Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Музыкально-эстетического воспитание в современной школе

 Мозалев Андрей Иванович 
        Современная школа сегодня занимает лидирующие позиции  основ художественно - эстетического развития личности. Это важнейшая часть всестороннего гармоничного развития ребенка как личности. Музыкальное воспитание – это удовлетворение живых, естественных духовных потребностей ребенка. Потребности в музыке, в звуках, в самовыражении с помощью ее средств. Музыкальное воспитание  призвано развивать музыкальную культуру школьников, направлено  на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка в сфере общения с разнохарактерными, многожанровыми музыкальными произведениями. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам. Одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
              Ценностными ориентирами музыкально эстетического воспитания являются:
1.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
2.Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
3.Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать классические, эстрадные и народные произведения, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
4.Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
5. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (инсценировка и вокал) создает условия для целостного охвата ряда произведений в единстве их содержания и формы.
6. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
7. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи. Принимать участие в художественных проектах класса и культурных событиях школы.
          Музыка сопровождает ребенка с самого рождения – от колыбельной матери до первого исполнения в детском саду, а после и в школе. Наряду с общим    развитием, у ребенка формируется живой интерес и инстинктивная  потребность к музыкальным занятиям. И особую роль здесь играет развитие и становление детского голоса. Так как владение каким либо музыкальным инструментом у ребенка младшего возраста вызывает затруднение, то овладение первичными вокальными навыками дается ему гораздо легче.
               Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано  и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. На современном уроке музыки органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся и индивидуальный подход. Приобщение  учащихся к  музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса. Необходимо наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствовать развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогать  реализовать потребность в духовном общении.
Изучение ребенком музыкального произведения реализуется посредством цикла занятий, каждое  из которых становится определенным этапом единого творческого процесса, что позволяет тщательно изучить музыкальный материал от начала до конца, углубляясь и возвращаясь к нему с новых позиций.  Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми любимых песен. Выступления вокальных и инструментальных ансамблей, сольное исполнение эстрадных и  народных песен– это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и к индивидуальному творчеству.
             Востребованность  музыкального развития  связана с ростом числа детских коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Необходимо  сформировать у учащихся через активную музыкально-творческую деятельность устойчивый интерес к пению и исполнительским вокальным навыкам, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Это выражается:
– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
– в разнообразии ракурсов постижения народной музыки, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки.
– в построении творческого диалога ребенка с педагогом с опорой на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию.
В современном мире, когда потребность в высоко - культурных и образованных людях особенно высока музыкально-эстетическое воспитание школьника имеет особую значимость. Главная задача педагога заключается в  формировании у учащихся эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Музыкальная культура России - одна из самых ярких страниц мирового искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала классической и народной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»