Методическая разработка урока по история России для 11 класса
Новая экономическая политика
Устинова Мария Михайловна,
учитель истории ГБОУ ЦО №633
Калининского района Санкт-Петербурга
Необходимое оборудование и материалы учителя: мел, доска, источники
Необходимое оборудование и материалы для учащихся: учебник, тетрадь
Тип урока комбинированный урок
Тема урока |
Цель |
Планируемые результаты |
Содержательные линии |
|||||||||
Новая экономическая политика
|
Уяснить, что причина перехода к новой экономической политике, была, прежде всего - политическая, реальная угроза потери большевиками власти |
учебные:-охарактеризовать сущность и основные черты НЭПа; выяснить противоречивость нэповской экономики, возможные социально- экономические последствия;
воспитательные: воспитывать любовь к истории своей родины, плюрализм мнений. развивающие:развивать умения слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, умение работать с документами.
|
1..Актуализация знанийполученных на прошлых уроках, проводится в виде постановки следующих вопросов: ■ Как называется экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны? ■ В чем сущность политики «военного коммунизма»? ■ Какие мероприятия в области сельского хозяйства характеризовали политику «военного коммунизма»? ■ Как вы думаете, каково было отношение крестьян к политике «военного коммунизма»? 2.Вопрос сущность и основные черты НЭПа учащиеся рассматривают при помощи материала учебника, заканчивают сравнительную таблицу «Военный коммунизм и НЭП», начатую на прошлом уроке, учащиеся читают текст учебника в течение 8-10 мин, а затем заполняется таблица:
3.Третий вопрос социально-экономические противоречия НЭПа рассматриваем в виде объяснения учителя с опорой на получившуюся таблицу. Под запись в тетрадях учитель по ходу своего объяснения составляет схему «Противоречия НЭПа и их последствия»:
3. Подведение итогов изученного. Попытаемся сделать выводы, по материалу всего урока. Для упрощения этой задачи учитель просит учащихся ответить м на следующие вопросы: ■ Что такое НЭП, в чем он заключался? ■ Какие изменения произошли в промышленности? ■ Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? ■ Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? ■ С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? В качестве проверки усвоения учащимися изученного материала использую тестовое задание по данной теме. Задание раздается на отдельных листочках и выполняется без переписывания заданий в тетрадь. 1. После окончания Гражданской войны произошел: 1) возврат земли помещикам; 2) переход от «военного коммунизма» к нэпу; 3) возврат к многопартийности; 4) распад России на национальные государства. 2. Событием, ускорившим переход к НЭПу, считается: 1) поражение в войне с Польшей; 2) восстание в Кронштадте 3) введение золотого червонца в ходе денежной реформы 4) дезертирство из Красной Армии.
3. Сгруппируйте явления, которые характеризуют политику «военного коммунизма» (группа 1) и не связанные с ней (группа 11): 1) денежная оплата труда; 2) свободная продажа всех товаров на рынке; 3) продразверстка; 4) бесплатные коммунальные услуги; 5) всеобщая трудовая повинность; 6) свобода внешней торговли. 4. К нэпу относится:____________ 1) всеобщая трудовая повинность 2) натурализация оплаты труда; 3) трудоустройство на добровольных началах; 4) запрещение найма рабочей силы.
5. Годы нэпа характеризуются:_________ 1) свободными ценами на многие товары; 2) продразвёрсткой; 3) карточной системой распределения;
4) твёрдыми ценами.
6. В годы нэпа:_______ 1) проводилась национализация промышленности; 2) была запрещена аренда предприятий; 3) были запрещены иностранные концессии; 4) большинство мелких и средних промышленных предприятий стали частными.
7. Укажите, какие из названых явлений были связаны с НЭПом (группа 1), а какие –нет (группа 2): 1) продразверстка; 2) наемный труд в сельском хозяйстве; 3) свободная торговля; 4) уравнительный принцип распределения продуктов. Подведение итогов урока. Выставление оценок за активность на уроке. Домашнее задание§14-15, вопросы к нему.
|