Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

Мильчакова Виктория Борисовна,
учитель «Истории и культуры Санкт-Петербурга»
ГБОУ школа №94 Выборгского района города Санкт-Петербурга.

 

История и культура Санкт-Петербурга: 9 класс.

Раздел: 3

Тема: Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг)

Задачи:

1.     Способствовать формированию представления об исторических событиях 1941-1945 годов в блокадном Ленинграде.

2.      Создать  условия для выражения собственного мнения о значимости подвига ленинградцев в годы блокады.

3.     Познакомить с памятными знаками блокадного Ленинграда, раскрывающими жизнь города и горожан в годы войны.

Основные вопросы содержания:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания, работа уч-ся с  картой итекстом учебника.

3. Объявление темы урока

4. Беседа учителя по новой темена основе презентации

5. Подведение итогов урока.Вопросы для обсуждения

6. Домашнее задание. Обязательное и по выбору.

 

Необходимое оборудование

Медиапроектор и компьютерная презентация, запись музыкального фрагмента из песни «Слушай, Ленинград!»  В. Соловьёва-Седого.

Учебник:  Л.К. Ермолаева История и культура Санкт-Петербурга, ч3, стр.122 – 145.

 

 

Ход урока:

       I.            Эмоциональный настрой:

Звучит музыка В. Соловьёва-Седого из песни «Слушай, Ленинград!» Чтение учителем стихотворения Ю. Воронова«Опять война, Опять блокада...»  исходя из строчек стихотворения ставится проблема: надо ли говорить о блокаде, что о ней знают учащиеся, согласны ли они с этими  строчками стихотворения.

«Не надо, 
Не надо раны бередить». 
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне.

Проверка домашнего задания

Работа учащихся с текстом и картами учебника ( стр 122-132)

Вспомните, когда началась война, когда враг взял в кольцо Ленинград, используя карты в тексте учебника, составьте рассказ о Ленинградской битве. Объясните, что такое «Зеленый пояс Славы». (Работа с учебником. Ответы учащихся на поставленные вопросы)

 

    II.            Объявление темы урока.

 III.             Рассказ учителя на основе презентации

Памятники, а точнее знаки блокадного Ленинграда, сегодня могут рассказать о жизни города и горожан в дни войны.

 

VПодведение итогов урока

Что для вас было новым, какие памятники блокадного Ленинграда вам известны?

Справедливо или нет утверждение о том, что блокадники каждодневно совершали героические поступки, а их жизнь была подвигом? Обоснуйте свой ответ.

Как вы полагаете будете ли вы своим детям рассказывать о блокаде и  блокадниках? Покажите ли памятники рассказывающие о блокаде городе?

Ваше мнение: нужно ли в городе устанавливать новые  памятные знаки блокадного Ленинграда?

Какое наследие тех лет мы имеем сегодня, в чем оно заключается? Для города, жителей, вас, вашей семьи?

VI  Домашнее задание:

Основное:  §13-§14

По выбору:

Творческое задание по выбору учащихся.

 

Ход урока

 IV.            Эмоциональный настрой:

Звучит музыка В. Соловьёва-Седого из песни «Слушай, Ленинград!»

 

Опять война, 
Опять блокада... 
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить». 
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне.

И может показаться: 
Правы 
И убедительны слова. 
Но даже если это правда, 
Такая правда — 
Не права!

Чтоб снова 
На земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, 
Чтобы наши дети 
Об этом помнили, 
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память — наша совесть. 
Она, 
Как сила, нам нужна...

Ю. Воронов

II    Объявление темы урока.

Учитель:  Тема нашего урока «Блокада Ленинграда»

Вы знаете, что в нашем городе ежегодно отмечается 8 сентября как День памяти и скорби. А надо ли петербуржцам отмечать 18 и 27 января? Обоснуйте свою точку зрения.

(Ответы учащихся)

Учитель:  Писатель Даниил Гранин, почетный гражданин Петербурга, отмечал, что «ленинградцы в блокаду проявили не только героизм, но и показали миру пример высокой нравственности, благородного и любовного отношения людей друг к другу». Выживали и выдерживали те, кто спасал других. А если не выживали, то погибали людьми, «не расчеловечивались». (Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. Стр. 151.)

 III.            Проверка домашнего задания

Работа учащихся с текстом и картами учебника ( стр 122-132)

Вспомните, когда началась война, когда враг взял в кольцо Ленинград, используя карты в тексте учебника, составьте рассказ о Ленинградской битве. Объясните, что такое «Зеленый пояс Славы». (Работа с учебником. Ответы учащихся на поставленные вопросы)

 

IVРассказ учителя на основе презентации

Учитель:  Смотря фотохроники блокадного Ленинграда, нынешние петербуржцы зачастую не узнают свой город.  О трагических событиях 40-х годов сейчас нагляднее всего свидетельствуют  памятники, посвященные войне.  Их в Петербурге более  сотни.  Однако отражающих быт горожан во время блокады не так много. И даже о них  знают, к сожалению, далеко не все.

Сегодня, спустя более 60 лет после окончания самой страшной и кровопролитной войны, наш город хранит память о ней. Это дома, улицы, люди… и идя по городу можно прочитать историю блокадного города, узнать о жизни ленинградцев в осажденном городе. (слайд 4. карта) Знакомы ли вам эти памятные знаки? Где они находятся? С какими событиями жизни города и горожан связаны?

Слайд 5 («Напоминает надписью стена о том, что наиболее опасна при артобстреле эта сторона»).

 Эта надпись знакома всем петербуржцам и гостям нашего города. С первых дней войны начались авиационные налеты на город, а затем и регулярные артобстрелы.

Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд.

 Ленинградские специалисты вычислили траектории полета снарядов и определили стороны улиц наиболее опасные при обстреле.  Такие надписи появились по четной стороне Невского проспекта, и на других домах города, и спасли многие жизни — люди держались на менее опасной стороне улицы. Несколько (всего осталось - 4) надписей были воссозданы в городе в память о блокаде: на слайде вы видите таблички по адресу Невский пр, д. 14, в Выборгском р-не, Лесной пр., д 61.

Слайд 6 (Памятные  доски)

 Как напоминание о жизни блокадного Ленинграда на постаменте одной из статуй на Аничковом мосту сохранены следы от снарядов. Так же «следы» войны можно увидеть и на колоннах Исаакиевского собора, собора Воскресения Христова (Спас на крови).

 

Слайд 7 (Памятник женщинам - бойцам МПВО)

 

В блокадном городе появились новые «профессии», среди которых были бойцы МПВО – команда местной противовоздушной обороны, созданные для защиты города во время воздушных налетов. С июля 1943 года команды МПВО становятся кадровыми частями армии. В основном батальоны МПВО состояли из женщин, которые тушили пожары, разбирали завалы, обезвреживали неразорвавшиеся бомбы.

Слайд 8  (Блокадный репродуктор)

 В 2002 году по образцу уличных репродукторов военных лет, на стене дома на углу Невского пр. и Малой Садовой улицы был установлен репродуктор.

С июня 1941 года по сети проводились ежедневные передачи сообщений Советского информбюро и передачи «Слушай, фронт! Говорит Москва». Дикторы блокадного радио передавали ленинградскую хронику и радиовыпуски газет. Репродуктор был не только источником информации и собеседником, но и давал возможность своевременно предупреждать население об опасности. Днём и ночью в репродукторах раздавалось биение ленинградского метронома — его включали в перерывах между передачами. Если радиопульс нормальный — 60 ударов в минуту — в городе всё спокойно, если учащённый — бомбёжка или артобстрел. В дни блокады радио помогало людям выжить, не впасть в отчаяние, помогало чувствовать себя связанными со всей страной.

Здесь, у репродукторов, горожане слушали сообщения о прорыве и снятии блокады, об изгнании фашистских войск, о триумфальном движении на запад, о победе!

Слайд 9  (Памятник блокадному колодцу)

В годы блокады в домах не было электричества, отопления, водопровода. Водоснабжение, отопительная система жилых домов прекратили свою работу в октябре 1941 года. В городе не было ни дров, ни угля. Люди ходили за водой к лопнувшим от холода водопроводным трубам, к прорубям на Неве, Фонтанке. В блокадные дни горожане приходили за водой к колодцам, которые стали для них источниками жизни. Память об одном из колодцев блокадного города  увековечена мемориальной композицией "Блокадный колодец" на стене дома №6 по проспекту Непокоренных скульптором Круппом. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках. Памятник появился в 1979 году.

 В Санкт-Петербурге есть и  памятник ленинградской проруби. Установлен на подступе к Неве у дома №21 по набережной Фонтанки. 

Слайд 10 (О. Ф. Берггольц)

 «Когда говорят пушки, музы молчат». Но в осажденном фашистами Ленинграде музы не молчали. В суровые дни войны работал Театр музыкальной комедии, в ноябре 1941 года в Театре оперы и балета шла опера «Евгений Онегин».  Все 900 дней и ночей блокады круглосуточную эфирную вахту несли сотрудники Ленинградского дома радио.  Весь город знал Ольгу Берггольц, проработавшую всю блокаду на ленинградском радио. Ее называли «голосом Ленинграда». ( рассказ учителя о поэтессе)

  Ленинградке

 

Еще тебе такие песни сложат,

Так воспоют твой облик и дела,
Что ты, наверно, скажешь: - Не похоже.

Я проще, я угрюмее была.

Мне часто было страшно и тоскливо,

Меня томил войны кровавый путь,

Я не мечтала даже стать счастливой,

Мне одного хотелось: отдохнуть...

Да, отдохнуть ото всего на свете -

От поисков тепла, жилья, еды.

От жалости к своим исчахшим детям,

От вечного предчувствия беды,

От страха за того, кто мне не пишет

(Увижу ли его когда-нибудь),

От свиста бомб над беззащитной крышей,

От мужества и гнева отдохнуть.

Но я в печальном городе осталась

Хозяйкой и служанкой для того,

Чтобы сберечь огонь и жизнь его.

И я жила, преодолев усталость.

Я даже пела иногда. Трудилась.

С людьми делилась солью и водой.

Я плакала, когда могла. Бранилась

С моей соседкой. Бредила едой.

И день за днем лицо мое темнело,

Седины появились на висках.

Зато, привычная к любому делу,

Почти железной сделалась рука.

Смотри, как цепки пальцы и грубы!

Я рвы на ближних подступах копала,

Сколачивала жесткие гробы

И малым детям раны бинтовала...

И не проходят даром эти дни,

Неистребим свинцовый их осадок:

Сама печаль, сама война глядит

Познавшими глазами ленинградок.

Зачем же ты меня изобразил

Такой отважной и такой прекрасной,

Как женщину в расцвете лучших сил,

С улыбкой горделивою и ясной?

Но, не приняв суровых укоризн,

Художник скажет с гордостью, с отрадой:

- Затем, что ты - сама любовь и жизнь,

Бесстрашие и слава Ленинграда!



Слайд11  (Д.Д.Шостакович)
На здании Большого зала филармонии, Михайловская ул., д.2, установлена памятная доска о исполненной здесь 9 августа 1942 года Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Музыканты, ослабевшие от голода, еле держали инструменты, но понимали, что сыграть симфонию – это их долг и вклад в будущую победу. Концерт транслировался по радио. (возможен более подробный рассказ о исполнении симфонии в годы блокады). 

Слайд 12  (Памятник блокадному трамваю)

Важную роль во время войны в Ленинграде играли трамваи - это единственный транспорт, который работал практически весь блокадный период. Памятный вагон модели МС-29 в 2007 году появился на Трамвайном проспекте Кировского района, около трамвайного парка.  В годы Великой Отечественной войны этот парк был законсервирован, поскольку находился на переднем рубеже обороны Ленинграда, в то время как другие депо, более отдаленные, работали. Но именно у этого парка, находившегося ближе всех к фронтовой полосе, в год столетия петербургского трамвая был установлен памятник блокадному трамваю.
Памятник блокадному трамваю вандалы, к сожалению, не обошли стороной. Была оторвана табличка с номером трамвая – 12, и маршрутом следования (тем самым, который существовал в блокаду). этот маршрут, следовавший с Петроградской стороны через центр на Охту, был очень популярен

VПодведение итогов урока

Учитель:  Мы с вами рассмотрели небольшую часть памятников, рассказывающую о жизни города и горожан в тяжелые дни блокады. Что нового вы узнали, какие памятники блокадного Ленинграда вы видели на улицах города? Справедливо или нет утверждение о том, что блокадники каждодневно совершали героические поступки, а их жизнь была подвигом? Обоснуйте свой ответ.

Сегодня  урок я начала стихотворением ленинградского поэта, пережившего блокаду, Юрия Воронова.

Опять война, 
Опять блокада... 
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить». 
Ведь это правда, что устали 
Мы от рассказов о войне 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне.

Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

Как вы полагаете будете ли вы своим детям рассказывать о блокаде и  блокадниках? Покажите ли памятники рассказывающие о блокаде городе?

Ваше мнение: нужно ли в городе устанавливать новые  памятные знаки блокадного Ленинграда?

VI  Домашнее задание:

1. §13-§14

Задания по выбору.

1.     Сообщение на основе компьютерной презентации или слайд-шоу:

памятники о блокадном Ленинграде в Выборгском р-не. Каким событиям или людям они посвящены.

2.     Выясните, имеются ли среди ваших родственников люди пережившие блокаду. Расспросите их о том, как они жили.

3.     Посетите музей обороны и блокады Ленинграда, или любой другой музей города рассказывающий о блокаде Ленинграда, составьте рассказ на  основе музейной экспозиции о жизни города в годы блокады.

 

Библиография

1.     Воронов Ю. Блокада – Лениздат, 1998

2.     Максимова Татьяна. Воспоминания о ленинградской блокаде. - СПб.: Журнал "Нева", 2002. - 58 с.

3.     Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3. Стр. 151.

4.     Берггольц О.Ф. Избранное. – Лениздат, 2000

5.     Ксения Чепига Памятники без цветов www.saint-petersburg.ru  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»