Творческая деятельность учащихся на уроках музыки
Вилькина Екатерина Георгиевна
На современном этапе развития педагогической науки все больше возрастают требования к формированию, воспитанию и развитию творчески активной личности. “Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению”, - отмечает Н.А. Ветлугина. [1, с.39]. Творчество является постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. Сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество.Музыка является наиболее мощным средством активизации творческой деятельности детей. Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкального воспитания в школе. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность.
Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся.
Музыкально-творческое развитие позволяет выявить способность к творчеству, т.е. такое качество личности, которое характеризуется способностью к самовыражению, саморазвитию. Л.В. Школяр предлагает оценивать уровень музыкально-творческого развития в ходе выполнения творческих заданий по воплощению художественного образа в слове, звуке, движении.
Концепция преподавания музыки начала исследоваться еще в 20-х годах прошлого столетия в трудах Б.В. Асафьева Н.Я. Брюсовой, В.Г. Каратыгина и др. Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев доказали не только возможность, но и необходимость использования в учебной практике таких активных форм музыкально-творческой деятельности, как импровизация и сочинение музыки.
Реальное воплощение данный подход нашел лишь в 70-е годы XX в. в педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, а затем и в работах Л.В. Горюновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой и др.
Творчество ребят связано с самостоятельными действиями. Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся ценно тем, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Учитель должен уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях, импровизации, инсценировании.
Творчество младшего школьника - это "создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи".
Выделяются следующие компоненты творческих способностей, стимулирование которых повышает результативность творческой деятельности младших школьников:
1. Мотивационно-творческая активность, любознательность, стремление к лидерству, стремление к успеху.
2. Интеллектуально-логические способности (способность анализировать, сравнивать; способность выделять главное; способность доказывать свои суждения).
3. Интеллектуально-эвристические способности (способность новых идей; независимость суждений; критичность мышления; способность к фантазии).
4. Способности к самоорганизации (способность видеть цель; способность к волевым усилиям в случаях временных неудач; способность к самооценке).
5. Коммуникативные способности (способность творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения).
Учителю необходимо использовать разнообразный учебный материал. Проектирование уроков творчества начинается с определения конечной цели и конкретизации результата.
К вопросам формирования и развития творческой активности школьников на уроках музыки обращались О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, М.А. Румер, Б.М. Теплов и др.
Пение – один из ведущих способов музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на творческое. Как исполнительское искусство, хоровое пение - наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальному искусству, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей то, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.
Развитие музыкального слуха, певческих навыков и фантазии – ведущие направления развития творческих способностей детей в вокально-хоровой деятельности. Варианты приобщения детей к творчеству за счет вокально-хоровой деятельности разнообразны:
-предложение окончить тоникой пропеваемую учителем фразу;
-импровизация в форме певческого диалога (завершение ребенком несложного мотива, пропетого учителем);
-сочинение варианта напева, восполнение напева подголосками, импровизация песенки на предлагаемые слова;
-попытка индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в песне; [4, с.276]
Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего. [3, с.139]
В процессе вокально-хоровой деятельности игра, безусловно, является ведущим средством творческого развития детей. В процессе игры происходит не только творческое развитие школьников, но и формирование основных вокально-хоровых навыков, таких как дыхание, звукообразование, артикуляция и т.д. Игры-драматизации, театрализованные и хороводные игры не только доставляют удовольствие школьникам, повышая тем самым их творческую активность, но и преследуют определенные дидактические цели.
Таким образом, вокально-хоровая деятельность на уроке музыки должна является ведущим средством как творческого развития школьников, так и музыкально-эстетического развития в целом.
Литература
- Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974. – 240с.
- Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 287с.
- Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издат. центр “Академия”, 2007. – 320с.
- Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издат. центр “Академия”, 2001. – 368с.
- Ходонович, Л.С. Теоретические основания содержания развития музыкального творчества дошкольников // Музычнае и тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. - №2. – с.56