Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектная деятельность на уроках истории
и культуры Санкт-Петербурга

 

Самойлова Любовь Владимировна,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 473
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.

Китайская пословица

 

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником   определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных людей, в чем видит залог их успешности и благосостояния. Педагог должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве.

Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты.

Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины, в том числе и  истории и культуры Санкт – Петербурга. Особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что ученики открывали или создавали по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывали для себя новые факты и конструировали новые понятия, а не получали их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживали ощущение первооткрывателей.

В курсе истории и культуры Санкт – Петербурга метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке.

 

Проектная  (исследовательская) деятельность.

Темы проектов (из опыта работы).

 

  1. «Зимний сад в школе». 5 кл.
  2. «Вазопись Древней Греции». 5 кл.
  3. «Отзвуки» рыцарских турниров и сражений в Рыцарском зале Эрмитажа. 6 кл.
  4. «Ты – архитектор». 6 кл. (Выполнить заказ: построить здание в неоготическом стиле.  Нарисовать проект здания, оформление прилегающей территории).
  5. «Святые покровители Санкт – Петербурга». 6 кл.
  6. «Герб семьи». (Освоить правила составления гербов, изучить историю своей семьи, своего рода). 6 кл.
  7. «Новогодняя сказка  города. Ёлка как произведение искусства». 7  кл.
  8. «Санкт-Петербург – город научных открытий и технических новинок. Научные центры Петербурга.  Петербургские учёные, прославившие Россию. Памятники, мемориальные доки, посвященные учёным». (Групповой проект,8 кл.).
  9. «Проект памятника думцу» (где его могли поставить). 8 кл.
  10. «Петербург: XXI век». 9 кл.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, «рыться» в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере.

Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляла школьникам истинную радость познания и общения. Проектные работы учащиеся  представляли в устной и письменной форме или в электронном варианте (в виде компьютерной презентации).

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

Основными этапами работы над проектом были: подготовка проекта, защита проекта, самооценка.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов являлась организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над проектом необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

-                  умение находить нужную информацию;

-                  способность к воображению, фантазии, новизне, оригинальности;

-                  умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов;

-                  умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

-                  создавать проекты,  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

-                  умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

Участие в проекте позволило приобрести уникальный опыт, как школьникам,  так и педагогам, невозможный при других формах обучения.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

-                развитие ключевых компетенций, отработка их на практике;

-                расширение  кругозора учащихся;

-                выявление лидерских организационных способностей;

-                раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  трудоемкий метод.

Результатами метода проектов по истории и культуре Санкт – Петербурга  являются:

- повышение творческой активности учащихся на уроке;

- развитие их логического и критического мышления;

- расширение кругозора школьников.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание ситуации успеха учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего нашего города, края, России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления.

Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»