Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Препараты бытовой химии

Яковлева Елена Ивановна,
преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №229
Адмиралтейского района,
Санкт-Петербурга.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с разнообразными препаратами бытовой химии;
  • дать их оценку и специфику;
  • рассказать об общих принципах оказания первой помощи и лечении при отравлении ими.

Развивающие:

  • развивать навыки правильного использования препаратов бытовой химии;
  • развивать познавательный интерес .

Цели урока:

  • раскрыть роль, которую играют в нашей жизни препараты бытовой химии.
  • привить навыки соблюдения правил использования препаратов бытовой химии в повседневной жизни человека.

Оборудование: Компьютер, препараты бытовой химии (наглядные пособия).

Учебно-методические материалы:

1. В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский., Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс, М., Дрофа. 2008 г.

2. Авторский ЭОР- компьютерная презентация, включающая в себя теоретический материал урока.

3. Л.А.Михайлов, Н.Д. Копылов, П.Г. Михеева, И.А.Щеголев, В.П. Соломин, Основы безопасности жизнедеятельности человека, часть 2.,(учебное пособие для 5-8 классов), Санкт-Петербург « Образование» 1999 г.

4. Microsoft Office Power Point 2003

Ход урока.

Учитель: - Добрый день садитесь. Посмотрите на мой стол, что вы на нём видите (ответы детей).

- Всё это называется препаратами бытовой химии. Это особая категория современных химический продуктов. Что такое препарат? (препарат – это химическое вещество или смесь веществ, применяемая для определённых целей в индивидуальном виде или как составная часть композиции (например, разбавителя лака, отвердителя клея и др). Он расфасован  в соответствующую упаковку и предназначен для продажи.

 

Товаром – он становится тотчас, когда попадает в торговую сеть – на склад, базу, в магазин.

 

Нам ежедневно приходится иметь дело с товарами бытовой химии, причём с самыми разными и по назначению, и по составу и по внешнему виду. На первый взгляд кажется что все они нам хорошо знакомы,  но это далеко не так. На нашем уроке мы попытаемся дать общую характеристику всех видов товара бытовой химии различного назначения. Начнём с того, что препараты бытовой химии классифицируются по назначению: моющие средства, чистящие средства, дезинфицирующие средства, средства по уходу за мебелью и полом, для борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасящие материалы.

 

Мы поговорим о каждой группе отдельно но предварительно выясним по каким ещё параметрам различают препараты бытовой химии.

- Как вы думаете? (ответы детей).

Учитель: По химическому составу, а следовательно, по степени опасности, которые они могут представлять для людей при неумелом пользовании.

Такие препараты можно разделить на 3 группы: безопасные, ядовитые, пожароопасные.

И так мы возвращаемся к нашей первой странице, где проведена классификация препаратов по назначению.

Очень большую группу соединений бытовой химии составляют синтетические моющие средства (CMC): порошкообразные, жидкие и пастообразные. Все они содержат поверхностно-активные вещества (ПАВ) и многочисленные добавки разного назначения: для смягчения воды, улучшения пенообразования, повышения моющей способности ПАВ, снятия электростатического заряда, предотвращения осаждения на ткань снятых загрязнений, отбеливатели, парфюмерные отдушки, ферменты. Ферментные добавки быстро разлагают и разрушают белковые загрязнения, переводя их в растворимое состояние; наибольшей активностью эти соединения обладают при температуре 40-50° С. О наличии ферментной добавки в CMC указывается на этикетке, а к названию порошка обычно добавляется приставка "био".

До недавнего времени основными средствами для стирки служили мыло и сода (сода для хлопчатобумажного белья). Сода делает раствор более щелочным а так же смягчает воду.

- А  вы знаете, что использование химических веществ в быту  - отнюдь не изобретение нашего времени, детищем которого является промышленность бытовой химии. Есть немало сведений о том, что еще задолго до нашей эры люди применяли хотя и несовершенные, но все же достаточно эффективные химические вещества.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона археологи обнаружили благовония, сохранившие аромат в течение тридцати веков. Вообще в далеком прошлом химические вещества особенно часто применялись в культовых обрядах и в косметике. Во время религиозных церемоний в курильницах зажигали благовонные смеси. Восточные поэты воспевали насурмленных красавиц. Мумии египетских фараонов сохранились до наших дней, так как тела их были хорошо забальзамированы. В древних рукописях мы находим упоминания о маслах и составах для полирования дерева и камня, средствах для дезинфекции и для консервирования пищи. С незапамятных времен известно и составление рисовальных красок

Начиная с I века до н. э. в культурных центрах Средиземноморья широкое распространение получило мыло. Немало рецептов бытовых химических препаратов существовало в то время в Индии, Китае, в государствах Средней Азии и Закавказья. Широко использовались   химические средства в повседневной жизни в средние века. Развитие городов, ремесел, торговых связей в немалой степени этому способствовало. Химические средства с древних времен применялись и на Руси.

C развитием письменности появляются и советы по бытовой химий. Так, в одном из старинных русских лечебников дается такой совет: «Если хочешь, чтоб тебя не ели комары, то возьми платок, смочи его дегтем и положи на голову, на шапку». С древних времен применялся для стирки щелок, который готовили из древесной золы; широко был распространен и сохранился до наших дней способ отбеливания тканей путем попеременного замачивания и выстеливания их на солнце.

Издавна люди   научились   применять для чистки изделий из цветных металлов подручные средства, причем некоторые из них не потеряли своего значения до сих пор. Например, для чистки бронзы в разных странах использовалось кислое молоко. На Руси для чистки самоваров применяли ягоды бузины, золу, мел, капустный рассол.

Конечно, большинство таких рецептов, удачно и обычно случайно найденных, передавались от отца к сыну. Многие открытия держались в строгом секрете, особенно это относится к работам алхимиков. Любопытно отметить, что один из первых патентов в мире имел прямое отношение к бытовой химии. Речь идет об английском патенте № 4 от 1617 г., в котором предлагается новый способ защиты доспехов рт ржавчины с помощью покрытия их специальным маслом.

Более поздние достижения бытовой химии хорошо известны и многие из них сохранили свое значение до наших дней. Безусловно, они были связаны с успехами химии как науки, с появлением возможности применять более или менее чистые химические вещества или смеси таких веществ, использовать химические продукты, которые стала выпускать промышленность в конце XVIII — в начале XIX века спешная разработка методов получения искусственных красителей оказала огромное влияние на развитие текстильной промышленности. Те же красители стали использоваться в быту. Благодаря работам русских и зарубежных ученых были заложены основы дезинфекции, и дезинфицирующие средства быстро завоевали признание не только в медицине, но и в быту?

- Сгруппируем синтетические моющие средства.

(Стиральные средства, средства комплексного действия, отбеливатели, подсинивающие средства, антистатические средства, смягчители, аппретирующие средства).

До недавнего времени основными средствами для стирки служили мыло и сода (сода для хлопчатобумажного белья). Сода делает раствор более щелочным, а также смягчает воду. Для смягчения воды применяли также тринатрийфосфат, а при стирке шерстяных тканей нашатырный спирт. В настоящее время широко применяются синтетические моющие средства (CMC), а также средства для различных вспомогательных операций. Их можно сгруппировать следующим образом.

Первая группа собственно стиральные средства: универсальные; для стирки хлопчатобумажных и льняных тканей; для стирки шерстяных, шелковых и синтетических тканей; для предварительного замачивания белья.

Во вторую группу входят средства комплексного действия, с помощью которых можно одновременно со стиркой дополнительно обработать ткань, например подкрасить или продезинфицировать ее; эти средства предназначены обычно для ручной стирки.

Третья группа отбеливатели. Они удаляют с белья загрязнения, которые остались после стирки, а также отбеливают белье.

В четвертую группу входят подсинивающие средства.

Пятая группа средства для антистатической обработки. Они применяются при последнем полоскании выстиранных изделий из капрона, нейлона, ацетатного волокна и шерсти. После такой обработки на изделиях не накапливаются при носке электрические заряды.

Шестая группа смягчители. Они также используются при последнем полоскании изделий и придают тканям из хлопка, льна и вискозных волокон мягкий гриф приятное ощущение бархатистости. После этой обработки ткань хорошо гладится.

Наконец, последняя группа аппретирующие средства. Ими пропитывают ткани после стирки. В эту группу входят средства для подкрахмаливания, фиксации складок и гидрофобизирования тканей; последние придают тканям водоотталкивающие свойства. К этой же группе следует отнести и разрабатываемые сейчас препараты, которые будут придавать тканям не только водо, но и грязеотталкивающие свойства, а также несминаемость.

Учитель:  Начиная с I века до н. э. в культурных центрах Средиземноморья широкое распространение получило мыло. Немало рецептов бытовых химических препаратов существовало в то время в Индии, Китае, в государствах Средней Азии и Закавказья. Широко использовались   химические средства в повседневной жизни в средние века. Развитие городов, ремесел, торговых связей в немалой степени этому способствовало. Химические средства с древних времен применялись и на Руси.

C развитием письменности появляются и советы по бытовой химий. Так, в одном из старинных русских лечебников дается такой совет: «Если хочешь, чтоб тебя не ели комары, то возьми платок, смочи его дегтем и положи на голову, на шапку». С древних времен применялся для стирки щелок, который готовили из древесной золы; широко был распространен и сохранился до наших дней способ отбеливания тканей путем попеременного замачивания и выстеливания их на солнце.

Учитель:  Следующая группа – это чистящие средства. Они в изобилии представлены сегодня на рынке. Предназначены для чистки любых поверхностей. Но многие из них могут быть просто–напросто изъяты из продаж. Потому как, некоторые из них в действительности содержат превышенный уровень формальдегида (это вещество признано канцерогеном  Международным центром изучения раковых болезней). Другие же, «средства для мытья» могут также загрязнять воздух квартиры вредными для здоровья химическими веществами. Чтобы снизить риск заболеваний можно вернуться к старым добрым «дедовским методам»: они будут экологичнее, а значит – безопаснее.

1. Если вам вдруг захотелось начистить до блеска любимую кастрюлю вашей бабушки, есть такой фрукт, который без труда (а также и без всякой химии…) с этим справится - это лимон ! Более того, вы также можете использовать его и для удаления пятен ржавчины с посуды, и для полирования столового серебра вашей прабабушки!

2. Уксус имеет массу областей применения:

- он удаляет восковые пятна, а также пятна от всяческих смол;

- очищает плитку, кафель (только после обработки плитки чистым уксусом следует проветрить помещение) и окна (чтобы сделать своеобразную природную "жидкость для мытья стекол", нужно разбавить две чайные ложки уксуса в литре воды);

- удаляет накипь (налейте в чайник вместе с водой немного уксуса, помешайте, прополаскайте - и готово!);

- освежает цвет ковров (применяйте его в разбавленном виде, чистите щёткой);

- уксус может удалять даже известковый налёт - правда, если только его применить сразу же после появления этого налёта.

Что ж, как видно, уксус - настоящий чудо-очиститель, который, к тому же, отличается относительной дешевизной.

Учитель: Следующая группа – дезинфицирующие средства. Приведите примеры таких средств (ответы учащихся).

«Дедовские методы»:

Уксус - прекрасно дезинфицирует (чистый уксус можно смело использовать для дезинфекции туалета);

Учитель: Средства по уходу за мебелью и полом.

Масло льна  служит для полировки деревянной мебели и глиняной посуды.

Учитель: Средства борьбы с бытовыми насекомыми и защита растений.

Они разделяются на следующие основные группу: инсектицидные препараты, антимольные препараты, препараты для уничтожения эктопаразитов, ратицидные препараты.

Химикаты для борьбы с вредными бытовыми насекомыми и грызунами

Используемые средства для борьбы с вредными бытовыми организмами разделяются на следующие основные группы.

Инсектицидные препараты используются для борьбы с тараканами, клопами, мухами, муравьями, древоточцами и т.д. Основными препаративными формами являются аэрозоли, эмульсии, порошки, таблетки. Основу современных препаратов составляют синтетические соединения группы пиретроидов, относительно безопасные для здоровья человека.

Антимольные препараты предназначены для защиты шерстяных и меховых изделий от моли. Одни из этих препаратов обладают отпугивающим свойством, другие уничтожают взрослую моль и ее личинок. Используются в виде таблеток, порошков, аэрозолей.

Препараты для уничтожения эктопаразитов, паразитирующих на домашних животных и птицах. Основными препаративными формами являются жидкие и пастообразные шампуни для профилактического и лечебного мытья животных.

Ратицндные препараты используются для борьбы с мышами и грызунами в помещениях. Основными препаративными формами являются порошки, пасты, аэрозоли, зерновые приманки. Особую осторожность следует соблюдать при их применении в жилище, где имеются домашние животные.

«Дедовские методы» - стружка кедрового дерева сможет прогнать клещей из вашего гардероба.

- А какие вы знаете ещё способы борьбы с бытовыми насекомыми? (ответы учащихся).

Учитель: Клеи и лакокрасящие материалы.

КЛЕЙ

Каким образом токсичные вещества действуют на организм 13-летнего ребенка? Он нюхает клей. Чем можно ему помочь?

При вдыхании паров летучих ароматических веществ (ЛАВ), к которым относится клей, различные растворители, краски, бензин и многие другие вещества бытовой химии, в результате интоксикации центральной нервной системы возникает опьяняющий эффект (так называемая эйфория – начальные проявления острого интоксикационного психоза), который проявляется в помрачении сознания, реальное окружающее воспринимается иллюзорно, предметы меняют свою форму, пространственное соотношение. Краски кажутся яркими, глубокими. Звуки искажаются, становятся необычными. Появляется наплыв галлюцинаторных зрительных образов, так называемых «мультиков», которые проецируются вне сознания, как на экране. Происходит отчуждение восприятия себя, своего тела.

При увеличении дозы (количественное определение невозможно) в результате быстрого парентерального всасывания яда создается угроза для ЦНС (возбуждение, судороги, кома, паралич дыхательного центра, возможна потеря зрения); сердечно-сосудистой системы (аритмия, коллапс); дыхания (образование метгемоглобина, цианоз, ацидоз, отек легких, асфиксия); печени (желтуха, печеночная кома) и почек (анурия, уремия).

Высокая токсичность ЛАВ предопределяет очень быстрое появление последствий и осложнений. Уже в течение первых недель теряется самоконтроль, подростки становятся дерзкими, агрессивными, могут убегать из дома, совершать различные преступления. Через 2-3 месяца систематического употребления ЛАВ наблюдается снижение интеллекта, психическая деятельность обедняется, высказывания становятся скудными, плоскими, с повторениями. Злокачественные формы токсикомании характеризуются развитием выраженного психоорганического синдрома за 1,5-2 года, основу которого составляет токсическая энцефалопатия. Выявляются и неврологические признаки очагового поражения центральной нервной системы, диэнцефальная и пирамидная симптоматика. Течение безремиссионное, приводящее больных к быстрой инвалидизации. В случае воздержания от ЛАВ в течение 2-3 лет проявления токсической энцефалопатии слабеют, хотя полностью не компенсируются.

Помочь ребенку можно. Нужно срочно проконсультировать его у психиатра-нарколога, невропатолога, обследовать и серьезно заняться лечением имеющихся и профилактикой возможных нарушений. Кроме того, необходимо совместно с психологом проанализировать ситуацию, приведшую его к токсикомании и, исходя из этого, заняться воспитанием.

Учитель:  Стоит сказать несколько слов об упаковки препаратов бытовой химии. В какой упаковки выпускаются препараты бытовой химии (ответы учащихся).

Это не просто тара. На ней обычно написано что? (ответы детей): название, состав, способ применения, назначение, дозировка, как вскрывать эту тару и др. Пластмассовые флаконы, банки, стеклянные и металлические банки, фляги, но наиболее удобные товары в аэрозольных баллонах. Конечно же надо учитывать специфику химического состава препарата, агрегатное состояние его (а оно может быть какое? (ответы детей): жидкое, пастообразное, твёрдое – таблетки, гранулы, порошки).

Выбор тары зависит от срока хранения, от удобства хранения и использования препарата.

Учитель:  Мы с вами поговорили о всех перечисленных группах препаратов бытовой химии, что мы с вами не выяснили о препаратах? (ответы детей).

Учитель:  О правилах техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии. Какие же они? (ответы детей).

- все препараты следует применять только по прямому назначе­нию, строго соблюдая инструкции и рекомендации по их использова­нию;

-  применять можно только препараты, купленные в магазине и имеющие этикетку на упаковке;

- все средства бытовой химии, даже если это обычный порошок или сода, следует хранить в недоступных для детей местах;

- все химические препараты надо обязательно хранить отдельно от пищевых продуктов;

- при работе с пожароопасными средствами нельзя зажигать газо­вые горелки, спички, нельзя курить, пользоваться электронагреватель­ными приборами; особо пожаро- и взрывоопасны пары горючих жид­костей (бензина и других растворителей), с ними лучше работать на воздухе;

- при работе с препаратами,  содержащими агрессивные химиче­ские вещества (кислоты, щелочи), надо надевать резиновые перчатки, очки;

- жидкие химические вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой, а сыпучие - пересыпать ложкой, при этом надо беречь глаза и дыхательные пути от попадания в них брызг или пыли;

- нельзя наклоняться низко над сосудами с химическими вещества­ми, нюхать их, сильно втягивая воздух;

-  при разбавлении крепкой серной кислоты ее надо постепенно лить в воду, а не наоборот, поскольку при этом вода будет сильно ра­зогреваться;

- горячие жидкости нельзя вливать в обычную толстостенную стек­лянную посуду;

-  все работы с ядохимикатами в саду надо производить в специаль­ной одежде, в резиновых перчатках, очках;

-  если после работы остались неиспользованные растворы или сме­си ядохимикатов, их ни в коем случае нельзя выливать в раковину, пруд или речку; их следует закопать поглубже в землю в отдаленном от жилья месте;

-   до обработки ядовитыми веществами помещения из него надо удалить пищевые продукты, домашних животных; после обработки рекомендуется сразу же тщательно помыть руки и покинуть помеще­ние, закрыв окна и двери; спустя несколько часов после обработки помещение при проветривании а поверхность столов лучше всего вымыть тёплой водой с мылом.

Но есть некоторые меры предосторожности при работе с аэрозольными баллонами:

Преимущества аэрозольной упаковки очевидны: баллон всегда готов к работе, он компактен, препарат можно равномерно наносить на обрабатываемую поверхность.

Но поскольку находящаяся под давлением жидкая смесь горюча необходимо строго выполнять правила обращения с баллонами: - их нельзя ставить вблизи источников тепла; - нельзя вскрывать даже после полного использования;  - нельзя выкидывать на улице, в лесу, в любом месте, где их найти дети;

- при работе с баллонами поблизости не должно быть источников открытого огня.

Учитель: Признаки отравления препаратами бытовой химии.

- общее болезненное состоянии или вид пострадавшего;

- признаки и симптомы внезапного приступа заболевания;

- тошнота, рвота;

- понос;

- боль в груди или животе;

- нарушение дыхания;

- потливость;

- слюноотделения;

- потеря сознания;

- мышечные подёргивания;

- судороги;

- ожоги вокруг губ, на языке или на коже;

- неестественный цвет кожи, раздражение ранки;

- странная манера поведения пострадавшего;

Учитель:  Какую же помощь мы можем оказать при отравлении препаратами бытовой химии? (ответы детей).

Следуйте основным принципам оказания первой помощи при любой неотложной ситуации, связанной с отравлением.

Опросите пострадавшего или свидетелей и постарайтесь выяснить:

- какой вид отравляющего вещества был принят;

- в каком количестве;

- как давно.

Если ядовитое вещество неизвестно, соберите небольшое количество рвотной массы для последующей медицинской экспертизы.

Первая помощь при отравлении через рот. Вызовите рвоту, засунув палец в горло.

Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший:

- находится без сознания;

- находится в состоянии судорог;

- беременная женщина;

- проглотил едкое вещество (кислоту или щелочь) или продукт, содержащий нефть (керосин или бензин);

- имеет сердечное заболевание.

При рвоте выводится лишь часть проглоченного ядовитого вещества,

поэтому:

- после рвоты дайте пострадавшему 5-6 стаканов воды, чтобы уменьшить

концентрацию ядовитого вещества в желудке;

- при необходимости вызовите рвоту повторно;

- вызовите скорую помощь.

При отравлениях, ожогах препаратами бытовой химии надо немед­ленно обращаться в травматологический пункт. До прихода врача при отравлении бензином, скипидаром и другими органическими раство­рителями необходимо сделать промывание желудка, дав пострадавшему выпить несколько стаканов тепловатого раствора питьевой соды или воды с целью вызвать рвоту!

При попадании в желудок щелочей, нашатырного спирта, раство­ров соды рекомендуется дать выпить молоко, при попадании внутрь кислот - разбавленный раствор (1 чайная ложка на стакан воды) питьевой соды. В обоих случаях давать рвотные средства или делать промывание желудка не рекомендуется.

ВЫВОД: пользуясь препаратами бытовой химии, необходимо думать не только о своих удобствах и собственной безопасности, но и о защите окружающей среды. Если подсчитать, сколько в среднем находится химических веществ в одной городской квартире, то мы получим довольно внушительную цифру - около  7 кг! А как они расходуются? Ку­да "уходят" из квартиры? Остатки моющих средств, красильные рас­творы и многое другое сливается в канализацию; в мусорные бачки, на помойку выбрасываются полиэтиленовые пакеты, смятые тюбики из-под клея, пустые аэрозольные баллончики, упаковки, а часто и с остат­ками препарата. Следовательно, так или иначе, они попадают в землю, в реку. Это значит, что мы должны задуматься над тем, как химические препараты и их упаковки загрязняют окружающую среду, и что нужно делать для того, чтобы это загрязнение уменьшить.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»