Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лекция

Русь языческая и христианская

(от Владимира Святого до Ярослава Мудрого)

Павлюкович Наталья Ивановна

1.Верования славян.

2. Владимир Святославович и Крещение Руси.

3. Усобица на Руси после смерти Владимира.

4. Правление Ярослава Мудрого.

5. Русское общество. Земельная собственность.

6. Законодательство «Русской правды» и «Правды Ярославичей»

7. Культура Руси Х – ХIIвв.

1.ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН.

           Древняя вера славян и руcов возникла задолго до Крещения Руси и именовалась ПРАВОСЛАВИЕМ. Русские называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезёй Правы. Именовалась она также Праведной верой, ибо славяне ведали Правду, знали Пра - Веды, древнейшие Веды – священные предания об истоке Ведической эры, бывшей первой верой чуть ли не всех народов нашей планеты. В древнеязыческих книгах - «Русские веды», «Книга Велеса» (правда, часть современных историков считает её более поздней подделкой) говорится о 20 тысячах лет, в течение которых рождалась, гибла и вновь возрождалась Русь. В этих книгах рассказывается о древних прародинах, о землях, где рождались славянские роды, о прародителях разных народов.[8]

         Древнейшую прародину предков славян (первых Ариев) «Русские веды» видят на Севере в священном Беловодье. Отсюда предки славян, ведомые богом Солнца и первым князем Яром, двинулись вначале на Урал и в степи Семиречья, затем в Индию и Иран. И здесь из арийских(индоиранских) родов выделились собственно славяне: те, кто славил богов и пращуров.

         Сама же Русь, согласно ведической традиции, рождалась после исхода славяно-арийских родов с Урала, Индии и Ирана за тысячи лет до основания Киева на Днепре. Русь рождалась в славяно-арийском море народов, живших в разные эпохи и  в землях от Урала и Алтая до Балкан, от Волги до Чёрного и Балтийского морей. И русами звали потомков русалки Роси  (так в древности называли Волгу). Русы славили Рось и супруга её Солнце – царя Даждьбога, а также их сына и первого пращура русичей – Ярило (Яра или Ария).

          Русский ведизм, или праведизм – это древнейшая монотеистическая вера, то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в виде народных православных традиций, в виде устных преданий и священных текстов. Это и есть отличие от подлинного язычества- наличия многобожия, где у богов имеются важные функции и они практически независимы друг от друга…

            … В начале времён мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключён Род – Родитель всего сущего (изображается в виде огромного белого сокола, сидящего у корней Мирового дерева, растущего сверху, от небесной тверди вниз).

               Род родил Любовь – Ладу и силою Лады (Любви) породил Вселенную. Так Род породил всё, что мы видим вокруг, - всё, что при Роде, всё, что мы зовём Природой. Род отделил мир видимый, явленный (Явь) от мира невидимого, духовного – от Нави. Род отделил Правду от Кривды.

              В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утверждён  в золотой лодочке, а Месяц -  в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий – птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога – Небесного Отца. Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного мира, Владыкой Божьего царства. Сварог утвердил 12 столпов, подпирающих небосвод.

               Из слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.

               Род стал Небесным Родником и породил воды Великого океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов – ясуней и демонов – дасуней.

               Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным путём. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля. Ударив по Алатырь камню мечом Сварог высек искры, из которых родился огненный бог Семаргл, вступивший в бой с Чёрным Змеем. Сварог и Семаргл ухватили раскалёнными клещами язык Змея, укротили его и впрягли в плуг. Потом боги разделили этим плугом царство Яви и царство Нави. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави - Чёрный Змей (Чернобог или Морок).

         Макошь - великая богиня. Она обладает тайной Прави, следит за выполнением обычаев, обрядов. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядёт нити судеб.

         Макошь – Небесная мать, Небесный Закон, Правь, Третий Лик Бога. Первый лик – Отец – Род, Сын - Сварог – Второй лик Бога…

           Кроме того, необходимо назвать средних богов - Перуна – бога неба, при Владимире – главного бога славянского Пантеона, Велеса – покровителя животных и пастухов. В разных славянских племенах появляются другие названия богов - Жива, Лада, Лель, Судьба, Дана (богиня воды).

            В священных лесах, рощах, на холмах сооружались святилища, окружённые каменными валами. Ставили деревянные статуи, называемыми идолами, или столбы, увенчанные изображением божеств. У полабских славян известны храмы, которые они строили, подражая соседним народам, принявшим христианство. Для умилостивления богов люди прибегали к ритуальным действам, магическим заклинаниям, носили амулеты, обереги с ликом богини Берегини и др. Приносились и человеческие жертвы - накануне сева на окраине поля Велесу жертвовали грудного ребёнка, закапывая того в землю. В честь Водяного (Даны) топили самую красивую девушку. Впрочем, жертвоприношение зачастую носило добровольный характер.

            Особую категорию составляли мифические существа, порождения Нави и Чернобога- духи: упыри, вурдалаки, мавки, кикиморы, анчутки, злыдни, лешие – связанные со смертью. Добрыми духами считались духи предков – чуры (щуры), домовые, банные, конюшие и др.

 

 

Часть 2. Владимир Святославич и Крещение Руси. (980- 1015 гг.)

             Более всех сделал для укрепления позиция своей династии сын Святослава Владимир. Он пришёл к власти в Киеве, победив в междоусобной борьбе между братьями Святославичами, продолжавшейся, согласно летописи, 8 лет. Сначала Ярополк воевал с Олегом и его союзниками, затем Владимир расправился с победившим Олега Ярополком.

             Хорошо известно, что бастард (незаконнорожденный)  Владимир не был любим своими сводными законнорожденными братьями. Не любил его и его отец Святослав, отослав княжить в непокорный Новгород.

             После расправы над Олегом Ярополк идёт походом на Новгород. Владимир бежит на юг в Византию, где по некоторым данным служил некоторое время в личной охране дочери василевса Анны, затем бежит к варягам – родичам. С помощью варягов он вновь воцаряется в Новгороде, собирает новгородскую дружину  (новгородцы горят желанием отомстить ненавистному Киеву), и вместе с варягами идёт на отчаянный шаг – осаждает Киев, не имея численного превосходства. Впрочем, здесь проявляется его военный талант и хитрость. Ярополк был крещён ещё своей бабкой Ольгой и насаждал в Киеве христианство. Владимир через лазутчиков подговорил языческую верхушку Киева помочь ему - языческому князю, что скоро и произошло.  Киев был взят, Ярополк убит, вероятно, по приказу Владимира.

            Теперь Владимиру нужно было утвердить свою власть по вновь ставшей распадаться молодой рыхлой державе. Начинаются походы в земли многих славянских земель, подчинённых Киеву. Князь не просто усмирял племена, но и уничтожал местные княжеские династии. Его борьба с русскими и славянскими князьями шла всё время его правления. О том, что победил в ней Владимир, свидетельствует распределение важнейших земель между его сыновьями.

             Владимир был большим жизнелюбом и женолюбом. В Полоцке он взял себе Рогнеду, захватив Киев, убил Ярополка, и наряду с сокровищами овладел жёнами брата. У него было несколько «постоянных» жён и огромное количество наложниц (800).

              Известен Владимир и своей религиозной реформой – попыткой навязать племенам единого верховного бога Перуна. Князь понимал значение монотеистической религии в деле укрепления центральной единоличной власти с её принципом «Один Бог на Небе – один князь на земле». Но реформирование через Перуна провалилось. Началась подготовка более грандиозной религиозной реформы, связанной с заимствованием одной из мировых религий. Владимир отверг иудаизм, предложенный хазарскими миссионерами, ислам («хорошо многоженство сие, но на Руси есть веселие в питии»).

          В   католицизме ему  не понравился принцип подчинения светской власти духовной, латинский язык при богослужении. Ближе всего по духу и границе была Византия, оттуда привезла христианство Ольга. Василевсы мечтали окрестить Русь по греческому обряду и поставить её на службу своим интересам. Но Владимир судил по-другому. Сначала он уничтожил династии местных князей, расчистив место для своих сыновей. Затем обезопасил южные границы Руси от кочевого племени печенегов, возведя систему крепостей и валов с центром в Белгороде. И вот уже подвернулся удобный случай принять из рук греческой православной церкви крещение…

            В середине 980 – х. годов византийские императоры- братья – соправители Василий IIи Константин VIIIоказались в трудном положении. Неудачная война в Болгарии, заговоры знати, мятежи в армии и провинции делали их положение неустойчивым. Они обратились к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился помочь, но в обмен потребовал выдать за него их сестру принцессу Анну. Требование неслыханное по своей наглости. За некоторое время до этого в руке Анны было отказано сыну императора Священной Римской империи. Но положение было столь опасным, что они согласились с требованием Владимира, дали обещание. Правда, от киевского князя потребовали креститься. Владимир был непротив. Брак с византийской принцессой сулил много выгод как внешнеполитического, так и внутриполитического характера,  так что князь решил даже отказаться от веры предков, которой до этого придерживался излишне ревностно. Возможно, Владимир уже в ходе переговоров с греками принял христианскую веру и принял имя Василий. Летом 988 г. в Константинополь стали прибывать русские войска, участие которых в боевых действиях сразу улучшило положение императоров. Пора было отправлять на Русь Анну. Однако византийцы не торопились это делать, откровенно брезгуя Владимиром. Да и сама Анна, наслышав о гареме князя, изо всех сил противилась браку со «скифом». В Константинополе был разработан ловкий план, который позволял оставить Владимира в дураках. Греки отправили к Владимиру очень красивую женщину – гречанку в сопровождении пышной свиты. Обман был раскрыт.  Владимир был взбешён и в отместку захватил город Херсон – столицу византийского Крыма (Тавриды). Анна была выдана за Владимира. Разграбив город напоследок, Владимир отправился на Русь, где приступил к крещению наших предков. Владимир искренне пытался жить по христианским законам, разогнал свой гарем, но вскоре стал вновь «шалить». Анна умерла в 1011 году. Владимир пережил жену на 4 года и ещё раз успел жениться.

               Теперь ещё раз о дате крещения Руси. В старых учебниках по истории (царских и советских) однозначно указывается 988 год. Принят он и РПЦ. Однако, сегодня эта дата считается годом крещения Владимира со дружиной. 990 г. – наиболее точная дата начала крещения русского государства, а 989 г. – крещения киевлян и новгородцев.

              Необходимо отметить, что христианизация проводилась княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества (волхвов), но и населения. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунским и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крести мечом, а Добрыня – огнём».

             В знак уважения князя к новой религии в Киеве была заложена в 991 году Десятинная церковь, названная так потому, что десятую часть средств на её строительство выделил сам Владимир, получивший прозвище Святой. Сам процесс крещения Руси растянулся на столетия.

 

3.УСОБИЦА НА РУСИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА.

               Отношения Владимира и его сыновей, а также между сыновьями были сложными. Нам известно о выступлениях против отца Святополка Туровского и Ярослава Новгородского. Положим, Святополк был приёмным сыном Владимира – его отца Ярополка он убил, а мать – красавицу гречанку сделал наложницей. Ненавидел отца его родной сын Ярослав, сын князя от Рогнеды Изяслав. Рогнеда не могла простить мужу гибели родных.

               Как только отец умер, собираясь в поход на отделившийся  от Киева Новгород,  где княжил Ярослав, между его сыновьями началась страшная резня, продолжавшаяся почти 2 десятилетия. Происходила она, возможно, оттого, что почти все сыновья князя были от разных матерей. Нам известен ход этой борьбы, начатой Святополком, по вине которого сначала был убит князь Олег, правивший у древлян и любимый ими, затем князь Борис Ростовский и Глеб Муромский  (оба были любимыми сыновьями Владимира и Анны). Борис и Глеб приняли смерть стоически, зная о предательстве Святополка, за что и были канонизированы РПЦ как первые русские святые. Вот теперь в действие вступает кровное родство. Оставшиеся в живых сыновья Владимира Ярослав и Мстислав Тмутараканский, объединив силы, разбили Святополка, и он умер в поисках помощи, скитаясь то ли у подножия трона своего тестя польского короля Болеслава, то ли на пути к Ватикану.

           После смерти Святополка Окаянного Ярослав, оказавшись теперь владетелем северной и центральной Руси, великим князем киевским, начинает борьбу с Мстиславом, но терпит поражение. Братья договариваются жить независимо друг от друга и не вмешиваться во владения соседа.

           Через некоторое время, после смерти бездетного Мстислава, его владения переходят Ярославу, ставшему таким образом правителем единого государства и вошедшего в историю под именем «Мудрый».

4.ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО. (1019 -1054гг.)

              В период правления Ярослава (в крещении- Юрий) Киевская Русь была одним из сильнейших европейских государств, равноправным партнёром в торговых, дипломатических и династических союзах.

              Особенность внутренней политики Ярослава заключалась в укреплении основ единства русского общества в рамках единого государства, чему способствовала активная поддержка церкви. Поддерживал РПЦ и князь: он развивал церковное строительство – чего стоит только строительство в Киеве Собора Святой Софии, основание Киево-Печерского монастыря, где жили и трудились на духовной ниве известные православные подвижники и святые – Антоний и Дионисий. В это время были канонизированы Борис и Глеб. Ярослав совершил важный шаг в ликвидации церковной зависимости от Византии, поставив в 1051 г. митрополитом русского священника Иллариона, известного публициста- автора книги «Слово о законе и благодати». Именно Илларион помогал Ярославу в организации первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях.

               В 1036 году под Киевом были окончательно разбиты печенеги, началось противостояние с новым кочевым народом – половцами.

               Укрепляя систему государственного управления, Ярослав объявил себя «самовластцем» и потребовал от сыновей – наместников беспрекословного подчинения. В Новгород он направил старшего сына Владимира (а после его смерти - Изяслава), Святослава – в Чернигов, Всеволода – в Переяславль.

               Ярослав утверждал власть на окраинах государства: были построены город Ярославль на Волге, Юрьев на чудской (эстонской) земле. С Польшей, Норвегией, Венгрией, Византией, Францией и др. были заключены династические браки. Любимая дочь Ярослава Анна стала женой короля Франции Генриха I. В жёны младшему сыну Всеволоду Ярослав сосватал дочь византийского императора Мономаха.

            Борясь с племенной княжеской вольницей Ярослав, дал стране первый в её истории писаный свод законов «Русскую правду».

            В конце правления Ярослава Мудрого население русского государства насчитывало более 4-х млн. человек, периметр границы составил более 7 тысяч км.

           Князь стремился не допустить усобиц между своими сыновьями и установил порядок престолонаследия, по которому впредь великим князем на Руси должен был становиться старший в роду, отменив наследование по прямой мужской линии. Это был единственный просчёт многоопытного политика: указ этот породит страшную междоусобицу между дядьями и племянниками, растянувшуюся почти на 4 века.

         5. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО. Земельная собственность.

           На основании «Русской правды», летописей, исследований церковных и монастырских документов и других источников, историки делают вывод, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Русский феод – вотчина как вид феодальной собственности на землю возникает не ранее IX века как наследственное семейное или корпоративное владение. Владельцами её были князья, бояре, церковь. Двор, как условное держание, появится гораздо позднее, когда земли, с проживающими на них крестьянами, будут даваться князьями и боярами своим служилым людям под условие несения службы и на время службы. Кроме того, на Руси была и система кормлений, когда земли давались боярам и удельным князьям с правом сбора дани в собственность, которая и была платой за управление территорией.

            Складывание сословия феодалов шло несколькими путями:  в феодалов превращалась старая родоплеменная знать; на земле также оседали княжеские дружинники; возможно, было и выделение из общины «лучших, нарочитых людей». Складывались формы древнерусской иерархии, характерной для всех стран периода феодальной раздробленности. Эти формы вассалитета во многом отличались от западноевропейских: в основе вассалитета здесь лежалo не столько условное земельное держание, сколько подчинение «молодших» князей «старшим» по силе и могуществу, а бояр – великому князю и князьям в каждом княжестве. В конце XI века в отдельных княжествах на землю сажается часть дружины и слуг княжеского двора, составивших основу будущего слоя дворян и «детей боярских», то есть низшее звено феодальной иерархии.

           Таким образом, мы видим четырёхступенчатую иерархическую структуру: великий князь – «младшие», удельные князья и бояре – местные бояре – «дворские», «дети боярские» (будущие дворяне).

            Князь правил в духе самовластца. При нём существовал совет из старшей великокняжеской дружины, куда входили бояре – старшие дружинники (боярин -          «бо ярый (в бою ярый). Это была боярская дума. Кроме того, князю служила младшая дружина, жившая при дворе князя или в городе (отроки, детские). Она являлась отборным войском и насчитывала несколько сот человек. Бояре управляли различными «путями» -отраслями хозяйства, служили воеводами (тысяцкими).

            Удельные князья считались вассалами великого князя, но в своих владениях были фактически монархами, имея казну, войско, свою дружину и боярскую думу.

            Низшее сословие состояло из крестьян – работающих на земле землевладельцев, которых называли смердами. Смерды делились на две группы: свободных (люди) и зависимых. Зависимые смерды назывались закупами, рядовичами, отпущенниками (отпущенными на волю рабами – военнопленными), прощенниками  (трудились на церковных землях, отрабатывая грехи). Рядовичи заключали долговой договор ( «ряд»); закупы отрабатывали долг (купу).

           На низшей позиции стояли холопы (рабы) и челядины. Можно было продать себя в холопы на время или попасть в холопы за долги. Дети холопов становились холопами. Свободный человек (не из знати), женившись на холопке, становился холопом. Челядинами (челядью) также называли членов семей.

          Среднее место занимали управляющие имениями – тиуны и огнищане.

          Крестьянин (это название, произошедшее от слова «христианин» появится с XV века).

           Крестьянин получал от феодала участок земли на разных условиях вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только её держателем. За эту землю крестьянин должен был отдавать феодалу часть своего труда (барщина) или часть продуктов (натуральный оброк) или платить оброк деньгами (денежный оброк), выполнять другие повинности. Таким образом, земельная рента могла быть отработочной, натуральной и денежной.

        Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло тоже по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер. Крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен за это должен был защищать их от нападений; это могло также происходить путём раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же закабаления крестьян вследствие неурожая, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить.

        В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян – общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «чёрными») платили дань в пользу государства великому князю.

6.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО «РУССКОЙ ПРАВДЫ» И «ПРАВДЫ ЯРОСЛАВИЧЕЙ».   

        Создание первого писаного свода законов начато было при Ярославе Мудром, продолжено при его сыновьях, дополнено Владимиром Мономахом. Законодательство самого Ярослава, хотя и включало древние устные законы («Русские законы»), но сокращало родоплеменные языческие нормы. В частности, ограничивало кровную месть кругом ближайших родственников (т.е. первобытные законы «око за око» изживались). Законы также разбирали споры между свободными людьми и в среде княжеских дружинников и слуг. Вводилась система вир – штрафов за то или иное правонарушение или преступление. Кровную месть предлагалось заменить вирой:

«Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры, если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».

«Если убитый – русин, или гридин (дружинник), или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой (чужеземец), или словенин, то 40 гривен уплатить за него».

 «Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну».

«Если кто опознает у кого – либо (свою пропавшую вещь), то её не берёт, не говори ему –моё, но скажи ему так: пойди ..где её взял. Если тот не пойдёт, то пусть представит поручителя в течение 5 дней»- нормы гражданского права.

« Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнёт его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьёт его».

«ПРАВДА» (Ярославичей), установленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их.»(1072 г.)  имела ярко выраженный социально – дифференцированный характер:

«Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а за княжеского подъездного- 80 гривен. А если убьют огнищанина по – разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь (община), где найден убитый».

«За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича -5 гривен. А за убитого смерда или холопа -5 гривен. А за княжеского коня.-3 гривны, а за коня смерда-2.»

«А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.»

  Как видно, в «Правде Ярославичей» не упоминается кровная месть,  и большее внимание уделяется рассмотрению вопросов компенсации имущественного ущерба.

7. Культура Древней Руси IX- XII веков.

         Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху, а после Крещения Руси появляется такой феномен, как симбиоз двух культур - языческой и христианской.

         В X-XI веках складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.

         Принятие христианства дало мощный толчок развитию литературы. XI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» будущего митрополита Иллариона. Оно содержит рассказ о том, как Слово Божие распространилось в мире, достигло Руси и утвердилось в ней. Большую роль играли жития святых: особенно почитались Борис и Глеб. Блестящим образцом древнерусской литературы стало «Поучение детям» Владимира Мономаха ( конец XI- начало XII вв.), нравоучение и первые в истории страны мемуары князя, боровшегося за единство Руси и социальный мир. Идея единства, преодоления княжеских междоусобиц содержится в «Слове о полку Игореве» (около 1187 г.). Своеобразием отличается «Слово (Моление) Даниила Заточника» (нач. XII века), обедневшего феодала, который просит князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные присказки.

          Важнейшую роль в древнерусской литературе сыграли летописи: Первая- конец X в. Вторая- доработка первой при Ярославе Мудром; Третья – летопись митрополита Иллариона (Никона) – 60-70 –е гг. XI века; Четвёртая - во времена Святополка Ярославича (90-е гг. XI века) ; Пятая – основная-«Повесть временных лет»- первое десятилетие XII века(около 1113 г.). Автор – Нестор. По мере раздробления русского государства летописи утрачивают общероссийский характер.

         С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру). Однако на Руси он получил своё развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13 – купольный Софийский собор (около 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато – пирамидальную композицию, которая, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощённому образцу киевского собора Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (середина XIвека). Постепенно русская архитектура получает всё большее многообразие: однокупольные церкви луковичного стиля. В Новгороде в XII–XIII вв. создаётся множество церквей - Бориса и Глеба, Спаса - Нередицы, Параскевы Пятницы. Во Владимирском княжестве своеобразный тип архитектуры, отличавшийся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности, белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

         В период расцвета Киевской Руси происходит подъём монументальной живописи – мозаики и фрески. В киевской Софии мозаика покрывала купол (Христос Вседержатель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты семьи Ярослава Мудрого, эпизоды придворной жизни.

       Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII века: большую известность приобрела в своё время новгородская школа- «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые власы». Хорошо известен иконописец Алимпий.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»