ГБОУ СОШ №585
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по русскому языку
в 7 классе
Частица как служебная часть речи
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шилина Наталья Викторовна
Санкт-Петербург
2013
Тема урока:Частица как служебная часть речи
Цели:
- Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
- Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
- Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
- Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
- Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
- Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
Оборудование:
ПК, проектор, экран, презентация
Элементы урока
с описанием видов деятельности учителя учащихся
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
1.Организационный момент |
|
|
||||||
Слайд1
2. Сообщение темы урока
Слайд 2
|
- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик. Родной – чужой неряшливый –аккуратный горький – сладкий светлый – темный ложный – истинный разбитый – целый пассивный - активный
- Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика Запишите тему урока « Частица как служебная часть речи. - На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока. - Что такое частица? - Какова роль частиц в предложении и в речи? - Важны ли частицы в речи? - Имеет ли частица грамматические признаки? - Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении? - Какие разряды частиц бывают?
|
|
||||||
3. Составление кластера к понятию « Частица как часть речи». Слайд3
4. Работа с учебником Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
5.Исследовательская работа
Слайд 8
Слайд 9 Исследовательская работа
Слайд 10
6. Написание синквейна
Слайд 11 |
Вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи? Составим кластер к понятию « Частица как часть речи». 1.Служебная часть речи. 2.Образовалось от слова «часть». 3. Не имеет грамматического значения 4. Не изменяется 5.Не является членом предложения
-Прочитайте статью учебника(п. 151), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде 4.
\/ - это я знал;
+ - новая информация; ? – возник вопрос. - Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § 151 новая для вас информация? 2) Дополните кластер новой информацией.
- Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку. Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница? (Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению. - Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу. - Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить? Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Вотспорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому) (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
(«Смысловые значения частиц»)
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи? - Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ) - Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА) - Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет) - Составьте предложения, используя частицы(1в. – для образования глаголов условного наклонения; 2в. – повелительного). Проверка.
Творческая работа
( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк) Мне очень понравились прослушанные синквейны, свои работы вы мне сдадите, а наиболее интересные мы прочитаем на ледующем уроке.
Домашнее задание - выучить определение частицы (п. 151) Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?» Итог урока. Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке. |
Ответы уч-ся: 1.Служебная часть речи. 2.Образовалось от слова «часть». 3. Не имеет грамматического значения 4. Не изменяется 5.Не является членом предложения.
- вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова.
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Возможные ответы учащихся: (Каким бывает дождь. Художественный стиль.)
Возможные ответы: Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?
Возможные ответы: Пусть наступит скорее весна! Я хотел бы быть волшебником. |
||||||
7. Рефлексия |
Сегодня на уроке…
За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что __________________________________________________
|
Используемая литература:
1.Учебник Бабайцева Л.6-7 класс по русскому языку. Практика.М.,2009г
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. А.Е.Брусина., 7 класс, 2 полугодие/УМП.- СПб: «Паритет», 2009.
3..Электронный курс «Технология интерактивного обучения»