Материалы к уроку истории в 10 классе
Можно ли назвать поход Ермака
колониальным завоеванием Сибири?
Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга
Тип урока : применение знаний и умений.
Вид урока : урок – семинар с решением проблемной задачи.
Цели : создать условия для выяснения проблемной ситуации , чем являлось освоение Западной Сибири – колониальным захватом ее территории и насильственным порабощением проживающего на ней коренного населения или мирным освоением новых территорий и защитой государства от набегов хана Кучума.
Подготовка к семинару : учащиеся делятся на группы, каждая группа получает опережающее задание к вопросам семинара.
1. Общественно – историческое развитие казаков на Дону во второй половине 16 века.
2. Биография казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
3. Народы Западной Сибири в 16 веке.
4. Хронология сибирского похода Ермака.
5. Гибель Ермака ( исторические факты , легенды )
6. Развитие Западной Сибири в конце 16 века.
Планируемые образовательные результаты : научатся определять основные задачи , стоящие перед казаками Ермака во время сибирского похода, давать оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому. Сопоставлять различные мнения , анализировать исторические события , делать собственные выводы.
Метапредметные : познавательные – расширяют имеющиеся знания , осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные – участвуют в коллективном обсуждении проблемы , допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу , определяют уровень усвоения изучаемого материала.
Организационная структура урока. Актуализация знаний. Звучит мелодия казачьей песни и зачитывается эпиграф урока : « Сей герой погиб безвременно , но совершив главное дело …» ( н. М. Карамзин ).
По первым минутам вы можете назвать тему урока. Теперь мы можем определить проблемную задачу урока. Проблемная задача раздается в распечатанном виде каждому ученику.
– Многие современные историки считают , что покорение Сибири Ермаком во главе казачьего отряда ничем не отличалась от завоевания Мексики и Перу европейцами : также горсть людей ,стреляя огнем , побеждала тысячи вооруженных стрелами и копьями. Ибо северные моголы и татары не умели пользоваться изобретением пороха в конце 16 века , они действовали единственно оружием времен Чингис – хана.
Давайте попытаемся в процессе нашего семинара разобраться в этой исторической проблеме .В первой части урока идет работа над вопросами семинара , которые ученики готовили заранее дома. Каждая группа выступает по подготовленному вопросу. Доказательства правильности решения.
– Обсуждая вопросы семинара , мы получили сведения о жизни казаков и сибирских народов во второй половине 16 века , подробнее познакомились с биографией Ермака , хронологически проследили , как казаки продвигались во время своего похода по Сибири , а теперь на основе этого материала попытаемся решить историческую проблему : « Кто же Ермак со товарищами – завоеватель или освободитель ?».
Во второй части урока ведется обсуждение проблемного задания. Ученики высказывают различные точки зрения , доказывая их примерами из материалов семинара.
Завоеватель :
1. Казаки использовали огнестрельное оружие , а значит , на их стороне было явное преимущество.
2. Ермаку за покорение Сибири был дарован царем титул «князь Сибирский», значит , он лично имел выгоду из этого похода.
3. Сибирские народы после присоединения к государству Российскому обязаны были платить дань – ясак.
Освободитель :
1. Ермак с казаками обезопасил русские границы от нападения хана Кучума.
2. Сибирские народы находились в вассальной зависимости , платили сибирскому хану ясак , им насаждалось мусульманство.
3. В русской литературе и эпосе сибирских народов Ермак и казаки воспеваются как герои.
4. Благодаря походу Ермака Западная Сибирь получила свое развитие. Были построены города.
Итоги урока. Рефлексия.- Перед нами стояла задача : выяснить , можно ли считать поход Ермака колониальным завоеванием Сибири , а его самого завоевателем ? Ученики делают обобщенный вывод , возможно принять любую точку зрения. – Мы смогли решить нашу историческую проблему , более подробно познакомились с яркой исторической личностью - атаманом Ермаком. Наш урок заканчиваем казачьей песней , автор которой неизвестен.
Ермак
За Уральским хребтом , за рекой Иртышом , на далеких отрогах Алтая ,
Холм стоит и на нем , под кедровым шатром ,
Есть могила , совсем забытая.
Говорят , что под ним великан – исполин ,
И в броню , и в кольчугу одетый ,
Беспокойно лежит , потому что зарыт
– По обряду отцов не отпетый. Есть в народе молва . что порою слова
Можно слышать : « К могиле склонитесь.
Я донской был казак по прозванью Ермак ;
О покое моем помолитесь».
Выставление оценок за урок.
Рефлексия : ученики на чистых листах записывают свои ощущения от урока.