Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока в формате ФГОС в 9 классе

Россия в Первой мировой войне

Воробьева Наталия Николаевна

Класс: 9, предмет: история, количество часов: 2.

Цель изучения темы:

Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении информационного сообщения «Россия в Первой мировой войне» на основе:

  • представления о роли Российской империи в системе международных отношений накануне и во время Первой мировой войны, о влиянии войны на создание предпосылок революционной ситуации в стране в феврале-октябре 1917 г.
  • понимания взаимосвязи между неудачной внешней политикой Российской империи, кризисом самодержавия и нарастанием конфронтации между властью и обществом как важнейшей причины революции 1917 г.
  • умения планировать последовательность действий и составлять информационную конструкцию по теме «Россия в Первой мировой войне».

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный:

-       определять потребности в изучении учебной темы,

-       осознанно относиться к истории своей страны,

-       проявлять интерес к ключевым событиям истории ХХ века,

-       осознавать успешность своей деятельности.

Метапредметный

 

Познавательные умения:

-       осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием,

-       оптимизировать информацию,

-       переводить информацию в разные формы представления,

-       устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы,

-       классифицировать и обобщать информацию,

-       аргументировать определенную точку зрения,

-       создавать информационный продукт.

Регулятивные умения:

-       принимать и адекватно выполнять учебное задание,

-       устанавливать последовательность действий при выполнении задания,

-       контролировать выполнение результата,

-       оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Коммуникативные умения:

-       адекватно отвечать на поставленный вопрос,

-       адекватно передавать информацию собеседнику,

-       внимательно слушать и слышать партнера,

-       с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

-       владеть монологической и диалогической речью.

Предметный (умения):

-       определять причины, предпосылки и характер Первой мировой войны,

-       характеризовать роль Российской империи в международной политике накануне и во время Первой мировой войны: участие в военно-политических блоках, отношение к исполнению обязательств перед союзниками,

-       на основе анализа документов выявлять спектр мнений различных слоев населения российского общества и партий к Первой мировой войне, объяснять причины имеющихся противоречий и изменений;

-       на основе текста учебника и карты выделять ключевые и поворотные сражения Первой мировой войны, определять значение Восточного фронта в ходе военных действий, оформлять результаты анализа в виде таблицы,

-       на основе анализа и сопоставления фактов объяснять причины поражений России в военной компании 1915-1916 гг.,

-       устанавливать взаимосвязь между неудачами внешней политики Российской империи, кризисом самодержавия и нарастанием конфронтации между властью и обществом в 1916-1917 гг.,

-       формулировать аргументы «за» и «против» определения последствий Первой мировой войны как одной из важнейших причин революции 1917 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

 

Блок 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий.

Блок 2. Война и общество. Проявления кризиса.

Глоссарий: Первая мировая война, империализм, геополитика, экспансия, пацифизм, оборончество, пораженчество, позиционная война, «министерская чехарда», кризис власти, продразверстка, революция.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: Всеобщая история, обществознание.

Ресурсы:

-      Учебник. История России XX – начало XXI века. 9 класс. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Россия Косулина, М.Ю. Брандт. Москва: «Просвещение», 2009.

-      Симонова Е.В. Тесты по истории России. ХХ – начало XXI века. 9 класс: к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта «История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011.

-       Карта «Россия в годы Первой мировой войны».

-       ДЭС: Презентация «Россия в Первой мировой войне».

Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

В 2014 г. отмечалось 100-летие начала Первой мировой войны, ход и итоги которой сыграли огромную роль в истории мировой цивилизации, и, в частности, в истории России. Ваше классу дано поручение составить информационное сообщение для учеников 4-5-х классов, где вы должны представить роль России в Первой мировой войне, показать влияние ее результатов на судьбу нашей Родины.

Проверка выполнения задания, обсуждение, подведение к пониманию, что необходимы новые знания и умения, которые можно получить в рамках изучения темы «Россия в Первой мировой войне».

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. Начало Первой мировой войны. Ход военных действий.

Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 9 (с.63-68), карты и текста документов на с. 64-65 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Начало Первой мировой войны.
  2. Отношение народа и партий к войне.
  3. Начало боевых действий.
  4. Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв.

I. На основе параграфа 9, п. «Начало Первой мировой войны», и имеющихся знаний по курсу «Всеобщей истории»

Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная

Назовите причины и повод начала Первой мировой войны.

Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная

Обоснуйте цели стран – участниц войны.

Задание 3 (У), групповая, фронтальная

Сформулируйте определение характера Первой мировой войны, используя следующие термины: модернизация, империализм, милитаризм, экспансия.

 

II. На основе параграфа 9, п. «Отношение народа и партий к войне»

Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная

Выделите и охарактеризуйте спектр мнений разных слоев населения и политических партий по поводу участия России в Первой мировой войны.

Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная

Обоснуйте причины существования расхождений во взглядах на участие России в Первой мировой войне среди разных слоев населения и политических партий.

Задание 3 (У), групповая, фронтальная

Предложите свой прогноз развития отношений власти и общества в случае продолжения войны.

 

III. На основе параграфа 9, пп. «Начало боевых действий», «Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв», и карты «Россия в годы Первой мировой войны»

Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная

Выделите ключевые и поворотные сражения Первой мировой войны.

Задание 2 (П), индивидуальная, фронтальная

Приведите аргументы, подтверждающие исключительную роль военно-стратегического вклада России в соотношение сил противников на Западном и Восточном фронтах.

Задание 3 (У), индивидуальная, индивидуальная

Составьте Таблицу «Ход военных действий Первой мировой войны в 1914-1916 гг.», самостоятельно определив ее параметры.

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.

Задания:

Тест в формате ГИА (части А, В)

 

Блок 2. Война и общество. Проявления кризиса.

Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 9 (с.68-71), в соответствии с данной структурой:

  1. Перестройка экономики.
  2. Приближение кризиса.
  3. Война и общество.

I. На основе параграфа 9, пп. «Перестройка экономики», «Приближение кризиса», «Власть и общество»

Задание 1 (З), индивидуальная, фронтальная

Выделите положительные и отрицательные последствия воздействия войны на экономику Российской империи.

Задание 2 (З), индивидуальная, фронтальная

Охарактеризуйте положение разных слоев российского общества в условиях продолжающейся войны.

Задание 3 (П), индивидуальная, фронтальная

Приведите аргументы, подтверждающие развитие кризиса власти в Российской империи после поражений в весенне-летней кампании 1915 г.

Задание 4 (У), индивидуальная, фронтальная

Составьте четыре предложения, иллюстрирующих состояние кризиса в каждой из сфер жизни российского общества. По одному предложению для каждой сферы.

Задание 5 (У), групповая, фронтальная

Предложите свой вариант возможного выхода из кризиса.

Задание 6 (Д), индивидуальная

Многие современники и историки были убеждены в том, что неудачи в войне стали одной из важнейших причин надвигавшейся революции. Приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение данного мнения.

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.

Задания:

Тест в формате ГИА (части А, В)

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

 

Задание А (информативный уровень)

Дополните пропуски в тексте по теме «Россия в Первой мировой войне», используя изученный материал.

 

Первая мировая война носила ______________________________________ характер. Она была вызвана не только борьбой ведущих держав за мировое

господство, но и __________________________________________________. Накануне войны сформировались военно-политические блоки

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Россия вступила в войну

___________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ее участие сыграло важную роль в соотношении военных сил на _________________________________ фронтах, поскольку

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Участие в войне привело к следующим изменениям в жизни страны ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________.

Реакция общества на участие Российской империи в военных действиях была неоднозначной, в частности ___________________________________________________________________________________________________________________________________.

Неудачи весенне-летней кампании 1915 г. привели к кризису государственной власти, о чем свидетельствуют следующие факты: ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, роль России в Первой мировой войне_______________________________________________________________________________________________________________________________.

Влияние Первой мировой войны на судьбу нашей Родины выразилось___________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте сообщение по теме «Россия в Первой мировой войне» на основе изученного материала и предлагаемых критериев.

 

Памятка.

  1. При составлении информационного сообщения необходимо:

а) определить причины и характер войны, а также положение России в расстановке политических сил на мировой арене;

б) охарактеризовать влияние войны на внутреннюю жизнь страны;

в) сформулировать вывод о роли России в Первой мировой войне и влиянии ее результатов на судьбу нашей Родины.

2. Выберете из текста учебника и записей в тетради факты и термины, которые вам понадобятся при освещении темы.

3. Составьте план сообщения.

4. Составьте сообщение и предъявите результат.

 

 

Задание В (эвристический уровень)

Составьте сообщение по теме «Россия в Первой мировой войне», используя изученный материал, и предъявите результат.

Учащиеся определяют самостоятельно удобный для них способ деятельности – индивидуальный или групповой и организуются для выполнения задания.

 

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Задание 1 (самоанализ). Закончи предложения.

1. Для меня было полезно изучить историю Первой мировой войны и влияние ее результатов на судьбу нашей Родина, потому что _________________________________________________________________.

2. Для составления информационного сообщения по теме нужно знать _________________________________________________________________.

 

Задание 2 (самооценка). Дополни предложения.

1. Я доволен (довольна) (очень, не очень, не доволен) своей работой над составлением информационного сообщения, которое я подготовил

(подготовила)_____________________________________________________.

 

2. Я бы оценил(а) свою работу по теме «Россия в Первой мировой войне» на

__________________, потому что ____________________________________.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»