Повторительно-обобщающий урок
Кулешова Елена Митрофановна
Преподаватель истории и обществознания
ГБОУ НПО ИСПЛ № 116 г. Санкт-Петербурга
Тема: Гражданская война в России (1918 – 1922 г.г.)
Цели: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся по всему периоду Гражданской войны.
2. Создать в сознании учащихся целостную картину изучаемого периода истории.
3. Продолжить формирование практических навыков по работе с историческими документами.
4. Формировать у учащихся отношение к Гражданской войне как к трагедии народа.
Урок проходит в форме работы по группам. Определяются четыре группы, каждая из которых получает карточки с вопросом. На коллективное обсуждение дается не более двух минут, после чего группа представляет ответ. Правильный и полный ответ оценивается двумя баллами. Каждая группа имеет возможность дополнять или исправлять ответы других, получая при этом дополнительные баллы. Добавление и исправление оценивается одним баллом. Работа идет в четыре круга.
Вопросы 1 круга:
- Причины гражданской войны. Какие мероприятия власти привели к её началу? Какие причины (политические, экономические, социальные) стали определяющими для её начала?
- Что такое интервенция? Цели стран интервентов? Как события интервенции связаны с событиями Гражданской войны?
- Что такое террор? Когда и почему террор приобрел массовый характер? Как он повлиял на ситуацию в стране? Какая связь между понятиями «террор» и «гражданская война»?
- Характеристика белого и красного движения.
Вопросы 2 круга:
- Военные действия на Восточном фронте.
- Военные действия на Северном фронте.
- Военные действия на Южном фронте.
- Военные действия на Западном фронте.
Вопросы 3 круга:
- Позиция крестьянства в Гражданской войне. Почему его называли «третьей силой» войны? Как повлияла на крестьянство политика «военного коммунизма»?
- Военный коммунизм: определение, цели, мероприятия, последствия?
- Формирование АКС в годы гражданской войны.
- Сформулировать основные последствия установления в стране диктатуры большевиков и её укрепления в годы Гражданской войны?
4 круг: работа с документами.
Документ 1.
«На борьбу с топливным кризисом».
Товарищи! Наступило время, когда важнейшей очередной задачей стала борьба с топливным кризисом. Мы добиваем Колчака, мы победили Юденича, мы начали успешно наступать на Деникина. Но топливный кризис грозит разрушить всю советскую работу: разбегаются от холода и голода рабочие и служащие, останавливаются везущие хлеб поезда, надвигается, именно из-за недостатка хлеба, настоящая катастрофа.
В.И. Ленин
13 октября 1919 г.
Вопросы:
- Чем вызвано опубликование данного документа?
- Определите последствия нерешенности топливной проблемы?
Документ 2.
«О постановке политической работы в частях войск внутренней охраны».
В условиях особо тяжелой и напряженной борьбы, которую ныне на всех фронтах приходится вести Советской республике, сугубо важное значение приобретает укрепление красного тыла. В связи с этим возникает необходимость, обратить особое внимание на надлежащую постановку работы вообще и, в особенности, политической работы в войсках внутренней охраны, предназначенных для выполнения различных задач специального характера. Необходимость частого соприкосновения с населением, с мелкобуржуазной средой, необходимость соблюдения постоянной осторожности, все это создает особую сложность и трудность проведения политической работы в этих войсках.
ЦК РКП(б)
29 октября 1919 г.
Вопросы:
- Чем могло быть вызвано принятие данного документа?
- На что он направлен?
Документ 3.
Информация ВЦИК:
За 1919 год курс рубля упал в 3136 раз ппо сравнению с прошлогодним. В Центральной России имеет хождение 21 местный денежный знак, в Северной России – 74 дензнака, в Западном крае – 104,, на Украине – 342.
Необходимо ориентировать Центральный банк на выпуск бумажных денег для покрытия потребностей народного хозяйства.
ВЦИК
1919 г.
Вопросы:
- Охарактеризовать состояние финансовой системы страны.
- Назвать последствия подобной финансовой политики.
Документ 4.
«Об отношении к казачеству».
Необходимо:
- Провести массовый террор против богатых, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению вообще ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью.
- Конфисковать хлеб и заставить ссыпать его в указанные пункты.
- Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
- В казачьих станицах оставлять вооруженные отряды для наведения порядка.
ЦК РКП(б)
24 января 1919 г.
Вопросы:
- Чем вызвано принятие данного документа?
- На что он направлен?
- Сформулировать последствия его реализации.