Кондратьева Лариса Геннадьевна
Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале – истории отечества, родного края. Школьники погружаются в мир истории Отечества через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках. Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, сто происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…» А.С. Пушкин
Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале – истории отечества, родного края. Школьники погружаются в мир истории Отечества через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках. Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, сто происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…» А.С. Пушкин. При обучении по системе Л.В. Занкова необходимо, чтобы учитель работал над оптимальным развитием всех учеников. На уроках истории этому способствует тщательное продумывание урока учителем, подбор разноуровневых вопросов с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Слабому учащемуся предлагаю первому высказать свои мысли, а дополнить высказывание и сделать вывод может более сильный ученик. Мои дети начинают свой ответ со слов: «Я согласен с …, (или не согласен) хочу дополнить или продолжить его ответ». Это помогает учащимся не повторять мысли одноклассника, а самому анализировать материал, прийти к выводу. В этом случае каждый работает в силу своих возможностей, при этом исключается работа по образу, на репродуктивном уровне.
Книга содержит много для детей слов, понятий. Всем им даны в книге толкования, удобные по форме и содержанию. Дети ведут тетрадь – словарь, куда выписывают эти слова и понятия. Это облегчает работу на уроке, так как третьеклассникам нет необходимости постоянно обращаться к словарям (толковым, историческим), язык которых не всегда понятен детям. Анализируя текст учебника на уроке, дети читают исторические документы, сами анализируют прочитанное. В книге часто предлагается несколько точек зрения на одну и ту же проблему. Ученик в этой ситуации невольно становится соучастником обсуждения поднятого вопроса. Поскольку в учебнике нет готовых ответов, почему произошло (или как произошло) то или иное событие, а есть только версии, то бездумное заучивание становится для ученика просто невозможным. Ему надо все понять, какую версию принять, что – то попытаться оспорить, выслушать одноклассника, снова сомневаться, снова размышлять. Мнение ученика при работе с таким материалом становится важным и для учителя, и для одноклассников. Учение материала становится более вдумчивым, более заинтересованным. На один урок при грубом делении приходится 7-10 страниц текста – очень увлекательного, но требующего скрупулезной работы по содержанию. Как вместить все это в 40 минут? Когда и как проводить «закрепление» полученных знаний? Учитель сам решает по каким текстам работать. Именно в этом свойстве дидактической системы – в вариантности – проявляется значительный уровень свободы учителя.
В отборе конкретного учебного материала к уроку я беру только тот материал, что сама поняла и проанализировала. На уроке использую различные формы и методы организации учебной деятельности детей на уроке: слушание, аналитическое чтение, детские выступления с сообщениями, работа с тетрадью, с лентой времени, работа с терминологией, использование игр, путешествие на «машине времени», кроссворды, форма самостоятельной, индивидуальной и групповой работы детей.
По теме «Древние славяне. Расселение, занятия, обычаи». Тема расположена на 10 страницах, включает в себя 5 текстов, карту, рисунки, аналитические и практические задания. Дети самостоятельно по учебнику читают библейскую историю о всемирном потопе и фрагмент летописи Нестора о расселении племен на земле.
-Сказка ли это?
-Правда ли? Что вы об этом думаете?
На этом уроке учащиеся работают с исторической картой, настенной. Территория расселения восточных славян сначала показывается на привычной для учащихся географической карте и только потом - на исторической. Обращаю внимание учеников на то, что историческая карта показывает лишь некоторые детали территории, изображенной на физической карте: очертания береговых линий, крупные реки. Показываю какие различия условных обозначений: на физической карте зеленый, желтый и коричневые цвета обозначают рельеф местности, на исторической карте эти цвета имеют другое назначение. Дети рассматривают карту в учебнике и записывают в тетрадь с комментированием, где и какие племена проживали. Анализируя летописи, работая с иллюстрациями учебника, дети совершают мысленное путешествие в прошлое, что с интересом воспринимается учащимися.
-Какие занятия славян вы могли бы назвать?
- Подумайте, чем питались славяне? (картофель появился в России только в первой половине XVIII - XIX в.в., чай в начале XVII в. (как лекарство), кофе в начале XVIII в. по приказу Петра I).
Рассматривая иллюстрации фресок Софийского собора, дети узнают, что в XI в. У наших предков были струнные, смычковые и др. музыкальные инструменты (гусли, свирель, трубы). Оставшийся материал: последние два текста интересные и сказочные, дети смогут дома не только прочитать, но и пересказать, один из текстов по желанию. Возможно, при изучении тем давать учащимся индивидуальные и дифференцированные по уровню трудности задания, в том числе по текстам, готовящим детей к восприятию следующей темы.
Часть текстов учебника – хрестоматии, предлагаю детям для подготовки мини – докладов к уроку, часть временно пропустить. Например, рассказ о праздниках и традициях древних славян не изучаем в начале года, а в праздники масленицы. Дети любят отгадывать кроссворды, сами составлять их. По теме «Семь чудес света» учащиеся в рабочей тетради составляют кроссворд из слов: храм, пирамида, мавзолей, маяк, колосс, сады, Зевс.
Изучение таких тем как «Александр Васильевич Суворов», «Академия и Е.
О чудесах света древнего мира дети используют не только материал учебника, но и подбирают его из других источников: «Я познаю мир», «Энциклопедический словарь юного историка», «Энциклопедия для детей», «История России» и др.
Рассказывая о семи чудесах света, дети показывают на ленте времени, когда происходили эти события, выполняют рисунки на эту тему.
Готовясь к уроку по теме «А.В. Суворов» дети готовят сообщения о великом полководце, а затем обобщив знания о нем, составляют рассказ о Суворове по следующему плану:
1. Какие качества воспитывал в себе Суворов с детства.
2. Путь Суворова от солдата до генерала.
3. Суворов – выдающийся человек: сила воли, ум, решительность, смелость, образованность, чувство независимости.
4. Суворов и солдаты.
5. Наставления Суворова солдатам.
Этот план заранее записывается на доске. Он дает возможность учащимся сделать свой рассказ цельным и в то же время обратить внимание на самое главное, существенное. Обращаю внимание учащихся на портрет А.в. Суворова, где полководец изображен в генеральском мундире со всеми орденами, на изображении гренадера – гвардейца середины XVIII в., его мундир.
Кроссворд «Русские полководцы», по горизонтали:
1. полководец, командовавший русскими войсками в Полтавской битве (Петр);
2. Главнокомандующий русской армией в 1812 г. (Кутузов);
3. Великий русский полководец (Суворов);
4. Почетное имя полководца Древней Руси (Донской);
по вертикали:
5. Русский генерал – герой Бородинской битвы (Багратион);
Позволяет вспомнить имена великих людей, посвятивших свою жизнь Родине, ее защите от врагов.
На уроках истории естественно и необходимо учитывать региональные особенности, историю родного края, города, села, ее место в ходе исторических событий России. Экскурсии по памятным местам города, в музеи способствуют закреплению полученных знаний. При изучении отдельных тем дети готовят сообщения: «Петр I и Астрахань», «Степан Разин в Астрахани», узнают о том, что А.В. Суворов побывал в церкви села, в котором они живут. Это расширяет не только кругозор ребенка, но и способствует формированию нравственных чувств: гордости за свой край, уважение к предшествующим поколениям.
На уроках истории третьеклассники знакомятся с терминами генеалогия, генеалогическое дерево, фрагментом генеалогического дерева происхождения русских князей.
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребенка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.