Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методы и способы активизации учебно-познавательной
деятельности школьников на уроках истории и обществознания

Агеев Александр Леонидович
Статья посвящена методам и способам активизации учебно-познавательной деятельности школьников на уроках истории  и обществознания. Названы современные образовательные технологии, дающие положительный результат. Главной задачей является развитие творческих способностей и формирование социально активной личности.
This article contains information on methods of promotion of students’ cognitive activity during history and social science lessons. Modern educational technologies with high productive outcome are mentioned. The goal is to expand creative skills of students and to raise personalities with dynamic social position.
 
• Постановка проблемы и ее актуальность.
 
«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует»
                                                                                             А. Камю
Что значит преподавать? – Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.                                                                                   Г. Спенсер
 
Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
 
На протяжении более четверти века современная педагогическая практика в нашей стране стремится найти золотую середину между двумя процессами: воспитанием и развитием, строгим контролем и созданием условий для свободной творческой деятельности. Как стимулировать познавательный интерес у школьников разных возрастов и задатков? В чём заключается успех школьника, - в успешной сдаче экзаменов или в умении найти себя в жизни и адекватно реагировать на изменения, стремительно преобразующие окружающий мир? Какие методы и приёмы обучения смогут показать качественное сотрудничество преподавателя и учащегося? Является ли техническая грамотность залогом успеха творческого процесса? Какие факторы помогают достичь высокого качества образования?
 Как связаны между собой новые требования образовательных стандартов с социальной активностью подрастающего поколения, прагматичного по своему характеру?
 

• Содержательная часть.
Формирование творческой и социально активной личности  является главной задачей современного российского образования. Оно закреплено в различных нормативных актах Правительства РФ.
Как писала доктор педагогических наук Е.С. Полат, автор исследований по обучению иностранным языкам: «Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.  Сегодня речь идет о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную  активную познавательную деятельность каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей, деятельность не всегда укладывающуюся в систему урока». «Педагоги практики ищут способы такой организации, такой системы, которая даст нужный результат – развитие личности».
Система формирования качеств личности начинается после перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Своеобразным мостиком может стать трансформация предмета «Окружающий мир» в курс «Обществознания». Именно на этом этапе, возможно, формировать преемственность в творческой деятельности учащихся, выявлять их способности и задатки. Умение планировать свой распорядок дня, соотносить его с примерами одноклассников помогут с раннего детства сформировать толерантное отношение к иной культуре, мышлению, образу жизни. При переходе учащихся в 5 класс происходят существенные изменения в условиях обучения, и снижение уровня мотивации учебно-познавательной деятельности является крайне нежелательным, так как в этот период закладывается мотивационная основа дальнейшего обучения, который условно можно назвать подготовительным к подростковому. Возраст 10-12 лет сензитивен для развития познавательных интересов. У детей происходит развитие мотивов самообразования (интерес к различным способам добывания знания). Как известно, переходный возраст характеризуется изменениями в организме и психике ребенка, что вносит существенные изменения в сферу его интересов.
Уроки истории разовьют способность задавать вопросы, расследовать, изучать аргументы, выдвигать гипотезы, дебатировать, создавать и понимать, объяснять и оправдывать. Культивируя активность познавательной деятельности учащихся по истории, преподаватель  реализует потребность общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов.
Данной теме посвящён ряд статей в журнале «История и обществознание» в последние годы: «Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников» -  автор методист г. Улан- Удэ Е.С. Майданова  (№10, 2006 г), методист Калуцкая Е.К.- «Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 11 классе»( № 4, 2007 г).
Вопросы активизации учения школьников рассматриваются в трудах известных российских и зарубежных педагогов и психологов (Б.Т. Ананьева, Л.П. Аристовой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, И. Лингарда, И.Э. Унт). Подобная проблема, таким образом, становится системообразующей доминантой педагогического процесса.
Социально-культурные и технические перемены последнего времени непосредственно отразились и на современных школьниках. «Клиповое мышление», неумение обработать полученную информацию, некритический анализ различных фактов и данных, сложность с синтезом знаний из различных учебный дисциплин – вот лишь часть сложностей, которые необходимо преодолеть за школьные годы современному молодому поколению. Весомую помощь в этом окажут их наставники – преподаватели.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от степени самостоятельности ребенка, его активности (или, наоборот, пассивности), заинтересованности в достижении результата. Хорошие показатели являются результатом поисковой, творческой, самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование устойчивого интереса у школьников может проявляться как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Понятие самопознания и групповой деятельности закладываются в 6 - 7 классах на уроках обществознания. Применять их можно при анализе исторической ситуации, выражении собственной позиции при оценке деятельности исторического явления или персонажа.
Субъектом такой деятельности является ученик, организатором – преподаватель, грамотно подбирающий материал, выстроенный на противоречивых мнениях, разнообразных источниках.
Путь от простого любопытства к устойчивому стремлению узнать основы теории зависит от разнообразных факторов: социальных, моральных, интеллектуальных, экономических, духовных.
Непросто научить ребят кратко и ярко формулировать свои суждения и умозаключения, убирать словесный мусор, жаргонизмы. Учить корректно относиться к иному мнению. В средней школе такие способности формируются при помощи различных методов: творческих заданий, презентаций, семинаров, проектной деятельности, дебатов, «мозговых штурмов». Учащийся сам может выбрать тот вид активности, который ему доступен, а значит успешен. Палитра довольно широка: от исполнительской активности к творческому началу. Роль педагога важна, как организатора условий, создающего учебно-познавательную атмосферу. Критерием успешности такого урока и стиля преподавания может стать выбор профессии, обсуждение темы за пределами классного кабинета, участие в различных образовательных мероприятиях.
Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.
Понятие «метод» означает — путь исследования, способы, с помощью которых познается окружающая действительность или достигаются конкретные цели. Известный философ и мыслитель Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте.
Многообразие форм деятельности может развить интерес к предмету, с одной стороны, повысить самооценку, с другой.
Среди эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся положительно зарекомендовали себя следующие:
  1. Применение нетрадиционных форм урока.
  2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения.
  3. Диалоговые формы обмена информацией
  4. Создание познавательных задач и ситуаций.
Самостоятельно создавая презентации, учащиеся осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Презентации же можно представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания. Это займет мало времени, и  учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа будет востребована, ребята более серьезно относятся к выполнению домашнего задания.
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. За несколько минут перед нами проходит несколько стадий развития государства – от формирования, его расцвета до последующего распада, характерного для всех империй. Такой же эффект даёт интерактивная карта развития торговых путей, Великих географических открытий, миграций населения.

• Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными методами обучения. Они  способствуют развитию творческого мышления и учат убедительно и ясно излагать свои мысли, активизируют процесс обучения и его участников.

• Литература.
 
1. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24.
2. Качуровкая Е.Н. О возрастных особенностях учебной мотивации // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 5.
3. Н.С. Лейтес. Возрастные основы умственного роста. – М: Academia. 1996.
4. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. -  Таганрог, 2006.
5. Новичкова Г.А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. – М., 2001
6. Манданова Е.С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников // История и обществознание в школе. -  № 10, 2006.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»