Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка блока уроков

Святыни Санкт-Петербурга, духовно-нравственная жизнь Северной столицы

Дан Татьяна Юрьевна,
учитель лицея № 395 Санкт-Петербурга,
победитель конкурса лучших учителей РФ

 

Методическая разработка блока уроков с  использованием различных стратегий педагогической технологии Развития критического мышления (РКМ) в рамках культурно-цивилизационного подхода в изучении гуманитарных дисциплин.  Работа может быть использована в курсах: истории , ОРКСЭ, история и культура Санкт-Петербурга;

на уроках средней школы в  5 - 11 классах, а также во внеклассных мероприятиях.

Урок 1   Петербург – благословенный город. Небесные покровители

                Санкт-Петербурга.                                                                                                        

Урок 2   Храмы и монастыри  северной столицы.  

Урок 3   Петербург город мировых религий. По пути веротерпения и толерантности.

Цели и задачи уроков.

-На основе изученного материала , личного восприятия темы, экскурсий учащиеся путём анализа и обобщения должны составить целостное представление о важности духовной жизни Петербурга.

-Познакомится с жизнью и традициями православного Петербурга

- Духовно-нравственное развитие учащихся на примере личности св. Иоанна Кронштадтского.

-Увидеть Петербург,  как город в котором мирно сосуществуют все мировые религии, горд мировых культур, толерантности.

- воспитывать уважение к истории и историческим памятникам.

- способствовать формированию культуры человеческих отношений.

Педагогические технологии:

-Информационно-коммуникационные.

-Блочно-модульные.

-Развития критического мышления

-Диалоговые.

-Работа в группах.

Ведущие методы проведения уроков

Урок первый:

1 вариант -основой урока является эмоциональный рассказ учителя об основании города, его святых покровителях, отце Иоанне Кронштадтском. Рассказ нравственного характера на фоне музыкального сопровождения, в сочетании с демонстрацией слайдов, картин святынь (икон, монастырей, храмов) Петербурга.

2 вариант- технология РКМ, стратегия ИНСЕРТ (Условные значки.), техника вопросов.

Тип урока: комбинированный, изучение новой темы.

Урок второй: урок-экскурсия в соавторстве с учащимися или самостоятельно разработанный учителем вариант маршрута и содержания.

Тип урока: урок-практикум, изучение нового материала.

Урок третий:урок с элементами дидактической игры в группах и самостоятельного поиска информации.

Тип урока: диалог, изучение нового материала.

Литература к урокам:

-В. В. Антонов, А.В. Кобак, Святыни Санкт-Петербурга. Историко- церковная энциклопедия в трёх томах, СПб.: И-во «Чернышова»,1997.

-Земля Невская православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области., СПб.: И-во «Православная Русь», 2000.

-В.Н. Авсеенко, История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903. Исторический очерк., СПб.: И-во «Сотис»,1992.

-Санкт-Петербург. Что? Где? Когда? Составители : Л.Е. Лавренова и др.- СПб.: Из-во «МиМ», 1998 г.

-Очерки истории Санкт-Петербургской епархии, СПб.: Из-во «Андреев и

сыновья», 1994 г.

Урок первый: Петербург – благословенный город.

 Небесные покровители Санкт- Петербурга.

Основные вопросы урока:

-Быть ли Петербургу пусту или он благословенный город?

-Святыни и святые Петербурга.

-Что такое православие?

-Как ты понимаешь строчки стихотворения Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к уроку?

-Каким предстал перед тобой образ Св. Иоанна Кронштадтского?

-Как жизнь и подвижничество Иоанна Кронштадтского изменили Петербург?

Оборудование  урока:

Мультимедийное оборудование, карта Петербурга,

Портреты Александра Невского, Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадтского.

Слайды с видами: Александро-Невской лавры, Часовни Ксении Блаженной, Иоанновского монастыря.

Тексты ( 2 вариант урока).

Эпиграф к уроку «Но дай мне зреть мои , о Боже прегрешенья,

                                Да брат мой от меня не примет осужденья,

                                И дух смирения, терпенья и любви

                                И целомудрия мне в жизни оживи».

                                                             А.С. Пушкин.

Ход урока:

1вариант.

Учитель показывает фильм презентацию в музыкальном сопровождении и предлагает ученикам назвать тему урока.

Учитель читает эпиграф к уроку, предлагая в течении урока смыслить его значение.

Работа продолжается в форме эмоционального рассказа учителя с элементами  диалога, учитель задаёт вопросы классу , побуждая учащихся в высказыванию своих мыслей, обмену информации.

Фрагменты содержания урока.

В прежние времена на всякое начинание спрашивалось небесное благословление на доброе дело, заступничество от злых сил. Закладывался ли город, возводился ли храм, прежде всего на выбранном месте совершался молебен. Древняя эта традиция возрождается и в наши дни.

   С прочтения молитвы на основания города и освещении места начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Пётр1 , сейчас сказать трудно, но таинство свершилось и город был основан.

? Ребята, какие вы знаете легенды об основании нашего города?

Закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания.

Ещё в молодые годы Петру  им было предсказано «Будишь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу – великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона Божьей Матери будет покровом города и всего народа. До тех пор пока икона будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражья нога». Так всё и свершилось этот и другие малоизвестные факты должны поколебать сложившееся мнение о Петербурге как о роковом городе  и сегодня , на нашем уроке мы убедимся , что Петербург – благословенный город. Ведь сегодня, отметив своё 300-летие Петербург , занимает достойное место города – мирового достояния, города – культурной столицы России, а духовно- нравственным стержнем этой культуры стало наследие православия.

Всякий человек имеет своего ангела хранителя, он защищает от всякого зла. А город говорят не стоит без трех праведников.

На наших уроках мы уже говорили о покровителях нашего города.

? Кого из покровителей Петербурга Вы знаете?

? Какова их судьба?

? Какие места в Петербурге хранят память о наших покровителях?

Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Пётр, один из учёников Иисуса Христа, вместе с Апостолом Павлом заложивший в 1 веке основы христианской церкви. В первые же дни в крепости Санкт-Петербург был заложен Петропавловский собор. В честь святых Апостолов.

(можно предложить ребятам по слайду или иллюстрации описать этот храм,

обратив особое внимание на парящего ангела, как на символ темы)

В основании собора тогда же был установлен ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного.

? Почему же для Руси Андрей стал Первозванным? Куда звал он Русь?

? Почему морской флаг России Андреевский? Объясните его символику?

Небесным хранителем Петербурга с начала его истории, Невских земель был Святой Благоверный князь Александр Невский, Солнце земли Русской.

? Как увековечена в Петербурге память о святом Благоверном князе  Александре Невком?

15 июля 1240 года князь Александр, во главе небольшой дружины, с небесного благословления  Святых братьев Бориса и Глеба, одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте где она впадает в Неву.

В начале 18 века , сражаясь с королём Карлом 12 в тех же землях, Пётр 1 обратился к покровительству святого великого князя, канонизированного Русской церковью на Соборе 1547 года. Несмотря на трудности военного времени, ещё в 1710-х годах царь задумал выстроить на невских берегах большой монастырь и перенести туда мощи святого князя.

В 1717 году архитектор Доменико Трезини был составлен проект  большого каменного храма во имя святого Александра Невского. Спустя пять лет , в 1723 году из Рождественской обители под Владимиром мощи святого Благоверного князя Александра Невского понесли крестным ходом в северную столицу в новый монастырь. 30 августа, когда храм был завершён, исполнилось желание государя, мощи заняли своё место в лавре где прибывают и теперь. В начале 20 века в городе было около 50 (!) храмов во имя святого Александра Невского.

Еще при жизни святителя Митрофания в 1710 году Пётр приказал из Москвы перенести образ Казанской Божьей Матери, которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы.

(показать ребятам икону или иллюстрацию иконы, дать понятие канонической иконы)

Казанская икона Божией матери – одна из наиболее почитаемых святынь русского народа.

С конца 16 века она была установлена в Благовещенском соборе Московского кремля. В 1612 году готовясь к походу против самозванца Лжедмитрия, народное ополчение во главе с  Мининым и Пожарским взяли с собой этот образ. Ополчение их долгое время не могло овладеть Кремлём. Решившись на последний штурм, воины наложили на себя строгий трёхдневный пост. В  течении всего времени перед иконой совершались молебны. 22 октября ополчение взяло Китай-город, а затем и изгнало захватчиков из Кремля. Этот день по указу царя Михаила Фёдоровича, стал днём чествования иконы Казанской Божьей Матери.

Перенесённая в Петербург святыня находилась в деревянной часовне на Посадской улице( Петроградская сторона), Затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны, перенесена в храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец в 1800 году при императоре Павле начинается строиться  храм специально во славу образа иконы Казанской Божьей Матери – Казанский собор, архитектором Воронихиным.

В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М. И. Кутузов, перед отбытием в действующую армию. В храме на Невском святыня находилась до 1920 год , когда собор был закрыт , а икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне. А к истории Казанского собора мы ещё вернёмся на нашем следующем уроке, когда совершим экскурсию по самым почитаемым храмам Петербурга.

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, самое тяжёлое испытание. Крещение блокадой. Смертью смерть поправ Ленинград, Петербург ещё раз доказал что город этот, находящийся под защитой своих небесных покровителей, благословленный.

В начале Великой  Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр111 в своём послании обратился христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. На этот призыв отозвался митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземелье, в течении 3-х дней он горячо молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и явившись Богоматерь, сказала о победе России и несокрушимости города на Неве. «Город Святого Петра не сдавать. Доколе моё изображение находится в нём, ни один враг не пройдёт. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут её крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на его землю. Это – избранный город…».

В Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и обнесли вокруг города крестным ходом.

С молебна Казанской иконе , установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва.

Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель миновала.

О проявлении небесной милости и любви к Санкт-Петербургу говорит и появление  в нашем городе за триста лет его существования святых праведников. Истинный смысл жизни и подвиг святых подвижников скрыт от глаз людей и ведом только Богу пославшему их в избранный час и избранное место.

К 18 веку относится житие Святой Блаженной Ксении Петербургской , чтимой многими поколениями горожан. При жизни она приняла на себя один из самых тяжёлых христианских подвигов – юродство.

Родилась она ещё в царствование императора Петра1 или, возможно, несколько позже- в 1720-30 годах, в Петербурге она была выдана замуж за певчего придворного хора Александра Фёдоровича Петрова, и жила на Петербургской стороне. В возрасте 26 лет она осталась вдовой. Потрясённая смертью любимого мужа, отказавшись от всех земных благ, раздав имущество и сбережение нищим, подарив дом знакомой, Ксения обрядилась в костюм мужа и до конца жизни называла себя только его именем.

Она бродила по улицам столицы не имея  пропитания, живя подаянием, одетая в лохмотья зимой и летом. Не мало горя довелось ей вынести и от людей, долгие годы не верившие в её бескорыстие. Даже дети, подражая взрослым высмеивали блаженную, забрасывали её камнями. Ксения сносила всё с примерной кротостью и великодушием, чем и заслужила всеобщее признание и славу Божией угодницы. Любимым местом Ксении оставалась Петроградская сторона и Смоленское кладбище.

В 1780-х годах, когда здесь сооружалась новая церковь Владимирской иконы Божией Матери, рабочие заметили, что по ночам , кто-то кирпичи поднимает на самый верх стройки. Вскоре выяснилось, что кирпичи поднимает Ксения.

Как и большинство юродивых, Ксения заслужила у Бога дар прозорливости.

До нас дошло не мало свидетельств о её предсказаниях.

Не известно как и где скончалась Блаженная. Отпевали её в церкви святого Апостола Матфея на Петербургской стороне.

Память о Блаженной никогда не оскудевала. Песок с её могилы, которому молва приписывала чудотворную силу, каждый год разносился приходящими помолится об упокоении её души. Множество людей, особенно петербуржцев, в разное время свидетельствовали о помощи, полученной после обращения к блаженной Ксении.

Над могилой блаженной Ксении на собранные деньги была выстроена небольшая часовня, которая сразу же сделалась местом настоящего паломничества.  По сути дела , блаженная Ксения уже в 18 веке была местночтимой святой.

В 1902 году на том же месте построили нынешнюю часовню- с мраморным иконостасом и надгробием.

В Советское время она на долго была закрыта, однако никакие запреты и гонения не могли помешать стремлению многих горожан помолится о душе подвижницы и прибегнуть к её помощи.

10 августа 1988 года часовня вновь была возвращена верующим и отреставри

рована. Святейший патриарх Московский и всея Руси освятил часовню, а через год блаженная Ксения бала причислена к лику святых и небесных покровителей города. Память её совершается в день 6 февраля.

В 19 веке в истории нашего города явился другой подвижник- святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Святой праведный и чудотворец Иоанн Кронштадтский родился в семье бедного причетника в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 года. Его нарекли Иоанн в честь Св. Иоанна Рыльского.

Учение давалось ему тяжело, но он часто усердно молился и просил у Бога помощи, и вот после такой молитвы однажды «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове». С той поры Иоанн стал хорошо учится и за отличные успехи по окончании Архангельского приходского училища и Духовной семинарии принят в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

В начале 1850-х годов, когда он ещё обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, однажды во сне он увидел себя в большом храме. Вскоре он получил место иерея, простого священника, при Кронштадтском Андреевском соборе, и , переступив порог, узнал храм, который видел во сне.

Место служения отца Иоанна было очень сложным, вот что писал он о Кронштадте « Кронштадт переполнен неимущим людом. Подвалы и чердаки, заполненные бедняками, представляют явление , не поддающиеся описанию, но в них ютятся дети, иногда круглые сироты. И в этих то смрадных трущобах зачинается первый их детский нравственных рассвет, а порок во всей наготе и дикости является главным, если не единственным их воспитателем».

В 1872 году в газете «Кронштадтский вестник» отец Иоанн обратился ко всем жителям города с призывом: «Братья мои кого интересует благо человека, пусть собирутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать   свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также на устройство ремесленного училища».

Так благодаря усилиям св. Иоанна  при Андреевском соборе было создано «Приходское попечительство для помощи бедных». Трудами Иоанна Кранштадского был создан в России первый «Дом трудолюбия».

Подобные общества, дома стали создаваться по всей России.

Об одном из таких обществ, сознанных в Сергеевке (ныне посёлок Володарский) в своей творческой работе писали ученики нашего лицея.

Не случайно это общество Ревнителей веры и милосердия носит имя Св.Иоанна Кронштадтского.

Почитание и любовь которые  вызывал отец Иоанн, достались ему большим трудом, строгой повседневной жизнью. Огромное значение уделял он горячей молитве, так как знал не понаслышке, как трудно помочь заблудшему, озлобленному человеку. Поэтому именно молитве его впоследствии такая сила.

Св. Иоанн присутствовал при последних днях и кончине императора Александра III, облегчая его страдания. «Вы святой человек, Вы праведник вот почему Вас любит русский народ» в последние часы своей жизни сказал Александр.

Перед молитвой его отступали самые тяжёлые болезни – отступала даже слепота. Исцелял он наедине и при стечении народа, часто даже заочно. Исцелял православных и мусульман, католиков и

Иудеев приходивших к нему со всех концов России. Вся жизнь отца Иоанна была связана с Кронштадтом, хотя и часто бывал он в Петербурге. Довелось ему  путешествовать и по России.

На речке Карповке, около Каменоостровского проспекта, стоит  большой златоглавый монастырь. Строился он в 1900-1908 годах по инициативе и при участии отца  Иоанна, в руках которого из добровольных пожертвований благодарный людей собирались нередко значительные суммы денег.

Там же в усыпальнице , в 1908 году был похоронен святой праведник.

Его усыпальница как  и могила Ксении, почиталось русским народом как святыня.

Служение св. Иоанна Кронштадтского прежде всего было миссионерским.

Он был очень смиренным и говорил «Я такой же как и Вы все». Безразличны были ему и квартира- построив новый церковный дом, он остался в прежнем скромном жилище и одежда – будь то новый шёлковый или старый подрясник, свои облачения он отдал нуждающемуся диакону, или дорогая шуба и знаки отличия три звезды, включая орден Святого Александра Невского, носил он чтобы не обидеть даровавшего их государя.

Св. Иоанна называли «пасхальным батюшкой». Русская природа была очень сильно выражена в его облике.

Но была и св. Иоанна и особая роль – в «воцерковлении» столицы о чём лучше всего написал священномученик , протоиерей Иоанн Восторгов «Что-то невиданное прежде наблюдается в столице. Побывайте на в могиле батюшки и Вы увидите как с утра до глубокой ночи беспрерывною волною идут туда богомольцы. Сразу создалась здесь обстановка «святых мест». Столица России, как бы не была воцерковлена в глазах народа и оттого оставалась для него чуждою. Нужен был живой праведник. Живой носитель веры…такой именно подвиг и совершил отец Иоанн. И было что -то величаво простое в отце Иоанне и его служении  - как просто всё великое в мире».

Сам же  Иоанн Кронштадтский был канонизирован как святой летом 1990 года. Память святого праведника  Иоанна совершается 2 января.

Сегодня становится совершенно очевидным , что основанный по благословению святого Митрофания, Санкт-Петербург пронёс через свою трехсотлетнюю историю знаки особой избранности и высокого предназначения и явился несокрушимой твердыней для врага

Всё это наполняет особым сакральным смыслом каждый день жизни Санкт-Петербурга и позволяет иными глазами взглянуть на его историю.

Вернёмся к эпиграфу нашего урока(учитель читает эпиграф) ,ребята, как Вы думаете, почему эти строки я выбрала эпиграфом нашего урока?

 Как раскрылся перед вами смысл строчек А.С.Пушкина?

2 вариант:

Учитель показывает фильм презентацию в музыкальном сопровождении и предлагает ученикам назвать тему урока.

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается текст об одном из  святых покровителей Санкт-Петербурга. Учащиеся делают пометки, работая над текстом : + - уже знал об этом, v– новое, ?- непонятно, !- удивительно.

Под руководством учителя идёт обмен информации, ответы на вопросы, высказывание мнений и впечатлений учащихся.

После обсуждения учитель предлагает ученикам составление кластеров на тему урока, и сам выполняет эту работу на доске.

Учитель возвращается к эпиграфу урока.

Вернёмся к эпиграфу нашего урока(учитель читает эпиграф) ,ребята, как Вы думаете, почему эти строки я выбрала эпиграфом нашего урока?

 Как раскрылся перед вами смысл строчек А.С.Пушкина?

Выбор варианта проведения урока будет зависеть от личности учителя, возрастного уровня класса, эмоционально-психологической характеристики класса.

Домашнее задание:  

По выбору.

1.Расскажите   о Святом, покровители нашего города, по вашему выбору.

2. Подготовьте презентацию о небесных покровителях Петербурга.

3. Составьте в тетради список мест в Петербурге, достопримечательностей связанных со Святым покровителем города, по вашему выбору.

4. Напишите синквейн на темы: «Александр Невский» , «Ксения Петербургская», «Иоанн Кронштадтский».

5. Ответе письменно на вопрос ; Почему император Александр IIIназвал отца Иона Кронштадтского  святым человеком, праведником, которого любит русский народ.

6. Ответе письменно на вопрос: Что я узнал о святом Иоанне Кронштадтском, что бы мне ещё хотелось узнать?

  Урок второй: Храмы и монастыри  северной столицы.

Оборудование к уроку: мультимедийная установка, слайды, карта Петербурга, таблицы.

Основные вопросы урока:

- Почему говорят: «Храм- дом  Божий».

- Внешне и внутреннее убранство храма.

- Ваши впечатления от первого посещения храма? С каким событием это было связано?

- Что такое монастырь?

- Александро-Невская лавра.

- Иоановский женский монастырь.

-Храмы и монастыри Красносельского района.

Эпиграф к уроку:

При освящении храма, Господь посылает своего ангела на Служение в алтаре и даже если храм разрушен, служение

                                Ангела вечно…     

Фрагменты содержания урока

Учитель читает эпиграф к уроку.

? Что значит «Служение ангела вечно…»?

? Что такое храм?

? Чем отличается он от музея или достопримечательности?

? В каких храмах Петербурга Вы бывали?

Обсуждение, обмен информацией.

Учитель предлагает внимательно посмотреть фрагмент фильма

1 вариант« Православные святыни Санкт-Петербурга»

С момента основания города судьба храмов неразрывно связана с судьбой Петербурга. Город основан в день Святой Троицы, потому первая церковь города Троицкая. Посвящение города Святому Петру было закреплено сооружением Петропавловского собора. Этот храм заложен в Петров день , 29 июня 1703 года. Городские стены освещены в день Покрова Богородицы., 10 октября 1703 года.

Вехи городской, как впрочем, и российской истории, отмечались возведением храмов, в честь побед, в честь важных событий городской жизни. В Петербурге появлялись дворцовые, кладбищенские, заводские, полковые церкви. Православные и иноверческие храмы. До революции в Петербурге было более 700 церквей , включая часовни.

Столичный город с его рациональным  укладом жизни отличала атмосфера христианского подвижничества, в которой появлялись свои святые: Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Вениамин Петроградский.

Храмы играли основную роль в  формировании художественного облика города. На протяжении трёх веков его шпили и купола оставались единственными высотными ориентирами. Они «притягивали» к себе и прямые проспекты и улицы, соединяли в одно целое  разные районы города, придавали ему возвышенный, волнующий вид.

Градообразующая роль церковных сооружений огромна. Различные по масштабам и пропорциям, художественным достоинствам, они облагораживали облик жилых кварталов, вносили в него индивидуальные черты.

Поднявшись а Петербургское небо , купола и колокольни, шатровые башни и луковичные главы словно одухотворили панораму города.

В строительстве храмов участвовали лучшие отечественные и иностранные архитекторы. Возведённые храмы образцы не только русского , но и мирового зодчества.

? Ребята какие храмы вы увидели в фильме  назовите их.

? В честь каких святых или православных праздников они были освещены?

 ? Кто архитекторы храмов?

? В каких храмах Вы были? Связи с какими событиями? Что показалось Вам интересным, необычным?

После обсуждения и обмена информацией учитель предлагает работу в парах. Составить сводную таблицу. Линию сравнения предлагают учащиеся.

Линия сравнения.

Петропавлов-ский собор.

Казанский собор

Чесменс-кая церковь.

Спас на крови.

Никольс-кий морской собор.

Объяснение названия.

 

 

 

 

 

 

В связи с какими историческими событиями появился храм.

 

 

 

 

 

 

Годы строительства.

 

 

 

 

 

 

Архитектор.

 

 

 

 

 

Местонахождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Двадцатое столетие стало для России временем тяжёлых испытаний. За минувшие годы многие храмы были уничтожены, перестроены, утратили значительную часть своего богатейшего внешнего и внутреннего убранства. Лик Петербурга, отражавшийся в колокольнях, крестах, алтарных абсидах, иконах на фасадах зданий, замутился и померк.

Название улиц и площадей города. Добрая половина которых рождена церковными постройками, оказалась в советское время вычеркнутыми из его жизни. В наше время им постепенно начинают возвращать исторические названия. Возрождаются многое приходы и храмы, но многое дошло до нас в фотографиях, картинах, мемуарах. Но помнить о них мы должны, ведь в Российской истории Церковь всегда занимала особое место.

Задача сохранения и возрождения приобрела сегодня особую актуальность.

И мне особенно приятно сказать , что ребята нашего лицея принимают активное участие в этом важном деле. Являясь участниками молодёжного городского движения «Юные за возрождения Петербурга».

Посильно помогают возрождению Петербургских святынь, и пржде всего храмов нашей Красносельской земли.

 О них  наши ребята писали творческие , исследовательские работы. И с благословления настоятелей, представляли их на краеведческих чтениях, конкурсах, олимпиадах, на православном радио.

(в 1 варианте урока, учитель только называет и показывает ребятам творческие, исследовательские работы учеников лицея).

  • Свято-Троицкий Красносельский храм.
  • Церковь Свято мученика Андрея Критского, в доме Общества ревнителей Веры и милосердия имени Иоанна Кронштадского.
  • Таицкий храм Святителя Алексия Московского.
  • Храм Преображения Господня в Лигово (на Новых местах)

            2 вариант

Класс смотрит фрагмент фильма « Утраченные святыни Петербурга».

Учитель предлагает ученика высказать своё мнение, впечатление после просмотра фильма, задавая вопросы, побуждая учеников к самостоятельному аналитическому мышлению.

  Двадцатое столетие стало для России временем тяжёлых испытаний. За минувшие годы многие храмы были уничтожены, перестроены, утратили значительную часть своего богатейшего внешнего и внутреннего убранства. Лик Петербурга, отражавшийся в колокольнях, крестах, алтарных абсидах, иконах на фасадах зданий, замутился и померк.

Название улиц и площадей города. Добрая половина которых рождена церковными постройками, оказалась в советское время вычеркнутыми из его жизни. В наше время им постепенно начинают возвращать исторические названия. Возрождаются многое приходы и храмы, но многое дошло до нас в фотографиях, картинах, мемуарах. Но помнить о них мы должны, ведь в Российской истории Церковь всегда занимала особое место.

Задача сохранения и возрождения приобрела сегодня особую актуальность.

И мне особенно приятно сказать , что ребята нашего лицея принимают активное участие в этом важном деле. Являясь участниками молодёжного городского движения «Юные за возрождения Петербурга».

Посильно помогают возрождению Петербургских святынь, и пржде всего храмов нашей Красносельской земли.

 О них  наши ребята писали творческие , исследовательские работы. И с благословления настоятелей, представляли их на краеведческих чтениях, конкурсах, олимпиадах, на православном радио.

  • Свято-Троицкий Красносельский храм.
  • Церковь Свято мученика Андрея Критского, в доме Общества ревнителей Веры и милосердия имени Иоанна Кронштадского.
  • Таицкий храм Святителя Алексия Московского.
  • Храм Преображения Господня в Лигово (на Новых местах)

Материал представляется участниками исследовательских групп.

(материал может быть представлен в различной форме: проекта, исследования, фрагмента экскурсии, творческого отчёта, дневника исследования, эссе, отзыва.)

Работа эта не закончена и каждый желающий может присоединится к нам!

Знакомясь с историей создания храма, его сегодняшней жизнью мы общаемся с прихожанами, священнослужителями. Мы уже говорили с вами о Святых небесных покровителях нашего города и знаем, что есть люди, которые решают посвятить свою жизнь служению Богу.

И в нашем городе есть удивительные, благословенные места, которые делают наш город, светлее, чище, одухотворённее. Это монастыри.

Монастырь- это уединения, место жизни монахов, ушедших из мирской жизни. И мы с вами знаем, что монастыри могут быть и в городах.

?Ребята, а какой монастырь самый известный в Петербурге, и считается главным?

Александро-Невская лавра.

Но сегодня мы узнаем об одном женских монастырей, который был сознан заботами и стараниями известного уже нам отца  Иоанна Кронштадтского.

Это  Иоанновский женский монастырь.

Учитель предлагает работу ребятам в известной им стратегии «Бортовой журнал» педагогической технологии РКМ.*

Рассказ учителя.

О. Иоанн Кронштадтский никогда не забывал о родном селе Суре на берегу Пинеги: каждый год он посещал его, выстроил там церковь, школу и в 1899 году основал Иоанно-Богословскую женскую общину. Заботясь о приезжающих в столицу сёстрах, О. Иоанн решил создать на Петербургской стороне подворье, часть земли для которого была куплена, а часть подарена потомственным  почётным  гражданином  Семёном Григорьевичем Ранинским.

Закладка подворья состоялась 16 сентября того же года, её произвёл епископ Ямбургский Борис. К   этому времени было  уже построено три  этажа, а к зиме были готовы купола. За постройкой, которая возводилась в византийском стиле по проекту епархиального зодчего Н. Н. Никонова, наблюдала специальная  комиссия.

 17.01.1901 внизу была освящена церковь прп. Иоанна Рыльского (святого покровителя О. Иоанна), в которой он часто служил. В том же году община обращена в монастырь, а подворье в самостоятельную обитель. Её постройка стоила больше миллиона рублей, собраны среди верующих.

Главный, занимавший два верхних этажа храм освятил 17.12.1902 метрополит Антоний при участии О. Иоанна. 24 апреля 14 октября настала очередь правого предела Казанской Божией Матери, а затем левого придела Андрея Критского и Марии, освящённый епископом Гдовским Константином.

5 куполов храма с пятиярусной колокольней были покрыты разноцветной черепицей, в окнах находились витражи с изображением апостолов. Образа в двухъярусных дубовых иконостасов написал Ф. К. Платонов; жертвенник и пристол, сделанный из белого мрамора; паникадило – из чеканной меди. О.Иоанн пожертвовал храму серебряный ковчег с мощами прп. Сергия Радонского .

В 1903 году на песочной улице  было начато строительство пятиэтажного дома  для  причта и желающая жить при монастыре. Рядом и 1907 – 1908 было возведено здание лазарета  иконописной и рукодельной мастерских и и келий почти для 200 сестёр.

Богомольцев, паломников особенно привлекали строгость   и образцовый порядок при совершении службы, стройность чтения и пения и вообще душевность  Богослужения.

Монастырь помогал особенно бедным горожанам: раздавал бесплатные обеды, при монастыре был лазарет, лечебница, приют для бездомный девочек.

Иоанн Кронштадтский в 1904 году  получил разрешения избрать своим местом упокоения  Иоанновскую обитель.

Отец Иоанн был похоронен   в храме, после отпевания, которое совершил митрополит со всеми архиереями столицы, сонмом духовенства при огромном стечении народа. С раннего утра до позднего вечера служили молебны.  Все православные люди приезжающие в столицу в столицу, не приходят сюда помолится, поклонится Батюшке.

Высочайшим указом императора Николая II«чести ради» Иоановский монастырь был возведён в первый класс.

Настоятелем храма стал  Иоанн Николаевич Орнатский, издатель журнала «Кронштадский пастырь», где публиковались статьи об Отце Иоанне.

В конце  1911, после года строительство по проекту Никонова была освящена каменная Серафимовская часовня, стоявшая на углу набережной Карповки и Иоанского переулка.

Обители принадлежал Успенский скит в с. Ваулоне вблизи Романова – Борисоглебска Ярославской губернии, на земле, подаренной в 1901 сенатором В.П. Мордвиновы

Во время Первой мировой войны стены монастыря приютили девочек сирот из Галиции, сестёр Леснинского монастыря, в специольно устроенном лазарете , раненых и больных воинов.

После революции монастырь был закрыт.

В начале 1919 в обители, которой управляла Ангелина, духовная дочь батюшки жило 24 сестры и 43 послушницы.

После декрета о закрытии монастырей обитель была закрыта, но сёстры, образовав приход, остались. Он был ликвидирован 15 в1923 году, когда церковь отдали под клуб, а другие здания, где ещё жили 60 монахинь, через два года передали в распоряжения городской властей.

Долгое время здание было занято разными учреждениями, общежитием, хозяйственным цехом и квартирами и имело невзрачный вид. Несмотря на это, богомольцы постоянно приходили к месту упокоения святого, обращались к нему молитвами. В одно время власти хотели даже снести здание.

      Еще до окончания отделки соборного храма Двенадцати апостолов в третьем этаже здания осенью 1901 года ожидалось прибытие в подворье сестер из Суры. Поэтому батюшка решил утроить небольшой храм в нижнем этаже на месте предполагавшейся  при входе часовни. Семнадцатого декабря 1901 года он был освещен во имя наиболее почитаемого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского в день памяти которого отец Иоанн родился и в честь которого был наречен. «Дивным Божиим поспешением, -- сказал отец Иоанн при освещении храма, -- сложился величественный дом сей для будущего храма и жительства отшельниц-монахинь, собравшихся здесь работать Господу и достигать единого на потребу – спасения душ своих. Так еще недавно ничего не было на этом месте, кроме овощных огородов, и вот в два года явился здесь этот архитектурный исполин – дом и храм, кельи для сестер, уже оборудована, и они поселились уже в этом новом своем убежище». Со дня освещения ежедневные богослужения в храме часто возглавлял Св. Иоанн.

Осенью 1902 года Св. Иоанн обратился в митрополиту Антонию со следующим посланием: «Основав с Божией помощью при пособии добрых людей и  при непрестанных ежедневных трудах молитвенных великолепное и обширное подворье с величественным храмом для обеспечения основанного мною на родине монастыря, я нашел, что это сооружение столице слишком художественно и обширно, чтобы ему быть подворьем и находиться под двумя началами духовного управления: петербургского владыки и архангельского, и что ему лучше быть самостоятельным и  в ведении одного митрополита Санкт-Петербургского, с тем неизменным всегда условием, чтобы третья часть доходов обители поступало ежегодно в разные сроки года в Сурскую женскую обитель». Митрополит Антоний рапортом 9 декабря просил Святейший Синод переименовать Сурское подворье монастырь, но не во имя Двенадцати Апостолов,  как предполагал Св. Иоанн,  а во имя Св. Иоанна Рыльского, в честь которого был освещен первый монастырский храм. А через восемь дней им же со служении епископа Гдовского Константина и Св. Иоанна во вновь устроенной Иоанновской обители состоялась освещение главного престола соборного храма во имя святых Двенадцати Апостолов. На торжестве присутствовали В. К. Саблер и С.Г. Раменский. Под высокими сводами храма  звучало слово св. Иоанна: « Как вожделенно отныне и это жилище Твое, Господи как по красоте художественной, зодческой, так особенно по красоте и по благодати духовной

Время шло время,  и в  1989 году монастырь вернули верующим.

Ведь при освещении храма Господь посылает своего ангела  на служение в алтаре и даже если храм разрушен  служение ангела вечно…

Были приглашены инженеры, архитекторы. Они определяли где капитальная стена, а где перегорожено, всё надо было привести в первоначальный вид. Работали не останавливаясь ни на день ни на час. В основном люди были верующие и работали с большой отдачей. Атмосфера была благодатная, казалось, что сам Иоанн Кронштадтский помогает и благославляет людей на возрождение храма и монастыря.

 в нем разместилось подворье Пюховетского

монастыря, которое начало восстановление храма. Первого октября того же года было освещен нижний храм  с усыпальницей... Идет постоянна передача церкви других помещений монастыря и их реставрации.

Домашнее задание:

по выбору

1.Составьте устный рассказ о храме 12 апостолов Иоанновского монастыря.

2.Нарисуйте любой храм города, нашего района.

3.Напишет эссе на тему « Возрождение храма - возрождение русской   культуры».

4.Составьте, возможно в группе, проект  «Наша посильная помощь» о восстановлении и посильной помощи непосредственно нас, учащихся в восстановлении храма.

Урок третий: Петербург – город мировых религий.

По пути веротерпения и толерантности.

Оборудование урока: презентация, слайды, карта Петербурга, карточки с заданиями для групп.

Основные  вопросы урока:

-Что всегда объединяло людей, независимо от их национальности и веры?

-Петербург многонациональный город.

-Невский проспект улица веротерпимости.

-Актуальность толерантности в современном мире.

Петербург- европейский город! Петербург благословенный православный город! Точка соприкосновения, сопричастия, слияния  двух культур, Востока и Запада. Город мировых цивилизаций. Такова его история, такова его миссия!

Мирное соседство людей разных национальностей, традиций, культур, религий. Сдержанность, терпимость, толерантность - вот  удивительные черты отличающие Петербург, петербуржцев!

Петербург стал и городом мировых религий. Опытные зодчие украсили его  зданиями церквей инославных вероисповеданий. На наших уроках мы говорили о православных храмах и монастыря Петербурга, о его Святых небесных покровителях, а сегодняшний урок мы посвятим иноверческим храмам Петербурга. Исследователями этой темы Вы станете сами.

Данный урок проводится в форме работы в  группах.

Ученики в классе делятся на группы.

Каждая группа получает одну карточку с заданием.

Используя знания полученные на уроках, книги предоставленные в  кабинете, библиотеку лицея, Интернет выполняет задание.

Задание: 1.Узнать анализируя и уточняя информацию о каком

                    храме идёт  речь.

                2.Найти этот храм на карте Петербурга.

                3.Проложить маршрут от лицея до храма.

Задание  1группе.

Храм этот строят два архитектора, начинает Ж.-Б. Валлен-Деламот, а заканчивает – А. Ринальди во второй половине 18 века. Храм этот удивительно красив. Портал в виде арки опирается на  свободно стоящие колонны. Иногда его сравнивают с аркой Новой Голландии. По свидетельству современников интерьер храма поражал великолепием. Внутри он был обширен и светел. В нём великолепно сочетались витражи, скульптура, живопись. Богатый мраморный престол изготовили в Италии.

Под алтарём возвышалось распятие, сделанное по эскизам И. П. Витали. Художник Я. Меттенмейтер выполнил большой образ Святой Екатерины, который находился над главным алтарём. Его подарила церкви императрица Екатерина11.

Не только русские католики посещали этот храм. Но и гости российской столицы. Среди них А. Мицкевич, Ф. Лист, О. Бальзак, А. Дюма.

В 1837 году здесь венчались Ж. Дантес и Е. Гончарова. В этом храме похоронили в 1798 году посленего польского короля Станислава Понятовского .

(Римско-католичевкий храм Святой Екатерины)

Задание 2 группе.

Средство на возведения этого храма дал крупный коммерсант Ованес Лазарян- активный деятель армянского освободительного движения во второй половине 18 века.. Построил храм архитектор Ю.М. Фельтен.

Небольшая однокупольная церковь – памятник архитектуры раннего классицизма.  При возведении церкви использовали уже известный приём: здание храма располагается в глубине участка, а жилые дома входящие в архитектурный ансамбль церкви, поставлены по линии проспекта и по сторонам проезда,  ведущего к церкви.

(Армяно-апостольская церковь Святой Екатерины)

Задание 3группе.

На  этом земельном участке ещё в 1730-х годах возвышалась небольшая кирха. Церковь стоит в глубине квартала, а справа и слева от неё- два одинаковых четырёх этажных  жилых дома, выдвинутых на линию застройки. Архитектор А. П. Брюллов придал облику новой церкви черты романского стиля и отступил от традиционных форм петербургского зодчества того времени. Здания имен двухбашенный фасад, в центре его находится открытая лоджия-аркада, под ней – строгий арочный портал.

Позади храма находилось здание немецкого училища «Петершуле».

В 1830-х годах в одном из домов церкви находилась книжная лавка А.Ф.Смирдина- одна из лучших в столице.

(лютеранска церковь Святых Апостолов Петра и Павла)

Задание  4 группе.

Дом этот находится недалеко от Полицейского моста. Он является частью архитектурного ансамбля, который окончательно построен к 1837 году.

В середине 19 века в Санкт-Петербурге появляется мода на  кофейни, появляется кофейня и в этом доме. Во второй половине 19 века  помещение в этом здании снимает «Общество поощрения художников». Здание этого храма запечатлено на  знаменитой Панораме – литография П. Иавнова по рисунку В. Садовникова.

( дом Голландской церкви)

? Ребята, что связывает все представленные храмы ?

Проложенные маршруты, помогут ответить на вопрос.

(все они находятся на Невском проспекте)

-Невский проспект- проспект веротерпимости.

Работа с картой города.- Планом Невского проспекта.

? Какие мировые религии представляют эти храмы?

(католицизм, протестантизм)

? В Петербурге есть храмы всех мировых религий,

   о каких мы ещё не   сказали?

(ислам, иудаизм, буддизм)

? Как называется храм мусульман? (мечеть)

? Как называется храм иудеев? (синагога)

? Как называется храм буддистов? (дацан)

Диалог сопровождается демонстрацией слайдов, презентацией

По теме урока.

?  Иноверческие храмы в нашем городе что вы знаете о них?

Учащиеся обмениваются информацией, обсуждают.

Учитель предлагает задавать ему вопросы (стратегия мозговой штурм),

Используя стратегию техники вопросов РКМ. «Запускается» познавательная деятельность учащихся.Учитель отвечает на вопросы, регулирует процесс, задаёт уточняющие, помогает в формулировке.

Посмотрите, ребята, все мы разные, но живём вместе в большой семье и наша семья, наш дом – это наш город – Санкт Петербург, наша страна – Россия! Петербург – это совершенно особенный город, слияние культур, религий, мировоззрений! И , согласитесь, как важно, быть внимательным и доброжелательным друг к другу, понимать и принимать и другую точку зрения, быть толерантным человеком.

Домашнее задание:

По выбору:

  1. Пользуясь дополнительной литературой, заполните таблицу

Название храма.

Адрес.

Архитекторы.

Годы постройки.

Особо почитаемые

Святыни.

Большая хоральная синагога.

 

 

 

 

 

Кронверкский проспект,

До № 7.

 

 

 

 

 

А.А. Парланд,

Архимандрит Игнатий.

 

 

 

 

 

 

1772-1776 год.

 

 

 

 

 

 

Изваяние Большого Будды.

 

 

2.Напишите эссе на тему «Мы такие разные, но мы вместе».

(используя стратегию РАФТ: учитывая - роль от чьего лица будите писать текст,

- для какой аудитории, - в какой литературной форме.)

3.Напишите эссе на тему «Толерантность- дорога к миру».

4.В паре, малой группе разработайте маршрут экскурсии

   « Многонациональный Петербург».

5.В паре, малой группе сделайте презентацию на Вашу тему в рамках темы урока.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»