Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Я и моё тело: 5наших друзей - 5органов чувств

Цель: Познакомить детей с пятью органами чувств; рассказать, какую роль играют эти органы чувств в жизни человека, и о правилах ухода за ними.

Задачи:Обобщить и систематизировать знания и представления детей о пяти органах  чувств и их значение; подвести детей к понимаю прямой зависимости чистоты и здоровья; закрепить полученные ранее  знания, пользоваться ими в повседневной жизни; способствовать развитию речи как основы коммуникативной деятельности

Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Оборудование: презентация на данную тему, дидактическая игра «Волеология», блюдца с фруктами, овощами, карандаши и альбомные листы, мольберты, пластмассовые геометрические фигуры, 2 мягкие игрушки.

Ход занятия: Дети играют в группе. В группу подпрыгивая( под музыку из мультфильма «Маша и Медведь») вбегает Маша и шпателем пытается  осмотреть у детей уши, глаза, нос, залезает в рот.

Машенька: Давай, давай лечиться! Давай , давай лечиться!

Воспитатель: Машенька, что же ты делаешь?

Машенька: Я сегодня доктор и хочу срочно  вылечить всех ребят!

Воспитатель: Машенька, разве ты не знаешь , что в глаза, уши , рот ни в коем случае зализать различными предметами  нельзя, потому что можешь травмировать.

Машенька: Что значит травмировать и почему это нельзя?

Воспитатель:  А мы сейчас с тобой и ребятами всё узнаем. Сегодня к нам в детский сад на электронную почту  пришло письмо от Айболита, а вместе с ним ещё и какие то разноцветные конверты . Помогите  мне прочитать , что же на них написано( Задание 1и т. д.) Что же это за задания предлагаю вам пройти и прочитать  письмо от доктора Айболита.

Дети рассаживаются за стол . На экране ноутбука появляется первый слайд: где изображен Айболит и письмо от него.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте дорогие дети! Сегодня я хочу поговорить с вами о наших чувствах  благодаря которым мы познаём окружающий нас мир.

Слайд №2:  Эти пять чувств: зрение, слух, обоняние(способность воспринимать и различать запахи), вкусовые ощущения, осязания(способность ощущать предметы не глядя, кончиками пальцев).Для каждого чувства у нас есть особый орган: глаза для зрения, уши для слуха, нос для обоняния , пальцы для осязания, язык для ощущения вкуса. Эти органы служат для передачи информации по нервам в мозг. Именно мозг распознаёт и объясняет все ощущения. Благодаря пяти чувствам мы познаём окружающий мир. А теперь давайте познакомимся с каждым из пяти чувств и органе его представляющем, но для этого я вам прислал конверты с заданиями . На конвертах написаны примеры и решив их , вы отгадаете какой за каким следует открывать. (Дети решают примеры и раскладывают конверты по возрастанию ответов). Открываем первый конверт.

 Я предлагаю вам игру ,которая называется «Угадай  по вкусу». Давайте ребята подойдем все вместе  к ширме. За ширмой стоит тарелочки с кусочками очищенных фруктов и овощей (яблоко, банан, апельсин помидор, огурец, морковь) , детям предлагается с закрытыми глазами съесть кусочек и отгадать название фрукта или овоща.

Воспитатель: «Молодцы все правильно отгадали ,а  как вы поняли ,что это банан или яблоко, морковь или огурец ( с помощью ощущения вкуса) Какой орган чувства на в этом помогает(язык) Давайте пройдем  и рассмотрим как язык нам помогает отгадывать вкус чего-либо. Воспитатель показывает  на экране слайд с изображением язык. Язык служит человеку для ощущения вкуса. Язык позволяет нам отличать вкусное от невкусного. Ребята, возьмите в руки зеркальце и давайте рассмотрим свои язычки.  На его поверхности находятся тысячи маленьких бугорков- вкусовых сосочков. Они распознают вкус. Сосочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Сосочки , расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое. Сосочки лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной. Язык также чувствует теплое холодное и боль. Кто  знает стихотворение или загадку про язычок.

Дети:  Всегда он на работе,

                         Когда говорим,

                          А отдыхает,

                         Когда мы молчим.(язык)

 

Если б не было его,

Не сказал бы ничего . (язык)

Как ,вы думаете , надо ли беречь язык и ухаживать за ним. (Да)

Давайте вместе составим правила гигиены полости рта.

Правила гигиены языка:

·        После еды обязательно полоскать рот водой;

·        Нельзя брать в рот все предметы без разбора;

·        Не употреблять очень горячие и очень холодные напитки и еду;

·        Тщательно следить за зубами и посещать стоматолога.

Ребята, доктор Айболит предлагает открыть  второй конверт. Во втором конверте:  игра-задание «Сделай ….. столько раз ,  сколько звуков услышишь», вы должны встать полукругом ко мне спиной , я используя различные музыкальные инструменты буду издавать звуки, а вы сосчитав их должны выполнить столько раз движений, сколько звуков услышали и отгадать инструмент ,который я использовала. Проводится игра , используя маракас ,металлофон, бубен, колокольчик.

Молодцы, вы справились и с этим заданием. А что же помогло вам в этой игре.(уши). Правильно уши  -это орган слуха и равновесия. Давайте пройдём и посмотрим как же устроены наши уши.(на слайде  изображено строение уха.

 Давайте с вами посмотрим на картинку и познакомимся со строением уха. Ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее.  Когда звук доходит до уха, он сначала проникает в ушную раковину, проходит по слуховому проходу и доходит до тонкой пленки – барабанной перепонки. Перепонка начинает вибрировать. За перепонкой находятся среднее и внутреннее ухо. В отличие от глаз наши уши постоянно воспринимают окружающий звук, даже ночью. Без ушей мы бы не смоги разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают. Потерять или повредить слух можно, если неосторожно относится к своим ушам. Ребята, подумайте и скажите, какие есть правила хорошего слуха?

Дети: - Нельзя ничего засовывать в ухо

- Нельзя громко кричать

- Надо избегать простудных заболеваний

- Мыть уши, после чего насухо и тщательно вытирать

- Не чистить уши с помощью булавки, спички и любых других заостренных предметов

Кто хочет рассказать стихотворение про орган слуха-уши.

-Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

Воспитатель : Ребята давайте откроем конверт№3. Задание- игра «Повтори за мной»(Дети встают в рассыпную и повторяют за воспитателем.)

     «Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.
Поднять взгляд  вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.

 Как вы думаете  для какого органа чувств мы с вами делали гимнастику (для органа зрения-глаза). Правильно и следующий орган  чувств , который мы с вами рассмотрим –это глаза. На  следующем слайде изображено строение глаза.

Глаза-это орган зрения. Посмотрите друг на друга и опишите как они выглядят – какого цвета , размера, формы. То, что мы с вами видим на лице это не весь глаз ,а лишь небольшая его часть.

Посмотрите на экран и давайте рассмотрим  как же устроены наши глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Если  рассмотреть глаз, то можно увидеть в центре его цветное кольцо-радужку. У всех людей она разного цвета. В середине радужки есть черное пятно-зрачок. Зрачок-это отверстие, через которое свет проникает в глаз.Свет проходит  через маленькую прозрачную линзу. Природа заботливо оберегает глаза. Они расположены в специальных углублениях-глазницах. А закрывает глаз веко. Когда  мы часто мигаем  или плачем, слеза увлажняет глаза и очищает их от пыли.

Глаза- очень важный орган для человека. Они помогают ему видеть весь мир вокруг себя. Чтобы глаза видели до старости , их нужно беречь и ухаживать за ними. Как вы думаете  как надо ухаживать за глазами и что вредно и опасно для глаз.

Давайте вместе составим правила хорошего зрения:

- Нельзя близко и долго смотреть  телевизор, играть в компьютер.

        -Читать и рисовать  можно только при хорошем освещении.

        -Аккуратно пользоваться ножницами и другими острыми и колющими предметами.

             -Не тереть глаза грязными руками.

            -Ухаживать и промывать их.

               -Выполнять гимнастику  для глаз.

            -Побольше есть продуктов, богатых витамином А (печень и морковь)

В четвертом конверте Айболит предлагает игру « Опиши и отгадай»

Мы с Айболитом предлагаем вам игру , встаньте пожалуйста в круг , а руки уберите назад. Я вам каждому положу в руки  что-то интересное и вы попробуете описать , что у вас лежит в руках.

Детям  в руки воспитатель раздаёт: пластмассовые геометрические фигуры(разные по величине), мягкие игрушки, карандаши и т. д.                                              и предлагает  обследуя  руками предметы, рассказать о них и попробовать назвать. Дети описывают предметы в руках и отгадывают  их.

Ребята скажите с помощью  чего вы смогли отгадать то, что у вас в руках, ведь вы не видели  глазами , а столько рассказали о предмете, да ещё и сказали что это. (с помощью рук, пальцев). Правильно ребята пальцы ,а именно кожа это ещё один орган чувств ,который называется – осязание. Давайте посмотрим следующий слайд .

Благодаря пальцем и коже ты чувствуешь форму предметов, ощущаешь . тёплые они или холодные, твёрдые или мягкие. Кожа испытывает еще и боль. Тысяча нервов, находящихся на коже, передают эти ощущения мозгу. Различные части нашего тела чувствительны по- разному. Очень чувствительны глаза , губы , лицо и пальцы.

Кожа – орган осязания ,но она к тому же защищает от микробов, от жары и холода. Когда  жарко, мы потеем, и пот охлаждает его. Когда холодно, сосуды кожи  сужаются, чтобы сохранить тепло внутри тела.

Кожа состоит из 2 слоев: верхнего и нижнего. Верхний слой  обновляется каждые 3-4 недели. Нижний слой содержит Мышцы, потовые железы, маленькие сосуды и тысячи нервных окончаний, волоски.

Мы не можем сбросить кожу, как старую негодную одежду или заменить ее на новую. Кожа нам дана на всю жизнь. Чтобы сохранить её здоровой и свежей необходимо постоянно соблюдать правила ухода за кожей.

Как вы думаете какие есть правила ухода за кожей.(вместе с детьми составляем правила  ухода за кожей).

Правила здоровой кожи:

•      Содержи свою кожу в чистоте!

•      Аккуратно обращайся с острыми предметами!

•      Аккуратно обращайся с огнем,

кипящей жидкостью и химическими

веществами!

•      Не находись продолжительное

под прямыми солнечными лучами!

•      В сильные морозы защищай открытые

участки тела!

•      Одевайся по погоде!

•      Избегай контакта с животными и людьми,

страдающими заразными кожными болезнями.

И так переходим к последнему заданию от  Айболита .Открываем следующий конверт и читаем задание.

Следующее задание очень тяжелое и очень интересное. Воспитатель предлагает детям подойти к ширме и не используя ни рук , ни глаз угадать что же та спрятано.( за ширмой на блюдечке лежат : чеснок, лук, мандарин, огурец, семена укропа)По очереди предлагается детям угадать то, что ему предлагает воспитатель.

Воспитатель : Молодцы! Угадали все правильно , но как же вы это сделали , если не видели и не трогали руками.

Дети: Мы угадали по запаху с помощью чувства обоняния и его органа чувства – нос.

Давайте же вместе рассмотрим следующий слайд( изображение строения носа).

Воспитатель: Нос – орган обоняния. Способность людей чувствовать запахи и различать их называется обонянием.

Как же нос может узнавать , что, где, чем пахнет?

Внутри носа , на самом верху , находятся маленькие нервы в виде ниточек. Когда мельчайшие частицы , перенесённые воздухом, достигают их, нервы передают свои ощущения мозгу, который их узнаёт.

С помощью обоняния человек может контролировать качество воздуха. Если в воздухе появляется приятный запах , мы стараемся дышать глубже, а при ощущении неприятного запаха , наоборот , стараемся дышать как можно реже. Когда человек  по каким-либо причинам  перестаёт ощущать запахи( при насморке, травмах носа и др.) , он перестает ощущать в полной мере вкус пищи, которую ест. Можно съесть испорченный продукт и отравиться. Так же опасно не чувствовать запахи дыма, газа- это запахи опасности.

Поэтому очень важно бережно относиться к своему носу.

А теперь давайте вместе подумаем , как же  бережно относиться к своему носу и вместе придумаем «Правила здорового носа».

Ответы детей:

-Избегать простуды;

-Одеваться в соответствии с погодой;

-Пользоваться средствами защиты, находясь с больными чихающими людьми;

-Тщательно и аккуратно промывать нос , освобождая его от скопившейся пыли;

-Не засовывай  в нос посторонние предметы;

-Избегай резких ударов, травм носа.

Как видите , у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют слаженный организм. Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма и выполнять правила гигиены – науки о здоровье.

Ну что засиделись на месте , а у нас ещё одно задание игра- соревнование « Какая команда правильно и быстро нарисует своему человечку органы чувств». Дети делятся на 2 команды. На мольбертах  изображен силуэт человека и дети по очереди , передавая друг , другу эстафету рисуют органы чувств: уши , глаза, нос, руки-пальцы, язык.

Маша: Ребята как мне было с вами интересно и поучительно. Я  сегодня много нового узнала и конечно же все расскажу Мише. Ох, и удивиться же он! А я вам хочу подарить от нас с Мишей и доктора Айболита раскраски. До свидания , до новых встреч!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»