Урок 2
Индустриальная революция, достижения и проблемы
Чумак Оксана Валентиновна
Цель урока: дать представления об основных чертах классического капитализма в Западной Европе, познакомить с развитием транспорта и связи, раскрыть ход и значение нового этапа промышленной революции.Основные понятия: промышленная революция, монополия, синдикат, концерн, трест, картель, империализм, конкуренция, экономический кризис.
План урока:
- Завершение промышленного переворота.
- Изобретения XIX века.
- Монополистический капитализм.
Организационная часть занятия ( 3 минуты).
- Проверка присутствующих, заполнение журнала, знакомство с планом занятия.
Проверка домашнего задания ( 10 - 12 минут).
- Письменно ( 3 - 4 человека)
- Устно ( 2 человека)
Как проявился процесс модернизации в различных сферах жизни Западноевропейского общества?
Объяснение нового материала ( 25 минут).
1.Завершение промышленного переворота.
Учащиеся записывают определение.
Промышленная революция - переход от мануфактурной стадии капитализма с ее ручной техникой к фабричной системе производства, опирающейся на машинную технику.
Учитель ставит вопрос:
Давайте разберемся, какие условия сделали возможным победу промышленной революции в Западной Европе?
Учащиеся читают текст на стр. 6
Ответ:
1. Рост городов;
2. Развитие науки и техники;
3. Включение дальних районов в процесс промышленного развития;
4. Экономическая политика определялась деятельностью крупных предприятий и банков;
5.Складывается мировое хозяйство с центром в Европе.
6. Технический прогресс становится главной ценностью.
7.Изменение социального состава населения.
Учитель знакомит учащихся с опорным конспектом (слайд 5)
Учащиеся выполняют задания с опорным конспектом.
Задание 1. В чем сущность явления «промышленного переворота? Внимательно рассмотрите левую и правую колонки блока опорного конспекта и выберете черты, характеризующие это явление.
- Возросло значение в жизни общества землевладельцев - дворян.
- Главную роль в жизни общества стали играть предприниматели - промышленники и наемные рабочие.
- На смену ремесленному производству пришла мануфактура.
- Произошел переход от ручного труда к производству с помощью машин.
- Промышленная революция закончилась тогда, когда началось производство машин с помощью машин.
Завершение промышленного переворота характеризуется тем, что машины создаются при помощи машин.
Задание 2. Опираясь на данные опорного конспекта, скажите, в какой стране и когда начался промышленный переворот? Когда в Западной Европе и США завершился промышленный переворот?
Задание 3. Определите, какими символами на блоке обозначены следующие явления:
- изобретение Дж. Стефенсоном паровоза;
- изобретение механической прялки «Дженни»;
- изобретение металлургического прокатного станка;
- наивысший подъем движения рабочих - разрушителей машин (луддитов);
- первая фабрика (ткацкие станки приводились в движение водяным колесом);
- паровая машина Дж.Уатта;
- первый пароход Р. Фултона;
- первый экономический кризис (резкое падение промышленного производства);
- разрешение профессиональных союзов рабочих, боровшихся за лучшие условия труда);
- создание Лондонской фондовой биржи;
- создание первой политической партии рабочих;
- строительство первой железной дороги.
- техническим усовершенствованиям -
- изменениям в организации производства -
- изменения в отношениях, между хозяевами предприятий и наемными рабочими -
2. Изобретения XIX века.
Изучение данного вопроса проходит в 2 этапа , первый этап во время занятия ( разгадывание кроссворда с помощью рисунков), второй - в процессе подготовки домашнего задания ( составление таблицы).
Учитель предлагает просмотреть ролик «Изобретатели и изобретения XIX века» в комментариях учитель сообщает интересные факты о некоторых изобретениях XIX века.
17 августа 1807 года огромная толпа людей, уверенная в неудаче, стояла на берегу и смеялась над затеей Фултона. Когда машина была пущена и судно со страшным шумом двинулось вперед, насмешки сменились громкими криками одобрения. Но все же «Клермон» вызывал не только удивление, но и страх. Из трубы парохода вырывался столб пламени и искр. То обстоятельство, что пароход мог двигаться против течения, без ветра, вызывало у суеверных матросов ужас. Очевидцы рассказывали, что весь экипаж упал на колени, умоляя Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось по воде и освещало себе путь изрыгаемым пламенем.
В 1803 - 1804 году сначала Эванс в США, а затем и Трквитик в Англии запустили первые безлошадные экипажи. Первые автомобили на улицах часто окружала возбужденная толпа, поднимался свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали бревна и куски железа, причем велика была радость окружающих. Когда шофер ломала автомобиль при попытке переехать через препятствие и лошади увозили ненавистную технику в ближайшую мастерскую. Когда произошли первые аварии и несчастные случаи, власти издали закон, который предписывал, что бы в 100 м впереди экипажа без лошадей шел человек с красным флагом - знаком опасности. Скорость движения ограничили 4 км/ч.
Настоящий прорыв в автомобилестроении был сделан Генри Фордом. Он родился в семье фермера, но с детства увлекался машинами. Главная идея Форда была - машина должна быть дешевой. Так, в 1908 г. появилась модель «Форд Т», прочная, черная коробка стоимостью 850 долларов. Стремясь сделать сборку машины дешевле, Форд использовал передвижной сборочный конвейер. Теперь рабочие оставались на одном месте, а машины проходили мимо них по конвейеру. Автомобилей выпускалось больше, и к 1916 г. цена «модели Т» снизилась до 345 долларов.
Развитие морского транспорта привело к строительству каналов, крупнейшим из которых стал Суэцкий канал. В 1859 году постройку этого канала начал французский инженер Фердинанд Лессепс. Канал продолжали строить 10 лет.
Создаются новые конструкции мостов. В Англии инженером Телфордом был построен первый железнодорожный мост висячий мост.
Цепные мосты постепенно входили в жизнь. Иоганом Реблингом в США было построено 5 мостов в том числе знаменитый Бруклинский мост.
В 1872 году братья -фабриканты Монгольфье заметили. Что наполненный теплым воздухом бумажный мешок поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его теплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем - монгольфьером. Первое испытание произошло 4 июня 1873 года. Шар поднялся на 2 тыс. м. и пролетел 4 км. В сентябре опыт повторили в Версале. А что бы узнать, можно ли дышать на высоте, в корзину посадили петуха, утку и барана).
В 1902 - 1903 гг. братья Райт совершили первый полет на планере. Их полет шел на высоте 3 метров , и пролетели 30 метров за 12 секунд. «Полет длился 12 секунд, но это было впервые в истории человечества, что машина с человеком на борту поднялась в воздух собственной силой» - писал Орвилль Райт.
После просмотра видеоролика класс выполняет следующее задание.
Задание: Решите кроссворд. (слайд 8).
- Создатель программируемого перфокартами ткацкого станка, который мог автоматически ткать сложные узоры.
- Изобретатель паровой машины высокого давления.
- Изобретатель электрического телеграфа, записывающего сообщения кодом, названным по имени этого изобретателя.
- Автор более 1000 изобретений в различных областях электротехники, усовершенствовавший телеграф, телефон, лампу накаливания.
- Ученый, создатель первого генератора электрического тока.
- Изобретатель «беспроволочного телеграфа» (радио)
- Изобретатель двигателя внутреннего сгорания, который мог сжигать тяжелое топливо ( например нефть)
- Братья-изобретатели, создавшие самолет, совершивший первый в мире полет с двигателем внутреннего сгорания.
- Изобретатель сталеплавильной печи, в которой воздух продувается через расплавленный чугун, превращая его в сталь.
- Изобретатель лампового детектора, открывшего новый период в развитии радиотехники.
3.Монополистический капитализм.
Вопрос 3 учитель объясняет комментирую слайды 9, 10, 11.
Задание: учащиеся работают записывают в тетрадь новые понятия.
Конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
Экономический кризис - процесс спада экономического роста и насильственное восстановление арушенных в ходе развития экономики пропорций.
Монополия - крупное хозяйственное объединение, сосредотачивающее в своих руках, большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым устанавливающее свое господство в определенной отрасли хозяйства.
Синдикат - форма объединения предприятий, занимающиеся совместной коммерческой деятельностью (совместным бытом) продукции, при сохранении производственной самостоятельности.
Концерн - форма объединения предприятий разных отраслей, характеризуется централизованным капиталом, самостоятельностью управления этих предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы.
Трест - форма объединения предприятий, при которой происходит полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции.
Картель - форма объединения предприятий при которой участники устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта.
Империализм (монополистический капитализм) - особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества - экономической, политической, идеологической, культурной.
Домашнее задание ( 5 минут).
Письменно: заполнить таблицу «Промышленная революция XIX века». Вопросы для заполнения таблицы: автор изобретения, дата, изобретение, отрасль, значение для экономики
Устно: - учить параграф 1 - 2 (обратить внимание на вопросы: Завершение промышленного переворота и Монополистический капитализм); - учить определения и даты за 2 темы.