Икона «Богоматерь Донская»
(1390-е годы, ГТГ)
Павлова Инна Анатольевна
Икона «Богоматерь Донская» представляет собой памятник эпохи XIVвека. В это период в Новгороде работал сербский мастер Феофан Грек, обладающий эмоциональной манерой письма, в то же время образы наполняются внутренней сосредоточенностью, мистичностью, меланхоличностью. Эти черты можно проследить в данном памятнике.
Икона «Богоматерь Донская» происходит из Благовещенского собора Московского Кремля, куда она поступила предположительно в 1591 году из Успенского собора в Коломне.
Данная икона является двусторонней, с одной стороны можно видеть «Богоматерь Донскую», а с оборотной – «Успение Богоматери».
Если говорить о ее внешнем виде, то специалисты оценивают ее сохранность как хорошую, но золото на фоне, полях и нимбах почти полностью утрачено. Доска иконы надставлена со всех сторон тонкими планками.
По преданию, бытующему среди донских казаков, икона приплыла по Дону к городку Сиротину, и явилась там казачкам, которые ранним утром пошли на реку за водой. Было решено, что образ явился в благословение городу. В честь этого события был отслужен молебен, на месте явления иконы заложили храм, а саму икону стали называть Донской.
Как гласит предание, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году. Икона была укреплена на древке как хоругвь, и во все время битвы она оставалась в стане русских воинов.
После сражения икона была оставлена в Успенском соборе Коломны, где перед ней впоследствии молился царь Иван Грозный перед походом на Казань. Взяв образ с собой, после похода он поместил его в Благовещенский собор Московского Кремля.
А в 1598 году патриарх Иов нарек этой иконой Федора Иоанновича на царство.
На протяжении XVII-XIXвв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов.
По предположению искусствоведов, икона была выполнена новгородскими учениками Феофана Грека. Не исключают и принадлежность лицевого образа кисти самого сербского мастера.
Не совсем разъясненным остается вопрос, были ли обе стороны написаны одновременно. Г. О. Чириков, расчищавший икону, полагал, что изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены разными мастерами.
«Богоматерь Донская» представляет собой тип иконы, получивший название «Умиление». Это слово является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", означающего «Милостивая». Такой тип имеет собственную иконографическую схему – две фигуры, Богоматери и Младенца Христа, прильнули друг к другу ликами. В таком трогательном изображении читается и богословская идея: Мать, как символ души, находится в близком общении с Богом.
Лицо Девы Мари полно печали, но вместе с тем в ее взгляде чувствуется внутренняя просветленность, что придает ему оттенок мягкости, человечности. Такой эффект достигается благодаря цвету, умелому использованию плавных, округлых линий, в которых нет ничего жесткого, резко очерченного, стремительного.
Стоит отметить тщательное изображение всех складок одежд, их умелую и тонкую проработку.
В этом образе можно видеть и присущую русским иконам асимметрию – особенно это заметно на лике Богоматери. Все это придает дополнительную жизненность и экспрессию выражения чувств.
Цветовой строй иконы плотный, насыщенный, не свойственный более светлому колориту новгородских икон, но и непохожий на произведения византийских мастеров, использующих полутона. По словам В. Н. Лазарева, «Перед нами очень своеобразное колористическое решение, занимающее совсем особое место в истории живописи того времени. Икона Донской Богоматери отмечена печатью такой же уникальности, как икона Владимирской Богоматери и мозаический Деисус в Софии Константинопольской».
Оборотное изображение иконы – «Успение» - предположительно сделано другим мастером, оно более темпераментно и импульсивно.
Художник толкует эту сцену очень интимно, у него Апостолы – простые люди, растроганные, грустные, и их сближает общее чувство глубокой печали. Они едины в своем общем горе, и поэтому индивидуальные черты практически стираются.
Композиция иконы предельно лаконична, конструктивна.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра – предположительно апостол Иаков Алфеев в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола, возможно Фомы. За ложем - голова Иоанна Богослова. За ним, левее, - апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (по мысли В. Н. Лазарева – Филиппа). Левее, за ложем, - Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа - Симон в коричневом плаще.
К Христу (который держит на руках душу Богоматери) обращены два святителя, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева - Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа - Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
Интересно отметить, что апостолы имеют крестьянский тип, далекий от византийского аристократизма. Не исключено, что художник мог перенести в икону чувства скорбящих людей, которые он мог наблюдать на одной из деревенских панихид.
Если говорить о живописи, то лицевая часть иконы имеет сплавленную манеру письма карнации, хитон Христа выделяется ярким золотистым пятном на фоне интенсивных по цвету одежд Богоматери. Акценты ляпис-лазури придают еще большую насыщенность колориту.
«Успение», наоборот, выдержано в гамме более темной и драматичной. Цвет дается плоско, с четкими границами, отчетливо выделяются резкие высветления на фоне оливково-коричневых теней на лицах. Преобладают густые синие, плотные зеленые, шоколадно-коричневые тона, смело сопоставленные с белыми, пронзительно-красными, золотисто-желтыми, водянисто-голубыми и нежными розовато-красными.
В изображении сцены «Успения» можно наблюдать наиболее характерные черты новгородской иконописной школы, а именно:
- простота и выразительность композиции;
- симметрию в изображении образов относительно Христа;
- архитектурные элементы (окна, двери) выполнены в темных тонах;
- на зданиях присутствуют элементы орнамента;
- фигуры персонажей удлинены.
С 1919 года чудотворная Донская икона Божией Матери хранится в Государственной Третьяковской галерее, а особо чтимые списки с нее находятся в Малом соборе Донского монастыря и в храме Ризоположения.