Конспект урока в 6 классе
Князь Александр – защитник Земли Русской
Сипович Ольга Ивановна,
учитель истории и обществознания
«Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество»
.Р .Державин
Цели урока
- . Образовательные:
- создать у ребят образ защитника земли русской- А.Невского
- исследовать главные сражения под предводительством А.Невского
2. Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа исторических документов
- развивать умения сопоставлять факты, строить рассказ на их основе
- способствовать развитию навыков работы с исторической картой
3. Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к историческим личностям
- содействовать воспитанию чувства гордости по отношению к защитникам
нашего Отечества
Оборудование:
- Данилов А.А. История России: учебник, карточки для опроса, тексты с отрывками из документов, атлас, портрет: А.Невский - художник А.Горский, портрет А.Невский –художник П. Корин
мультимедийный проектор с презентациями
Ход урока
- 1. Вводно-мотивационный этап
Вступительное слово учителя:
«Велико наше Отечество – Русская земля. Когда мы произносим слово земля русская,, перед нашим взором раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы, снега, пески, реки, моря.. Но не сразу наше Отечество стало великим. Много пришлось пережить «злогорьких» лет нашему народу. История хранит не мало имен великих полководцев, защитников земли русской. Счет великим именам отечественная история ведет с Александра Невского. Бережение русской земли от посягательств иноземных захватчиков стало его судьбой. Сегодня на уроке мы будем говорить о великом воине – Александре Ярославовиче, получившем прозвище «Невский».
-Учащимся предлагается объяснить «Почему годы, в которые жил князь Александр вошли в историю как «злогорькие»?
- постановка проблемы « Почему князю Александру удалось отстоять северо-западные
рубежи Руси?
- отобрать из источников необходимую информации
- найти в атласе главные сражения изучаемого периода и перенести на контурную
карту
- 2. Познавательный этап
- Дети дают свои объяснения, а по ходу их ответов демонстрируются слайды о ХIII веке
- самостоятельная работа с историческими документами и атласом
- рассказ о князе Александре ( биография) слайд
- ответы на вопросы учителя, также зачитывают наиболее интересные факты биографии, позволяющие лучше разобраться в изучаемой эпохе
- слайд «Невская битва» учитель рассказывает об этом историческом событии, а дети
дополняют рассказ фрагментами из документов о героическом поведении участников битвы и определяют значение этого события.
- Слайд «Вооружение русского воина и крестоносцев» дети сравнивают и делают выводы о боевой подготовке воинов
- Слайд анимационный «Ледовое побоище» С учетом опережающего задания, учащиеся объясняют тактику сражения, расположение войск, особенности построения русского войска и отвечают на вопросы
«Почему на озере не было видно льда?» «Какую тактику боя использовал А.Невский?
«Что означает выражение летописца « гнали их русские с боем, как по воздуху…»?
- в ходе просмотра слайдов и работы с источниками дети определяют причину победы русских на северо-западных рубежах Руси, отмечая при этом полководческое искусство князя Александра, прозванного «Невским», героизм простого народа,
и совместно формулируют обобщающий вывод
- слайд с изображением князя Александра – воина. Вопросы к учащимся «Каким они увидели защитника земли русской?» «Что им больше всего запомнилось или произвело впечатление?»
3. Оценочный этап
- Оценка учителем работы ребят. Обсуждение и выставление отметок
4. Домашнее задание
- Докажите, что русский народ бережно хранит память о Александре Невском
( на примерах России в целом и нашего города в частности)
- Нуждается ли наше Отечество сегодня в таких защитниках? Объясните
Литература:
- Данилов А.А. История России: Учебник для 6 класса.- М.: Просвещение, 2009
- Мосияш С. Александр Невский.- М.: Детская литература, 1989
- Тихомиров О. Александр Невский.- М.:Сельская Новь, 1999