Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Разработка урока музыки в 5 классе

Вокальная музыка

(1 урок)
Наумова Евгения Михайловна
Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературы, познакомится с жанрами народной песни.
Задачи:
Обучающая уметь определять жанры вокальной народной  музыки;
Развивающая: способствовать развитию у учащихся музыкальной памяти, тембрового слуха, творческого воображения, вокально-хоровых навыков.
Воспитательная: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру, формировать эстетический вкус на примерах музыкальных произведений, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; способствовать позитивному отношение к народному и композиторскому творчеству.
Личностные УУД
Формировать представление о социально-политическом устройстве России.
Регулятивные УУД          
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).       
Познавательные УУД
Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Уточнят жанры народной песни, сопоставят образы народных песен и картин
Коммуникативные УУД
Развивать умения «слышать другого».
Тип урока: Изучение нового материала
Проблема урока: Нужна ли музыке литература?
Прогнозируемые результаты: через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Оборудование:  фортепиано, компьютер, диапроектор, экран, СД- записи, портреты композиторов, презентация, видео фрагменты выступлений.
 
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. Момент. Проверка готовности, настрой на урок, музыкальная распевка  
Актуализация знаний. Самоопределение
 
С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Что же мы узнали из этого?
Какой жанр музыки наиболее тесно связан  с литературой? Почему?
К какой музыке мы его отнесем к вокальной или инструментальной? Это жанр будет одним из главных на уроке, как вы думайте о чем пойдет речь на уроке?
Сегодня мы поговорим о жанрах вокальной музыки.
Давайте поставим цель на урок, что к концу урока мы должны будем знать по этой теме

 
Что роднит музыку и литературу?
Ответы детей
Песня (Ответы)
Вокальной
 
Варианты детей
 
 
Цель: Познакомится с жанрами вокальной музыки, и проследить их связь с литературой
Работа по теме урока - Дадим  определение вокальной музыки. Работаем со словарем. Ищем понятие
Вокальная музыка – это ...
-А ещё какая существует музыка?
-Какие вы знаете музыкальные инструменты?
- Существует очень много жанров вокальной музыки.  Давайте послушаем стихотворение Светланы Сирена и  подумаем, о каком жанре пойдет речь.
Стихи оживают в песне
И в музыке, сложенной к ним.
Становится жизнь чудесней,
Душой отдыхаем, парим.

Забыты на миг тревоги,
Заботы покинули нас.
Без песни – были б убоги,
А с ней – в наслаждении час!

 - Конечно же, это песня, ведь именно в песне соединяется в одно целое литература и музыка.  Происходит синтез искусств.
-Если в песне убрать слова, её можно будет исполнить? А как?
-Как будет называться такое произведение?
-Дайте определение вокализа.
- Найдите его в словарике
-С вокализом какого композитора мы уже знакомились? («Вокализ» С. В. Рахманинова)
-А как вы думаете, сейчас вокализы исполняют?
 Просмотр видео фрагмента вокализа
- Существует очень много различных песен: веселых и грустных, радостных и печальных, напевных и энергичных  . Исполняя и слушая мы понимаем как много можно высказать в одном произведении.
Прочитайте стихотворение Есенина.
Песня русская в березах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать
    С. Есенин
О чем пишет Есенин, очевидно ли то, что жизнь русского человека немыслима без песни? Почему?
На прошлом уроке мы начали изучать песню, давайте ее вспомним
Исполнение « Умывает красно солнышко»
-эта песня композиторская или народная?
-Чем отличается народная песня от композиторской?
- Перейдем к следующему этапу урока, как думайте, о чем мы можем узнать из него?
Работают со словарем, поиск информации
Инструментальная
 
называют по цепочке
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Варианты ответов детей
 
Можно, с помощью голоса, и одного звука
 
Вокализ
Работают со словарем
 
Варианты детей
 
Просмотр видео фрагмента вокализа
 
 
 
 
 
Читают стих с доски
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Варианты ответов детей
 
 
Слушают и подпевают
 
Исполнение « Умывает красно солнышко»
 
 
Варианты ответов (О народных песнях)
Развитие темы, углубление в знания Народная песня появилась очень давно, она имеет свои особенности, свои жанры, и подробнее о них мы узнаем, сыграв в игру «Собери слоги – назови жанр народной песни»
Е ис ри то чес  ки
Лы ко ны е бель
Датс ки  сол е
До тру вы е
 со вы пля  е
ри чес ли ки е
 е точ ны шу 
 е деб сва ны
туш час ки
Хо вод е ны ро
-К какому жанру народной песни относятся следующие песни:
«Во поле береза стояла»
«Солдатушки, бравы ребятушки»
«Летели две птички»
«А мы просо сеяли, сеяли»
-А как бы вы дали определение  частушке?
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки,              
  Ах, как мне не погордиться
Мы не заволнуемся                               Хороши мои дела
Мы поучимся на славу                     
Все контрольные работы
 И посоревнуемся                                        
На пятерочки сдала
                                                                                                                                
- Откройте учебник на стр. 14. Посмотрите  на картины Петрова-Водкина и Кустодиева. О чем они рассказывают зрителю?
- Музыку каких жанров мы можем услышать на этой картине?
- Какими песнями вы бы озвучили эти картины?
Почему автор учебника называет их звучащими?
 
 
Составляют из слогов слова, названия жанров и записываю в тетрадь затем проверка по образцу и самоанализ
 
 
 
 
 
 
 
Хороводные
Солдатские
Шуточные
Трудовые
Варианты ответов детей
 
Составляют частушки, и пробуют исполнить по желанию
 
 
 
 
 
Работа с учебником
 
Творческие рассуждения детей
Варианты ответов
 
Потому что русский народ изображён, который в любом деле своем использует песни, которые его вдохновляют
Рефлексия - оцените свою работу по таблице

п/п
Критерии оценки Отлично Хорошо Не очень хорошо
1 Определяю жанры народной песни      
2 Вокально-хоровая работа на уроке      
4 Участие в игре собери слова и частушки      
6 Выполнение творческого задания      
7 Познавательная активность на уроке      
Поставьте знак  «+»  в нужной колонке
- какая колонка набрала у вас больше всего +, сделайте вывод по этому.
 Самооценка и самоанализ работы на уроке
Итог урока - Приведите мне примеры разных жанров народной песни.
- Как они связаны с литературой?
- Что значит вокальная музыка?
- Что такое песня?
Ответы детей
 
Объясняют свое вариант
Читают термин
Читают термин
Домашнее задание Найти информацию о национальных костюмах, музыкальных инструментах родного края  
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»