Среди вереницы православных храмов и часовен на Петергофской дороге, которая сформировалась к 1917 году особняком стоял не уступавший им по размерам костел св. Казимира на современной Ушаковской улице. Удивительно, но он смог «пережить» многих своих православных собратьев. Исследование истории этого храма открывает нам немало интересных фактов.
В конце XIX – нач. XX вв. на Путиловском заводе работало множество католиков (преимущественно поляков), которые из-за удаленности костела св. Станислава на Торговой ул., большую часть года не имели возможности бывать на богослужениях. Всего в 1913 г. согласно справочнику «Весь Петербург» в городе действовало 7 костелов.
В августе 1896 г. рабочие обратились к декану Витольду Чечотту с просьбой открыть в Петергофском участке временный молитвенный зал в арендованной квартире, где можно было бы служить литургии и учить детей основам веры. Эта просьба осталась без ответа, и новое ходатайство католиков Нарвской заставы было удовлетворено властями лишь 20 марта 1898 г.
Деревянное бревенчатое здание этого храма – трехнефная базилика – было построено по проекту известного арх. П. С. Купинского на средства, собранные рабочими-католиками, близ польской колонии в Волынкиной Деревне (позднее ул. Калинина) за Нарвской заставой, на Ушаковской ул. (ныне ул. Зои Космодемьянской), вблизи Петергофского шоссе. Храм освящен в 1900 г. Он примыкал к зданию богадельни со школой, в которой с октября 1902 г. действовала часовня.
В 1908 г. при молитвенном доме (около 10 000 прихожан), было дозволено учредить самостоятельный приход. В связи с этим здание костела было расширено и освящено 10 сентября 1908 г. Настоятель храма Андрей Рацевич и викарий Франциск Рутковский читали проповеди на русском и польском языках. Во время войны (в 1915 г.) настоятелем был назначен Иосиф Скоковский.
В 1910 г. было решено построить каменный костел еще большего размера, и арх. М. М. Перетяткович разработал первый его проект, который однако не был реализован. В 1913 г. прихожане вновь просили возвести каменное здание в готическом стиле, но уже по другому проекту, вероятно, арх. И. В. Падлевского. Однако этот замысел из-за начавшейся войны тоже не был воплощен.
Кроме приюта и богадельни при костеле работали мужская прогимназия и женская гимназия, в 1908–1912 гг. выходил на русском языке журнал «Вера и жизнь». В 1909 г. открылось приходское братство Сердца Иисусова.
Костел, настоятелем которого с 1916 г. был ксендз Владислав Чегис, продолжал действовать в советское время. Был закрыт только в 1938 г. Его здание было полностью разобрано в 1956 г.
Драматична судьба еще одного из настоятелей костела св. Казимира. Павел Хомич (согласно [8] – настоятель в 1923-1927 гг) – был арестован в 1920-е годы, после освобождения в 1939 году прибыл в Ленинград, где не осталось ни одного католического священника. Он проводил тайные службы, в том числе во время блокады города, для немногочисленной католической общины, меняя места и время служб. Летом 1942 года его арестовали и расстреляли за нарушение паспортного режима.
Отдельный вопрос связан с положением храма. В ряде источников (например, [8]) указывается, что храм стоял на месте современной «Трефолевской» АТС (ул. Трефолева, 29). Это связано с тем, что дореволюционный адрес костела – Ушаковская ул., 22. См., к примеру, справочник «Весь Петроград» за 1917 год:
Адрес сохранялся до переименования улицы в улицу Зои Космодемьянской в 1952 году. Ошибочное указание положения храма на месте Трефолевской АТС возникает из-за простого проецирования этого номера на современную нумерацию.
На самом деле после войны дома были перенумерованы. По всей видимости, это произошло при переименовании Ушаковской улицы в 1952 году, тем более что в начале улицы по четной стороне после войны вырос городок малоэтажной застройки. И хотя костел св. Казимира, скорее всего пустовавший после закрытия, был обречен, ему «честно выдали» вместо старого номера 22 – новый номер 18. В 1956 году при разборке храма на его месте возник сквер и «пробел в нумерации». Таким образом место утраченного костела – в сквере между домами 16 и 20, а «пробел» стал невольным памятником храму, который «простоит» по всей видимости долго.
Именно такое положение указывает авторитетный исследователь Сергей Борисович Горбатенко в своей книге «Петергофская дорога»[1] [].
Другим важным доказательством является тот факт, что в справочниках «Весь Петроград» и «Весь Ленинград» с 1923 года по адресу Ушаковская ул., 24 числится Петергофская пожарная часть. Это здание сохранилось до сегодняшнего дня – теперь это дом №20 – «сосед» костела св. Казимира, в здании работает автосервис[2].
Указание на адрес пожарной части можно найти, к примеру в справочнике «Весь Ленинград» за 1935 г.
Еще одним косвенным доказательством являются карты Петербурга 1913-1917 гг., в которых в этом месте улицы указываются два дома с пометками «Лечебн.» и «Учебн. Зав.». Объект «Лечебн.» при проецировании оказывается домом 24 (в старой нумерации) и действительно в это время здесь работала амбулатория Алафузовской больницы, основной комплекс которой находился на противоположной стороне Ушаковской улицы. «Учебн. Зав.» в проекции на современную карту дает нам … Костел св. Казимира. Но мы знаем, что при костеле действовала школа и даже гимназия.
Вопрос о положении храма проясняет немецкая аэрофотосъемка 40-х годов. На месте нынешнего сквера между домами 16 и 20 мы четко видим Г-образное в плане здание. Это соответствует той конфигурации костела, которую мы видим на фотографии. Основной объем костела идет вдоль Ушаковской улицы и сориентирован по оси «восток-запад». Перпендикулярно улице находится пристройка, в которой находились богоугодные учреждения при костеле. На космическом снимке 1966 года видно, что это здание снесено, как и другие деревянные дома по Ушаковской улице.
Следует признать, что при предлагаемой идентификации положения храма, он находился в странном положении[3]. Вход в него был с востока, а алтарь находился на западе – наиболее худший по канонам вариант ориентации храма. Возможно, это было связано с ограничениями, вызванными положением участка (вход с западной части был невозможен). В то же время молиться полякам в сторону своей родины или Рима было по-своему логично.
Обращение авторов к декану Северо-Западного региона и настоятелю прихода Святой Екатерины в Санкт-Петербурге отцу Иакинфу с предложением восстановить память об утраченном костеле встретило понимание.
[1] Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб: Европейский дом, 2002. – с. 408
[2] Изучение этого малозаметного здания заслуживает отдельного внимания. Построено здание пожарной части в 1920-е гг. в духе конструктивизма, образцами которого являются многие общественные здания в районе Нарвской заставы. Часть была учреждена, вероятно, в связи с массовым строительством за Нарвской заставой. До революции ближайшей к этому району пожарная команда Съезжего дома Нарвской части (Лермонтовский пр., 48), которая находилась уже на большом удалении от стремительно росшей образцовой городской застройки.
[3] Впрочем, для католических костелов ориентация алтаря не является незыблемым принципом. Так, костел св. Екатерины на Невском проспекте «смотрит» алтарем на север, а церковь Лурдской Божьей Матери в Ковенском переулке – на юг.