Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование функциональной грамотности
в рамках преподавания ОБЖ

Вараксин Юрий Александрович
Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует, что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев). 
Функциональная грамотность:
·        Читательская грамотность
·        Математическая грамотность
·        Естественно-научная грамотность
·        Компьютерная грамотность
·        Юридическая грамотность
·        Экономическая грамотность
·        Экологическая грамотность
·        Грамотность в сфере безопасности  личности, общества и государства 
Функциональная грамотность – овладение ключевыми компетенциями:
·        учебно-познавательная компетенция
·        информационная компетенция
·        ценностно-смысловая компетенция
·        коммуникативная компетенция
·        общекультурная компетенция
·        социально-трудовая компетенция
·        личностная компетенция (самосовершенствование) 
Функционально грамотная личность:
1.     Человек познающий
2.     Человек, умеющий жить среди людей
3.     Человек самостоятельный
 
1. Профессиональная компетентность учителя:
·        предметно-методологическая компетенция
·        психолого-педагогическая  компетенция
·        компетенция в области валеологии  образовательного процесса
·        коммуникативная компетенция
·        компетенция в области управления  качеством образовательной системы «учитель-ученик»
Этапы работы учителя по формированию  функциональной грамотности школьников:
1.                 Целеполагание
2.                 Планирование
3.                 Прогнозирование
4.                 Реализация
5.                 Коррекция
6.                 Рефлексия
2. Основа — системно-деятельностный подход:
Системно-деятельностный подход —         это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной  степени  самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ориентация на достижение цели и основного результата образования:
·        личностного       развития на основе       освоения универсальных учебных  действий
·        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному  образованию
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке:
Продукт урока - самостоятельно  сформулированные  правила безопасного  поведения:
·        Определение опасной (чрезвычайной) ситуации
·        Выявление поражающих факторов
·        Выбор средств (мер) защиты от их воздействия
·        Определение последовательности (алгоритма)  безопасных действий
·        Формулировка правил безопасного поведения
4. Межпредметная интеграция
1.     Определение опасной (чрезвычайной)  ситуации (география, физика, химия, обществознание)
2.     Выявление поражающих факторов (биология, физика, химия)
3.     Выбор средств (мер) защиты от их  воздействия (физика, химия)
4.     Определение последовательности  (алгоритма) безопасных действий (информатика)
5.     Формулировка правил безопасного  поведения (русский язык)
5. Образовательные технологии
·        проблемно-диалогическая  технология
·        технология формирования  правильной читательской  деятельности
·        технология проектной  деятельности
·        уровневая дифференциация обучения
·        информационные и  коммуникационные  технологии
·        технология оценивания  учебных достижений учащихся
6. Работа с текстовой информацией
1.     Выделять главную  мысль текста или  его частей
2.     Понимать информацию,  содержащуюся в  тексте
3.     Преобразовывать  текстовую информацию с  учётом цели дальнейшего  использования
4.     Применять информацию из  текста в изменённой  ситуации
5.     Критически  оценивать степень достоверности  содержащейся в  тексте информации
7. Учебно-практические задания
Познавательные УУД
·        Задания, предусматривающие работу  с таблицами
·        Задания на систематизацию  и обобщение
·        Задания на составление и  распознание диаграмм
·        Задания, предусматривающие работу  со словарями
Регулятивные УУД
·        Задания, предусматривающие поиск  новой информации
·        Задания для  взаимоконтроля и  самоконтроля
·        Работа с кейсами
Коммуникативные УУД
·        Задания, предусматривающие работу  в группах
·        Работа с кейсами
 
8. Исследовательские и проблемные стратегии
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image001.jpg
Примеры компетентностных заданий  по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пример 1
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image002.png 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пример 2
Проектирование урока с        обязательным     выполнением       обучающимися практических действий (тренажей) в составе команд (учебных подгрупп):
·        по действиям в опасной или чрезвычайной ситуации;
·        по оказанию первой помощи пострадавшему.
Построение практических действий (тренажей) на основе смены выполняемых функций:
Ø «человек – руководитель» – «человек – исполнитель»;
Ø «человек – исполнитель» – «человек – руководитель».
Нацеленность на формирование коммуникативных  способностей:
·        по взаимодействию в команде;
·        по использованию средств связи и коммуникации.
Пример 3
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image003.pnghttps://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image004.pngПримите решение на обеспечение личной безопасности, безопасности пострадавшего и вызов экстренной службы  (бригады скорой помощи).
На уроках ОБЖ мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности, некоторым ее составляющим отводятся целые раздели в учебной программе.  И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких активизируется и начинает работать более активно и плодотворно.
Для наглядности приведу пример развития читательской грамотности. Для этого рассмотрим следующую задачу, которую я предлагаю учащимся решить на уроке:
Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.
При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность обычно допускают следующие ошибки:
•        Начинают приводить пострадавшего в чувства.
•        Проводить СЛР.
•        Накладывают жгут выше места ранения.
•        Извлекают инородное тело из ноги.
И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что практически все вышеперечисленные действия могут привести либо к летальному исходу, либо к ампутации конечности. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст и стараются получить из него максимум полезной информации.
В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Технология  личностно – ориентированного  обучения
Данная технология предполагает  признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. 
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный    процесс   обучения  –  это широкое использование различных  форм, методов обучения  и организации учебной деятельности на основе   результатов   психолого-педагогической    диагностики         учебных возможностей,  склонностей,  способностей  учащихся.
В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:
·        групповые формы проведения урока;
·        подбор разноуровневых заданий на уроках;
·        подбор разноуровневых домашних заданий;
·        использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа  решения,  образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение –  это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Обязательным условием при реализации курса ОБЖ является формирование грамотности поведения в ЧС. На мой взгляд, наиболее эффективно получается ее реализовывать используя в работе  
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
 - в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Про развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ можно говорить еще очень долго, но мне хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему! В реализации национального проекта «Образование», необходимо уделить таким разделам особое внимание: «Успех каждого ребенка», «Помощь семьям, имеющим детей».
 Вараксин Ю.А.
 
Формирование функциональной грамотности в рамках преподавания ОБЖ
 
Чтобы научить чему – либо, развить способности ученика необходимо привлечь к сознательному и эмоциональному участию в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно - деятельностный подход.
Перед учителем стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует, что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
 
Функциональная грамотность:
·        Читательская грамотность
·        Математическая грамотность
·        Естественно-научная грамотность
·        Компьютерная грамотность
·        Юридическая грамотность
·        Экономическая грамотность
·        Экологическая грамотность
·        Грамотность в сфере безопасности  личности, общества и государства
 
Функциональная грамотность – овладение ключевыми компетенциями:
·        учебно-познавательная компетенция
·        информационная компетенция
·        ценностно-смысловая компетенция
·        коммуникативная компетенция
·        общекультурная компетенция
·        социально-трудовая компетенция
·        личностная компетенция (самосовершенствование)
 
Функционально грамотная личность:
1.     Человек познающий
2.     Человек, умеющий жить среди людей
3.     Человек самостоятельный
 
1. Профессиональная компетентность учителя:
·        предметно-методологическая компетенция
·        психолого-педагогическая  компетенция
·        компетенция в области валеологии  образовательного процесса
·        коммуникативная компетенция
·        компетенция в области управления  качеством образовательной системы «учитель-ученик»
Этапы работы учителя по формированию  функциональной грамотности школьников:
1.                 Целеполагание
2.                 Планирование
3.                 Прогнозирование
4.                 Реализация
5.                 Коррекция
6.                 Рефлексия
2. Основа — системно-деятельностный подход:
Системно-деятельностный подход —         это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной  степени  самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ориентация на достижение цели и основного результата образования:
·        личностного       развития на основе       освоения универсальных учебных  действий
·        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному  образованию
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке:
Продукт урока - самостоятельно  сформулированные  правила безопасного  поведения:
·        Определение опасной (чрезвычайной) ситуации
·        Выявление поражающих факторов
·        Выбор средств (мер) защиты от их воздействия
·        Определение последовательности (алгоритма)  безопасных действий
·        Формулировка правил безопасного поведения
4. Межпредметная интеграция
1.     Определение опасной (чрезвычайной)  ситуации (география, физика, химия, обществознание)
2.     Выявление поражающих факторов (биология, физика, химия)
3.     Выбор средств (мер) защиты от их  воздействия (физика, химия)
4.     Определение последовательности  (алгоритма) безопасных действий (информатика)
5.     Формулировка правил безопасного  поведения (русский язык)
5. Образовательные технологии
·        проблемно-диалогическая  технология
·        технология формирования  правильной читательской  деятельности
·        технология проектной  деятельности
·        уровневая дифференциация обучения
·        информационные и  коммуникационные  технологии
·        технология оценивания  учебных достижений учащихся
6. Работа с текстовой информацией
1.     Выделять главную  мысль текста или  его частей
2.     Понимать информацию,  содержащуюся в  тексте
3.     Преобразовывать  текстовую информацию с  учётом цели дальнейшего  использования
4.     Применять информацию из  текста в изменённой  ситуации
5.     Критически  оценивать степень достоверности  содержащейся в  тексте информации
7. Учебно-практические задания
Познавательные УУД
·        Задания, предусматривающие работу  с таблицами
·        Задания на систематизацию  и обобщение
·        Задания на составление и  распознание диаграмм
·        Задания, предусматривающие работу  со словарями
Регулятивные УУД
·        Задания, предусматривающие поиск  новой информации
·        Задания для  взаимоконтроля и  самоконтроля
·        Работа с кейсами
Коммуникативные УУД
·        Задания, предусматривающие работу  в группах
·        Работа с кейсами
 
8. Исследовательские и проблемные стратегии
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image001.jpg
Примеры компетентностных заданий  по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Пример 1
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image002.png 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пример 2
Проектирование урока с        обязательным     выполнением       обучающимися практических действий (тренажей) в составе команд (учебных подгрупп):
·        по действиям в опасной или чрезвычайной ситуации;
·        по оказанию первой помощи пострадавшему.
Построение практических действий (тренажей) на основе смены выполняемых функций:
Ø «человек – руководитель» – «человек – исполнитель»;
Ø «человек – исполнитель» – «человек – руководитель».
Нацеленность на формирование коммуникативных  способностей:
·        по взаимодействию в команде;
·        по использованию средств связи и коммуникации.
Пример 3
https://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image003.pnghttps://documents.infourok.ru/f07c94d2-288e-4c60-ae9b-73100acddcd1/0/image004.pngПримите решение на обеспечение личной безопасности, безопасности пострадавшего и вызов экстренной службы  (бригады скорой помощи).
На уроках ОБЖ мы имеем возможность формировать у учащихся все составляющие функциональной грамотности, некоторым ее составляющим отводятся целые раздели в учебной программе.  И ребенок, понимая, что от развития у него той или иной ее составляющей зависит жизнь его и его близких активизируется и начинает работать более активно и плодотворно.
Для наглядности приведу пример развития читательской грамотности. Для этого рассмотрим следующую задачу, которую я предлагаю учащимся решить на уроке:
Во время купания в водоеме Ваш товарищ решил нырнуть в воду с возвышающегося над ней пня. Когда он вынырнул, сразу пожаловался на резкую боль бедре. После того как вы помогли товарищу выйти на берег и провели первичный осмотр, вы обнаружили что в верхней части бедра у него торчит обломок палки, кровотечение отсутствует. Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.
При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность обычно допускают следующие ошибки:
•        Начинают приводить пострадавшего в чувства.
•        Проводить СЛР.
•        Накладывают жгут выше места ранения.
•        Извлекают инородное тело из ноги.
И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что практически все вышеперечисленные действия могут привести либо к летальному исходу, либо к ампутации конечности. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст и стараются получить из него максимум полезной информации.
В своей практике, для повышения мотивации учащихся, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
Технология  личностно – ориентированного  обучения
Данная технология предполагает  признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Технология личностно-ориентированного обучения имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. 
Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный    процесс   обучения  –  это широкое использование различных  форм, методов обучения  и организации учебной деятельности на основе   результатов   психолого-педагогической    диагностики         учебных возможностей,  склонностей,  способностей  учащихся.
В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:
·        групповые формы проведения урока;
·        подбор разноуровневых заданий на уроках;
·        подбор разноуровневых домашних заданий;
·        использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа  решения,  образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение –  это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
В качестве проблемной ситуации на уроке использую:
- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
- различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
Обязательным условием при реализации курса ОБЖ является формирование грамотности поведения в ЧС. На мой взгляд, наиболее эффективно получается ее реализовывать используя в работе  
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность я использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
 - в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Про развитие функциональной грамотности на уроках ОБЖ можно говорить еще очень долго, но мне хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему! В реализации национального проекта «Образование», необходимо уделить таким разделам особое внимание: «Успех каждого ребенка», «Помощь семьям, имеющим детей».
 Вараксин Ю.А.
 
Формирование функциональной грамотности в рамках преподавания ОБЖ
 
Чтобы научить чему – либо, развить способности ученика необходимо привлечь к сознательному и эмоциональному участию в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно - деятельностный подход.
Перед учителем стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Так особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Исходя из вышесказанного следует, что формирование функциональной грамотности у учащихся это неотъемлемая и обязательная составляющая подготовки их к жизни в современном обществе, а где еще как не на уроках ОБЖ готовить детей к жизни?
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой  деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев).
 
Функциональная грамотность:
·        Читательская грамотность
·        Математическая грамотность
·        Естественно-научная грамотность
·        Компьютерная грамотность
·        Юридическая грамотность
·        Экономическая грамотность
·        Экологическая грамотность
·        Грамотность в сфере безопасности  личности, общества и государства
 
Функциональная грамотность – овладение ключевыми компетенциями:
·        учебно-познавательная компетенция
·        информационная компетенция
·        ценностно-смысловая компетенция
·        коммуникативная компетенция
·        общекультурная компетенция
·        социально-трудовая компетенция
·        личностная компетенция (самосовершенствование)
 
Функционально грамотная личность:
1.     Человек познающий
2.     Человек, умеющий жить среди людей
3.     Человек самостоятельный
 
1. Профессиональная компетентность учителя:
·        предметно-методологическая компетенция
·        психолого-педагогическая  компетенция
·        компетенция в области валеологии  образовательного процесса
·        коммуникативная компетенция
·        компетенция в области управления  качеством образовательной системы «учитель-ученик»
Этапы работы учителя по формированию  функциональной грамотности школьников:
1.                 Целеполагание
2.                 Планирование
3.                 Прогнозирование
4.                 Реализация
5.                 Коррекция
6.                 Рефлексия
2. Основа — системно-деятельностный подход:
Системно-деятельностный подход —         это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной  степени  самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ориентация на достижение цели и основного результата образования:
·        личностного       развития на основе       освоения универсальных учебных  действий
·        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному  образованию
3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке:
Продукт урока - самостоятельно  сформулированные  правила безопасного  поведения:
·        Определение опасной (чрезвычайной) ситуации
·        Выявление поражающих факторов
·        Выбор средств (мер) защиты о

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»