Методическая разработка урока в формате ФГОС в 9 классе
Россия в Первой мировой войне
Воробьева Наталия Николаевна
Класс: 9, предмет: история, количество часов: 2.
Цель изучения темы:
Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении информационного сообщения «Россия в Первой мировой войне» на основе:
- представления о роли Российской империи в системе международных отношений накануне и во время Первой мировой войны, о влиянии войны на создание предпосылок революционной ситуации в стране в феврале-октябре 1917 г.
- понимания взаимосвязи между неудачной внешней политикой Российской империи, кризисом самодержавия и нарастанием конфронтации между властью и обществом как важнейшей причины революции 1917 г.
- умения планировать последовательность действий и составлять информационную конструкцию по теме «Россия в Первой мировой войне».
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностный:
- определять потребности в изучении учебной темы,
- осознанно относиться к истории своей страны,
- проявлять интерес к ключевым событиям истории ХХ века,
- осознавать успешность своей деятельности.
Метапредметный
Познавательные умения:
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием,
- оптимизировать информацию,
- переводить информацию в разные формы представления,
- устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы,
- классифицировать и обобщать информацию,
- аргументировать определенную точку зрения,
- создавать информационный продукт.
Регулятивные умения:
- принимать и адекватно выполнять учебное задание,
- устанавливать последовательность действий при выполнении задания,
- контролировать выполнение результата,
- оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.
Коммуникативные умения:
- адекватно отвечать на поставленный вопрос,
- адекватно передавать информацию собеседнику,
- внимательно слушать и слышать партнера,
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
- владеть монологической и диалогической речью.
Предметный (умения):
- определять причины, предпосылки и характер Первой мировой войны,
- характеризовать роль Российской империи в международной политике накануне и во время Первой мировой войны: участие в военно-политических блоках, отношение к исполнению обязательств перед союзниками,
- на основе анализа документов выявлять спектр мнений различных слоев населения российского общества и партий к Первой мировой войне, объяснять причины имеющихся противоречий и изменений;
- на основе текста учебника и карты выделять ключевые и поворотные сражения Первой мировой войны, определять значение Восточного фронта в ходе военных действий, оформлять результаты анализа в виде таблицы,
- на основе анализа и сопоставления фактов объяснять причины поражений России в военной компании 1915-1916 гг.,
- устанавливать взаимосвязь между неудачами внешней политики Российской империи, кризисом самодержавия и нарастанием конфронтации между властью и обществом в 1916-1917 гг.,
- формулировать аргументы «за» и «против» определения последствий Первой мировой войны как одной из важнейших причин революции 1917 г.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий.
Блок 2. Война и общество. Проявления кризиса.
Глоссарий: Первая мировая война, империализм, геополитика, экспансия, пацифизм, оборончество, пораженчество, позиционная война, «министерская чехарда», кризис власти, продразверстка, революция.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи: Всеобщая история, обществознание.
Ресурсы:
- Учебник. История России XX – начало XXI века. 9 класс. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Россия Косулина, М.Ю. Брандт. Москва: «Просвещение», 2009.
- Симонова Е.В. Тесты по истории России. ХХ – начало XXI века. 9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Карта «Россия в годы Первой мировой войны».
- ДЭС: Презентация «Россия в Первой мировой войне».
Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
В 2014 г. отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны, ход и итоги которой сыграли огромную роль в истории мировой цивилизации, и, в частности, в истории России. Ваше классу дано поручение составить информационное сообщение для учеников 4-5-х классов, где вы должны представить роль России в Первой мировой войне, показать влияние ее результатов на судьбу нашей Родины.
Проверка выполнения задания, обсуждение, подведение к пониманию, что необходимы новые знания и умения, которые можно получить в рамках изучения темы «Россия в Первой мировой войне».
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий.
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 9 (с.63-68), карты и текста документов на с. 64-65 учебника в соответствии с данной структурой:
- Начало Первой мировой войны.
- Отношение народа и партий к войне.
- Начало боевых действий.
- Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв.
I. На основе параграфа 9, п. «Начало Первой мировой войны», и имеющихся знаний по курсу «Всеобщей истории»
Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная
Назовите причины и повод начала Первой мировой войны.
Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная
Обоснуйте цели стран – участниц войны.
Задание 3 (У), групповая, фронтальная
Сформулируйте определение характера Первой мировой войны, используя следующие термины: модернизация, империализм, милитаризм, экспансия.
II. На основе параграфа 9, п. «Отношение народа и партий к войне»
Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная
Выделите и охарактеризуйте спектр мнений разных слоев населения и политических партий по поводу участия России в Первой мировой войны.
Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная
Обоснуйте причины существования расхождений во взглядах на участие России в Первой мировой войне среди разных слоев населения и политических партий.
Задание 3 (У), групповая, фронтальная
Предложите свой прогноз развития отношений власти и общества в случае продолжения войны.
III. На основе параграфа 9, пп. «Начало боевых действий», «Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв», и карты «Россия в годы Первой мировой войны»
Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная
Выделите ключевые и поворотные сражения Первой мировой войны.
Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная
Приведите аргументы, подтверждающие исключительную роль военно-стратегического вклада России в соотношение сил противников на Западном и Восточном фронтах.
Задание 3 (У), индивидуальная, индивидуальная
Составьте Таблицу «Ход военных действий Первой мировой войны в 1914-1916 гг.», самостоятельно определив ее параметры.
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.
Задания:
Тест в формате ГИА (части А, В)
Блок 2. Война и общество. Проявления кризиса.
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 9 (с.68-71), в соответствии с данной структурой:
- Перестройка экономики.
- Приближение кризиса.
- Война и общество.
I. На основе параграфа 9, пп. «Перестройка экономики», «Приближение кризиса», «Власть и общество»
Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная
Выделите положительные и отрицательные последствия воздействия войны на экономику Российской империи.
Задание 2 (З), индивидуальная, фронтальная
Охарактеризуйте положение разных слоев российского общества в условиях продолжающейся войны.
Задание 3 (П), индивидуальная, фронтальная
Приведите аргументы, подтверждающие развитие кризиса власти в Российской империи после поражений в весенне-летней кампании 1915 г.
Задание 4 (У), индивидуальная, фронтальная
Составьте четыре предложения, иллюстрирующих состояние кризиса в каждой из сфер жизни российского общества. По одному предложению для каждой сферы.
Задание 5 (У), групповая, фронтальная
Предложите свой вариант возможного выхода из кризиса.
Задание 6 (Д), индивидуальная
Многие современники и историки были убеждены в том, что неудачи в войне стали одной из важнейших причин надвигавшейся революции. Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение данного мнения.
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.
Задания:
Тест в формате ГИА (части А, В)
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Дополните пропуски в тексте по теме «Россия в Первой мировой войне», используя изученный материал.
Первая мировая война носила ______________________________________ характер. Она была вызвана не только борьбой ведущих держав за мировое
господство, но и __________________________________________________. Накануне войны сформировались военно-политические блоки
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Россия вступила в войну
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ее участие сыграло важную роль в соотношении военных сил на _________________________________ фронтах, поскольку
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Участие в войне привело к следующим изменениям в жизни страны ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________.
Реакция общества на участие Российской империи в военных действиях была неоднозначной, в частности ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
Неудачи весенне-летней кампании 1915 г. привели к кризису государственной власти, о чем свидетельствуют следующие факты: ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, роль России в Первой мировой войне_______________________________________________________________________________________________________________________________.
Влияние Первой мировой войны на судьбу нашей Родины выразилось___________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание Б (импровизационный уровень)
Составьте сообщение по теме «Россия в Первой мировой войне» на основе изученного материала и предлагаемых критериев.
Памятка.
- При составлении информационного сообщения необходимо:
а) определить причины и характер войны, а также положение России в расстановке политических сил на мировой арене;
б) охарактеризовать влияние войны на внутреннюю жизнь страны;
в) сформулировать вывод о роли России в Первой мировой войне и влиянии ее результатов на судьбу нашей Родины.
2. Выберете из текста учебника и записей в тетради факты и термины, которые вам понадобятся при освещении темы.
3. Составьте план сообщения.
4. Составьте сообщение и предъявите результат.
Задание В (эвристический уровень)
Составьте сообщение по теме «Россия в Первой мировой войне», используя изученный материал, и предъявите результат.
Учащиеся определяют самостоятельно удобный для них способ деятельности – индивидуальный или групповой и организуются для выполнения задания.
IV этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ). Закончи предложения.
1. Для меня было полезно изучить историю Первой мировой войны и влияние ее результатов на судьбу нашей Родина, потому что _________________________________________________________________.
2. Для составления информационного сообщения по теме нужно знать _________________________________________________________________.
Задание 2 (самооценка). Дополни предложения.
1. Я доволен (довольна) (очень, не очень, не доволен) своей работой над составлением информационного сообщения, которое я подготовил
(подготовила)_____________________________________________________.
2. Я бы оценил(а) свою работу по теме «Россия в Первой мировой войне» на
__________________, потому что ____________________________________.