Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Творческая деятельность учащихся на уроках музыки

Вилькина Екатерина Георгиевна
На современном этапе развития педагогической науки все больше возрастают требования к формированию, воспитанию и развитию творчески активной личности. “Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению”, - отмечает Н.А. Ветлугина. [1, с.39]. Творчество является  постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. Сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество.
    Музыка является наиболее мощным средством активизации творческой деятельности детей. Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкального воспитания в школе. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность.                
Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся.
Музыкально-творческое развитие позволяет выявить способность к творчеству, т.е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л.В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.
Концепция преподавания музыки начала исследоваться еще в 20-х годах прошлого столетия в трудах Б.В. Асафьева Н.Я. Брюсовой, В.Г. Каратыгина и др. Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев доказали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки.
Реальное воплощение данный подход нашел лишь в 70-е годы XX в. в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, а затем и в работах Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и др.
Творчество ребят связано с самостоятельными действиями. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся ценно тем, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, импровизации, инсценировании.
Творчество младшего школьника - это "создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи".
Выделяются следующие компоненты творческих способностей, стимулирование которых повышает результативность творческой деятельности младших школьников:
1. Мотивационно-творческая активность, любознательность, стремление к лидерству, стремление к успеху.
2. Интеллектуально-логические способности (способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность доказывать свои суждения).
3. Интеллектуально-эвристические способности (способность новых идей; независимость суждений; критичность мышления; способность к фантазии).
4. Способности к самоорганизации (способность видеть цель; способность к волевым усилиям в случаях временных неудач; способность к самооценке).
5. Коммуникативные способности (способность творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения).
Учителю необходимо использовать разнообразный учебный материал. Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата.
К вопросам формирования и развития творческой активности школьников на уроках музыки обращались О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, М.А. Румер, Б.М. Теплов и др.
    Пение – один из ведущих способов музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на творческое.  Как исполнительское искусство, хоровое пение -  наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальному искусству, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
  Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей то, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
        Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
      Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
    Развитие музыкального слуха, певческих навыков и фантазии – ведущие направления развития творческих способностей  детей в вокально-хоровой деятельности. Варианты приобщения детей к творчеству за счет вокально-хоровой деятельности разнообразны:
 -предложение окончить тоникой пропеваемую учителем фразу;
 -импровизация в форме певческого диалога (завершение ребенком несложного мотива, пропетого учителем);
 -сочинение варианта напева, восполнение напева подголосками, импровизация песенки на предлагаемые слова;
 -попытка индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в песне; [4, с.276]
    Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего. [3, с.139]
    В процессе вокально-хоровой деятельности игра, безусловно, является ведущим средством творческого развития детей. В процессе игры происходит не только творческое развитие школьников, но и формирование основных вокально-хоровых навыков, таких как дыхание, звукообразование, артикуляция и т.д. Игры-драматизации, театрализованные и хороводные игры не только доставляют удовольствие школьникам, повышая тем самым их творческую активность, но и преследуют определенные дидактические цели.
    Таким образом, вокально-хоровая деятельность на уроке музыки должна является ведущим средством как творческого развития школьников, так и музыкально-эстетического развития в целом.
   
Литература
  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974. – 240с.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 287с.
  3. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издат. центр “Академия”, 2007. – 320с.
  4. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издат. центр “Академия”, 2001. – 368с.
  5. Ходонович, Л.С. Теоретические основания содержания развития музыкального творчества дошкольников // Музычнае и тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. - №2. – с.56                                    
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»