Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Повторительно-обобщающий урок «Суд истории: Иван Грозный» (6 класс)

Сергеева Наталья Васильевна

ГБООУ СШИ № 68

Цель урока: обобщить знания учащихся о личности и деятельности Ивана Грозного.

Форма и организация урока: игровое судебное заседание, в ходе которого учащиеся обобщают и систематизируют свои знания об эпохе правления Ивана Грозного.

Подготовительный этап: чтобы создать образ Ивана Грозного и перейти к анализу этого образа, учащимся необходимо провести предварительную подготовку. За две недели до урока классу предлагается выполнить задания, разделившись на группы:

1-я группа: «Эксперты» - устанавливают хронологию событий, составляют таблицу.

2-я группа: «Прокуроры» - занимаются обвинением Ивана Грозного, определяя отрицательные последствия его поступков.

3-я группа: «Адвокаты» - занимаются защитой и оправданием политики и образа жизни Ивана Грозного, учитывая объективные и субъективные моменты.

Разделение ребят на группы происходит по желанию учащихся, учитывая сложность выполнения заданий. Они собирают материал, работая с учебником, хрестоматией, ресурсами Интернета и дополнительными источниками. Учитель направляет работу учеников, помогая им отбирать материал. Его участие носит рекомендательный характер.

Оборудование: выставка книг об Иване Грозном и его эпохе, Слайд-шоу репродукций картин и портретов, таблички: «Адвокаты», «Прокуроры», «Судьи», «Эксперты»; стол, покрытый зелёной скатертью, жетоны для присяжных.

Ход урока

  1. Организационный момент. В начале урока учащиеся рассаживаются за столы с табличками, соответствующими названию каждой группы. Предполагается место для присяжных, ими будут ученики, которые по какой-либо причине не получили задания, а также гости урока. В конце урока им будет предложено высказать своё независимое мнение, проголосовав жетонами в виде чёрного или красного сердца.

  2. Вступительное слово учителя. Эпоха Ивана Грозного, несмотря на историческую удалённость от нашего времени, продолжает вызывать наш живой интерес, волновать наши умы. Наша задача на сегодняшний урок — разобраться в событиях той эпохи и попытаться дать оценку личности царя Ивана IV. Итак, начнём наше судебное разбирательство.

  3. Лирическое отступление. В класс входят двое учеников в костюмах эпохи Ивана Грозного: в руках у «боярыни» «Красное сердце», а в руках у «боярина» - «Чёрное сердце». Учитель рассказывает учащимся, что когда в семье Великого князя Василия III родился долгожданный мальчик, повивальная бабка взяла его на руки, посмотрела на младенца и удивилась. У него было совершенно взрослое лицо. Она предрекла родившемуся человеку великое будущее, надежды на благие свершения. Но тут младенец больно ударил старушку ножкой в живот. Она вскрикнула: «Нет! У ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое».

Итак, «Красное сердце» - символизирует всё доброе в жизни человека и царя Ивана IV, а «чёрное сердце» - жестокость и причинённое им зло.

«Боярыня» зачитывает описание символического «Красного сердца», а «боярин» - «чёрного».

«Красне сердце» - знаменитый историк XIX века В.О.Ключевский писал об Иване IV так: «От природы он (царь) получил ум бойкий, гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум. Иван рано осиротел, с детства видел себя среди чужих людей». А так как он был крайне чувствительным мальчиком, то «в его душе... всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества. Отсюда... робость, ставшая основной чертой его характера». Он порой изумлял современников благородством поступков. Так, в 1543 г. на одном из заседаний Думы Шуйские в присутствии Иоанна набросились на Воронцова и пытались его задушить. Тринадцатилетний мальчик с помощью митрополита спас его. А в 17 лет он влюбился и женился на Анастасии Захарьиной, которой современники приписывали все женские добродетели: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, осноательный ум и красоту. Со своей избранницей Иван прожил счастливых 13 лет.

«Чёрное сердце» - знаменитый историк XIX века В.О.Ключевский писал об Иване Грозном так: «По природе или по воспитанию он был лишён устойчивого нравственного основания и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки... Ему недоставало внутреннего, природного благородства; он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям... В каждом встречном он прежде всего видел врага». И эти черты характера «дали особое направление его политическому образу мыслей», а этот последний, в свою очередь, «оказал сильное, притом вредное, влияние на его политический образ действий, испортил его». На охоте большую радость доставляло ему мучение животных. Однажды он велел изрубить слона, привезённого из Персии, не захотевшего встать перед ним на колени.

Презентация «Лики Ивана Грозного».

  1. Судебное разбирательство.

    • Выступление экспертов, которые называют важные вехи жизни Ивана IV и Руси.

    • Выступление прокуроров, которые показывают отрицательные последствия для страны правления Ивана IV.

    • Выступление адвокатов, которые защищают и оправдывают поведение Ивана IV.

    • Голосование среди присяжных при помощи красных (оправдание) и чёрных (осуждение) сердец.

    • Выступление судий, которые выносят обвинительный или оправдательный приговор и аргументируют своё решение.

ЭКСПЕРТЫ

ПРОКУРОРЫ

АДВОКАТЫ

1530 г. Рождение в Москве великого князя Ивана Васильевича.

1533 г. Смерть отца, великого князя Василия III Ивановича, трёхлетний Иван становится номинальным правителем Руси.

1538 г. Смерть матери Елены Васильевны Глинской.

По воспоминаниям современников юный царь был злопамятен, мнителен и по-настоящему жесток. Будучи мальчиком, он развлекался тем, что на московских улицах ловил кошек и собак, и сбрасывал их с крыльца. Дело не кончилось собачками и кошками, по приказу маленького царя на дворцовую площадь выпускали 2-3-х голодных медведей, а царь смеялся, когда медведи задирали тех, кто не сумел убежать.

В 15 лет Иван приказал отрезать язык своему сверстнику Афанасию Бутурлину «за невежливые слова», а княжича Михаила Трубецкого задушили неизвестно за что.

Смерть родителей – несчастье для ребёнка.

Очень редко он может встретить людей, способных заменить отца и мать.

После смерти матери в 7,5 лет об Иване мало кто заботился: дело доходило до того, что ребёнка порой забывали покормить. На глазах у мальчика бояре могли затеять драку, таская друг друга за бороды, не обращая внимания на слёзы и просьбы царя. Различными забавами бояре отвлекали Ивана от серьёзных занятий. Чаще всего Ивана возили на охоту, травля диких животных, которую он наблюдал каждый день, стала доставлять ему удовольствие. Но это вина взрослых людей, а не мальчика.

1547 г. Венчание Ивана IV на царство. Женитьба на Анастасии Романовой. Пожары в Москве провоцируют народное восстание. Иван Васильевич поддаётся влиянию попа Сильвестра и Алексея Адашева, создавших Избранную раду.

1549 г. Церковный «собор примирения».

1550 г. Принятие нового Судебника.

1552 г. Взятие Казани. Рождение старшего сына Дмитрия.

1553 г. Болезнь Ивана IV. Трагическая гибель Дмитрия Ивановича.

1554 г. Рождение царевича Ивана, наследника престола.

1556 г. Взятие Астрахани.

1557 г. Рождение царевича Фёдора, третьего сына.

1558 г. Начало Ливонской войны. Русские войска захватывают большую часть Ливонии.

Это самый «добрый период» в жизни царя. Из негативных черт можно отметить, что царь иногда слушал не тех людей. После болезни Иван отправился в Белозёрский Кириллов монастырь благодарить бога за выздоровление. Один из монахов дал ему совет, повлиявший на дальнейшую жизнь царя. Царь не должен иметь советников умнее себя, царь должен повелевать, а не слушаться, вельможи должны бояться царя. Во время этого богомолья погиб царевич Дмитрий, нянька, уронившая младенца, была убита.

Женитьба на Анастасии смягчила нрав царя. Во время страшных пожаров в Москве летом 1547 г. В народе пронёсся слух, что бабка царя Анна Глинская вынимала сердца у мёртвых людей, клала их в воду, потом разбрызгивала эту воду по улицам, отсюда и пожары. Обезумевшая толпа напала на дядю царя Юрия Глинского, он попытался спастись в церкви, но толпа его там растерзала. Но царь простил всех бунтовщиков, и помог всем беднякам, пострадавшим от пожара. У царя появились новые друзья поп Сильвестр и Алексей Адашев. Начались реформы Избранной рады. После взятия Казани царь лично утешал раненых, плакал об убитых, позаботился о побеждённых, разрешив им вернуться домой. В Москве его ждала радостная весть – рождение первенца Дмитрия. Но через полгода царь тяжело заболел, лежал при смерти и пожелал, чтобы бояре присягнули его сыну-младенцу. Бояре, и даже друзья Сильвестр и Адашев отказались присягать малышу, хотели передать трон двоюродному брату царя. Иван выздоровел, никого не наказал, хотя и затаил обиду, что совершенно естественно.

 

1560 г. Смерть царицы Анастасии. Падение Избранной рады.

1561 г. Иван IV женится на черкешенке Марии Темрюковне.

1563 г. Смерть митрополита Макария. Казни сторонников Алексея Адашева.

1564 г. Бегство князя Андрея Курбского в Литву.

После смерти Анастасии умерло всё доброе в Иоанне, а смерть духовного отца митрополита Макария развязало руки. Иван стал жесток к своим подданным. Его любимой забавой стало смотреть на мучения умирающих, а иногда он собственными руками отрезал в шутку уши у своих любимцев или мог убить за неосторожное слово. Сильвестр и Адашев были брошены в темницы, где вскоре были умерщвлены. Друзьями царя теперь были не люди благородные, а злобные и завистливые. Его вторая жена черкешенка Мария Темрюкивна вместе с мужем любила смотреть на казни.

Конечно, смерть Анастасии подкосила Иоанна. Он плакал и рыдал над её телом как слабая женщина. Умерла его любимая, мать его детей, и ходили упорные слухи, что её отравили Сильвестр и Адашев, поэтому царь и расправился с бывшими друзьями.

Тяжёлую душевную рану нанёс царю и его друг князь Андрей Курбский, герой взятия Казани. Он бежал от Ивана в Литву служить польскому королю. Разве можно простить предательство? В письмах к Курбскому Иван отстаивает своё право самолично решать судьбу подданных – право казнить и миловать.

1565 г. Введение опричнины.

1569 г. Убийство князя Владимира Старицкого и ещё более 3000 человек.

1570 г. Новгородский погром. Массовые казни в Москве, в которых принимают личное участие царь и наследник престола.

1571 г. Крымские войска Девлет-Гирея сжигают Москву.

1572 г. Русские войска разбивают крымских татар в битве при Молодях. Отмена опричнины.

1575 г. Казни бывших руководителей опричнины. Иван IV объявляет татарского хана Симеона Бекбулатовича великим князем всея Руси.

Царь набрал опричников – молодых людей, готовых на всё. Царь взял с них клятву не знать отца и матери, знать одного государя. Собачья голова и метла – знак того, что они грызут царских злодеев и метут измену. Простые люди стали бояться выходить на улицу. Шла Ливонская война, а царь поубивал всех талантливых полководцев, была сильная армия, но не стало талантливых полководцев. Царь слишком поздно понял свою ошибку, в пылу досады и гнева он уничтожил опричнину, но опоздал Хан Девлет-Гирей напал и сжёг Москву, уцелел только Кремль.

Жестоко расправился царь со своим городом Новгородом. Его окружили плотным кольцом, опричники врывались в дома, хватали всех без разбору и топили в Волхове.

 

 

А вам не приходило в голову, что Иоанн был просто болен – смерть любимой жены спровоцировала болезнь. В наше время ему бы прописали лекарства, положили в больницу, а в то время жестокость государя воспринималась промыслом божьим.

Говорят, что приближённые царя специально устроили Новгородскую провокацию, подложив царю фальшивые документы об измене новгородцев.

Царь раскаялся в своих дурных поступках, велел составить список всех казнённых и разослал по монастырям, чтобы монахи молились о душах убитых.

1576 г. Иван Грозный, вернув себе прежний статус, делает Симеона Бекбулатовича великим князем Тверским. Польский престол занимает трансильванский князь Стефан Баторий.

1579 г. Польские войска во главе со Стефаном Баторием захватывают Полоцк.

1581 г. Польские войска осаждают Псков. Шведы овладевают Нарвой, Ивангородом, Ямом, Копорьем.

1582 г. Заключение Ям-Запольского перемирия с поляками. Казаки под командованием Ермака захватывают Кашлык, столицу Сибирского ханства. Смерть наследника престола Ивана Ивановича.

1583 г. Заключением Плюсского перемирия со шведами завершается Ливонская война.

Тяжёлые поражения принесла Ливонская война, новый польский король Стефан Баторий решил вернуть все завоёванные Россией земли, принадлежавшие Литве и Польше. Только героическая 4-х месячная оборона Пскова вынудила Батория заключить перемирие на десять лет, но условия были тяжёлыми для России.

В сильном гневе на беременную невестку, которая посмела выйти из терема с непокрытой головой, Иоанн начал её избивать посохом, его сын Иван попытался защитить жену, но получил посохом в висок и через четыре дня скончался. Иван стал убийцей собственного сына.

Это была рокавая случайность. Иоанн не ожидал, что убьёт сына, а невестка потеряет ребёнка.Он долго сидел и страдал над бездыханным телом сына и воспринял его смерть как страшное наказание божье за его бессмысленную жестокость. Он хотел закончить свою жизнь в монастыре, чтобы молиться об убиенных.

Видимо Бог простил его, если послал ему быструю смерть, хоть и в 53 года.

1584 г. Смерть Ивана Грозного. Русский престол переходит к его сыну Фёдору Иоанновичу.

ПРИСЯЖНЫЕ ГОЛОСУЮТ

СУДЬЯ (учитель) выносит приговор: Непонятен был Иоанн IV своему народу, непонятно было чувство этого народа к царю. Это было соединение и страха, и ненависти, и любви. Люди назвали Ивана IV не мучителем, только Грознам.

 

  1. Обратная связь. Ребятам предлагается составить синквейн (пятистрочную стихотворную форму) для развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. В нашем случае мы напишем имя Иван IV.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные

  •  или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Пример: Иван IV

Жестокий, несчастный

Казнил, молился, сочинял

Страшно быть с совестью не в ладу

Грозный.

Этот метод можно применить как в начале урока, чтобы получить представление об уровне знаний и понимания учащимися эпохи, чтобы скорректировать их в течение урока, так и в конце урока (как вариант и в начале, и в конце).

  1. Заключительное слово учителя. Мы с вами изучаем историю для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. «История ничему не учит, она жестоко наказывает за незнание истории». Мы сегодня вспомнили трагическую эпоху в развитии нашей страны, которая, я надеюсь, заставила вас задуматься и сделать вывод: Дать однозначную оценку исторической личности невозможно, главное, что вы задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

  2. Подведение итогов.

Деятельность учащихся оценивается по следующим критериям:

  • полнота изложения материала

  • точность в формулировках

  • активность.

Домашнее задание: расспросить членов своей семьи — бабушек, дедушек и др. на тему: «Кого из руководителей нашей страны ХХ века они могли бы сравнить с Иваном Грозным?».

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»