Краткий очерк
Святыни мировых цивилизаций в Петербурге.
Православие. Утраченные Святыни
Дан Татьяна Юрьевна,
учитель истории,
истории и культуры Санкт-Петербурга.
Павел I. Российский император, Великий магистр Мальтийского ордена. После захвата Мальты Наполеоном рыцари госпитальеры нашли прибежище в России. Павел был романтиком, рыцарем. Приоратский дворец в Гатчене стал центром, «юридическим адресом» мальтийцев в России.
Указам Павла создаётся Кавалергардский полк, военная форма которого напоминает о мальтийских рыцарях: красно-белый цвет, на груди мальтийский крест.
Павел I был охвачен идеей единения Западного и Восточного христианства. Он придаёт в России особый статус католическому ордену Св. Иоанна Иерусалимского, делает его открытым для православных, как для дворянства, так и духовенства. Сам император на парадных портретах изображён с этим орденом. Идея Единения отразилась и в заказе Казанского собора, по образцу Римско-католическкого собора Св. Петра в Риме. Сам собор должен был иметь две полукруглые колоннады, символизирующие две ветви
христианства. В России также нашёл своё прибежище Орден Иезуитов.
Другая идея Павла касалась преодоления, примирения с раскольниками – «единоверие». Старообрядцам разрешалось сохранение их службы и обрядов, но с условием, что священнослужителей для единоверцев будет поставлять официальная господствующая церковь. На это пошли не многие общины. И проект этот не привёл к преодолению раскола. Однако позже в Петербурге, была построена Никольская Единоверческая церковь (1820-1838гг.) В Советский период в здании церкви располагался музей Арктики и Антарктики, сегодня здание передано приходу.
В последние годы царствования Екатерины I , годы царствования Павла и в начале царствования императора Александра I, архитектором Ф.И. Демерцовым была построена Знаменская церковь. Площадь называлась Знаменская. В 1941 году она была разрушена; сегодня на её месте вестибюль станции метро Площадь Восстания.
Духовником императора Павла был митрополит Московский и Коломенский Платон Левшин. Как известно, Павел был очень эмоционален, достаточно упрям и скор на реализацию своих решений. В короткий период его царствования было принято огромное количество указов, историки говорят, что каждый день император издавал 4 указа. У Павла была идея-мечта – служить литургию, как священнослужитель, однако Платон Левшин «решил этот деликатный вопрос» резонно заявив, что Павел женат дважды, а значит не имеет права на совершение литургии.
Александр I Благословенный.
При ипрераторе Александре строится, один из главнейших соборов города Иконы Казанской Божией Матери. Архитектор – Воронихин, под руководством Строгонова, интересно, что Воронихин был крепостным графа Строгонова. Собор был освящён на кануне Отечественной войны 1812 года. Годы строительства храма 1801-1811. Казанский собор стал символом победы в Отечественной войне 1812 года. Перед иконой Казанской Божией Матери горячо молился М.И. Кутузов перед отъездом в армию на позиции. Сегодня – это храм – мемориал. В нём хранятся: триумфальные знамёна, ключи освобождённых городов, с храме похоронен И.И. Кутузов. Перед храмом 1835 году был поставлен памятник Кутузову, годом позже Барклаю де Толли.
В 1817-1818 год на углу Шпалерной и сегодняшнего проспекта Чернышевского была построена церковь Всех скорбящих радость. Именно в этом храме хранилась икона принадлежащая царевны Натальи Алексеевны Всех скорбящих радость.
Обер-прокурорам Святейшего Правительствующего Синода был князь Голицын. Князь Голицын так же занимал пост Министра Духовных дел и Народного Просвещения, Министра всех конфессий президент Русского Библейского общества. Общество занималось переводом Библии со славянского на русский, что, естественно, не нравилось представителям элиты священства. Оппонентами: митрополит Петербургский Серафим Глаголевский
архимандрит Фотий Спасский, министр А.А. Аракчеев.
Император Николай I годы правления 1825-1855.
Не смотря на то, что время правления императора Николая в России было временим: цензуры, роста чиновничьего аппарата, строгой иерархии и чинопочитания, это было время масштабного строительства храмов. Следует отметить, что Николай I получил прекрасное военно-инженерное образование. Он бы третьим сыном в царской семье и шансов на то, что он займёт императорский престол, было мало. Именно старшего сына готовили стать наследником престола, остальные сыновья в царской семье получали военное образования.
Для Петербурга это был прекрасный период его строительства и формирования главных архитектурных ансамблей города. Николай в деле строительства знал толк.
Обер-прокурором Синода, при императоре Николае I был граф Н.А. Протасов, гусар, и этим многое сказано. Оппонентом Протасова стал митрополит Филарет Дроздов, автор Катехизиса, духовный писатель, архиепископ РПЦ.
Митрополит Филарет Дроздов, говорил обер-прокурору Н.А. Протасову: «Моя ряса цепляется за Ваши гусарские шпоры».
В правление императора Николая I архитектор В.П. Стасов строит два собора: Спасо-Преображенский и Троицкий Измайловский собор, интересно отметить, что оба собора для гвардейских полков. Время Николая, было весьма милитаризовано, однако носило скорее внешний. показной характер.
30-е годы XIX века было временем поиска национальной идеи, национального стиля; своей национальной идентичности в литературе, музыке, архитектуре, мировоззрение.
Император, можно сказать, даёт такой госзаказ.
Более всех в этом в этом деле преуспел министр Народного просвещения С.С. Уваров.
Он вошёл в историю Российской империи, как автор, так называемой Теории официальной народности- триединства: Православие; Самодержавие; Народность.
Заказ поиска национальной идеи в архитектуре было возложено на архитектора Константина Тона.
Тон обращается к архитектурному наследию древних храмов и разрабатывает Неорусский стиль.
К сожалению , храмам Тона не повезло, в Советской время, они совершенно не заслуженно, были признаны не имеющими художественно-исторической ценности. Возможно, то обстоятельство, что они были построены в Николаевскую эпоху, самую одиозную, по мнению Советской власти, сыграло своё значение.
Какие же храмы архитектора К. Тона были разрушены; стали утраченными Святынями Санкт- Петербурга?
Введенский (Введение во храм Пресвятой Богородицы) собор Лейб-гвардии Семёновского полка. Разрушен в 1932 году. Находился напротив Витебского ЖД вокзала. На месте храма стоит памятник-обелиск.
Благовещенская ( во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь. Неорусский стиль. Находилась на площади Труда; в месте оживлённых коммуникаций.. Снесена в 1929 году.
Ныне её место пустует. При проведении в середине 1990-х годов работ по строительству подземного перехода под площадью были окончательно разрушены фундаменты, пещерный храм и некрополь Благовещенского храма.
По имени церкви были названы:
Благовещенский мост, в 1855 году переименованный в Николаевский (с 1918 по 2007 год — Мост Лейтенанта Шмидта)
Благовещенская площадь (с 1918 года — площадь Труда)
Благовещенская улица (с 1918 года — улица Труда).
Церковь Святого мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка. Неорусский стиль. Разрушен в 1934 году. Находился на берегу Обводного канала. Сейчас на этом месте пустырь и автомойка.
Единственно сохранившееся, но изменившееся до неузнаваемости церковь К. Тона – лаборатория ЛЭТИ на Аптекарском острове.
Однако, следует сказать, что восстановление в Москве храма Христа Спасителя, главной работы К. Тона, навсегда вписало имя этого архитектора в культурное наследие России.
Александр II Освободитель.
Время правления этого императора было временем: нигилизма, материализма, атеизма.
Время Александра II, время проведения реформ, главная из которых, освобождения крестьян от крепостной зависимости. Россия ведёт активную политику на Востоке, помогая борьбе за независимость славянских/ христианских народов от Турецко-Османского ига.
Обер-прокурором Синода при Александре I был граф Д.А. Толстой; митрополитом Исидор Никольский.
Начальником Духовной Академии Святитель Феофан Затворник, духовный писатель, богослов, переводчик сборника «Добротолюбие» со старославянского на русский.
Это было время начало служения Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн был направлен на служение в Андреевский собор в самый сложный приход. В конце XIX начале XX века, здесь в Кронштадте, портовом городе, собирался самый асоциальный элемент. Процветала бедность пьянство, криминал. Индустриализация в России и Петербурге отрывала вчерашних крестьян от их привычной круговой, мирской жизни и бросала в пропасть бытового и духовного неустройства. Иоанн Кронштадтский стал заниматься этими людьми. Возвращая им веру и надежду. Бытовая помощь, дома трудолюбия, школы, библиотеки на это Отец Иоанн тратил большие средства.
Известно, что молитва Иоанна Кронштадтского имела огромную силу. В 1906 году протоиерей стал членам Синода, однако уклонялся от заседаний. В конце XX века Иоанн Кронштадтский был причислен к лику святых.
При Александре II строится греческая церковь Св. Дмитрия Солунского, спонсором стал Дмитрий Егорович Бенардаки, крупный русский промышленник с греческими корнями.
Д. Бенардаки были основаны Фонды благотворительности нуждающимся учащимся Петербуржских мужских гимназий, он опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создав несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов — «Приют и помощь детям». Д. Бенардаки построил в Санкт-Петербурге Греческую посольскую церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Он полностью взял на свое иждивение строительство этой церкви, то есть полной финансовой поддержки.
Был похоронен в Греческой церкви в Санкт-Петербурге, снесённой в 1962 год[3]. 2 сентября 2011 года останки были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
На месте греческой церкви построен БКЗ Октябрьский.
Сравним и опечалимся!
Иосиф Бродский
Остановка в пустыне.
1 полугодие 1966
Ещё одной утраченной святыней конца XIX века стала церковь Св. Косьмы и Домиана лейб-гвардии Саперного батальона.
Архитектором церкви был М.Е. Месмахер; храм снесён в 1950-е годы, при строительстве станции метро Чернышевская. Сегодня на этом месте находится здание школы №183, рядом вестибюль станции метро Чернышевского.
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это - храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья…..
Так мало нынче в Ленинграде греков,
да и вообще - вне Греции - их мало.
По крайней мере, мало для того,
чтоб сохранить сооруженья веры.
А верить в то, что мы сооружаем,
от них никто не требует. Одно,
должно быть, дело нацию крестить,
а крест нести - уже совсем другое.
У них одна обязанность была.
Они ее исполнить не сумели.
Непаханое поле заросло.
"Ты, сеятель, храни свою соху,
а мы решим, когда нам колоситься".
Они свою соху не сохранили.
Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
Александр III Миротворец.
Император Александр III вошёл в история, как Миротворец, потому что в его правление Россия не участвовала ни в каких военных компаниях, это была принципиальная позиция монарха.
Ещё про Александра III говорят, что он был самым русским императором, всё русское, самобытное его очень интересовало. Русская окладистая борода, которую носил император, говорит о многом.
В это время строили много храмов, но в основном в пригородах Петербурга. Самым печально знаменитым храмом построенным при Александре III, был Спас на крови – храм Воскресения Христово, на месте где пролилась кровь помазанника Божьего, его отца императора Александра II.
Именно Александр пожелал, чтобы храм был в русском стиле. Цареубийство вызвало шок в России и Петербурге. Сначала на Екатерининском канале хотели построить часовню, но средств пожертвования было так много, что был построен великолепный храм с использованием самых современных технологий.
Архитекторы храма архимандрит Игнатий Малышев и Альфред Парланд.
За основу были взяты церкви XVII, в начале этого века династия Романовых взошла на престол. В этом ярком самобытно неорусском стиле выразилась национальная идея. Поиски национального стиля завершились.
Обер-прокурором Синода был К.П. Победоносцев.
Консерватор, учёный-правовед, писатель, переводчик, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 гг. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872). Преподавал законоведение наследникам престола — Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), будущим императорам Александру III и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Считается «серым кардиналом» правительства Александра III.
Конец XIX начало XX века было временем первых либеральных веяний, просвещения народа; поэтому в этот исторический период создаются Народные дома, многочисленные общества, открываются библиотеки и школы для простого народа.
В Народ шли не только революционеры, но и священники.
В Петербурге создаётся Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви.
Свою десятилетнюю годовщину Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви решило ознаменовать постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед, посвятив его памяти чудесного спасения императора Александра III и царской семьи 17 октября 1888 года во время железнодорожной катастрофы в Борках под Харьковом. Участок для церкви приобрел купец Евграф Федорович Балясов, пожертвовавший также 150 тыс. руб. на строительство.
Первый предел храма Троицкого собора на Стремянной улице был освящён в 1893году.
16 февраля 1938 года храм был закрыт, передан под спортзал; здание использовалось различными организациями как складское помещение.
Храм был взорван 15 ноября 1966 года. Десять лет спустя на этом месте были выстроены "Невские бани", которые в вою очередь были снесены; и сегодня на этом месте строится Торговый Комплекс.
К периоду правления Александра III относится так же Богоявленская (Богоявления Господня) церковь, на Гутуевском острове.
Храм построен в память чудесного спасения цесаревича Николая Александровича (будущего царя Николай II). 29 апреля 1891 года во время проезда наследника-цесаревича через город Оцу в Японии, где он был ранен в голову саблей японским фанатиком.
Император Николай II Христианин на троне. Годы правления 1894-1917.
В начале XX века несколько меняется неорусский стиль. В качестве образца берутся постройки XIII, XIV веков. Древни соборы Новгорода, Пскова, Ростова.
Широко празднуется 300-летие Дома Романовых. В Петербурге строится храм Федоровской иконы Божией Матери. Собор строится 1911-194 год, автор проекта С.С. Кричинский. Адрес: Миргородская улица дом 1.
В 1932 году храм был закрыт и до 90-х годов XX века сильно разрушился, но чудом сохранился. В 90-е годы, как многие полуразрушенные храмы, был передан верующим и восстановлен.
Церковь Воскресения Христова на набережной Обводного канала была построена в 1904-1908 годах для Всероссийского Александра Невского общества трезвости. Средства на строительство жертвовали члены этого общества. Существует и другое мнение, средства собирались в виде налогов с питейных заведений. Церковь находится рядом с Варшавским вокзалом.
Такой храм на берегу Обводного канала оказался не случаен. В XIX веке после прорытия водной магистрали здесь сложился крупный промышленный район. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Видя это, члены Всероссийского Александро-Невского общества трезвости озаботились постройкой храма, дабы отвлечь рабочих от пьянства.
Архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. В храме могут поместиться до 4000 человек.