Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Урок 2

Индустриальная революция, достижения и проблемы

Чумак Оксана Валентиновна

Цель урока: дать представления об основных чертах классического капитализма в Западной Европе, познакомить с развитием транспорта и связи, раскрыть ход и значение нового этапа промышленной революции.
Основные понятия:  промышленная революция, монополия, синдикат, концерн, трест, картель, империализм, конкуренция, экономический кризис.
План урока:
  1. Завершение промышленного переворота.
  2. Изобретения XIX века.
  3. Монополистический капитализм.
ХОД УРОКА.
Организационная часть занятия ( 3 минуты).
- Проверка присутствующих, заполнение журнала,  знакомство с планом занятия.
Проверка домашнего задания ( 10 - 12 минут).
  1. Письменно ( 3 - 4 человека)
Задание: написать хронологические рамки Нового времени, а так же дать определения следующим понятиям: традиционное общество, индустриальное общество, модернизация, индустриализация.
  1. Устно ( 2 человека)
Дать характеристику различным эшелонам модернизации. Особенности модернизации в странах Востока.
Как проявился процесс модернизации в различных сферах жизни Западноевропейского общества?
Объяснение нового материала ( 25 минут).
1.Завершение промышленного переворота.
Учащиеся записывают определение.
Промышленная революция - переход от мануфактурной стадии капитализма с ее ручной техникой к фабричной системе производства, опирающейся на машинную технику.
Учитель ставит вопрос:
Давайте разберемся, какие условия сделали возможным победу промышленной революции в Западной Европе?
Учащиеся читают текст на стр. 6
Ответ:
1. Рост городов;
2. Развитие науки и техники;
3. Включение дальних районов в процесс промышленного развития;
 4. Экономическая политика определялась деятельностью крупных предприятий и банков;
5.Складывается мировое хозяйство с центром в Европе.
6. Технический прогресс становится главной ценностью.
7.Изменение социального состава населения.
Учитель знакомит учащихся  с опорным конспектом (слайд 5)
Учащиеся выполняют задания  с опорным конспектом.
Задание 1. В чем сущность явления «промышленного переворота? Внимательно рассмотрите левую и правую колонки блока опорного конспекта и выберете черты, характеризующие это явление.
  1. Возросло  значение в жизни общества землевладельцев - дворян.
  2. Главную роль в жизни общества стали играть предприниматели - промышленники и наемные рабочие.
  3. На смену ремесленному производству пришла мануфактура.
  4. Произошел переход от ручного труда к производству с помощью машин.
  5. Промышленная революция закончилась тогда, когда началось производство машин с помощью машин.
После завершения данного задания учащиеся записываю в тетрадь вывод о том, что
Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи машин.
Задание 2. Опираясь на данные опорного конспекта, скажите, в какой стране и когда начался промышленный переворот? Когда в Западной Европе и США завершился промышленный переворот?
Задание 3. Определите, какими символами на блоке обозначены следующие явления:
  1. изобретение Дж. Стефенсоном паровоза;
  2. изобретение механической прялки «Дженни»;
  3. изобретение металлургического прокатного станка;
  4. наивысший подъем движения рабочих - разрушителей машин (луддитов);
  5. первая фабрика (ткацкие станки приводились в движение водяным колесом);
  6. паровая машина Дж.Уатта;
  7. первый пароход Р. Фултона;
  8. первый экономический кризис (резкое падение промышленного производства);
  9. разрешение профессиональных союзов рабочих, боровшихся за лучшие условия труда);
  10. создание Лондонской фондовой биржи;
  11. создание первой политической партии рабочих;
  12. строительство первой железной дороги.
Задание 4. Перечислите, какие из перечисленных в задании 3 явлений относятся к:
  1. техническим усовершенствованиям -
  2. изменениям в организации производства -
  3. изменения в отношениях, между хозяевами предприятий и наемными рабочими -
Один из учащихся, обобщает ответы класса по теме «Промышленный переворот в Западной Европе»
2. Изобретения XIX века.
Изучение данного вопроса проходит в 2 этапа , первый этап во время занятия ( разгадывание кроссворда с помощью рисунков), второй - в процессе подготовки домашнего задания ( составление таблицы).
Учитель предлагает просмотреть ролик «Изобретатели и изобретения XIX века» в комментариях учитель сообщает интересные факты о некоторых изобретениях XIX века.
     17 августа 1807 года огромная толпа людей, уверенная в неудаче, стояла на берегу и смеялась над затеей Фултона. Когда машина была пущена и судно со страшным шумом двинулось вперед, насмешки сменились громкими криками одобрения. Но все же «Клермон» вызывал не только удивление, но и страх. Из трубы парохода вырывался столб пламени и искр. То обстоятельство, что пароход мог двигаться против течения, без ветра, вызывало у суеверных матросов ужас. Очевидцы рассказывали, что весь экипаж упал на колени, умоляя Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось по воде и освещало себе путь изрыгаемым пламенем.
    В 1803 - 1804 году сначала Эванс в США, а затем и Трквитик в Англии запустили первые безлошадные экипажи.  Первые автомобили на улицах часто окружала возбужденная толпа, поднимался свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали бревна и куски железа, причем велика была радость окружающих. Когда шофер ломала автомобиль при попытке переехать через препятствие и лошади увозили ненавистную технику в ближайшую мастерскую. Когда произошли первые аварии и несчастные случаи, власти издали закон, который предписывал, что бы в 100 м впереди экипажа без лошадей шел человек с красным флагом - знаком опасности. Скорость движения ограничили 4 км/ч.
    Настоящий прорыв в автомобилестроении был сделан Генри Фордом. Он родился в семье фермера, но с детства увлекался машинами. Главная идея Форда была - машина должна быть дешевой. Так, в 1908 г. появилась модель «Форд Т», прочная, черная коробка стоимостью 850 долларов. Стремясь сделать сборку машины дешевле, Форд использовал передвижной сборочный конвейер. Теперь рабочие оставались на одном месте, а машины проходили мимо них по конвейеру. Автомобилей выпускалось больше, и к 1916 г. цена «модели Т» снизилась до 345 долларов.
     Развитие морского транспорта привело к строительству каналов, крупнейшим из которых стал Суэцкий канал. В 1859 году постройку этого канала начал французский инженер Фердинанд Лессепс. Канал продолжали строить 10 лет.
     Создаются новые конструкции мостов. В Англии инженером Телфордом был построен первый железнодорожный мост висячий мост.
    Цепные мосты постепенно входили в жизнь. Иоганом Реблингом в США было построено 5 мостов в том числе знаменитый Бруклинский мост.
     В 1872 году братья -фабриканты Монгольфье заметили. Что наполненный теплым воздухом бумажный мешок поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его теплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем - монгольфьером. Первое испытание произошло 4 июня 1873 года. Шар поднялся на 2 тыс. м. и пролетел 4 км. В сентябре опыт повторили в Версале. А что бы узнать, можно ли дышать на высоте, в корзину посадили петуха, утку и барана).
     В 1902 - 1903 гг. братья Райт совершили первый полет на планере. Их полет шел на высоте 3 метров , и пролетели 30 метров за 12 секунд. «Полет длился 12 секунд, но это было впервые в истории человечества, что машина с человеком на борту поднялась в воздух собственной силой» - писал Орвилль Райт.
После просмотра видеоролика класс  выполняет следующее задание.
Задание: Решите кроссворд. (слайд 8).
  1. Создатель программируемого перфокартами ткацкого станка, который мог автоматически ткать сложные узоры.
  2. Изобретатель паровой машины высокого давления.
  3. Изобретатель электрического телеграфа, записывающего сообщения кодом, названным по имени этого изобретателя.
  4. Автор более 1000 изобретений в различных областях электротехники, усовершенствовавший телеграф, телефон, лампу накаливания.
  5. Ученый, создатель первого генератора электрического тока.
  6. Изобретатель «беспроволочного телеграфа» (радио)
  7. Изобретатель двигателя внутреннего сгорания, который мог сжигать тяжелое топливо ( например нефть)
  8. Братья-изобретатели, создавшие самолет, совершивший первый в мире полет с двигателем внутреннего сгорания.
  9. Изобретатель сталеплавильной печи, в которой воздух продувается через расплавленный чугун, превращая его в сталь.
  10. Изобретатель лампового детектора, открывшего новый период в развитии радиотехники.
 
3.Монополистический капитализм.
Вопрос 3 учитель объясняет комментирую слайды 9, 10, 11.
Задание: учащиеся работают записывают в тетрадь новые понятия.                           
Конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
Экономический кризис - процесс спада экономического роста и насильственное восстановление арушенных в ходе развития экономики пропорций.
Монополия - крупное хозяйственное объединение, сосредотачивающее в своих руках,  большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым устанавливающее свое господство в определенной отрасли хозяйства.
Синдикат - форма объединения предприятий, занимающиеся совместной коммерческой деятельностью (совместным бытом) продукции, при сохранении производственной самостоятельности.
Концерн - форма объединения предприятий разных отраслей, характеризуется централизованным капиталом,  самостоятельностью  управления этих предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы.
Трест - форма объединения предприятий,  при которой происходит полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции.
Картель - форма объединения предприятий при которой участники устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта.
Империализм (монополистический капитализм) - особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества - экономической, политической, идеологической, культурной.
Домашнее задание ( 5 минут).
Письменно:  заполнить таблицу «Промышленная революция XIX века». Вопросы для заполнения таблицы: автор изобретения, дата, изобретение, отрасль, значение для экономики
Устно:  -  учить параграф 1 - 2 (обратить внимание на вопросы: Завершение промышленного переворота и  Монополистический капитализм);   - учить определения и даты за 2 темы.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»