Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Из опыта интегрированных занятий для учащихся седьмых классов.

Шипова Галина Борисовна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования высшей категории
 ГБОУ лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга

 

      Тема взаимодействия различных видов русского искусства XIXвека – одна из самых благодарных и сложных в школьном образовании. Большое количество исследований по данному вопросу не прекращает поисков новых путей в освоение школьной программы. Традиционный взгляд на музыкальную пушкиниану обращается, обычно, к романсам на стихи А.С.Пушкина и оперным сочинениям по произведениям поэта. Нами предпринята попытка раскрыть родство музыкальных и прозаических образов, привлекая музыку, не связанную с литературными жанрами. Сознательно избегая готовых ответов, мы предлагаем такое построение занятия, которое направлено на самостоятельный поиск школьниками соответствий музыкальных и литературных образов.
      Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу, полагают одной из важнейших компетенций школьников научиться познавать. Как представляется, именно музыкальное искусство способствует выявлению типичного в отображении лирических образов природы, быта, духовного мира героев в силу большей степени его условности по сравнению с литературой. Тщательный отбор музыкального материала инициирует знания и представления учащихся, полученные на уроках литературы, формирует мотивацию в изучение классического искусства.
      Как известно, художественные образы  поэзии А.С.Пушкина нашли своё продолжение в романсах, инструментальных сочинениях уже в первой половине XIXвека, в творчестве его современников-музыкантов. Герои  прозаическихпроизведений Пушкина обрели свой музыкальный язык лишь во второй половине XIXвека и позже, в XXвеке. Вполне обоснованным поэтому стал выбор композиторов-авторов музыки для занятия – П.И.Чайковского (1840-1893) и Г.В.Свиридова (1915-1998), чьё творчество хронологически не соответствует прозе А.С.Пушкина.
      Дополнительными средствами визуализации художественных образов, помогающими организовать самостоятельную деятельность учащихся,  стали изображения знаменитых русских усадеб, фрагменты фильма «Метель» (Мосфильм, 1972 г.) и мультфильма «Времена года» (режиссёр Иванов-Вано, 1970 г.). Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова определили выбор фильма 1972 года, а музыка П.И.Чайковского в мультфильме сделала возможным рассматривать его как важную часть образовательного процесса. Режиссёр мультфильма И.Иванов-Вано объединил две пьесы знаменитого цикла – «Осеннюю песнь» и «На тройке», создав двух собственных лирических героев. Темой первой пьесы стало расставание юноши и девушки, вторая посвящена их праздничной прогулке на тройке. Историческая достоверность внешнего облика лирических героев, картины русских деревень и городов, мелькающие в путешествие на тройке, вызывают множество ассоциаций с лирическими образами произведений А.С.Пушкина.   

Ход занятия.

Рассказ учителя музыки.Наше занятие посвящено лирическим образам в прозаических сочинениях А.С.Пушкина и музыке, связанной с ними. Рождённые в тиши российских усадеб, вдохновлённые поэтичными картинами русской природы, лирические герои А.С.Пушкина могли бы заговорить строчками стихотворения  К.Батюшкова «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной…».
Вы услышите фрагмент знаменитой «Мелодии» П.И.Чайковского, созданной в память о «дорогом месте» - имении Браилов, владение графини фон Мекк. Надежда Филаретовна фон Мекк была поклонницей его таланта, постоянным собеседником музыканта в письмах, долгое время поддерживала его материально. Здесь, в имении Браилов, Чайковский создал немало знаменитых произведений (оркестровую сюиту №1, оперу «Орлеанская дева», романс «Средь шумного бала»ркестровую ). Одновременно с воспроизведением музыкального фрагмента смотрим слайды с изображениями имения фон Мекк, дома-музея А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке, дома-музея П.И.Чайковского в Клину, имения А.С.Пушкина в Михайловском, родового имения Ганнибалов в Петровском.
Вопросы. Какие мысли, чувства хотел передать композитор, вспоминая имение Браилов? Что вам запомнилось, понравилось из памятных мест, связанных с именами Пушкина и Чайковского? Как вы думаете, какие образные характеристики можно отнести, в равной мере, к музыке и увиденным слайдам?    
Рассказ учителя музыки. Не правда ли, кадр из фильма «Метель» по повести Пушкина, представленный на слайде, выглядит как естественное продолжение предыдущих картин. Значительная роль в создание особой атмосферы фильма принадлежит музыке Георгия Васильевича Свиридова, созданной как стилизация классической музыки XIXвека. Эмоциональная яркость, мелодическая выразительность «Музыкальных иллюстраций» Г.Свиридова к фильму «Метель» определили их дальнейшую самостоятельную концертную жизнь. Среди популярных страниц музыки фильма  широко известен «Романс» - так Свиридов назвал инструментальный фрагмент, начальные интонации которого близки известной мелодии романса начала XXвека Зубкова «Не уходи» (учитель играет начало мелодии романса Зубкова). В фильме романс Свиридова впервые звучит в исполнении главной героини, которая тоскует в разлуке с любимым, а затем та же музыка сопровождает все её встречи с полковником Бурминым. Слова старинного русского романса невольно вспоминаются в сцене из фильма: герой и героиня целый день гуляют по имению, не говоря друг другу ни слова, а музыка как будто твердит: «Не уходи…». Мелодия романса объединяет в единое целое духовный мир главных героев и картины великолепной природы, на фоне которой разворачиваются события фильма. Не менее важной в характеристике лирических образов фильма является также начальная мелодия - образ тройки, который в XIXвеке часто служил символом России. Просмотр двух фрагментов фильма.  
Вопросы. Как вы думаете, какая музыка из фильма стала более популярной в наше время и почему? Какой из 2-х музыкальных фрагментов произвёл на вас большее впечатление?

Рассказ учителя музыки.В начальной школе вы познакомились с некоторыми пьесами П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Слушая музыку, мы представляли картины русской природы, праздничных народных гуляний. Авторы мультфильма, который вы увидите, объединили лирическим сюжетом две пьесы – «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке». Обе пьесы  - не просто красивые иллюстрации, а эмоционально разнообразные, увлекательные в своём развитии музыкальные композиции, намекающие на некую романтическую историю, «память сердца». Талантливые авторы мультфильма очень чутко, корректно постарались выявить этот второй план и воплотить его в традиционных русских образах. Просмотр мультфильма.
Вопросы. Какое настроение  стало ведущим в «Осенней песне»? Какое событие в истории лирических героев фильма ему соответствовало? Как представили музыкальное путешествие в пьесе «На тройке» авторы мультфильма? Какие картины русской жизни XIXвека были воссозданы  в мультфильме?
Задание. Сравните картины природы, представленные в художественном и мультипликационном фильме. 
      Итак, мы услышали произведения русских композиторов XIXи XXвеков П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова. Давайте ещё раз вспомним их названия. Расскажите о памятных исторических местах, связанных с жизнью  А.С.Пушкина и П.И.Чайковского. Каких  лирических героев прозы А.С.Пушкина вы могли бы вспомнить в связи с материалом занятия? Что мы вкладываем в понятие лирические образы? представленные в художественном и мультипликационном фильме.
Домашнее задание. Продумайте содержание своего мини-сочинения по теме: «Музыка, которая помогла мне почувствовать и представить лирические образы знакомых произведений А.С.Пушкина». 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»