Военно-патриотическое воспитание в деятельности школьного музея
Павлов Алексей Аалександрович,
преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ школа № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Аннотация. Рассматривается вопрос психологической безопасности образовательной среды школы. Показывается необходимость патриотического воспитания школьников для уменьшения рисков психологического насилия, улучшения межличностных отношений у ребят старших и младших классов, снижения риска девиантного поведения у подростков. По мнению автора именно военно-патриотическое воспитание, неоднократное посещение школьного музея Героя РФ генерал-майора М.Ю. Малофеева улучшит атмосферу психологической безопасности нашего образовательного учреждения.преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ школа № 429
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды, военно-патриотическое воспитание.
В Федеральном Законе от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» подробно расписан перечень направлений обеспечения безопасности. Это безопасность государства, общественная, экологическая безопасность, безопасность личности и другие виды безопасности. Но нас, как педагогов, более должна интересовать безопасность условий, в которых осуществляется обучение и воспитание наших подопечных, т.е. безопасность образовательной среды.
Проблема безопасности образовательной среды становится все более значимой и актуальной. С этим понятием связаны процессы обучения и воспитания школьников, вопросы их нахождения в образовательном учреждении, организации досуга, отдыха и т.д. Понятие безопасности включает в себя психологическую и физическую составляющие. Физической безопасности всегда придавалось огромное значение, особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. Во всех образовательных учреждениях разработаны правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре, технологии, химии и др. Действуют рекомендации по пожарной безопасности, правила поведения при различных ЧС и других угрозах жизни и здоровью детей и персонала, Введена охрана, установлены «тревожные кнопки» и турникеты.
Но мы сегодня говорим о психологической безопасности образовательной среды. Из всех ее определений я хотел бы выделить ее как такое состояние образовательной среды, которое создает психологический комфорт учащимся и свободно от проявления психологического насилия, не допускает нарушения порядка и спокойствия в образовательном учреждении, уменьшает трудности в общении участников или субъектов этой среды.
Как же военно-патриотическое воспитание и, в частности, школьные музеи помогают достичь этого? Попытаюсь рассказать о формировании психологической безопасности образовательной среды на примере работы музея нашей школы имени Героя России Михаила Юрьевича Малофеева.
Генерал-майор Малофеев М.Ю. погиб 17 января 2000 года в боях за Грозный. Он погиб не в вертолете, не от высокоточного боеприпаса. Его убили очередью из пулемета, когда он лично поднял в атаку одну из штурмовых групп, при проведении спецоперации. Просто у генерала не было другого выхода как взять командование спецгруппой на себя. За проявленные мужество и героизм Указом Президента Российской Федерации № 329 от 29 апреля 2000 года генерал-майору Малофееву было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Михаил Юрьевич закончил нашу школу в 1973 году. Затем с отличием окончил ЛВОКУ им. С.М. Кирова, которое располагалось также в Петродворцовом районе нашего города. Подвиг генерала, выпускника нашей школы, на фоне утрачивающихся духовных и нравственных ценностей в конце прошлого века в нашей стране, дал новый яркий импульс патриотической деятельности учащихся и всего педагогического коллектива нашей школы. Уже зимой 2000 года, сразу после гибели М.Ю. Малофеева была создана первая (временная) экспозиция будущего музея. В канун 65-летнего юбилея школы 21 декабря 2001 года была открыта и освящена экспозиция «Комната Боевой славы Героя РФ генерал-майора Малофеева». В мае 2009 года музей получил Сертификат № 39-С2009 Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга о соответствии статусу «Музея образовательного учреждения».
20.07.2010 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 898 «О присвоение государственному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 429 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева». Присвоение школе имени Героя России М.Ю. Малофеева стало для учащихся ярким примером героической жизни и беззаветной преданности Родине, служению воинскому долгу и гордостью учащихся за своего земляка и выпускника школы, отдавшего свою жизнь служению своему Отечеству, своей Родине.
Музей Героя России М.Ю.Малофеева существует уже двадцать лет. Он стал не только данью памяти нашему выпускнику-герою, а центром патриотического воспитания учащихся школы, территорией интеграции основного и дополнительного образования. В Музее проводятся встречи с ветеранами, участниками боевых действий, уроки Мужества, конференции, посвященные событиям Великой Отечественной войны, подвигам воинов, погибшим в локальных конфликтах.
И, конечно, педагогический коллектив школы широко использует накопленный материал музея для формирования чувства психологической защищенности, комфорта образовательной среды особенно у учащихся младшего и среднего звена. Прослушав экскурсии, проведенные старшеклассниками, ребята видят в них, старшеклассниках, не только будущих защитников своей Родины, но и настоящих защитников их новой «малой» Родины – их школы.
У школьников младших классов возникает чувство защищенности своих интересов, они чувствуют себя принятыми в образовательной среде, у них развивается позитивный настрой, растет мотивация к учебе. Школьники старших классов, наоборот, начинают чувствовать себя защитниками своей «малой» Родины – своей школы, быть в ответе за своих «младших братьев и сестер».
Разумеется, в такой атмосфере образовательной среды возникает состояние защищенности от психологического насилия со стороны ее участников, возможности унижения, угроз, недоброжелательного отношения и принуждения. У ребят появляется возможность сохранять личное достоинство и право на уважение, результатом которого являетсяВоенно-патриотическое воспитание в деятельности школьного музея Павлов А.А., Санкт-Петербург
Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ школа № 429 Петродворцового района
Аннотация. Рассматривается вопрос психологической безопасности образовательной среды школы. Показывается необходимость патриотического воспитания школьников для уменьшения рисков психологического насилия, улучшения межличностных отношений у ребят старших и младших классов, снижения риска девиантного поведения у подростков. По мнению автора именно военно-патриотическое воспитание, неоднократное посещение школьного музея Героя РФ генерал-майора М.Ю. Малофеева улучшит атмосферу психологической безопасности нашего образовательного учреждения.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность образовательной среды, военно-патриотическое воспитание.
В Федеральном Законе от 28.12.2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» подробно расписан перечень направлений обеспечения безопасности. Это безопасность государства, общественная, экологическая безопасность, безопасность личности и другие виды безопасности. Но нас, как педагогов, более должна интересовать безопасность условий, в которых осуществляется обучение и воспитание наших подопечных, т.е. безопасность образовательной среды.
Проблема безопасности образовательной среды становится все более значимой и актуальной. С этим понятием связаны процессы обучения и воспитания школьников, вопросы их нахождения в образовательном учреждении, организации досуга, отдыха и т.д. Понятие безопасности включает в себя психологическую и физическую составляющие. Физической безопасности всегда придавалось огромное значение, особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. Во всех образовательных учреждениях разработаны правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре, технологии, химии и др. Действуют рекомендации по пожарной безопасности, правила поведения при различных ЧС и других угрозах жизни и здоровью детей и персонала, Введена охрана, установлены «тревожные кнопки» и турникеты.
Но мы сегодня говорим о психологической безопасности образовательной среды. Из всех ее определений я хотел бы выделить ее как такое состояние образовательной среды, которое создает психологический комфорт учащимся и свободно от проявления психологического насилия, не допускает нарушения порядка и спокойствия в образовательном учреждении, уменьшает трудности в общении участников или субъектов этой среды.
Как же военно-патриотическое воспитание и, в частности, школьные музеи помогают достичь этого? Попытаюсь рассказать о формировании психологической безопасности образовательной среды на примере работы музея нашей школы имени Героя России Михаила Юрьевича Малофеева.
Генерал-майор Малофеев М.Ю. погиб 17 января 2000 года в боях за Грозный. Он погиб не в вертолете, не от высокоточного боеприпаса. Его убили очередью из пулемета, когда он лично поднял в атаку одну из штурмовых групп, при проведении спецоперации. Просто у генерала не было другого выхода как взять командование спецгруппой на себя. За проявленные мужество и героизм Указом Президента Российской Федерации № 329 от 29 апреля 2000 года генерал-майору Малофееву было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Михаил Юрьевич закончил нашу школу в 1973 году. Затем с отличием окончил ЛВОКУ им. С.М. Кирова, которое располагалось также в Петродворцовом районе нашего города. Подвиг генерала, выпускника нашей школы, на фоне утрачивающихся духовных и нравственных ценностей в конце прошлого века в нашей стране, дал новый яркий импульс патриотической деятельности учащихся и всего педагогического коллектива нашей школы. Уже зимой 2000 года, сразу после гибели М.Ю. Малофеева была создана первая (временная) экспозиция будущего музея. В канун 65-летнего юбилея школы 21 декабря 2001 года была открыта и освящена экспозиция «Комната Боевой славы Героя РФ генерал-майора Малофеева». В мае 2009 года музей получил Сертификат № 39-С2009 Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга о соответствии статусу «Музея образовательного учреждения».
20.07.2010 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 898 «О присвоение государственному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 429 Петродворцового района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации М.Ю. Малофеева». Присвоение школе имени Героя России М.Ю. Малофеева стало для учащихся ярким примером героической жизни и беззаветной преданности Родине, служению воинскому долгу и гордостью учащихся за своего земляка и выпускника школы, отдавшего свою жизнь служению своему Отечеству, своей Родине.
Музей Героя России М.Ю.Малофеева существует уже двадцать лет. Он стал не только данью памяти нашему выпускнику-герою, а центром патриотического воспитания учащихся школы, территорией интеграции основного и дополнительного образования. В Музее проводятся встречи с ветеранами, участниками боевых действий, уроки Мужества, конференции, посвященные событиям Великой Отечественной войны, подвигам воинов, погибшим в локальных конфликтах.
И, конечно, педагогический коллектив школы широко использует накопленный материал музея для формирования чувства психологической защищенности, комфорта образовательной среды особенно у учащихся младшего и среднего звена. Прослушав экскурсии, проведенные старшеклассниками, ребята видят в них, старшеклассниках, не только будущих защитников своей Родины, но и настоящих защитников их новой «малой» Родины – их школы.
У школьников младших классов возникает чувство защищенности своих интересов, они чувствуют себя принятыми в образовательной среде, у них развивается позитивный настрой, растет мотивация к учебе. Школьники старших классов, наоборот, начинают чувствовать себя защитниками своей «малой» Родины – своей школы, быть в ответе за своих «младших братьев и сестер».
Разумеется, в такой атмосфере образовательной среды возникает состояние защищенности от психологического насилия со стороны ее участников, возможности унижения, угроз, недоброжелательного отношения и принуждения. У ребят появляется возможность сохранять личное достоинство и право на уважение, результатом которого является