Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Повторительно-обобщающий урок

Кулешова Елена Митрофановна

Преподаватель истории и обществознания

ГБОУ НПО ИСПЛ № 116 г. Санкт-Петербурга

Тема: Гражданская война в России (1918 – 1922 г.г.)

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся по всему периоду Гражданской войны.

2. Создать в сознании учащихся целостную картину изучаемого периода истории.

3. Продолжить формирование практических навыков по работе с историческими документами.

4. Формировать у учащихся отношение к Гражданской войне как к трагедии народа.

Урок проходит в форме работы по группам. Определяются четыре группы, каждая из которых получает карточки с вопросом. На коллективное обсуждение дается не более двух минут, после чего группа представляет ответ. Правильный и полный ответ оценивается двумя баллами. Каждая группа имеет возможность дополнять или исправлять ответы других, получая при этом дополнительные баллы. Добавление и исправление оценивается одним баллом. Работа идет в четыре круга.

Вопросы 1 круга:

  1. Причины гражданской войны. Какие мероприятия власти привели к её началу? Какие причины (политические, экономические, социальные) стали определяющими для её начала?
  2. Что такое интервенция? Цели стран интервентов? Как события интервенции связаны с событиями  Гражданской войны?
  3. Что такое террор?  Когда и почему террор приобрел массовый характер? Как он повлиял на ситуацию в стране? Какая связь между понятиями «террор» и «гражданская война»?
  4. Характеристика белого и красного движения. 

Вопросы 2 круга:

  1. Военные действия на Восточном фронте.
  2. Военные действия на Северном фронте.
  3. Военные действия на Южном фронте.
  4. Военные действия на Западном фронте.

Вопросы 3 круга:

  1. Позиция крестьянства в Гражданской войне. Почему его называли «третьей силой» войны? Как повлияла на крестьянство политика «военного коммунизма»?
  2. Военный коммунизм: определение, цели, мероприятия,  последствия?
  3. Формирование АКС в годы гражданской войны.
  4. Сформулировать основные последствия установления в стране диктатуры большевиков и её укрепления в годы Гражданской войны?

4 круг: работа с документами.

Документ 1.

«На борьбу с топливным кризисом».

Товарищи! Наступило время, когда важнейшей очередной задачей стала борьба с топливным кризисом. Мы добиваем Колчака, мы победили Юденича, мы начали успешно наступать на Деникина. Но топливный кризис грозит разрушить всю советскую работу: разбегаются от холода и голода рабочие и служащие, останавливаются везущие  хлеб поезда, надвигается,  именно из-за недостатка  хлеба, настоящая  катастрофа.

В.И.  Ленин

13 октября 1919 г.

Вопросы:

  1. Чем вызвано опубликование данного документа?
  2. Определите последствия нерешенности топливной проблемы?

Документ 2.

«О постановке политической работы в частях войск внутренней охраны».

В условиях особо тяжелой и напряженной борьбы, которую ныне на всех фронтах приходится вести Советской республике, сугубо важное значение приобретает укрепление красного тыла.  В связи с этим  возникает необходимость, обратить особое внимание на надлежащую постановку работы вообще и, в особенности, политической работы в войсках внутренней охраны, предназначенных для выполнения различных задач специального характера. Необходимость частого соприкосновения с населением, с мелкобуржуазной средой, необходимость соблюдения постоянной осторожности, все это создает особую сложность и трудность проведения политической работы в этих войсках.

ЦК РКП(б)

29 октября 1919 г.

Вопросы:

  1. Чем могло быть  вызвано принятие данного документа?
  2. На  что он направлен?

Документ 3.

Информация ВЦИК:

За 1919 год курс рубля упал  в 3136 раз ппо сравнению с прошлогодним. В Центральной России имеет хождение 21 местный денежный знак, в Северной России – 74 дензнака, в Западном крае – 104,, на Украине – 342.

Необходимо ориентировать Центральный банк на выпуск бумажных денег для покрытия потребностей народного хозяйства.

ВЦИК

 1919 г.

Вопросы:

  1. Охарактеризовать состояние финансовой системы страны.
  2. Назвать последствия подобной финансовой политики.

Документ 4.

«Об  отношении к казачеству».

Необходимо:

  1. Провести массовый террор против богатых, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению вообще ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью.
  2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать его в указанные пункты.
  3. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
  4. В казачьих станицах оставлять вооруженные отряды для наведения порядка. 

ЦК РКП(б)

24 января 1919 г.

Вопросы:

  1. Чем вызвано принятие данного документа?
  2. На что он направлен?
  3. Сформулировать последствия его реализации.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»