Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Материалы к уроку истории в 10 классе

Можно ли назвать поход  Ермака
колониальным завоеванием Сибири?

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

Тип урока : применение знаний и умений.

 Вид урока : урок – семинар с решением проблемной задачи.

 Цели : создать условия для выяснения проблемной ситуации , чем являлось освоение  Западной Сибири – колониальным захватом ее территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защитой государства от набегов хана Кучума.

 Подготовка к семинару : учащиеся делятся на группы, каждая группа получает опережающее задание к вопросам семинара.

 1. Общественно – историческое развитие казаков на Дону во второй половине 16 века.

 2. Биография казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

 3. Народы Западной Сибири в 16 веке.

 4. Хронология сибирского похода Ермака.

 5. Гибель Ермака ( исторические факты , легенды )

 6. Развитие Западной Сибири в конце 16 века.

 Планируемые образовательные результаты : научатся  определять основные задачи , стоящие перед казаками Ермака во время сибирского похода, давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому. Сопоставлять различные мнения , анализировать исторические события , делать собственные выводы.

 Метапредметные : познавательные – расширяют имеющиеся знания , осуществляют поиск необходимой информации.

 Коммуникативные – участвуют в коллективном обсуждении проблемы , допускают существование различных точек зрения.

 Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу , определяют уровень усвоения изучаемого материала.

 Организационная структура урока. Актуализация знаний. Звучит мелодия казачьей песни и зачитывается эпиграф урока : « Сей герой погиб безвременно , но совершив главное дело …» ( н. М. Карамзин ).

По первым минутам вы можете назвать тему урока. Теперь мы можем определить проблемную задачу урока. Проблемная задача раздается в распечатанном виде каждому ученику.

 – Многие современные историки считают , что покорение Сибири Ермаком во главе казачьего отряда ничем не отличалась от завоевания Мексики и Перу европейцами : также горсть людей ,стреляя огнем , побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары не умели пользоваться изобретением пороха в конце 16 века , они действовали единственно оружием времен  Чингис – хана.

  Давайте попытаемся в процессе нашего семинара разобраться в этой исторической проблеме .В первой части урока идет работа над вопросами семинара , которые ученики готовили заранее дома. Каждая группа выступает по подготовленному вопросу.  Доказательства правильности решения.

 – Обсуждая вопросы семинара , мы получили сведения о жизни казаков и сибирских народов во второй половине 16 века , подробнее познакомились с биографией Ермака , хронологически проследили , как казаки продвигались во время своего похода по Сибири , а теперь на основе этого материала попытаемся решить историческую проблему : « Кто же Ермак со товарищами – завоеватель или освободитель ?».

 Во второй части урока ведется обсуждение проблемного задания. Ученики высказывают различные точки зрения , доказывая их примерами из материалов семинара.

 Завоеватель :

 1. Казаки использовали огнестрельное оружие , а значит , на их стороне было явное преимущество.

 2. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь Сибирский», значит , он лично имел выгоду из этого похода.

 3. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак.

 Освободитель :

 1. Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападения  хана Кучума.

 2. Сибирские народы находились в вассальной зависимости , платили сибирскому хану ясак , им насаждалось мусульманство.

 3. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак и казаки воспеваются как герои.

 4. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила свое развитие. Были построены города.

 Итоги урока. Рефлексия.- Перед нами стояла задача : выяснить , можно ли считать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири , а его самого завоевателем ? Ученики делают обобщенный вывод , возможно принять любую точку зрения. – Мы смогли решить нашу историческую проблему , более подробно познакомились с яркой  исторической  личностью  - атаманом Ермаком. Наш урок заканчиваем казачьей песней , автор которой  неизвестен.

Ермак

 За Уральским хребтом , за рекой  Иртышом , на далеких отрогах Алтая ,

Холм стоит и на нем , под кедровым шатром ,

 Есть могила , совсем забытая.

 Говорят , что под ним великан – исполин ,

 И в броню , и в кольчугу одетый ,

 Беспокойно лежит , потому что зарыт

 – По обряду отцов не отпетый. Есть в народе молва . что порою слова

 Можно слышать : « К могиле склонитесь.

Я донской был казак по прозванью Ермак ;

 О покое моем помолитесь».

 

 Выставление оценок за урок.

 Рефлексия : ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»