Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
в проектных работах как фактор формирования
всесторонне развитой личности

                  Галюченко Нина Николаевна,
                        учитель музыки высшей кв.категории,
 педагог дополнительного образования
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт- Петербурга
Программа Г.П.Сергеевой, Е.Н. Критской, Т.С. Шмагиной.
2 класс.
Тема II четверти : « О России петь – что стремиться в храм.»
Тема урока : « С   Рождеством Христовым !  »
( Проектная работа I полугодия: Концерт- настроение « Навстречу Рождеству…»)
 
Цель урока: Создание условий для развития образного мышления детей на примере темы урока « С Рождеством Христовым !».
Задачи урока : Способность музыки воплощать художественный и поэтический образ.
Образовательные:
  1. Познакомить учащихся с творчеством композиторов – классиков русской и западной музыкальной культуры;
  2. Познакомить с иллюстрациями картин русских художников.
  3. Познакомить со стихами поэтов Серебряного века посвященными русской природе.
  4. Дать определение : «Новый год», «Рождество»
  5. Выявить особенности проведения рождественских дней в русской культуре
              Развивающие:
  1. Развивать творческое воображение, путем знакомства с творчеством русских художников.
  2. Развивать  творческую активность посредством личного участия в исполнении музыкальных  произведений.
  3. Формировать умение сравнивать художественный образ с поэтическим прочтением  и музыкальным исполнением  произведения.
Воспитательные:
  1. Воспитание личности ребенка, его духовности и нравственности на примерах  произведений  музыкального искусства, живописных полотен, поэзии, приобщение детей к сокровищам мировой культуры.
  2. Создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей реализации творческого потенциала учащихся.
  3. Расширение кругозора учащегося через знакомство с новым репертуаром; 
Тип урока:  комбинированнный.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока :
              учебно – познавательные, коммуникативные, информационные.
УУД, которые формируются в ходе урока :
Регулятивные: самостоятельное выразительное исполнение произведений  в соответствии с поставленной задачей, в условиях концертного исполнения ;
Познавательные: осознанное эмоциональное исполнение произведений в соответствии с заданным поэтическим образом и иллюстрациями художественных полотен.
Коммуникативные : умение внимательно слушать исполнение произведений своих одноклассников ,участвовать в совместном исполнении концертной программы, самостоятельно анализировать степень выразительности прозвучавших произведений, определяя принадлежность музыки к виду ( солист, ансамбль ,хор) и типу (фортепиано – соло, фортепиано – ансамбль, домра – ансамбль, хор – в сопровождении фортепиано и детских  инструментов, вокальный ансамбль – пение a, cappella, соло в сопровождении фортепиано.)
Личностные: Личностное отношение при прослушивании музыки и исполнении произведений- проявление эмоциональной отзывчивости. 
Методы:
  • Традиционные ( словесные, практические, наглядные)
  • Метод сравнения, метод обобщения, метод контрастных сопоставлений.
  • Метопредметные связи данного урока : музыка, изобразительное искусство, художественное слово ;
  • Форма организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая .
Виды  деятельности:  концертное выступление  хора, солистов,
инструментальных ансамблей, соло и инструментальные дуэты.
                      Оборудование :
  • компьютер;
  • интерактивная доска ;
  • звукоусиливающая аппаратура ( микрофон, колонки );
  • инструмент фортепиано;
  • народные иструменты – домра;
  • деские ударные инструменты ;
 
 
 
                        Материалы :
  • слайдовая презентация в программе Power Point ;
  • нотный материал; 
Ход   урока.
Содержание : Мероприятие проводится в просторной аудитории, позволяющей  присутствовать для участия на уроке – концерте как классу ведущему программу , так и коллективам приглашенным  для выступления ( учащиеся других параллелей ,участвующие в исполнении произведений)  , классы – слушатели, родители детей, учителя.
Урок   можно также  представить как «музыкальную гостиную»  с наименованием       « Урок  - настроение» или  «Урок- концерт» на занятиях  или открытых мероприятиях ОДОД , т.к. мероприятие проходит в образовательном учреждение накануне Рождества и связано с главной целью и задачами учебного плана.  
В качестве ведущих  приглашены учащиеся 2 класса, а также учащиеся, занятые в концертных номерах урока. Материал для прочтения стихотворений распределяется между ведущими согласно их выразительному, осмысленному  декламированию . Возможно варьирование эпизодов сценария с учетом исполнительских сил юных музыкантов.
Вступительное слово учителя : Сегодняшний концерт мы решили назвать : «Навстречу Рождеству !» или« Концерт - настроение»
Слова приветствия учащихся, ведущих концерт :
Зима, как известно это не только пора суровых морозов , холодных ветров – это время разных удовольствий и праздников. Среди них встреча Нового года и Рождества. 
Вопрос к залу: Знаете ли вы . какой праздник  мы называем Новый год? 
Предполагаемый ответ: Это зимний праздник ,который отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января- первый день нового года. 
Ведущий: После шумных карнавалов и грохота пушек, веселых и шумных хороводов вокруг новогодней елки ,тихонько приходит светлый, немного таинственный домашний праздник - Рождество.
Вопрос к залу: Знаете ли вы . какой праздник  мы называем Рождеством? Что сопровождает этот праздник?
Предполагаемый ответ: Это один из двунадесятых праздников Русской православной церкви, праздник, отражающий события из жизни Иисуса Христа и Богородицы . Сопровождается  коледование с пением святочных песен, святочными  гаданиями  при свечах, получением  подарков.
Ведущий: В прошлые века и в настоящее  временя самым любимым праздником в семье было и есть -  Рождество. Христос пришел к людям ребенком. и потому Рождество – любимый детский праздник. И как Младенцу Христу несли дары мудрецы, так в Рождество все дети и взрослые получают подарки. Это праздник переосмысления жизни и происходящих в ней событий.
Вся пестрота окружающей нас природы, скрыта зимой от глаз человека одним белым, снежным покровом. Все замерзло. Замерло в ожидании новой жизни.
Человек, являясь  частью природы, подчиняясь ее законам, отрешаясь от проблем стремится к осознанию своих поступков, дел, желаний и  с Верой в светлое  и лучшее просит Высшие силы о помощи. С Верой, Любовью и Надеждой загадывает желания,  надеясь на их свершение. 
Вопрос к залу: Какое настроение сопровождает зимний праздник Рождества?
Предполагаемый ответ зала: тихая ,светлаяо радость, счастье  от понимания всего происходящего в жизни человека и в природе..
Слово учителя ( обобщение ):
« ….В палево – дымном небе зеленовато – бледно проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских ?... они поют. Сердцем можно услышать только : поют и славят.                                                                                                                                                           Синий бархат затягивает небо, на нем звездный, хрустальный свет. ..Где же Вифлиемская ?... Вот она ,над  нами ….О, этот свет!!…                                                    Мелкая суета дней гаснет. ..Воспоют сейчас голоса ликуя. Переполняя все сердца священной радостью ! » ( Иван Шмелев).
 
 Звучит хоровое произведение  « Снег »  музыка Э. Фарджен. 4 класс
Слайд №1.
 
«Вот зима пришла
 Серебристая.
 Белым снегом замела
 Поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается:
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор
Свежей елочкой».                                                             Раиса Кудашева « Зимняя песенка »
 
Р.Шуман « Зима» ( фортепиано 3 класс).
Слайд № 2  Апполинарий Васнецов « Зимний сон ».
 
 
« Что такое? Утром рано
За окно кидаю взгляд:
В белых шубах великаны
Неподвижные стоят.
 
И блестит парчою новой
Их пушистый белый мех…
Будто шапкою бобровой .
Крыты головы у всех1
            
             А вчера еще тоскливо
 Жались голые стволы
И глядел на них тоскливо
Хмурый день холодной мглы.
 
Видно сам Мороз с зимою
В санках ночью прикатил
И пушистой пеленою
Сад и двор запорошил…
 
Все кругом повеселело –
Стало чисто и светло.
И земле под шубкой белой
Спать так сладко и тепло.                           Глафира галина « Утром ».
 
Д. Кабалевский « Новелла »( фортепиано 4 класс).
Слайд № 3  Андрей  Шильдер  « Зимняя дорога ».
 
 
 «Серебро, огни и блестки, -
          Целый мир из серебра
В жемчугах горят березки,
          Черно – голые вчера.
 
Это – область чьей –то грезы,
           Это призраки и сны !
Все предметы старой прозы
            Волшебством озарены.
 
Экипажи, пешеходы,
            На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
            Полны новым и святым.
 
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра !                  Валерий Брюсов «Первый снег »
 
Й. Брамс « Вальс»( фортепиано 3 класс).
Слайд №4  Николай Дубовский  « Первый снег ».
 
« Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром .
 
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
 
И стоит береза
В сонной тишине.
И горят снежинки
В золотом огне.
 
А заря , лениво,
Обходя кругом
Обсыпает ветки
 Новым серебром ».                Сергей Есенин « Береза ».
 
  А.Пахульский  « В мечтах »( фортепиано 4 класс )
Слайд № 5 Алексей Саврасов « Зимний пейзаж ».
 
« Одной надеждой о весне
Зимою я жмву…
Я вижу темный лес во сне,
И солнце и траву…
 
Не очарует он меня,
Седой колдун Мороз !
Мне снится ландышей семья,
Мне снится шум берез…
 
Зачем брильянты и парчу.
Принес старик с собой ?
Ведб я цветов одних хочу,
Одних цветв весной !
 
И долго будет над окном
Суровый дед грозить
За то ,что в сердце он моем
Не может снов убить».                      Глафира Галина.
 
В. Ф. Бах « Весна  »( фортепиано 4 класс)
Слайд №6  Николай   Казарин « Воры ».
 
« Разукрасила зима –
На узоре бахрома
Из прозрачных дьдинок
Звездочек – снежинок.
 
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье :
 
- Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите!
 
На окошках Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие видения,
Хитрые сплетения ».                                             Мария Пожарская.
 
Э. Григ «Вальс»( фортепиано 4 класс)
Слайд № 7 Виктор Васнецов « Снегурочка »
 
« Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Только морозно, светло и бело !
Только черные.черные стены.
 
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб :
Вон в окошке сидят с самоваром;
 
Старый дедушка сел у стола.
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
 
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор –
Великана из снега слепили !
 
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них выщел на славу !
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву».                 Александр Блок « Снег да снег »
 
Э. Градески «Мороженое» ( фортепианный дуэт  3 класс).
Слайд №8  Юлий Клевер « Зимний вечер в деревне »;
Слайд  № 9 Александр Морозов « За чаепитием »;
 
«Воробьи в кустах дерутся ,
Солнце светит, снег как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух.
Гриша – дома . у окошка.
Скучно в комнате играть !
Даже. вон, - лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.
Мама гладит в кухне юбку…
« Гриша, Гриша, -ты куда  ?»
Влез он в валенки ив шубку,
Шапку в руки и айда !
 
Руки в теплых рукавичках.
Под лопатой снег пищит…
Снег на лбу и на ресничках ,
Снег щекочет , снег смешит …
Гриша бегает кругом,
То бока побьет лопатой,
 То. пыхтя, катает ком…
 Фу, устал . Еще немножко !
Брови – два пучка овса,
Глазки – угли. Нос картошка.
А из елки волоса.
 
Вот так баба ! Восхищенье.
Гриша пляшет : «Ай – да – да !»
Воробьи от удивленья
Разлетелись кто куда.»                               Саша Черный « Снежная баба ».
 
Д. Шостскович « Шарманка » ( фортепианный дуэт)
Слайд № 10  Исаак  Левитан « В начале марта »;
Слайд  № 11  Федот Сачков  « Зимние игры ».
 
«Мчусь , как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
 
Раз – два! Вот и подскальзнулся…
Раз и два ! Чуть не  кувыркнулся.
Раз – два ! Крепче на носках!
 
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки – волки ! Полный ход –
Из пруда в канаву…
 
Раз – два ! По скользкой дорожке…
Раз и два ! Веселые ножки …
Раз – два ! Вперед и вперед …»              Саша Черный « На коньках ».
 
Р. Шуман « Смелый наездник »( фортепиано 2 класс)
Слайд № 12  Иван Творожников « Зимой ».
 
« Пятки резво бьют о снег.
Встречный ветер режет щеки,
Все порывистее бег,
Ели мчатся как намеки,
Дальше, дальше, мимо, мимо…
Белой пылью бьет в глаза,
Хохочу неудержимо
И, как горная коза,
В сизый сумрак окунаюсь.
Острый воздух жгуч как лед.
Озираюсь.  содрагаюсь –
И бесшумно мчусь вперед ..
 
Кто – то сзади нагоняет.
Писк полозьев, резкий свист.
Мимо, мимо… Вон мелькает
За бугром, как белый лист…
 
Дальше. дальше … Все смешалось
В снегом скованных глазах.
Мутно море взволновалось
В убежавших берегах .
Скрип и тьма. Колючий холод,
Сумасшедший плавный бег,
Я беспечен. чист и молод ,
             Как сейчас упавший снег..»              Саша Черный « На санках с гор ».
            
            Т. Попатенко « Частушки »(  ансамбль домристов 2 -4 класс );
           Слайд № 13  Иван Творожников (?) « На санках »
 
                 « Ризу накрест обвязав,
                   Свечку к палке привязав,
                    Реет ангел невелик,
                    Реет лесом светлолик.
                    В снежно – белой тишине,
                    От сосны порхнет к сосне.
 
                   Тронет свечкою сучок –
                   Треснет, вспыхнет огонек,
                   Округлится, задрожит,
  Как по нитке побежит
                    Там и сям, и тут. и здесь …
                    Зимний лес сияет весь.
 
                   Так легко, как снежный пух,
                   Рождества крылатый дух
                   Озаряет небеса,
                   Сводит праздник на леса,
                   Чтоб от неба до земли
                   Светы встретиться могли …»              Александр Блок « Сочельник в лесу»
 
                    Музыка Е. Зарицкой, стихи И. Шевчука  « Рождественская » ( исполняет хор 2 -3 классов )    
             Слайд № 14  Константин Крыжитский « Лес зимой »;
                    Слайд №  15  Иван Вельц « Украинская ночь »;                
 
« Баба Яга                           Я Баба – Яга, костяная нога,
                                              Где из меда река, кисель берега,
                                              Там живу я века –
                                                                                      ага ! ага !
Кощей                                  Я бессмертный Кощей.
                                              Сторож всяких вещей.
                                              Вместо каши да щей
                                              Ем стрекоз да мышей.
Солнце                                Люди добрые, солнцу красному,
                                                               Лику ясному,
                                               Поклонитеся, улыбнитеся
                                                            Распрекрасному.
Утренняя звезда                  Пробудись земля сыра !
                                                Ночи минула пора !
                                                Вышла солнцева сестра !
Месяц                                     Я по небу хожу,
                                                Звезды все стерегу,
                                                Все давно заприметил.
                                                Сам и зорок и светел.
Звездочки                              Мы звездочки ,частые,
                                                Золотые. глазастые,
                                                 Мы пляшем, не плачемся,
                                                 За тучами прячемся.
Радуга                                      Распустила волоса,
                                                  Разлеглась я, краса.
                                                 Словно путь -  полоса.
                                                 От земли в небеса.
Дед                                           Мы пришли
                                                  Козу привели , -
                                                  Людей веселить,
                                                  Орешки дробить,   
                                                   Деток пестовать,
                                                   Хозяев чествовать.»         Валерий Брюсов « Колядка »
 
«  Рождественская  колядка» , слова и  музыка народные ( вокальный  ансамбль                                            3     класса ).
         Слайд № 16 Константин Трутовский « Колядки в Малороссии »;
         Слайд  № 17 Федот Сычков « Христославы »;
 
« Елкич в елке мирно жил.
Елкич  елку сторожил,
Злой приехал мужичек,
Елку в город уволок.
 
Мама елку принесла.
Елка елкичу мила.
Елка выросла в лесу.
Елкич с шишкой на носу.
 
Елка.елка, не сердись.
Елкич, елкич, не бранись,
Мне постели не топчи.
Сядь на елку и молчи.
 
Елкич  миленький , лесной
Уходил бы ты домой.
Елку ты уж не спасешь.
С нами сам ты пропадешь.»                                Федор Сологуб.
 
« В лесу родилась елочка », песенка. ( фортепианный дуэт 2 -3 класс).  
Слайд  № 18 Борис Кустодиев « Елочный торг »
 
« Нарядили елку в праздничное платье :
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит. сверкая. елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
 
Снится елке вечер , месячный и звездный.
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи – сосны. в мантии морозной,
Все в алмазных блестках, в пухе из снегов,
 
 И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей …
Грезится им елка в освещенном зале.
Хохот и рассказы радостных детей. »                        Константин Фофанов.
 
П.Чайковский « Тема из Увертюры Ромео и Джульетта »(  фортепиано 4 класс)
Слайд № 19  Юлий Клевер « Зимний закат в еловом лесу ».
 
« А  вон  на  елке
Дятел  сидит.
В  дереве  щелки
Важно  долбит.
Видно ,  на  ужин
Жук  ему  нужен
С  усами. »                                             Сергей Городецкий  « В  лесу ».
 
Детская песенка АСпадевеккиа. « Добрый жук » ( фортепиано 3 класс ) ;
Слайд  № 20  Алексей Корзухин « Жук »;
 
« Ворона на крыше покатой
… С зимы осталась лохматой…
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком :
 
Что белеет под нежною травкой ?
Вот желтеют под серою лавкой
      Прошлогодние  « мокрые стружки  »

Это все у вороны  - игрушки ».                                     Александр Блок « Ворона ».
 
Джазовая пьеса « Рейгтайм » ( фортепиано 2 класс );
           Слайд  № 21 Иван Бельц « Весной в окрестностях Петербурга »;
           Слайд  № 22 « Ворона » ;        
 
«  Эй , помчались ! Кони бойко
Бьют копытом в белый лед ;
Разукрашенная тройка
Закружит и унесет.
 
Кони встанут. Ветер стихнет,
Кто там встретит на крыльце ?
Чей румянец ярче вспыхнет
 На обветренном лице ?
 
Сядет в тройку. Улыбнется.
Скажет : « Здравствуй , молодец ..»
И опять в полях замерзнет
Вольным смехом бубенец.»                                         Андрей Белый  « Тройка».
 
Английская народная песенка  « Jingle bells» ( фортепианный дуэт 3 класс );
Слайд № 23 Петр Грузинский « Масленица».
 
« Звонким колокол ударом
Будит зимний воздух,
Мы работали недаром,
Булет светел отдых.
 
Серебрится легкий иней
Около подъезда.
Серебристые на синей
Ясной тверди звезды.
 
Как прозрачен белоснежен
Блеск узорный окон
Как пушист и мягко нежен
Золотой твой локон !
 
И пойдешь ты дальше с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки …
 
Сестры куклам будут рады,
Братья просят пушек,
А тебе совсем не надо
Никаких игрушек.
 
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки брльшие.
 
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь : « Посмотрите !»
 
Крикнешь ты, поднимешь ветку
Тонкими руками …
А уж там смеется дедка
С белыми усами !»                                               Александр Блок « Рождество ».
 
Р. Шуман « Дед Мороз»( фортепиано 3 класс)
Слайд  № 24 Борис Кустодиев « Масленица»;
Слайд  № 25 Генрих Манизер « Елочный торг».
«Выпал снег. Застыла речка,
Зябнут лапки у котят.
Рыжий котик топит печку , -
Словно искорки трещат :
Посидим, сыночек , тише :
Видишь хвостик … И глазок …
Это серенькие мыши
Подошли на огонек .
И, моргая усом черным,
Словно гость из дальних стран,
 К месту теплому проворно
Подкатился таракан.
И его пугать не надо
Никого из них не тронь.
Ведь и мы сегодня рады .
 Что на свете есть огонь.
Даже Муза – недотрога
Встала около меня.
Потеснись. дитя, немного,
Дай ей место у огня.                                                Елизавета Полонская
                                                                                          « Песенка» .
 
Р. Шуман « Воспоминание » ( фортепиано 3 класс);
Слайд  № 26 Василий Максимов « Бабушкины сказки &raqu

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»