Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ГБОУ СОШ №585

Кировского района Санкт-Петербурга

 

 

Конспект урока по русскому языку
в 7 классе

 

 

Частица как служебная часть речи

 

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Шилина Наталья Викторовна

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Тема урока:Частица как служебная часть речи

 

Цели:

 

  1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

 

  1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
  4. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

 

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

 

   Оборудование:    

                                         

ПК, проектор, экран, презентация

 

 

Элементы   урока

с  описанием   видов деятельности учителя  учащихся

 

 

Элементы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Слайд1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сообщение темы урока

 

 

Слайд 2

 

- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами  лексическую работу. К данным словам  подберите  антонимы и запишите их  в столбик.

Родной –         чужой

неряшливый –аккуратный

горький –        сладкий

светлый –        темный

ложный –        истинный

разбитый –      целый

пассивный -    активный

 

- Прочитайте  сверху – вниз первые буквы второго столбика

Запишите  тему  урока « Частица как служебная часть речи.

- На какие вопросы  вы должны  получить ответы при изучении темы урока.

- Что такое частица?

- Какова роль частиц в предложении и в речи?

- Важны ли частицы в речи?

- Имеет ли частица грамматические признаки?

- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?

- Какие разряды частиц бывают?

 

 

 

3. Составление кластера к понятию

 « Частица как часть речи».

Слайд3

 

 

 

 

 

 

4. Работа с учебником

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

5.Исследовательская работа

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9 Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

6. Написание синквейна

 

 

 

Слайд 11

Вы  получили уже знания о служебных частях речи, в том числе  в ознакомительном плане и  о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?

 Составим кластер к понятию  « Частица как часть речи».

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».  

3. Не имеет грамматического значения   

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения

 

 

 -Прочитайте статью учебника(п. 151), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде 4.

 

     \/ - это я знал;

  • - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

     + - новая информация;

     ? – возник вопрос.

- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале  § 151 новая для вас информация?

2) Дополните кластер новой информацией.

 

- Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории

    В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке  императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

 

- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Это случилось  давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.

   - Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?

Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение?

         Вотспорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

        О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.

                       (По К. Паустовскому)

(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ –  выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

 

(«Смысловые значения частиц»)

 

  • Употребите разные частицы в данном предложении.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.

Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи?

- Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ)

- Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА)

- Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет)

- Составьте предложения, используя частицы(1в. – для образования глаголов условного наклонения;

2в. – повелительного).

Проверка.

 

Творческая работа

  1. Чем вам показалась частица интересной? Выразите свои мысли и чувства в  синквейне “Частица” Вспомним, что означает это слово.

( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)

Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на ледующем уроке.

 

Домашнее задание - выучить определение частицы (п. 151)

Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

Итог урока.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

 

 

 

Ответы уч-ся:

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3. Не имеет грамматического значения

4. Не изменяется

5.Не является членом предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

 

 

Возможные ответы учащихся:

(Каким  бывает дождь. Художественный стиль.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы:

Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы:

Пусть наступит скорее весна! Я хотел бы быть волшебником.

7. Рефлексия

Сегодня на уроке…

 

Что нового я узнал

Чему я научился

Где мне пригодятся

полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что __________________________________________________

 

 

Используемая литература:

 

1.Учебник Бабайцева Л.6-7 класс по русскому языку. Практика.М.,2009г
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. А.Е.Брусина., 7 класс, 2 полугодие/УМП.- СПб: «Паритет», 2009.

3..Электронный курс «Технология интерактивного обучения»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»