Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Пути эффективного преподавания истории в современной российской школе в
условиях внедрения историко-культурного стандарта

Яковлев Андрей Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
 
В Российской Федерации с 2013 г. идет обсуждение создания новой концепции преподавания истории в средних учебных заведениях со стороны представителей власти, профильных министерств, педагогического сообщества, рядовой общественности и средств массовой информации. Необходимость изменений в сфере преподавания истории в российских школах назревала достаточно давно и была обусловлена рядом объективных причин (различия и двойные стандарты в трактовке определенных исторических событий и фактов даже в линиях рекомендованных учебных пособий; избыточное количество учебных пособий (до 65 наименований в 10 классах); неэффективная подача исторических знаний в современной школе; отстраненность обучающихся от исторического прошлого ввиду отсутствия эпохальной преемственности; проблема формирования и воспитания патриотических качеств в процессе изучения истории России; проблема адаптации ученых пособий в процессе подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории; текущая внутренняя и международная политическая ситуация). В феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям президентом РФ В. В. Путиным была предложена идея о разработке «единого учебника истории». Уже летом 2013 года появился проект этого учебного пособия, который имел определенные недостатки в трактовке спорных вопросов отечественной истории. Проблема объективного и многогранного изучения событий является одной из важнейших задач исторической науки и дальнейшего образовательного процесса в данной области. В ходе обсуждения концепции единого учебника истории Российскому историческому обществу не удалось прийти к единому мнению в отношении данного учебного пособия. В свою очередь министерство образования и науки России 27 августа 2014 года отказалось от  «единого учебника истории», вместо него началась разработка единого историко-культурного стандарта, который стал основной для разработки новых учебных пособий 3 предметных линий («Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»). Ввиду того, что объективное изучение истории требует определенного плюрализма мнений, идей и концепций сильной стороной историко-культурного стандарта является то, что он дает только некоторые положения, в рамках которых разработка учебных пособий является относительно свободной. Также необходимо учитывать патриотический характер новых предметных линий, их направленность на формирование образа многонационального государства, вклад в судьбу и историю которого внес целый ряд народов, культур и традиций. С 1 сентября 2015 г. в ряде регионов Российской Федерации уже началось преподавание истории по новым учебным пособиям. Безусловно, данные изменения требуют качественно нового подхода в преподавании истории в средней школе; необходима разработка эффективных механизмов преподавания и качественной методической поддержки для учителей.
Целью данной статьи является выявление эффективных механизмов преподавания истории в условиях историко-культурного стандарта, направленных на повышение заинтересованности обучающихся и выявление талантливых детей в данной области. Задачами являются: оценить положительные и слабые стороны историко-культурного стандарта; дать обобщенную оценку новым учебным пособиям; наметить возможные пути более качественного и гибкого перехода педагогических работников на новые стандарты преподавания истории; выявить основные направления деятельности педагогических работников, направленные на повышение общего уровня мотивации школьников в процессе изучения истории.
Историко-культурный стандарт (ИКС) является плодом напряженной и продуктивной работы государственных структур и экспертного научно-педагогического сообщества на протяжении двух последних лет. Из сильных сторон нового стандарта преподавания истории можно выделить следующие аспекты: соответствие требованиям ФГОС; постепенное формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет; отражена концепция о неразрывности Российской и мировой истории через синхронизацию отдельных событий и о едином историко-культурном пространстве для всех народов и территорий многонационального государства; исторические события осмысляются через историко-антропологический подход; переосмыслена и логически перестроена структура курса истории России; исключены «двойные стандарта», взаимоисключающие трактовки исторических событий в школьном образовании; поставлена задача о качественном улучшение доступности изложения материала в новейших УМК. Определенными недостатками ИКС можно считать следующие аспекты: стандарт лишь декларирует общие положения преподавания, не выявляя механизмы повышения заинтересованности обучающихся в предмете; в противоречие с самой базисной идей ИКС вступает его заключительная часть в виде «Примерного перечня трудных вопросов истории России», не до конца понятна степень их дальнейшей вовлеченности в образовательный  процесс. В любом случае внедрение ИКС несет положительный характер для системы преподавания истории. Положение о том, что в рамках школьного исторического образования должны существовать общие стандарты и подходы, а плюрализм и многообразие мнений, идей и концепций в рамках самой отечественной исторической науки, представляется вполне объективной. Единые требования, программы, УМК, созданные на базе ИКС, позволят не только проводить через процесс  обучения необходимые государству и обществу установки и ценностные подходы в понимании отечественной истории, но и будут способствовать более качественной и цельной подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Анализ новейших УМК (Дрофа, Просвещение, Русское слово) на основе знакомства с самими учебными пособиями и с электронными ресурсами издательств позволил сделать следующие выводы:
- В новой структуре образовательной программы по истории лежат четыре основных направления: события перечисляются путем указания конкретной даты, сопровождаются единым перечнем персоналий, единым понятийным аппаратом и списком исторических источников. Данная стандартизация учебного материла позволяет облегчить подготовку школьников к экзаменам;
- Впервые в учебниках истории речь идет не только о формировании Российского государства, но и рассказывается о существовании более ранних государств в южных и восточных районах РФ, повествуется о народах, живущих там и поныне, которые являются на сегодняшний день частью полиэтнического российского народа;
- Учебники удобны не только для педагогов, но и эстетически привлекательны для учеников. Повествование построено доступным и понятным языком, который соответствует уровню интеллектуального развития обучающихся на каждом отдельном этапе. Все дополнения к тексту и иллюстрации выполнены в инновационной форме, доступной для детей. Иллюстрации содержат вопросы и задания, увязаны в единую методическую схему. Если говорить об атласах, то в них содержится большое количество статистических материалов, контурные карты также адаптированы под задания ОГЭ и ЕГЭ. Адаптация школьных учебников под уровень развития современного общества, безусловно, позволяет повысить мотивацию обучающихся, ведь хороший учебник – тот, по которому хочется работать и который просто интересно читать. Автор статьи неоднократно сталкивался с проблемами восприятия школьниками материала устаревших УМК, тк. они порой были насыщены даже идеологическими штампами советской эпохи, либо излишняя «открытость» в подаче материала, характерная 1990-м гг., не соответствовала текущим мировоззренческим установкам обучающихся;
- Отдельного внимания заслуживают разработанные электронные версии учебников, которую претворяют в жизнь положение ИКС о формировании единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Одним из их важнейших блоков являются системы заданий для контроля и самоконтроля, видеоматериалы и слайд-шоу, которые также повысят интерес к дисциплине, внесут определенной разнообразие в ученый процесс, будут комфортны для современного школьника, являющегося активным пользователем Интернет пространства;
- Значительные интерес представляют разработанные к учебным пособиям хрестоматии, которые насытят дополнительной, проверенной и адаптированной к учебному курсу информацией даже самые пытливые умы обучающихся;
- Также положительной чертой новых УМК является раздел вопросов по завершении каждого параграфа «Вопросы для тех, кто хочет больше знать». Они не только существенно раскрывают полноту исторической картины и пополняют энциклопедические знания, но и дают дополнительные возможности для учителя в подготовке обучающихся к различным олимпиадам и помогают выявлять талантливых детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что новейшие УМК, созданные на базе ИКС, существенно превосходят предыдущие поколения по качеству подачи материала, вовлеченности информационных технологий в образовательный процесс, открывают новые возможности перед педагогами и обучающимися, помогают раскрываться юным талантам.
Положительные тенденции, которые привносят в школьное историческое образование ИКС и новейшие УМК необходимо подкрепить дополнительными мерами, направленными на плавный переход педагогических работников на новые стандарты и повышение общего уровня учебной мотивации обучающихся. Нередки случаи, когда грамотно спланированные преобразования и реформистские начинания, подкрепленные даже самой эффективной материально базой и поддержкой, сталкиваются со значительными трудностями, обусловленными застоявшимися системными проблемами. Причины низкой заинтересованности обучающихся в изучении истории можно видеть в издержках информатизации, все доступности непроверенной, фальсифицированной и откровенно лженаучной информации. Не стоит забывать и о том, что некоторая часть педагогических работников также не имеет должной мотивации в своей преподавательской деятельности. Здесь сказываются ни столько возрастные проблемы кадров, обусловленные переходом через различные идеологические системы и настоящий «слом эпох» в ходе педагогической деятельности, а ситуация с усталостью от постоянных изменений в содержании программы, отсутствием чётких ориентиров, острым недостатком методической помощи. ИКС как раз способен разрешить эти негативные тенденции, привести педагогическое сообщество к консенсусу, дать возможность успокоиться и начать плодотворно трудиться.
Мерами, которые повысят эффективность внедрения и дальнейшей реализации ИКС, можно видеть следующие шаги:
- Тщательная методическая работы издательств с педагогическими работниками. Проведение специальных семинаров и конференций как ознакомительного, так и практического характера. Разработка и организация курсов повышения квалификации, направленных на ознакомление с ИКС, изучение как его специфики, так и новых УМК, проработка новейших педагогических технологий и методическая помощь в организации дальнейшей работы с электронными средствами обучения. Данные меры являются необходимы, ввиду того, что до сих пор многие педагоги не имеют даже самых общих представлений о ИКС. Проведенный анализ СМИ показывает, что уже в некоторых регионах издательствами начата работа с педагогами по вышерассмотренным проблемам.
- Дальнейшая реализация ФГОС, который является одной из основ ИКС. Качественная диагностика работы педагогических кадров в его условиях, оценка их эффективности в процессе перехода к приоритету в повышении качества самостоятельной работы обучающихся. Целесообразность этой меры продиктована самой структурой новых УМК, которые раскрывают дополнительные образовательные возможности в ходе конструктивно и качественно налаженной самостоятельной работы, реализации предметных, метапредметных и личностных УДД;
- Необходима проработка мероприятий, которые способны усилить воспитательный потенциал системы исторического образования. Это должно получить отражение не только в рамках дисциплинарного фактора, позволяющего создать здоровую, рабочую атмосферу на уроке, но и наладить контакт на уровне внешкольной, внеурочной деятельности, которая бы подкрепляла изученную на уроках истории  проблематику на основе адресных экскурсионных выездов и иных мероприятий на уровне  отдельных регионов РФ;
- Также следует выделить в рамках учебной программы оптимальное время для творческой работы детей на уроках истории, разработать ее методическое обеспечение, что повысит заинтересованность обучающихся в предмете;
- Необходимо на более серьезном уровне подойти к вопросу индивидуальных особенностей обучающихся. Естественно далеко не каждый из них на фоне серьезных изменений в преподавании предмета будет способен получить результат «отлично». Необходима комфортная и доступная каждому комфортная среда образовательного процесса (особенно в условиях старшей школы и определения дальнейшего жизненного пути, где нужно оптимально сочетать учебную нагрузку при подготовке к ЕГЭ обучающимися гуманитарного и технического склада ума), которую можно достигнуть, например, дальнейшем разделением истории на базовый/профильный уровни;
- Методики выявления талантливых детей в условиях новейших УМК сохраняют преемственность со старой системой, при этом дают новые возможности. Необходимо применение и совершенствование различных педагогических приемов для мотивирования одаренных детей и развития их интеллектуальных способностей (создание проблемных ситуаций, связь с жизнью, дидактические игры, мозговой штурм, создание ситуации успеха, кейс-технологии, проектная деятельность, задания повышенной сложности и их проработка, участие в различных конкурсах, олимпиадах и тд.)
- Отдельного внимания заслуживает проблема обеспечения школ современным аудиовизуальным оборудованием. Кабинетам истории ввиду внедрения новейших электронных УМК необходим хотя бы проектор, ведь без него невозможно донести весь полезный функционал УМК до обучающихся. Естественно данная проблема упирается в вопрос финансирования на фоне довольно непростой экономической ситуации;
- Под заинтересованностью в предмете должна стоять и  определенная ответственность, которая может быть достигнута при введении обязательного ЕГЭ по истории. Этот вопрос определенно имеет дискуссионный характер и подлежит экспертному обсуждению на разных уровнях. Как показывают статистические данные 2015 г., ЕГЭ по истории выбрали примерно 20% российских школьников, что является достаточно скромной цифрой. Одной из целей ИКС является воспитание патриотических качеств и российской гражданственности, которое может быть эффективно подкреплено подобным финальным испытанием.
- Последние политические события, связанные с процессом построения новой многополярной геополитической модели, вызывают значительный интерес обучающихся, начиная со старшего подросткового возраста, к политике и истории. Необходима дополнительная проработка данной проблемы в рамках ИКС. Периодически обучающиеся задают учителю довольно сложные вопросы относительно современной политической ситуации, при этом необходима взвешенная, объективная и идеологически вымеренная наставническая позиция педагога. Возможно, требуется возрождение системы «политинформации», тк. внеурочная деятельность в области истории/политологии развита далеко не в каждом ОУ, и даже при ее наличии не способна охватить всю целевую аудиторию. 
В рамках данной статьи был проведен краткий экскурс в историю процесса формирования ИКС, который позволяет как выявить актуальность поднятой темы, так и дает базовые представления о ее специфике. Также был проведен анализ компонентов ИКС и новейших УМК, выделены как их положительные, так и некоторые незначительные отрицательные черты. Завершает исследования комплекс мер, который, по мнению автор, может повысить эффективность внедрения ИКС и закрепить его колоссальный качественный потенциал на основе повышения уровня мотивации обучающихся в рамках школьного исторического образования. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»