Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока по курсу «История и культура Санкт-Петербурга», в соответствии с требованиями ФГОС

Санкт-Петербург времён Павла – великого князя и императора

Дан Татьяна Юрьевна,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
 лицея № 395 Санкт-Петербурга
 
 Цели: способствовать формированию у обучающихся образа Санкт-Петербурга времени правления императора Павла I.; дать представления  об особенностях Павловского Петербурга.,  как  феномена городского пространства формируемого личностью, временем, событиями.
 
Планируемые результаты:
- обучающиеся научатся  самостоятельно ориентироваться в новом учебном материале
- представлять и аргументировать свою точку зрения
- вести фасилитированную дискуссию
- определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.
- развивать умение работать в паре/ группе; принимать совместные решения.
- самостоятельно формулировать и выполнять познавательные и проблемные задания
- систематизировать и обобщать сведения, полученные из разных информационных источников.
- развивать рефлексию; выполнять творческое задание, основанное на развитие ассоциативного мышления и личностного восприятия темы урока.
 
Отношения, ценности, внутренняя установка: дать оценку личности императора Павла I, выразить своё отношение к изменившемуся  облику города. Оценивать свои и чужие поступки, опираясь на систему нравственных ценностей.
 
Оборудование: мультимедийная  презентация.
 
Тип урока: анализ
 
Основные педагогические технологии: ИКТ ТРКМ, фасилитированная дискуссия.
 
 
Ход урока.

 
  1. Организационный момент.
 
  1. Мотивационно-целевой этап.
 
16 ноября 1796 году, в Зимнем дворце, умирает великая императрица Екатерина Алексеевна. Уходит в прошлое  один их блистательных периодов русской истории. Великое государство стоит в преддверии нового рубежа. Новую страницу открывает для себя и столица империи Санкт-Петербург. Каким же будет этот «новый» Петербург? Обсудим это на уроке.  Но сначала, хочу познакомить  вас с этой картиной.
 Фаза вызова.
Обучающимся представляется слайд парадного портрета  императора Павла I.
Используется педагогический метод фасилитированного  обсуждения.
► 30 секунд тишины.
 
 
Учащимся представлен парадный портрет императора Павла.
 
 
-Кто изображён на картине?
- Что мы можем сказать о том, кто этот человек?
- Что происходит на картине?
- Что мы можем сказать о том, как это изображено?
- С какой точки зрения показано?
- В каком жанре написана картина?
- Насколько был свободен художник в своём выборе?
- Что попало в кадр, а что осталось за кадром?
- Почему это изображено именно так?
- На сколько мы можем доверять парадному портрету?
- Как вы думаете, что более всего хотел передать художник?
- Какое настроение/ощущение хотел передать художник?
- Как вы думаете, на что художник хотел направить наше внимание?
- Что по вашему мнению это может означать?
- Какое название вы могли бы дать этой картине?
Перед нами предстал новый император Росси и полновластный хозяин Петербурга  - Павел I. 
Каким  предстанет пред нами облик Павловского Петербурга?
 
Тема нашего урока «Санкт- Петербург времён Павла – великого князя и императора».
 

 
  1. Введение в новый материал.
Фаза осмысления
Ребята, в ходе нашей беседы, анализа произведения изобразительного искусства, мы составили, наш  образ императора; у каждого из вас сложилось своё личностное мнение. Однако, это лишь первое знакомство.
 
Ребята, мы живём в информационном мире, многое мы узнаём из интернета, читаем книги, посещаем музеи, путешествуем; пользуемся знаниями, полученными на разных уроках; нашим собственным жизненным опытом. А что вы знаете об императоре Павле I?
 
Как вы полагаете,  какие ещё  источники расскажут нам  о жизни и деятельности Павла I?
 
Интересно, что писали о Павле историки, какие воспоминания оставили о нём его современники?
 
Генерал Я.И. Санглен, много проживший и много повидавший на своём веку человек писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувственным, душою возвышенною, умом просвещённым, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времён прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих».

 
  1. Работа по теме урока.
 
  1. Кто пришёл к власти?  «Романтический император» или тиран на троне?
 
Чтобы понять личность Павла необходимо познакомится с фактами его биографии, его окружением, обстоятельствами прихода к власти.
 
Ребята,  в ходе нашей беседы, каждый из вас назвал определённые  черты характера Павла.  
Обратимся к материалу учебника. Найдите те события, факты, обстоятельства, которые способствовали формированию в наследнике, великом князе именно этих качеств.
►Работа с материалом  учебника § 26-27 п. 1.
 
Представление о Павле, будут не полны,  если мы не обратимся к воспоминаниям современников, историков, краеведов. Обратимся к ним.
 
Какие сильные стороны личности Павла Петровича вы выделили? Какие слабые стороны были ему свойственны?
 
► Работа в парах с дополнительным материалом.
Фаза рефлексии.
(Обучающиеся приходят к выводу, что личность великого князя и императора Павла I была противоречивой.)
 
Действительно,  Павел I – одна из самых загадочных и противоречивых  исторических личностей.
 
Ребята, мы определили тему нашего урока, как  «Санкт- Петербург времён Павла – великого князя и императора».
Фаза вызова.
Какие  задачи мы должны поставить перед собой, для успешного раскрытия темы?
(Обучающиеся предлагают алгоритм решения раскрытия темы.)
 
Если объект нашего изучения / исследования города, то почему же   мы так много говорим о личности императора Павла I?
(Император, императорский двор определял столичную жизнь)
Фаза осмысления.
  1. Каменноостровский  дворец. Князь и княгиня Северные.  Карта города.
 
Наверно, самым счастливым временем для Павла, было то время, когда он, будучи великим князем жил со своей семьёй в Каменноостровском  дворце.  Павел был прекрасный семьянин, любящий муж и отец. В Браке с Марией Фёдоровной у них было десять детей.
 
 
Как жила великокняжеская чета в Каменноостровском дворце?
Почему их называли князь и княгиня Северные?
Почему их путешествие было инкогнито?
►Работа с п. 3 стр. 189-190.
►Найдите на карте Каменноостровский дворец. Что вы можете сказать о его местонахождении?  Какие другие резиденции великого князя вы знаете? Где они находятся? Как вы можете объяснить их месторасположение?
(Отдаление великого князя Павла Петровича от власти, от Петербурга.)
 
Одной из главных задач нашего урока, мы определили как  формирование  представления о Павловском Петербурге; создание  образа   Петербурга.
Вспомним логику представления / нашего изучения истории и культуры Санкт- Петербурга XVIII века. С какими периодами мы знакомы?
(Петровский Петербург, Петербург Елизаветы Петровны, Екатерининский Петербург.)
Фаза вызова.
Из каких «элементов» строится /  создаётся образ города?
Образ города:
- люди, горожане
- события
-городское строительство, достопримечательности
- …
  1.  
 
Фаза осмысления.
►Работа в группах.
Используя представленный материал § 26-27 стр. 186-188   и дополнительный,  оставьте  1) словесный портрет Павловского Петербурга выбранного вами «элемента» составляющего образ города.  2) Выберите один объект, который, по мнению группы, может стать символом выбранного вами «элемента» образа города.
 
Люди, горожане:
- петербуржцы разных сословий
- государственные чиновники
- гвардия
- солдаты ветераны
- император Павел I
- архитектор Бренна
- полководец А.В. Суворов
- граф Н. Панин
- композитор Д. Бортнянский…
 
 
События:
- восшествие  на престол императора Павла Петровича
- перезахоронение Петра III
- ежедневные «объезды» Петербурга
- почтовый ящик в Зимнем дворце
- строительство Михайловского замка
- указ против роскоши; запрет балов
- открытие Публичной библиотеки…
 
Городское строительство; достопримечательности:
- Строительство Михайловского замка
- Открытие памятника А.В. Суворову
- Открытие памятника «Румянцева победам»
- появились полосатые (чёрно-белые) полицейские будки
- завершилось строительство здания Публичной библиотеки
- строительство церкви Иоанна  Предтечи…
 
(Представление результата работы в группе, обсуждение)
Фаза рефлексии.
 Таким же противоречивым, как император,  предстал перед нами Петербург?
(Обучающиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя её.)
Какая достопримечательность Петербурга, по вашему мнению,  является для нас горожан символом Павловского Петербурга?

 
  1. Михайловский замок – символ Павловского Петербурга.
 
►Фронтальный анализ видеосюжета «Михайловский замок».  Михайловский замок –резиденция Магистра Мальтийского ордена.  Углубление материала.*
Фаза вызова
( Эмоциональный рассказ учителя.  Неожиданный аспект  темы урока.) 
«Мозговой штурм» - учитель отвечает на вопросы учеников.
Фаза осмысления
  1. Два Памятника императору Петру I.
 
По воле Императора Павла, в Петербурге был поставлен один их интересных и необычных памятников императору Петру I.  Место установки было указано самим Павлом Петровичем; напротив Михайловского замка.
Давайте посмотрим на него внимательно. Сравнивая его со знаменитым Медным всадником.
► Перед нами два памятника; по каким позициям мы можем сравнить эти памятники?
 
(Обучающие предлагают позиции сравнения. Учитель записывает их на доске.)
 
- место на карте города; городское пространство вокруг памятника
- скульпторы; архитекторы
- стиль
- материал
- пьедестал
- подписи на памятниках
- эмоциональное восприятие
- популярность у современников; горожан
 
Фаза рефлексии
- Представим на мгновение, что эти памятники исчезли из городского пространства! ---- Что вы почувствовали? О  чём подумали?
- Какое значение для города они имеют?
(Памятник – символ эпохи,  выразитель мировоззрения; важнейшая смысловая доминанта городского пространства, формирующая   историко-культурное  самоидентификацию горожан.)
 

 
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия урока.
 
Мы познакомились с Санкт- Петербургом времён Павла – великого князя и императора.
Мы создали на уроке общий образ города; но в тоже время, каждый из нас отметил что-то своё. Подведём итоги. Рефлексия.
► Ребята выполняют задание (аквослово)  «Павловский Петербург».
 
П-
Е-
Т-
Е-
Р-
Б-
У-
Р-
Г-
 
К каждой букве слова «Петербург». Обучающийся  подбирает слово, которое наиболее точно и личностно  передаёт образ город времён Павла – великого князя и императора. Это может быть любая часть речи, имя собственное, название объекта и т.д.
 
Представление творческой работы. (Благодарность, поощрение авторам.)
 
Выставление оценок за урок,  Учитель формулирует критерии, даёт оценки работы обучающимся, выслушивает их точки зрения.

 
  1. Домашнее задание (по выбору обучающегося).
 
- § 26-27, ответьте на вопросы- заголовки статьи; составьте план статьи 2.
- Составьте план маршрута экскурсии по теме «Павловский Петербург».
- Подготовьте сообщение о современниках Павла I, внёсших свой вклад в российскую историю, историю и культуру Санкт-Петербурга.
- Проиллюстрируйте Павловский Петербург своими рисунками.
 
Михайловский замок – резиденция Магистра Мальтийского ордена.
 
Непривычен облик Михайловского замка для горожан. Павел сам набросал план дворца и приказал называть его замком. Вернее у  Павла было 13 проектов дворца-замка. Свёл их воедино, гениальный русский архитектор Василий Баженов, однако,  он категорически отказался строить под замком систему глубоких подземелий и был отстранён от строительства. Работу продолжил  итальянского архитектора Бренна; который, после смерти Павла уничтожил все  чертежи подземелий и навсегда покинул Росси.
 
Замок строился с «великим  поспешанием». И днём и ночью, ночью под светом факелов.
Все стройки в Петербурге были приостановлены,  казне он обошёлся в  огромнейшую по тем временам сумму: более 6 миллионов рублей. Вся Россия работала на Михайловский замок. 
 
Не личная безопасность подвигла строить  Павла  Михайловский замок, а необходимость Магистру  Мальтийского ордена иметь свою  резиденцию, в которой надёжно будут спрятаны сокровища ордена и в частности ларец из «вечного металла» раскрывающий  тайны прошлого и будущего.
 
В Михайловском замке Павел принимал монахов-рыцарей Мальтийского ордена, которые после вторжения Наполеона на Мальту рассеялись по всему миру. И только такая фигура как император, статусом  не ниже, могла  возглавить орден.
 
Захватив остров Мальту, святую -святых  ордена Госпитальеров ( мальтийцев) Наполеон завладел сокровищами ордена. Глава ордена Великий магистр погиб.  Одно из главных сокровищ – ларец из «вечного металла» был передан императору Павлу с коленопреклоненной  просьбой, в это тяжёлое время, возглавить орден.
Михайловский замок  стал рыцарской твердыней  северных стран.
 
Сложна и затейлива планировка замка: в квадрат вписан восьмиугольник внутреннего двора. Мы не найдем ни одного дома или дворца с подобным внутренним двором. Это отнюдь не случайно, михайловский восьмиугольник – это восемь лучей звезды креста мальтийского ордена.
 
Мальтийские символы, более всего мальтийский крест мы встречаем и на фасаде здания и на лестнице, в аллегории картин и скульптуры; есть в этой резиденции Павла и Мальтийская тронная зала. Более того, Павлом мальтийский крест был «введён» в герб Российской империи.
 
Некоторые исследователь говорят, что Михайловский замок задумано имеет форму того самого сакрального ларца и подобно прототипу хранит тайны и будоражит наше воображение. Почему бы и нет!
 
Открытие замка  состоялось в День Святого архистратига Михаила, 28 ноября 1796 года. Павел считал этого святого  своим покровителем.
 
Интересен заалтарный образ церкви Св. Михаила в замке. По каноническим законом , это должен быть образ святого, в честь которого освещен храм, здесь мы видим библейский сюжет «Моление о чаше». Христос знает о своей судьбе и не противится ей. Некоторые историки полагают, что Павел знал свою судьбу. Ему это было поведано во время путешествия по Европе, когда Князь и княгиня Северные посетили Мальту; и где великий князь был посвящён в рыцари ордена. Во всяком случае,  доподлинно известны и записаны последние слова императора по окончании  последнего ужина в кругу семьи накануне заговора:  «Чему быть, тому не миновать!»
 
Братья мальтийцы предупреждали Павла о заговоре.  Павел имел рыцарское воспитание и не собирался убегать от заговорщиков.
Известны слова императора: «На том месте,  где родился, и хочу умереть». Если мы совместим планы Летнего дворца Елизаветы Петровны и Михайловского замка то увидим, что эти места находятся рядом.
 
Замок- оплот мальтийского ордена в России. В нём могли найти убежища мальтийские рыцари; хранились святыни ордена. Если Зимний дворец – это резиденция русского императора Павла I, то Михайловский замок – это резиденция Павла – Великого магистра мальтийского ордена.
 
После смерти Павла, императорская семья не захотела жить в замке. 17 лет  дворец пустовал.
«Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец»
 
Так написал о замке А.С. Пушкин.
 
После, столь длительного «забвенья» Дворец был разделён:  в нем были сделаны квартиры для знати; и расположилось Инженерное училище, что окончательно уничтожило павловские интерьеры.
 
Во время войны  в помещениях  дворца располагался фронтовой госпиталь, а в его дворе расстреливали блокадных людоедов. Так что неприкаянных душ в этом месте не мало.
 
Павел строго хранил тайну ларца; и был посвящён в будущее династии. Существует легенда о том, Павел написал письмо императору, который  будет стоять во главе России в 1901 году, где предупреждает своего потомка об опасности для страны и для династии. Доподлинно известно, что император Николай II прочитал это письмо, но как и Павел предотвратить несчастие не смог. Знать будущее – не значит изменить его.
 
Удивителен «гений места» Михайловского замка!
Он обитает  на так называемом «месте силы» где соединилась сакральная власть места, времени и действия.
 
Но Павел  был лишь хранитель великой тайны и сокровища ордена. Как же мальтийские рыцари найдут ларец?
 
 
 
 
Резерв.
 
Не один период истории города  не овеян таким большим количеством легенд, как Павловский Петербург.
 
- Как вы думаете, почему?
- Какие легенды и мифы о Павловском Петербурге вы знаете?
- Что такое легенда, чем она отличается от мифа?
 
Легенда, в широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.
Легенда - реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои, либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости.
В мифе  полностью вымышленные персонажи и сюжеты, однако миф может иметь моральный смысл.
- Ребята, бывали ли вы у Михайловского замка? Любовались его фасадами? А может быль заходили во внутренний двор, поприветствовать самого императора?
 
Мифы и легенды о Михайловском замке.
● С Михайловским замком связано много легенд и мифов, большая часть из которых повествует о проживающих в его стенах призраках и прочих необъяснимых явлениях. Так, долгое время ходило поверье, будто бы решение построить замок пришло к императору Павлу не самым обычным способом. Якобы к часовому в Летнем саду явился ангел, повелевший возвести храм и дворец в честь  Архистратига Михаила. Историки  считают, что этот слух был пущен самим Павлом I, который хотел знамением свыше объяснить свое желание переехать из Зимнего дворца в новое место.
- Как по вашему мнению, что послужило причиной появления этого мифа?
● Вокруг Михайловского замка существует множество легенд, связанных с кончиной императора Павла. Так, еще до убийства правителя ходи слухи, что он часто слышит голос Петра Первого и видит его тень. А в 1800 году в Санкт-Петербурге появилась юродивая, которая предсказала, что Павел I проживет столько лет, сколько букв содержит надпись над Воскресенскими воротами  замка. Так и случилось – император прожил неполных 47 лет.
- Надпись на портике над Воскресенскими воротами гласит « Дому твоему, подобает десница Господня в долготу дней твоих». Как вы понимаете это изречение,  как его смысловое содержание связано с Михайловским дворцом? Как изречение из Библии «попало» на фасад светской постройки?
● Учитывая любовь Павла I к Михайловскому замку, неудивительно, что после кончины императора стали процветать легенды о появлении его призрака в стенах дворца. Так, его светящуюся фигуру часто видели в окнах, а некоторые очевидцы даже утверждали, что приведение играет на флажолете – музыкальном инструменте, похожем на флейту.
Как вы думаете, почему такие мифы, привлекают внимание туристов? Выскажите свою точку зрения на эти «туристические вкусы».
Правда или вымысел связанные с Михайловским замком легенды – вопрос, который навсегда останется открытым. Однако одного отрицать нельзя – этот дворец является одним из главных  символов Павловского Петербурга ; одной их самых интересных достопримечательностей Северной столицы.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»