ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ
(внеклассное занятие по истории для 4-6 классов
на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»)
Вьюгинова Алла Юрьевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга
Мастерская к теме: «Декоративно- прикладное искусство»
- Форма проведения урока - РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.
- План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Индивидуальные задания.
- Подготовка к работе в группах.
- Работа в группах.
- Рефлексия.
- Цели урока:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- помочь увидеть красоту вещей, которые «живут»
в нашем доме и к которым прикоснулась рука
художника;
- пробудить в ребятах желание раскрыть сущность
художественной вещи, в которой эстетические
качества неотделимы от её функциональности;
- обучать учащихся навыкам работы в малых
группах.
- Оборудование:
- бумага (альбомные листы);
- цветные карандаши, фломастеры;
- раздаточный материал (раскраски на тему
«Народно–прикладное искусство»).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Слово учителя: Как часто мы сокрушаемся, что красота покидает нас, уходит
из нашей жизни, уступая место скучной утилитарности. К огромному нашему сожалению, вещи, каждодневно окружающие нас, единственные порой скрашивающие наш досуг, безмолвные свидетели всех наших радостей и печалей, смазывают яркую принадлежность именно нам, теряют, если можно так выразиться, СВОЁ ЛИЦО! Очень и очень жаль! И это, конечно же, обоюдная потеря! Ведь как справедливо и очень тонко заметил Юрий Михайлович Лотман, известный литературовед и культуролог, - «вещи, окружающие нас, властно диктуют жесты, стиль поведения и, в конечном итоге, психологическую установку СВОИМ ОБЛАДАТЕЛЯМ»!
А что касается сегодняшнего занятия, то я попытаюсь доказать, что через вещи, сделанные с душой, художественно выполненные или расписанные, можно пробудить интерес к богатейшим национальным традициям. (ПРИМЕЧАНИЕ: чтобы восприятие занятия было живым и эмоциональным, в классе созданы маленькие экспозиции: «Хохлома», «Гжель», «Жостово», «Павлово-Посад», «Палех», «Вологодское кружево», «Ростовская финифть», «Дымковская игрушка» ).
Задание: Давайте сейчас отправимся в путешествие. Познакомимся со всеми представленными в классе экспозициями. И только у одной из них, которая больше других понравилась, оставьте, пожалуйста, запись со своими впечатлениями и ассоциациями. (ПРИМЕЧАНИЕ: около каждой экспозиции лежит листок бумаги и ручки, или фломастеры. ПРИМЕР ЗАПИСИ: «Мне это нравится, так как, мне кажется, отсюда исходит своеобразная теплота, доброта и душевный покой»; или «Здесь – прохлада, чистота, мороз, одним словом – «Гжель»!)
Слово учителя: К сожалению, сегодняшнее путешествие по выставке в нашем классе закончилось. Я думаю, что вы успели достаточно внимательно ознакомиться со всеми экспонатами? Если нет, то у вас и позже будет такая возможность – выставка будет открыта как минимум ещё неделю. Милости просим! А теперь давайте немного пофантазируем!
Задание: Представьте, что вещи сейчас РАЗГОВАРИВАЮТ друг с другом. А может они ШЕПЧУТСЯ, солидно БЕСЕДУЮТ, или весело БОЛТАЮТ… Вслушайтесь в их разговор. О чём они говорят? Запишите этот разговор, а мы попытаемся отгадать, кто рассказчик. (ПРИМЕЧАНИЕ: каждый ученик или образовавшаяся группа детей записывает, а затем читают то, что они «подслушали»).
Задание: Когда все высказывания прочитаны, дети получают следующее задание: изобразите сценку или пейзаж, в котором могла бы появиться вещь, затронувшая в экспозициях вас больше всего. (ПРИМЕЧАНИЕ: для создания картины могут быть использованы самые разнообразные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, фломастеры…)
Дальнейший ход урока: После выполнения задания – устраивается вернисаж. Дети помещают свои работы рядом с той экспозицией, которой отдали предпочтение, и на тему которой рисовали. (РАБОТЫ РАЗМЕЩЕНЫ).
Задание: А теперь прокомментируйте свои рисунки. (ПРИМЕЧАНИЕ: выполняя это задание, дети объединяются в группы: «Гжель», «Хохлома», «Жостово» и т. д.).
РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание группе: Попробуйте увидеть, определить, выразить черты русского характера в символах того вида народного искусства, на котором вы остановились. (ПРИМЕЧАНИЕ: детям может быть предоставлена дополнительная информация в виде книг, альбомов, открыток. ПРИМЕР ВЫПЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: «Хохлома» - гостеприимство, хлебосольство, сердечность; «Павлово-Посад» - удаль, задор.).
Дальнейший ход урока: В конце занятия можно провести опрос (устно или письменно):
- Какое у вас осталось впечатление от занятия?
- Узнали ли вы что-то новое для себя?