Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)
Мильчакова Виктория Борисовна,
учитель «Истории и культуры Санкт-Петербурга»
ГБОУ школа №94 Выборгского района города Санкт-Петербурга.
История и культура Санкт-Петербурга: 9 класс.
Раздел: 3
Тема: Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)
Задачи:
1. Способствовать формированию представления об исторических событиях 1941-1945 годов в блокадном Ленинграде.
2. Создать условия для выражения собственного мнения о значимости подвига ленинградцев в годы блокады.
3. Познакомить с памятными знаками блокадного Ленинграда, раскрывающими жизнь города и горожан в годы войны.
Основные вопросы содержания:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания, работа уч-ся с картой итекстом учебника.
3. Объявление темы урока
4. Беседа учителя по новой темена основе презентации
5. Подведение итогов урока.Вопросы для обсуждения
6. Домашнее задание. Обязательное и по выбору.
Необходимое оборудование
Медиапроектор и компьютерная презентация, запись музыкального фрагмента из песни «Слушай, Ленинград!» В. Соловьёва-Седого.
Учебник: Л.К. Ермолаева История и культура Санкт-Петербурга, ч3, стр.122 – 145.
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой:
Звучит музыка В. Соловьёва-Седого из песни «Слушай, Ленинград!» Чтение учителем стихотворения Ю. Воронова«Опять война, Опять блокада...» исходя из строчек стихотворения ставится проблема: надо ли говорить о блокаде, что о ней знают учащиеся, согласны ли они с этими строчками стихотворения.
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
Проверка домашнего задания
Работа учащихся с текстом и картами учебника ( стр 122-132)
Вспомните, когда началась война, когда враг взял в кольцо Ленинград, используя карты в тексте учебника, составьте рассказ о Ленинградской битве. Объясните, что такое «Зеленый пояс Славы». (Работа с учебником. Ответы учащихся на поставленные вопросы)
II. Объявление темы урока.
III. Рассказ учителя на основе презентации
Памятники, а точнее знаки блокадного Ленинграда, сегодня могут рассказать о жизни города и горожан в дни войны.
VПодведение итогов урока
Что для вас было новым, какие памятники блокадного Ленинграда вам известны?
Справедливо или нет утверждение о том, что блокадники каждодневно совершали героические поступки, а их жизнь была подвигом? Обоснуйте свой ответ.
Как вы полагаете будете ли вы своим детям рассказывать о блокаде и блокадниках? Покажите ли памятники рассказывающие о блокаде городе?
Ваше мнение: нужно ли в городе устанавливать новые памятные знаки блокадного Ленинграда?
Какое наследие тех лет мы имеем сегодня, в чем оно заключается? Для города, жителей, вас, вашей семьи?
VI Домашнее задание:
Основное: §13-§14
По выбору:
Творческое задание по выбору учащихся.
Ход урока
IV. Эмоциональный настрой:
Звучит музыка В. Соловьёва-Седого из песни «Слушай, Ленинград!»
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Ю. Воронов
II Объявление темы урока.
Учитель: Тема нашего урока «Блокада Ленинграда»
Вы знаете, что в нашем городе ежегодно отмечается 8 сентября как День памяти и скорби. А надо ли петербуржцам отмечать 18 и 27 января? Обоснуйте свою точку зрения.
(Ответы учащихся)
Учитель: Писатель Даниил Гранин, почетный гражданин Петербурга, отмечал, что «ленинградцы в блокаду проявили не только героизм, но и показали миру пример высокой нравственности, благородного и любовного отношения людей друг к другу». Выживали и выдерживали те, кто спасал других. А если не выживали, то погибали людьми, «не расчеловечивались». (Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. Стр. 151.)
III. Проверка домашнего задания
Работа учащихся с текстом и картами учебника ( стр 122-132)
Вспомните, когда началась война, когда враг взял в кольцо Ленинград, используя карты в тексте учебника, составьте рассказ о Ленинградской битве. Объясните, что такое «Зеленый пояс Славы». (Работа с учебником. Ответы учащихся на поставленные вопросы)
IVРассказ учителя на основе презентации
Учитель: Смотря фотохроники блокадного Ленинграда, нынешние петербуржцы зачастую не узнают свой город. О трагических событиях 40-х годов сейчас нагляднее всего свидетельствуют памятники, посвященные войне. Их в Петербурге более сотни. Однако отражающих быт горожан во время блокады не так много. И даже о них знают, к сожалению, далеко не все.
Сегодня, спустя более 60 лет после окончания самой страшной и кровопролитной войны, наш город хранит память о ней. Это дома, улицы, люди… и идя по городу можно прочитать историю блокадного города, узнать о жизни ленинградцев в осажденном городе. (слайд 4. карта) Знакомы ли вам эти памятные знаки? Где они находятся? С какими событиями жизни города и горожан связаны?
Слайд 5 («Напоминает надписью стена о том, что наиболее опасна при артобстреле эта сторона»).
Эта надпись знакома всем петербуржцам и гостям нашего города. С первых дней войны начались авиационные налеты на город, а затем и регулярные артобстрелы.
Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд.
Ленинградские специалисты вычислили траектории полета снарядов и определили стороны улиц наиболее опасные при обстреле. Такие надписи появились по четной стороне Невского проспекта, и на других домах города, и спасли многие жизни — люди держались на менее опасной стороне улицы. Несколько (всего осталось - 4) надписей были воссозданы в городе в память о блокаде: на слайде вы видите таблички по адресу Невский пр, д. 14, в Выборгском р-не, Лесной пр., д 61.
Слайд 6 (Памятные доски)
Как напоминание о жизни блокадного Ленинграда на постаменте одной из статуй на Аничковом мосту сохранены следы от снарядов. Так же «следы» войны можно увидеть и на колоннах Исаакиевского собора, собора Воскресения Христова (Спас на крови).
Слайд 7 (Памятник женщинам - бойцам МПВО)
В блокадном городе появились новые «профессии», среди которых были бойцы МПВО – команда местной противовоздушной обороны, созданные для защиты города во время воздушных налетов. С июля 1943 года команды МПВО становятся кадровыми частями армии. В основном батальоны МПВО состояли из женщин, которые тушили пожары, разбирали завалы, обезвреживали неразорвавшиеся бомбы.
Слайд 8 (Блокадный репродуктор)
В 2002 году по образцу уличных репродукторов военных лет, на стене дома на углу Невского пр. и Малой Садовой улицы был установлен репродуктор.
С июня 1941 года по сети проводились ежедневные передачи сообщений Советского информбюро и передачи «Слушай, фронт! Говорит Москва». Дикторы блокадного радио передавали ленинградскую хронику и радиовыпуски газет. Репродуктор был не только источником информации и собеседником, но и давал возможность своевременно предупреждать население об опасности. Днём и ночью в репродукторах раздавалось биение ленинградского метронома — его включали в перерывах между передачами. Если радиопульс нормальный — 60 ударов в минуту — в городе всё спокойно, если учащённый — бомбёжка или артобстрел. В дни блокады радио помогало людям выжить, не впасть в отчаяние, помогало чувствовать себя связанными со всей страной.
Здесь, у репродукторов, горожане слушали сообщения о прорыве и снятии блокады, об изгнании фашистских войск, о триумфальном движении на запад, о победе!
Слайд 9 (Памятник блокадному колодцу)
В годы блокады в домах не было электричества, отопления, водопровода. Водоснабжение, отопительная система жилых домов прекратили свою работу в октябре 1941 года. В городе не было ни дров, ни угля. Люди ходили за водой к лопнувшим от холода водопроводным трубам, к прорубям на Неве, Фонтанке. В блокадные дни горожане приходили за водой к колодцам, которые стали для них источниками жизни. Память об одном из колодцев блокадного города увековечена мемориальной композицией "Блокадный колодец" на стене дома №6 по проспекту Непокоренных скульптором Круппом. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках. Памятник появился в 1979 году.
В Санкт-Петербурге есть и памятник ленинградской проруби. Установлен на подступе к Неве у дома №21 по набережной Фонтанки.
Слайд 10 (О. Ф. Берггольц)
«Когда говорят пушки, музы молчат». Но в осажденном фашистами Ленинграде музы не молчали. В суровые дни войны работал Театр музыкальной комедии, в ноябре 1941 года в Театре оперы и балета шла опера «Евгений Онегин». Все 900 дней и ночей блокады круглосуточную эфирную вахту несли сотрудники Ленинградского дома радио. Весь город знал Ольгу Берггольц, проработавшую всю блокаду на ленинградском радио. Ее называли «голосом Ленинграда». ( рассказ учителя о поэтессе)
Ленинградке
Еще тебе такие песни сложат,
Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.
Я проще, я угрюмее была.
Мне часто было страшно и тоскливо,
Меня томил войны кровавый путь,
Я не мечтала даже стать счастливой,
Мне одного хотелось: отдохнуть...
Да, отдохнуть ото всего на свете -
От поисков тепла, жилья, еды.
От жалости к своим исчахшим детям,
От вечного предчувствия беды,
От страха за того, кто мне не пишет
(Увижу ли его когда-нибудь),
От свиста бомб над беззащитной крышей,
От мужества и гнева отдохнуть.
Но я в печальном городе осталась
Хозяйкой и служанкой для того,
Чтобы сберечь огонь и жизнь его.
И я жила, преодолев усталость.
Я даже пела иногда. Трудилась.
С людьми делилась солью и водой.
Я плакала, когда могла. Бранилась
С моей соседкой. Бредила едой.
И день за днем лицо мое темнело,
Седины появились на висках.
Зато, привычная к любому делу,
Почти железной сделалась рука.
Смотри, как цепки пальцы и грубы!
Я рвы на ближних подступах копала,
Сколачивала жесткие гробы
И малым детям раны бинтовала...
И не проходят даром эти дни,
Неистребим свинцовый их осадок:
Сама печаль, сама война глядит
Познавшими глазами ленинградок.
Зачем же ты меня изобразил
Такой отважной и такой прекрасной,
Как женщину в расцвете лучших сил,
С улыбкой горделивою и ясной?
Но, не приняв суровых укоризн,
Художник скажет с гордостью, с отрадой:
- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,
Бесстрашие и слава Ленинграда!
Слайд11 (Д.Д.Шостакович)
На здании Большого зала филармонии, Михайловская ул., д.2, установлена памятная доска о исполненной здесь 9 августа 1942 года Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Музыканты, ослабевшие от голода, еле держали инструменты, но понимали, что сыграть симфонию – это их долг и вклад в будущую победу. Концерт транслировался по радио. (возможен более подробный рассказ о исполнении симфонии в годы блокады).
Слайд 12 (Памятник блокадному трамваю)
Важную роль во время войны в Ленинграде играли трамваи - это единственный транспорт, который работал практически весь блокадный период. Памятный вагон модели МС-29 в 2007 году появился на Трамвайном проспекте Кировского района, около трамвайного парка. В годы Великой Отечественной войны этот парк был законсервирован, поскольку находился на переднем рубеже обороны Ленинграда, в то время как другие депо, более отдаленные, работали. Но именно у этого парка, находившегося ближе всех к фронтовой полосе, в год столетия петербургского трамвая был установлен памятник блокадному трамваю.
Памятник блокадному трамваю вандалы, к сожалению, не обошли стороной. Была оторвана табличка с номером трамвая – 12, и маршрутом следования (тем самым, который существовал в блокаду). этот маршрут, следовавший с Петроградской стороны через центр на Охту, был очень популярен
VПодведение итогов урока
Учитель: Мы с вами рассмотрели небольшую часть памятников, рассказывающую о жизни города и горожан в тяжелые дни блокады. Что нового вы узнали, какие памятники блокадного Ленинграда вы видели на улицах города? Справедливо или нет утверждение о том, что блокадники каждодневно совершали героические поступки, а их жизнь была подвигом? Обоснуйте свой ответ.
Сегодня урок я начала стихотворением ленинградского поэта, пережившего блокаду, Юрия Воронова.
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.
Как вы полагаете будете ли вы своим детям рассказывать о блокаде и блокадниках? Покажите ли памятники рассказывающие о блокаде городе?
Ваше мнение: нужно ли в городе устанавливать новые памятные знаки блокадного Ленинграда?
VI Домашнее задание:
1. §13-§14
Задания по выбору.
1. Сообщение на основе компьютерной презентации или слайд-шоу:
памятники о блокадном Ленинграде в Выборгском р-не. Каким событиям или людям они посвящены.
2. Выясните, имеются ли среди ваших родственников люди пережившие блокаду. Расспросите их о том, как они жили.
3. Посетите музей обороны и блокады Ленинграда, или любой другой музей города рассказывающий о блокаде Ленинграда, составьте рассказ на основе музейной экспозиции о жизни города в годы блокады.
Библиография
1. Воронов Ю. Блокада – Лениздат, 1998
2. Максимова Татьяна. Воспоминания о ленинградской блокаде. - СПб.: Журнал "Нева", 2002. - 58 с.
3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. Стр. 151.
4. Берггольц О.Ф. Избранное. – Лениздат, 2000
5. Ксения Чепига Памятники без цветов www.saint-petersburg.ru