Активные и интерактивные методы
и формы обучения на уроках музыки
Гаврилова Олеся Евгеньевна учитель музыки
МБОУ «Лицей№2», город Нижневартовск
Задача любого учителя – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. Обучающиеся не должны забывать, что музыка - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных и интерактивных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным и спокойным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, игре на музыкальных инструментах), при оценивании, рефлексии. К активным формам и методам обучения относятся: деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах, урок - концерт и др. Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся они, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы.МБОУ «Лицей№2», город Нижневартовск
Активные методы и формы обеспечивают решение образовательных задач: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности обучающихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие универсальных навыков.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки. Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск обучающихся путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Из вышеизложенного следует, что использование активных и интерактивных форм и методов работы позволяет сделать обучающихся активными участниками педагогического процесса. Формировать и развивать познавательную активность обучающихся, содействовать формированию творческой активности в учебной, и во внеурочной деятельности. Способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Применение интерактивных и активных методов, формируют личность, способную меняться в меняющемся мире.