Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие функциональной грамотности
на уроке музыки в 5-6 классах

Никандрова Мария Алексеевна
       В современном образовательном процессе последнее время все чаще и чаще уделяется внимание развитию у учащихся функциональной грамотности.
       Функциональная грамотность — это совокупность постоянно приобретаемых в течение жизни знаний, умений и навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Т.е. если сказать более простыми словами, то это большой набор метапредметных умений и навыков, которыми человек пользуется в реальной жизни.
      Общее понятие функциональной грамотности включает в себя множество различных направлений, такие как:
- читательская грамотность, которую мы можем развивать в рамках широкого круга школьных предметов, помимо очевидных русского языка и литературы читательскую грамотность можно развивать на уроках истории, обществознания, географии, биологии и в общем-то на любом предмете. При этом речь идет об умении работать с информацией не только в текстовом виде, но и в графическом (таблицы, схемы, диаграммы, графики);
- математическая грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- финансовая грамотность;
- информационная грамотность;
- креативное мышление.
      Давайте посмотрим на очевидных примерах как мы можем развивать все эти виды функциональной грамотности на уроке музыки.
      На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой, а также изучаем биографии композиторов. Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата. Поэтому на уроках музыки так же систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.
     Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т.д) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию для того, чтобы верно подобрать подходящий по смыслу эпитет.
Цель данного приема – развитие умения смыслового чтения текста.
Планируемый результат:  - демонстрируют умение смыслового чтения текста;
 - анализируют и сравнивают заключенную в тексте информацию.
Пример: Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. 6 класс. Тема урока: «Два музыкальных посвящения».
Так же ярким примером, где можно применить прием «Эпитет» может быть баллада Ф. Шуберта на стихи И. Гёте «Лесной царь».
     Игра «Что сначала, что потом»
Учащимся необходимо посмотрев на ряд изображений составить рассказ о том, что они увидели на картинках и расставить изображения в правильной последовательности.
Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемый результат:
 - пополнение словарного запаса ребенка;
 - развитие логического мышления, связной речи;
 - анализ и систематизирование полученных знаний.
     Математическая грамотность на уроках может пригодиться при изучении базовой нотной грамоты. Существуют музыкальные интервалы, для построения которых необходимо владеть знаниями по математике – умением считать.
Можно предложить ребятам выполнить задание на развитие анализа и синтеза (Приложение 1)
     Естественно-научная грамотность так же присутствует в музыке. Детям необходимо объяснить, что такое звук с научной точки зрения, как образуется наш голос, как ухаживать за певческим голосом (т.е. гигиена певческого голоса). Так же этот вопрос рассматривается при изучении принципов строения и звучания музыкальных инструментов.
Ребята с большим энтузиазмом отнеслись к предложению заглянуть во внутрь фортепиано и посмотреть, как же образуется звук. И какого же было их удивление, когда они увидели, что маленькие молоточки ударяют по струнам и тем самым образуют звук. Или вот еще история, девочка из 1Р класса, при знакомстве с музыкальными инструментами так заинтересовалась блок-флейтой, что попросила у родителей купить ей этот инструмент, уточняла, какую блок-флейту лучше купить и попросила научить ее играть на этом инструменте.
    Если мы говорим о финансовой грамотности, то можем столкнуться с этими вопросами в биографии композиторов. Так, на одном из занятий по внеурочной деятельности мы с ребятами 5 класса изучали биографию Клода Дебюсси. В 1884 году Дебюсси присудили Большую Римскую премию. Лауреат этой премии получал возможность отправиться в Рим и жить там в течение года за счёт патрона премии (первоначально им был король Людовик XIV). Ребята интересовались вопросами какое денежное вознаграждение представляла собой премия. А т.к. Дебюсси не выполнил условия премии и не прожил в Риме положенное время, уехал без предупреждения, его ждали определенные санкции. Ребят очень интересовал этот факт биографии великого композитора.
    Информационная грамотность на уроке музыке встречается так же часто, как и читательская. Умение отбирать и обрабатывать и критически осмыслять является одним из ключевых в XXI веке.
При изучении биографии Моцарта полезно будет привести в пример литературное произведение А.С. Пушкина – маленькую трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Можно раздать ребятам текст исследования на тему «Моцарт и Сальери – миф или реальность». Составить определенный банк «тонких» и «толстых» вопросов по тексту, ответив на которые ребята придут к определенному выводу.
 С помощью этого задания мы отрабатываем умение критически обрабатывать информацию, не доверять одному источнику, т.к. на самом деле эта информация миф, укоренившийся в сознании людей.
    Креативное мышление – умение учащегося использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. 
На уроке музыке в 5 и 6 классе ребята уже работали с заданием, направленным на формирование креативного мышления. Учащимся было предложено прослушать кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский», выбрать любую понравившуюся часть кантаты и сделать на основе этой части музограмму. Музограмма – это афиша или постер, т.е. изображение к прослушанному произведению. Смотря на музограмму, учащийся должен иметь возможность рассказать о музыкальном произведении. Цветом необходимо отобразить общее настроение произведения, линии и фигуры отображают ритм и форму музыкального произведения, общий стиль оформления отображает задумку композитора и личное отношение к произведению.
Так же ребятам будет особо интересно объединить приятное с полезным, игру с поиском информации и ее обработке. (Приложение 2)
     Таким образом, можно сделать вывод, что уроки музыки далеко не ограничиваются развитием в каком-либо одном, двух видов функциональной грамотности. Урок музыки помогает обучающимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к природе и своей Родине. Задача преподавателя вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»