Лекция
Откуду есть пошла Руськая земле?
Павлюкович Наталья Ивановна
1.Кто такие венеды?
2.Среднее Поднепровье накануне образования
Древнерусского государства.
3.Норманнская теория.
4. « Кто в Киеве стал первым княжить? »
5. Игорь Старый (917-945 гг.).
6. Ольга Святая. 945- 962гг.
7.Мать и сын: Ольга и Святослав.
8. Святослав Великий. 957 (962- 972).
1.КТО ТАКИЕ ВЕНЕДЫ?
Тысячелетие назад, в конце Х века, один из первых русских летописцев посвятил специальный труд- «Повесть временных лет» выяснению вопроса «Откуду есть пошла Руськая земле, кто нача первее княжити, и Откуду Руськая земле стала есть». Здесь, видимо, впервые осмысливались предания былых времён, эпохи родоплеменного строя, когда песнотворцы (кощунники) и жрецы на собраниях соплеменников напоминали о давних предках и освящённых веками обычаях. В эпоху перехода от родоплеменных отношений к государственным, когда Власть всё более отдалялась от Земли, неизбежно затрагивались интересы различных общественных слоёв. В результате на свет появлялись разные версии происхождения того или иного народа. Ясно, что первый летописец придерживался какой - то одной версии, но в дошедших до нас летописях оказались неодинаковые и даже прямо противоположные версии начала Руси – процесса формирования древнерусской народности и образования государства, оказавшего большое влияние на судьбы народов, населявших Центральную и Восточную Европу.
В самой тесной связи с историей славянства находятся венеды (венеты), которых средневековые авторы отождествляют со славянами. Сложность вопроса заключается в том, что имя венетов прилагается к разным народам, далеко отстоящим друг от друга. Ряд учёных (П. Шафарник) считает, что этот народ в процессе переселения оказался разорванным на части и расселился на огромной территории от Северной Европы до Причерноморья и Северной Африки. Древнейшее упоминание «енетов» можно найти уже у Гомера. По его поэме, енеты были союзниками троянцев, и после падения Трои вынуждены были покинуть свои земли. Римский историк Страбон находит венедов уже на юге Фракии в долине реки По (адриатические венеды). Исторических венедов мы находим и у Геродота (иллирийские венеды). По археологическим данным, венеты появились в северной части Адриатики около XII века до нашей эры и в своём развитии опережали местные племена. По данным Страбона, венеты переселяются либо вместе с фракийцами, либо с киммерийцами в Северное Причерноморье. Вплоть до рубежа нашей эры венеты сохраняют самобытность, являясь традиционным союзником Рима и изолируясь от соседних культур.
Во втором веке венедов упоминают Птолемей и Тацит. Согласно их данным, венеды уже расселились по побережью Сарматского океана (Балтийского моря). Западной же границей венедов Птолемей представляет реку Вистулу (Вислу). Таким образом, речь уже идёт о адриатических (южных) и балтийских (северных) венедах. Время появления венедов в Прибалтике остаётся неопределённым. Но древние авторы уже упоминают Русь и рутенов в качестве партнёров или противников данов (датчан). Эта Русь существует задолго до Киевской Руси по восточному берегу Балтики и на островах вплоть до Финского залива. Саксон (историк) чётко отличает данов от русов по погребальному обряду: даны сжигают умерших в кораблях, рутены погребают под курганов с конём. Согласно археологическим данным венеды свыше пяти столетии проживали на берегах Западной Двины. Первый могильник рутенов относится примерно к XI веку до н.э. Римский император Юлий Цезарь сообщает о форме венедских кораблей – плоскодонные, дубовые, с высоким носом и кормой с резным изображением головы дракона или змеи на штевне. Позднее головы разных животных украсят корабли викингов.
Таким образом, на рубеже нашей эры можно выделить три венетские области - адриатические, балто-скандинавские и Северо- причерноморские.
Существуют три основные точки зрения на этимологию имени венетов. Согласно одной из них термин происходит от кельтского uenus илиuenya –«друг», «родство».
Ряд учёных находит общеиндоевропейский корень названия, выводя его от славянского «венти»- «великий». Другое объяснение предполагает в энтониме корень винд (ирландское find или кимврскоеqwyn) в значении белый, светлый. Третья точка зрения выводит имя венетов от индоевропейского корня vand или vend, то есть, вода, живущие у воды. В IVвеке до н. э. часть венедов проживает в Панонии (Северная часть Польши и Германии). Именно в это время венетские племена окончательно обосабливаются друг от друга и начинают заселять новые территории в Восточной Европе, придя и в Среднее Поднепровье и в Приильменье, где, согласно легенде, в VIвеке до н.э. князь Словен основал Новеград (Новгород). [1]
Почему так важна Панония? В XIII веке н.э. в Польше и Чехии распространяется легенда о трёх братьях – Чехе, Лехе и Руссе(Русе), отцом которых был Пан, владетель Панонии, как прародины всех славян. Легенда легендой, а появление венето – славян в Среднем Поднепровье археологи относят к промежутку VII- III веков до н.э.
2.СРЕДНЕЕ ПОДНЕПРОВЬЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Среднее Поднепровье – главный район, где формировались специфические черты, отличающие древнерусскую культуру и государственность. На протяжении многих столетий Среднее Поднепровье сотрясали крупнейшие передвижения племён. Здесь пересекались Лес и Степь и связанные с природным фактором разные формы ведения хозяйства. В целом, для этого региона характерно сочетание оседлого земледелия и скотоводства. Земледельцами были племена Трипольской культуры (IV-III тысячелетие до н.э.), белогрудовская и чернолесская культуры(XII-VIII века до н.э.).
Славяне придвинулись к Приднепровью, видимо, раньше, чем в Причерноморье появились скифы – пахари и жившие севернее их невры. В левобережье Днепра осели славянские племена, оттеснённые скифами с южных территорий.
В V веке н.э здесь формируется непосредственно восточнославянский союз племён, получивших название –«анты». По имеющимся скудным сведениям из западных и арабских источников государственные образования у восточных славян возникли задолго до появления Киевской Руси. Они носили название Славия, Артания (Ортания) и Куявия (Куябия).
Распад этих образований произошёл, видимо, в момент набегов гуннов в IV веке н.э.
Однако элементы государственности у восточных славян сохранились.
Можно с твёрдой уверенностью утверждать, что в VI-VIII веках у антов сложилось как минимум два центра государственности - у племени полян в Среднем Поднепровье и у ильменских словен с центрами в городах Новгород и Ладога. Местные племена имели уже определённую систему законодательства, основанную на обычаях, управления, военные формирования, в том числе регулярные дружины, денежную систему (функцию денег выполняли серебро, шкурки пушных зверей (кун), золото, но широкое распространение получил и натуральный обмен. Регулярно с населения собиралась дань. К V веку нашей эры относится строительство города Киева легендарным полянским князем Кием со братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью. Однако можно утверждать, что град Киев был возведён на месте еще более древнего поселения легендарной Куявии, да и название созвучно-Куявия – Киев (Кыёв по-украински).
Данные ранние государственные образования обладали письменностью, на основе которой греческие миссионеры Кирилл и Мефодий в X веке создадут якобы славянскую азбуку.
По степени интенсивности государственного строительства восточные славяне во многом опережали своих соседей - финно-угорские племена, племена балтов, германские и скандинавские племена, хотя и уступали южноевропейским народам- наследникам античной Греции и императорского Рима, а также арабским государствам.
Интересным памятником высокой общественной организации в Среднем Поднепровье являются так называемые Змиевы или Трояновы валы. Сооружение оборонительных валов – явление довольно распространённое в Древнем мире. Они имеют пять концентрических кругов и тянутся в основном по южной границе Полянских владений. Построить их можно было только в сильном государстве с центральной системой управления. Один из валов проходит близ реки Рось, которая впадает в Днепр и, по мнению ряда историков, давшая название государству славян на Днепре - Рось или Русь.
3. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ.
В течение ряда столетий на значительных пространствах Европы взаимодействовали славяне и германцы. Формы их взаимодействия были различными, но традиция сохранила представление о давней борьбе. В период же образования ранних славянских государств эта борьба обострилась вполне реально. Создавалось впечатление извечного противостояния двух больших этносов: с VIII века осуществляется германский Drang nach Osten? В XYIII-XIX вв. Россия овладевает балтийским побережьем бывшего Ливонского ордена. Немецкие наследники Ливонского ордена оказались под властью русских царей. Именно в этой обстановке складывалась норманнская теория- интерпретация летописного предания о призвания варягов новгородцами в прогерманском духе. Интересно, что не только западные историки (Барк, Грабе и др.), но и часть российских - Карамзин, Погодин, Соловьёв, Платонов - считали варягов основателями государства в Древней Руси. Противники - антинорманисты (представители славянской школы)- Ломоносов, Гедеонов и др. это опровергают, добавляя, что этнические варяги могли быть прибалтийскими славянами, приводя в пример цитату из «Повести временных лет»: « а варяжский язык и словенский един есть».
В современной исторической науке преобладает мнение, что варяги всё-таки были неславянами. А.А. Шахматов считает: «Русь - те же норманны, те же скандинавы; Русь- это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем их потомки стали оседать на менее привлекательном болотистом и лесистом Севере».
Вспомним Нестора – летописца: « и пришли варязи, и называша они Русью». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что Русью звали в древности не отдельное варяжское племя, а все варяжские (норманнские) дружины вообще. Даже финские хроники созвучны- ruotsi-варяги, чем и объясняется их соединение и смешение у летописцев. Имя Русь переходило на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, а затем постепенно закрепилось за славянским населением Поднепровья, еще позднее - за населением обширного древнерусского государства. [2]
Ю. Никитин приводит такие данные: варяги себя называли русью, местное славянское население – славичами (славянами), а дети варягов и славичей именовались русичами. [3]
Таким образом, славяне оказались народом, способным к саморазвитию и государственности. Но исторические условия сложились так, что варяги (норманны) во многом способствовали образованию единого Древнерусского государства с центром в Киеве.
Однако это не означает, что основанная в IX веке династия Рюриковичей была 100% варяжской. Согласно последним изысканиям историков, мать основателя династии конунга (князя) Рюрика была славянкой, то есть сам Рюрик являлся русичем, но не чистокровным варягом. [4]
Разумеется, учёные не могут нести ответственности за выводы, которые из их изысканий делают политики. Но они обязаны учитывать, какие именно положения оказываются удобными для исторических спекуляций. В 30-40 годы ХХ века норманнская теория была взята на вооружение германским фашизмом. В своей книге *Mein Kampf* А. Гитлер писал: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно – политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе своё умение создавать государство.. В течение столетий Россия жила за счёт этого германского ядра своих высших правящих классов». Работы, выдержанные в духе Гитлера появляются на Западе и в наши дни. (Вернер Келлер - «Восток минус Запад = 0»). Но в целом норманизм на Западе стал тоньше, появляются даже работы антинорманистского плана.
4. « Кто в Киеве стал первым княжить? »
Вопрос этот сформулирован уже в самом начале «Повести временных лет». Отвечая на него, летописец сообщает, что в стародавние времена на реке Днепр поселилось племя полян. Рядом с ними осели древляне, получившие своё имя потому, что жили в древах (лесах). По Днестру и возле Дуная, до самого Чёрного моря, распространились уличи и тиверцы. По Бугу жили волыняне, ранее называемые дулебами и бужанами. Между реками Припятью и Двиной обосновались дреговичи (дрягва - болото). Славяне, поселившиеся около озера Ильмень, назывались словенами. По реке Десне и её притокам Сейму и Суле расселились северяне. В верховьях Волги, в верховьях Двины и в верховьях Днепра жили кривичи. На реке Соже расселились радимичи, а по Оке - вятичи. Соседями славянских племён были угро - финны – чудь, весь, меря, мурома, черемисы, мордва и др.
Особое внимание летописца привлекли поляне, на территории которых возник Киев и сам князь - основатель Кий. Злые языки, правда, ещё в XI-XII веках распространяли слухи, что Кий был перевозчиком. Но летописец защищает благородное происхождение основателя города: «Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду и не удостоился бы великих почестей о царя его». Кий же, вернувшись из Константинополя, вскоре умер; «..и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались».
После смерти братьев и сестры удача отвернулась от полян. Их начали обижать соседние племена, а Хазарский каганат, занимавший в IX веке территорию от Нижней Волги до Днепра, заставил платить дань. Впрочем, согласно Повести, хазарам платили дань северяне, вятичи и радимичи.
Далее «Повесть» почему – то отвлекается от событий на юге и под 6367 год от Сотворения мира (859 год от Рождества Христова) сообщает, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, с мери и с кривичей». Потом два года оставлены без событий, а под 6370 (862) помещён знаменитый рассказ о призвания Рюрика, Синеуса и Трувора. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались русью. Сказали руси чудь, словене и кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде- словене, в Полоцке- кривичи, в Ростове – меря, и всеми ими обладал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе…Киев. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян, а хазарам дань не платили уже».
Пропущены ещё три года и под 6374(866) (сообщается, что Аскольд и Дир пошли войной на греков, осадили Царьград двумястами кораблей. Но шторм безжалостно разметал корабли русов и немногие вернулись домой.
Следует отметить, что современная история считает Рюрика подлинной исторической личностью, в отличие от Синеуса и Трувора. В отношении последних летописец заблуждается, считая их реальными людьми. Так, согласно Н.Т. Беляеву и Г.В. Вернадскому, имена Синеуса и Трувора не следует интерпретировать как личные, а скорее как эпитеты самого Рюрика. По – скандинавски “Signyotr”- значит «победоносный», a “Thruwar”- «заслуживающий доверия». Б.А. Рыбаков выводит имена братьев к оборотам:”sine use”и “tru war ,”то есть « своими родичами» и «верной дружиной»…[5]
Далее в летописи снова следует большой пропуск, а под 6387(879), год сказано, что «умер Рюрик и передал княжение своё Олегу [Helg]- родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо тот был ещё очень мал». Олег покоряет кривичей, вятичей, причём вятичи долго оказывали сопротивление даже при княгине Ольге, ряд других народов. В 882 году хитростью овладевает Киевом, убив своих соплеменников Аскольда и Дира. Эта дата условно может считаться годом возникновения единого древнерусского государства с центром в Киеве, который, согласно летописцу, Олег назвал «матерью городов русских», хотя Киев явно мужского рода. В 907, 911 году следуют успешные войны с Византией (выгодные условия торговли для русских купцов, беспошлинная торговля, уплата греками контрибуции киевскому князю), которые осложняются практически ежегодными мятежами покорённых славянских племён (уличей и тиверцев) с обложением их большой данью.
Совершает Олег и удачный поход против Хазарии, освобождая от необходимости выплаты дани хазарам северян и радимичей в качестве замиряющего действа.
Многое в истории княжения Олега является легендарным, «Повесть» грешит домыслами и вымыслами. Тем не менее, процесс централизации государства Киевская Русь начался именно с князя Олега Вещего.
5. ИГОРЬ СТАРЫЙ (917-945 гг.).
Преемником Олега на киевском престоле летописцы называют его родственника Игоря, которого рисуют князем – неудачником. Согласно «Повести временных лет», Игорь(Ingvar) совершил два похода на греков – один неудачный в 6449 г.(941) и один, окончившийся получением дани с греков и заключением русско-византийского договора 944 года. В договоре от имени игоревой стороны перечислены более 60 имён, большинство из которых имеют скандинавские корни. Впрочем, послы заявляют, что они «от рода русского» и их послала «Русская земля». В широком смысле слова «Русь», «Русская земля» обозначали все земли восточных славян, всю территорию, в той или иной степени подвластную Киеву. Однако существует и другое их значение: например, в XI-XII вв., отправляясь из Новгорода в Киев, путешественник говорил, что он «идёт в Русь». Следовательно, Новгород им Русью не считался. Историки внимательно проанализировали все случаи подобных противопоставлений в источниках и пришли к выводу, что в домонгольской Руси не считались входящими в Русскую землю Новгород Великий, княжества Полоцкое, Смоленское, Суздальское (Владимирское), Рязанское, Муромское, Галицкое, Владимиро – Волынское. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗНАЧАЛЬНО «РУСЬЮ», «РУССКОЙ ЗЕМЛЁЙ» ИМЕНОВАЛАСЬ ТОЛЬКО ОБЛАСТЬ СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ.
Характерная черта того времени – подчинение славян происходило в интересах полян – русов или, вернее, полян, во главе с варяжской (русской) знатью. К 40- м годам IX века этот процесс был далёк до завершения: племена, уплачивавшие дань русам, продолжали сохранять самоуправление. Особенно неприязненные отношения сложились у полян с древлянами (хотя граница земли древлян проходила в 25 км. от Киева). Взаимная ненависть полян и древлян проявлялась у первых в пренебрежении и неуважении обычаев: « А древляне жили звериным образом, жили по – скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды». Древляне же хвастались тем, что раньше поляне платили им дань. СДЕЛАЕМ ЕЩЁ ОДИН ВЫВОД: никакой речи о едином древнерусском государстве с центром в Киеве в IX – середине X веков речи идти не может. 882 год может считать чисто символической датой начала длительного и сложнейшего процесса «собирания земель» наследниками Рюрика.
В «Повести временных лет» сразу за русско-византийским договором помещена сцена гибели Игоря в древлянской земле. История вторичного сбора дани во время очередного полюдья (ежегодного объезда князем со дружиной подвластных земель с целью сбора дани) с древлян Игорем хорошо известна, как и его казнь по приказу древлянского князя Мала со волхвами. Известна и месть Ольги древлянам, сжегших их столицу Искоростень с помощью птицы, закапавшей живьём древлянскую знать, а послов князя Мала, пришедших сватать вдовую Ольгу, сожжённых в бане. Другое дело, что казня Игоря, древляне совершали свой религиозный ритуал, который более подходил к высокопоставленному преступнику. Это ритуальное убийство, осуществлённое с помощью священных деревьев в честь древлянских богов.
Следует вопрос, почему Игорь решил собрать дань с древлян вторично, в нарушение договорённости, скреплённой страшной клятвой перед богами? Современные историки пришли к выводу о том, что князь поддался на уговоры личной (ближней) дружины, которая завидовала старшей дружине воеводы Свенельда, совершившей удачный набег на какой – то город или племя (карательные рейды были частым явлением). В то же время игоревы дружинники остались ни с чем и князь, чтобы не допустить бунта среди своего верного окружения (единственной опоры) вынужден был согласиться на вторичный сбор дани с древлян. Даже, несмотря на осуждение и предостережения главного воеводы, друга самого Олега Вещего, Свенельда. Впрочем, воины Свенельда недолюбливали игореву дружину, да и самого князя презирали. Вот и на помощь не пришли. В то время, как древляне казнили Игоря, Свенельд уже вернулся в Киев. Весть же о расправе над князем принесли в Киев древлянские послы - они же сваты.
Поистине киевлянам была безразлична судьба Игоря, и на престол, опираясь на копья Свенельдовой дружины, взошла жена Игоря Ольга, ставшая регентшей при малолетнем сыне Святославе Игоревиче. Но судьба тесно сплетёт потомков Игоря и Мала: дочь древлянского князя Малуша, будет превращена в челядинку (рабыню) при великокняжеском дворце, затем Ольга отдаст её на поругание повзрослевшему сыну Святославу. Малуша родит от Святослава Владимира, которого отец до конца жизни, презирая, будет звать «робичем» (сыном рабыни), но «не обидит», дав в управление самый оппозиционный Киеву Новгород.
6. Ольга Святая. 945- 962гг.
Об Ольге до её замужества с Игорем известно мало. «Повесть временных лет» сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю «привели жену из Пскова, именем Ольга». Но город Псков был основан самой Ольгой. Вероятнее всего, родиной Ольги было село Выбутино – Будутино, то есть окрестности будущего Пскова. Известна связь Ольги с Новгородом. Она имела здесь свой двор. Здесь же оказался брат её рабыни Малушы Добрыня Любечанин, игравший заметную роль в жизни города. Именно он помог в 6478 (970) году Владимиру получить здесь власть. Ольга имела в Новгороде такую власть, которую не имел до неё ни один князь. Ольга была первой киевской княгиней, которая стала смотреть на Новгород как на свой город. Повесть временных лет ничего не сообщает о происхождении Ольги. Правда, в «Степенной книге» XIII века сообщается, что она была простой поселянкой, которую Игорь встретил на перевозе (переправе) во время охоты. Ряд более поздних летописей (Ермолинская второй половины XV века, Типографская - первая половина XVI века) утверждают, что Ольга была дочерью Вещего Олега. В.Н. Татищев, опираясь на Иоакимовскую летопись, добавляет, что Ольга была внучкой новгородского старшины Гостомысла, пригласившего Рюрика.
О знатности Ольги говорит факт, что во время её визита в Константинополь (первый дипломатический визит в истории молодого государства Русь) император Константин Багрянородный устроил ей царский приём, да и сопровождение Ольги состояло из знатных руссов и славянских князей.
Итак, Ольга принадлежала к знатному кривичскому (Псков, Изборск – центры кривичей), словенскому или даже варяжскому роду, влияние которого распространялось на русский Северо – Запад. Вероятно, связи со знатью Севера обеспечивали ей авторитет среди русских князей и других жён Игоря, которые у него были по языческой брачной традиции.[6]
Кроме того Ольге принадлежал Вышгород - укрепленный кремль рядом с Киевом, а после смерти Игоря она вступила во владение всем его имуществом. С Игорем у неё отношения не сложились, не в этом ли причина обращение древлян с предложением сватовства после убийства киевского князя. Не сложились у Ольги отношения и с местной знатью, особенно после принятия ею христианства во время визита в Константинополь. Однако её авторитет говорил сам за себя. Языческая верхушка даже разрешила построить ей в Киеве маленький христианский храм.
Надо отдать должное и хозяйственности Ольги. Первая на Руси она провела налоговую реформу, заменив полюдье, чётко установленным размером дани - «уроком», и утвердив места сбора дани- «погосты», а также периодичность сбора - 1 раз в год.
7. МАТЬ И СЫН. Ольга и Святослав.
Ольга стала киевской княгиней вовсе не потому, что у неё на руках остался малолетний сын Игоря Святослав. Повесть временных лет, правда, сообщает, что именно Святослав символически начал сражение с древлянами, бросив копьё. То есть, он уже был номинальным предводителем киевской дружины, которому подчинялись воеводы Свенельд и Асмуд. Ещё при жизни отца Святослав номинально правил Новгородом, участвовал в заключении договора с греками – от него в Константинополь ездил особый представитель.
До сих пор точно не установлена дата рождения Святослава, но хорошо известно, что князья самостоятельно ходили в боевые походы, начиная с 14 – 15 лет. Одно ясно точно, долгое время его мать вела самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику: то в связи с малолетством сына, то в связи с его боевыми походами, длившимися годами. Так, в 955 году (по другой версии, в 957 году) Ольга посетила Константинополь и приняла христианство. Крёстным отцом её стал сам император- шаг очень важный для политического авторитета правительницы Руси.
Современные историки не согласны с мнением о том, что в 957 году Ольга передала власть Святославу. Она просто проигнорировала сына, дозволив ему заняться ратным делом. Правда, большинство историков всё – таки сходятся во мнении, что языческая верхушка поддержала государственный переворот, сместивший мать и поставивший на престол её сына – язычника. Ольга не была тайной христианкой, а, напротив, проводила активную политику христианизации Руси. Здесь виден глубокий внешнеполитический замысел - укрепление торговых, культурных и военных связей с Византией, или даже желание Ольги получить царский титул и женить Святослава на византийской принцессе (А.А. Шахматов и др.). В крещении Ольга приняла христианское имя Елена. Однако Ольга побаивалась язычников, умирая она просила не справлять по ней тризны. Похоронили её по христианскому обряду, тайно.
8. Святослав Великий. 957 (962- 972).
После утверждения в Киеве, Святослав устраивает погром христианских церквей и самих христиан. На Владимирском холме воздвигает языческих кумиров. Столкновение Святослава с христианами , среди которых было немало князей, привело к ослаблению контроля русов за славянскими землями и к распаду союза князей. Эпизод с распределением волостей между сыновьями Святослава показателен сам по себе: владения Ярополка (Киев) и Олега (Древлянского) Святославичей расположены на достаточно большом удалении от Новгорода, где правил Владимир Святославич, поддержанный новгородской знатью в противовес Киеву. Во время походов на Восток, в Хазарию, Святослав растерял контроль над городом. А смерть Ольги ещё более ослабила связь Севера и Юга. По существу, появление Святослава в Киеве разрушило единство русской земли. О том, что он практически потерял Новгород, говорит факт, что княжить туда он направил сына Малуши - робича Владимира (« по граду и князь»).
Если авторитет Святослава резко возрос после разгрома им общеславянского врага - Хазарского каганата, то князь не сумел его удержать. Расправа над христианской партией в Киеве ослабила его позиции в Киеве. Везде было видно недовольство, перераставшее в ненависть. В этой ситуации Святослав решает перебраться в Болгарию, основать в устье Дуная новую столицу Переяславец. Фактически князь собирается вести самостоятельную от Киева политику, понимая, что на Руси ему не удержаться. Как известно, в Болгарии Святослав в итоге потерпел поражение и оказался осаждённый византийской армией под командованием опытнейшего полководца Иоанна Цимисхия. Поход 970 – 971 года оказался неудачным. Русское войско не выдержало атаки византийской конной фаланги, сам князь был ранен и обратился с просьбой о переговорах. Делать было нечего: только в битве под Доростолом он потерял от 10 до 15 тысяч человек. Условия мира были позорные: сохранив оружие, воины Святослава должны были отдать всё захваченное, сам князь отказывался от претензий на земли в устье Дуная, уходил из Болгарии. Ему не хотелось возвращаться в Киев- скорее всего новое войско ему просто бы не дали собрать.
Но и сами киевляне нуждались в защите великокняжеской дружины - часто на город нападали печенеги. Сохранился текст письма Святославу: «Князь, ты своей родной землёй пренебрегаешь, чужой ищешь».
Учитывая, что в битве под Доростолом погибли, вероятно, последние сторонники Святослава, а сам он был вынужден искать мир с Византией, можно предположить, что авторитет Святослава пал так же низко, как и авторитет его отца Игоря, явившегося в Киев после морского поражения в 941 г.. Договор с греками в 971 году Святослав заключал от себя лично и от тех дружинников, которые всё ещё его поддерживали.
Опасаясь мести Святослава, способного набрать дружину в южнорусских землях, Цимисхий направляет гонцов с дарами к печенегам, предлагая встретить русского князя у Днепровских порогов и убить.
Словно предчувствуя это, Святослав решает перезимовать в Белобережье. Но и здесь князю не повезло: « И кончилась у него пища, и настал великий голод, так что по гривне стоила конская голова. И тут перезимовал Святослав».
« С началом весны, в лето 6480(972) двинулся Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него».
Трагична гибель князя, от которого отказалась главная дружина воеводы Свенельда, входившего в правительство Ольги. Смерть Ольги, расправа с христианами, поражение в войне привели к распаду балканской армии русов. Большая часть армии во главе со Свенельдом, ушла к Киеву сразу после заключения мира. Святослав не спешил домой. По словам С.М. Соловьёва, он не был уверен, что Русь примет его. Свенельд и старший сын Святослава Ярополк осудили Святослава, выразив мнение большинства князей. Их поступок вызвал возмущение у среднего сына Святослава Олега. Известно, что древлянский князь убил сына Свенельда Люта, узнав, кто его отец.
Итак, известия источников о столкновении Святослава с христианской партией в Киеве, сохранение независимости князей от Киева, эпизод с распределением владений между сыновьями Святослава, его уход на Балканы - всё это говорит о том, что Святославу не удалось подчинить себе Киевскую Русь после смерти Ольги. Закономерным следствием стала смерть Святослава и начавшаяся первая в истории Руси усобица между сыновьями великого князя.
Однако Лев Шильников считает, что Святослав уже принял христианство в отличие от большей части его дружины, оставшейся верной языческим богам. По его мнению, Святослав был убит ханом Курей по их наущению. Однако тот факт, что из головы Святослава по приказу Кури была сделана чаша отрицает факт крещения Святослава. В этом случае Куря не захотел бы поступить по-язычески по отношению к великому князю, как язычник к христианину, чтобы не получить в ответ большого похода киевлян, жаждущих мести. Поступок Кури сделан в рамках языческой традиции, он был признан и понят дружиной Святослава, с точки зрения которой хан поступил правильно по праву победителя.[7]