпись «вариативность».

 

            Слайд 15 (пустой)

- Еще два примера я прошу вас исполнить. И ответить на вопрос: в каком ладу эти песни?

*      Дети исполняют нотный пример: «Во поле береза»

*      Дети исполняют нотный пример: «Гром гремучий»

Ответ детей: в натуральном миноре.

            - Композиторы-классики и современные композиторы, музыку которых мы чаще всего исполняем, используют чаще гармонический минор (с повышенной VIIступенью), а вот народная музыка звучит в НАТУРАЛЬНЫХ ЛАДАХ. Это тоже характерная черта.

На слайде 15 появляется надпись «натуральный лад».

 

            Слайд 16 (пустой)

- В следующих двух примерах проследите начало и окончание куплетов.

 

*      Дети исполняют нотный пример: «Комара муха любила»

*      Аудио пример: «Комара муха любила»

*      Аудио пример: «Я пойду ли молоденька» (женский хор «Голландия»)

 

- Сколько голосов звучит в песнях? Постоянное многоголосие или нет?

Ответы детей.

- Народную песню легко узнать по УНИСОНУ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ КУПЛЕТА.

На слайде 16 появляется надпись «унисонные начало и конец».

 

            Слайд 17 (пустой)

- Большинство примеров, которые сегодня звучали,  были многоголосные. Послушайте как второй, третий голоса «вплетаются» в ткань песни.

 

*      Аудио пример: «Ах вы, сени мои, сени»

*      Дети исполняют нотный пример: «Пойду ль я»

*     

- Говоря о народной музыке мы употребляем слово «ПОДГОЛОСОК», а не двух- или трехголосие.

На слайде 17 появляется надпись «подголосочность».

 

            Слайд 18. (собранный пазл с надписью «Русская народная песня»)

- Вот, наконец, и сложился наш пазл – портрет русской народной песни.

 

            Слайд 19 (на экране хоровая партитура произведения композитора Елены Расихиной, сочиненного в стиле р.н.п.)

            - На экране знакомая вам партитура. Я прошу внимательно проанализировать её глазами и найти характерные черты р.н.п.

Ответ детей.

- Давайте исполним это произведение.

Дети исполняют «Колыбельную» Е.Расихиной.

 

V.                Итог.

- Песни нашего народа по богатству эпического содержания, по красоте мелодии, оригинальности голосоведения и своеобразности ритма занимают высокое место среди песен других народностей. Я надеюсь, что теперь, когда вы понимаете язык народной мелодики, вы будете еще больше любить и ценить достояние нашего народа – русскую народную песню.

 

- Вы очень хорошо потрудились сегодня.

- До свиданья, дети! (вокальное прощание)

- До свидания! (вокальный ответ)

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»