КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
учебно-методическое пособие по истории родного края
Лаврентьева Татьяна Николаевна,
ГБОУ СОШ №197 Центрального района Санкт-Петербурга,
учитель истории и обществознания
Оглавление
Глава 1
Введение.......................................................................................................... 2
Немного истории............................................................................................ 2
Глава 2
Свято-Троицкий кафедральный собор.......................................................... 3
Церковь Святой Анастасии Римлянки........................................................... 6
Благовещенский собор................................................................................... 7
Церковь Василия на Горке............................................................................. 7
Введенская церковь на подворье Псково-Печерского монастыря............... 8
Церковь Нового Вознесения.......................................................................... 9
Церковь св. Георгия со Взвозу.................................................................... 10
Церковь св. Анны Якиманской и Иоакима.................................................. 11
Церковь Казанской Божьей Матери............................................................ 12
Церковь Михаила Архангела с Городца......................................................12
Церковь Николы Явленного от Торга......................................................... 14
Церковь Николы со Усохи........................................................................... 16
Церковь Петра и Павла с Буя...................................................................... 18
Церковь Покрова от Торга.......................................................................... 19
Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье................ 20
Церковь Сергия с Залужья........................................................................... 20
Церковь Успения с Полонища..................................................................... 22
Глава 3
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы………………...……………………………………………...……25
ГЛАВА I
Введение
Не так давно мы с классом ездили на экскурсию в Псков. И хотя мы побывали только в Кремле, этот город произвел на меня неизгладимое впечатление. И мне захотелось побольше узнать о древних церквях этого города. После возвращения домой я нашла очень интересный материал Н.Ф.Окулича-Казарина, который подтолкнул меня к написанию этой работы.
В этой работе я рассмотрю 17 храмов и церквей. Все эти храмы по-своему уникальны и неповторимы. Некоторые из них превратились в развалины, некоторые переданы музеям и некоторые являются действующими до сих пор. Большинство церквей построено в традиционном псковском стиле: полукруглые апсиды, плитяной пол, форма церкви кубическая, подпружные столбы, своды, все церкви вначале были деревянными.
Немного истории
Сам город Псков, ранее Плесков, упоминается впервые в летописях под 903 годом. Город рос главным образом на юг, занимая место между реками Псковой и Великой. К высокому мысу примыкал пригорок, на котором впоследствии будет основан Довмонтов город - одна из частей города. Южнее простиралась низина, за которой цепью располагались 3 возвышенности. Средняя в древности называлась Городец. Считается, что именно с него начал развиваться город.
Кремль или Кром образовался на низине, к которой примыкало русло пересохшей реки У сохи. Древнейшие укрепления Пскова представляли собой земляной вал с установленным на его гребне тыном - сплошным деревянным забором из врытых в землю столбов. В X веке деревянную крепостную стену укрепили линией каменных укреплений, возведенных внутри стен.
В 1266 году построена крепостная стена, название которой связано с псковским князем Довмонтом (княжил с 1265 по 1300) - Довмонтова стена. Термин «Довмонтов город» появился в XIX веке. Если южная стена Крома издревле была каменной, то остальные стены долгие годы оставались деревянными. Большое каменное строительство было осуществлено в 1400 году, когда возвели угловую башню Кутекрому. Что касается восточной стороны Крома, то она оставалась деревянной и лишь в 1417 году ее укрепили Средней башней. В XVII веке она рухнула. В 1452 году вся восточная стена была возведена из камня. В 1309 году была возведена еще одна каменная стена от Псковы до Великой, получившая название «стена посадника Бориса». Городская территория, огражденная стеной, стала называться Средним городом или Застеньем.
В XIII веке Псков был окраиной русской земли. Из-за близости границы Псков постоянно подвергался набегам Ливонского ордена. Угроза с запада побуждала псковичей к постоянному совершенствованию оборонительных сооружений, особенно Персей, имеющих решающее значение в системе обороны города. В 1337 году были сооружены каменные перси, положившие начало каменному строительству детинца. Этому благоприятствовало наличие в достаточном количестве камня-известняка.
Таким образом, город состоит из 3 частей: Детинца, Довмонтова города и Застенья.
ГЛАВА II
Свято-Троицкий кафедральный собор
Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Для псковичей он имел тоже значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». Так, например Псковичи в 1461 году благодарят великого князя за посылку «в дом Святой Троицы» воинского отряда для борьбы с немцами. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, - собор был центром государственной жизни Пскова.
Ныне существующий Троицкий собор есть 4-й по счету. Первый храм, по преданию, был сооружен во времена святой Ольги, приславшей из Киева «много злата и серебра» на его построение. Это был храм деревянный. Год сооружения его неизвестен, но если принять за верное указание летописи о посещении святой Ольгою Псковско- Новгородской области в 957 году, то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во второй половине X века. Он простоял до 1137 года, когда святой князь Всеволод-Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор, оконченный в 1138 году. Впоследствии в этот храм были положены мощи его создателя, святого князя Всеволода. Этот, второй по счету, собор простоял до 1363 года, когда свод его рухнул, повредив отчасти и святые мощи. В 1365 году на старом основании заложен новый собор при посадниках Анании и Павле и освящен в 1367 году. По счету это был уже третий собор. Какова была архитектура этих трех последовательных храмов? Относительно первого, деревянного, мы не имеем никаких сведений. Что же касается второго и третьего, то материалом для суждения о них служат следующие иконы:
1) святого Всеволода-Гавриила с храмом в левой руке - в Троицком соборе, у мощей благоверного князя. Храм изображен одноглавым, с 5-ю рядами закомар.
2) Такая же икона в Козмодемьянской церкви с Примостья; храм одноглавый, с 2- мя рядами закомар; над 2-м рядом стоит восьмигранник с окнами; на нем трибун также с окнами и с арочными украшениями по карнизу; на трибуне луковичная глава с 8-ми конечным крестом.
3) Такая же икона в церкви святого Николая со Усохи; храм пятиглавый, с двумя рядами закомар.
4) Такая же икона в Васильевской церкви.
5) Видение старца Дорофея в Псковской от пролома церкви - храм одноглавый с двумя рядами закомар, но форма последних отличается от двух предыдущих икон: на тех все закомары кружальные, а здесь они с заостренными гюдвышениями; расположение их так же иное.
6) Икона с тем же сюжетом, находящаяся в Гостином ряду, у лавки Жиглевича: храм сходен с описанным.
7) Сретенская икона; храм пятиглавый с двумя рядами закомар, стоит на высоком подклете, вследствие чего форма его не кубическая, а вытянута вверх, весьма подходящая к нынешней; закомары с подвышениями, как на № 5; формы их и самое устройство почти тождественны с реставрацией собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (конец XV века).
В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули все стены по обоим набережным - Великой и Псковы. В соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя Довмонта и мощей святого Всеволода, почивавшие открыты в Благовещенском приделе Троицкого собора. Очевидно, что храм был исправлен, так как простоял до 1682 года, когда митрополит Маркелл приступил к постройке на его месте нового собора из тесаной плиты, на старой основе. Но не успели его выстроить как своды и вся верхняя часть обрушились. В 1691 году митрополит Илларион стал продолжать постройку, которая была, наконец, окончена и освящена в 1699 году, при митрополите Иосифе. Это и есть нынешний Троицкий собор, четвертый по счету. Он несколько раз подвергался пожарам и был реставрирован снаружи и внутри. В 1770 году к нему пристроены контрфорсы. В 1852 году средняя глава его была вызолочена, но с тех пор позолота сошла, и теперь все пять глав выкрашены в серый цвет. (По шведским источникам, в 1615 году купол Троицкого собора также был вызолочен). Последнее обновление собора происходило в 1871 году.
Храм выстроен в испорченном византийско-русском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус его есть, очевидно, подклет древнего собора. Длина храма 28 саж. 5 вершков, ширина 17,67 саж., высота средней главы 22 саж. 2 аршина, с крестом 36 саж. 2 аршина; но храм кажется еще выше от высоты места, на котором он выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 56 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого четырехскатной крышей с пятью куполами, поставленными не посередине, а ближе к восточной части. Последняя имеет три полукруглые апсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от апсид находится по одной пристройке, в которых помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые апсиды и главки. С запада примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века. В нижнем ярусе находилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя святой Ольги, но в 1770 году, после пожара, уничтожена. В 1903 году на ее месте устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского.
Во времена вечевого Пскова к собору Святой Троицы были пристроены Сени. Сени Святой Троицы находились с южной стороны собора. Это был красивый двухэтажный притвор к храму, обращенный фасадом на Вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В Сенях заседал государственный Совет - Тайная Господа, вершился также светский суд; находился Ларь с государственными грамотами-договорами (архив), состоявший в ведении особого Ларника; хранилась государственная печать, государственная и соборная казна (в других ларях). Собор вечевого Пскова был неразрывно связан Сенями с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью соборной. Сени находились «под сенью» Самой Святой Троицы.
Символика Пскова как «Дома Святой Троицы» стала разрушаться после 1510 года, когда была ликвидирована Псковская боярско-вечевая республика. Еще сильнее разрушению способствовала кардинальная перестройка города, проведенная при Петре I и Екатерине II.
После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам из «Живой церкви» (фактически, он являлся единственным их приходом в Пскове).
В 30-е годы XX столетия Троицкий собор был закрыт и передан музею, в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее- заповеднике, где они находятся и ныне.
Возрождение Троицкого собора связано с деятельностью Псковской православной миссии. «Первые посланники Миссии прибыли в Псков вечером 18 августа 1941 года и сразу же попали в Троицкий кафедральный собор на богослужение, которое совершалось под великий праздник Преображения Господня. А за день до приезда миссионеров в главном храме Пскова была отслужена первая литургия после нескольких лет молчания и запустения. Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города - Троицкого кафедрального собора. Несколько лет в нем находился атеистический музей и «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы «безбожниками» были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери была привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола».
С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова. Из икон XX столетия, находящихся в соборе следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась княгиня Ольга. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти святой равноапостольной Ольги (11/24 июля) отмечается в Троицком соборе как храмовый праздник при огромном стечении православных христиан.
В 1988 году к 1000-летию крещения Руси был обновлен придел Серафима Саровского (устроен иконостас, престол и жертвенник). Полы, церковная утварь сделаны заново. У Царских врат помещены справа икона «Спас Нерукотворный» и слева икона Богоматери «Слово плоть бысть», в составе деисуса введены иконы местных святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея Псковских, а завершает иконостас икона Богоматери «Знамение» - Царица Небесная. Заступница усердная за людей пред Сыном Своим и Богом нашим. На вратах справа - икона святого Серафима и слева икона еще одного молитвенника пустынножителя Никандра Псковского[I].
Иконостас создан по проекту архимандрита Зинона, им же написаны. иконы. Иконопись архимандрита Зинона - это молитва, отрешенная от земной многогрешной жизни. Иконы Зинона - это гармония, тишина бесстрастия, молитва чистая, звенящая как струна, тронутая Мастером и возносящая звук к Господу. Архимандрит Зинон обращает нас к первоисточнику, к времени, когда все иконописцы понимали икону как молитву.
Церковь Святой Анастасии Римлянки
Находится на Сергиевской улице, на Анастасьевской горке, ныне уже почти сравнявшейся с окружающей местностью. По местному преданию церковь выстроена в 1377 году тем же самым Василием Долом, который соорудил Васильевскую церковь. Жена и дочь его, будто бы, носили имя Анастасии. Однако, Псковская летопись повествует, что Анастасьевская церковь была поставлена гораздо позже и не каменная, а деревянная, а именно, в 1488 году, во время сильного мора, псковичи соорудили в один день «церковь деревянную святую Анастасию, на Полонище, на Кузнецкой улице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горке». (Сергиевская улица называлась в древности Кузнецкой. Еще на памяти старожилов местность влево от Сергиевских ворот называлась «Кузнецы»). Следовательно, нынешняя каменная церковь выстроена позже 1488 года, но когда именно - неизвестно. В 1539 году, во время пожара, обрушились церковные своды («верх падеся»). По словам летописи, в 1637 году близ этой церкви совершилось следующее чудесное событие: перед проходившим здесь 12-ти летним мальчиком появился некто «с крилы без ног» и повелел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После сего мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят на воздух выше церковного креста. В 1639 году пристроен придел во имя святой Параскевы. В 1786 году церковь была предназначена к уничтожению, но оставлена.
Храм выстроен на подклетях. Длина его с колокольней 11 саж. 1 арш.. ширина 10 с.
1 арш., высота до верхнего карниза 4 саж. На восточной части находятся 3 полукруглые апсиды, из них средняя украшена валиковыми разводами. С севера и юга находятся приделы, из коих южный имеет свою особую апсиду, снабженную обычными Псковскими украшениями. По-видимому, эта апсида пристроена позднее придела, так как ею закрыты трехчастные восточные деления последнего. Северный придел увенчан особой главкой. Купол главного храма имеет репчатую форму с отливом внизу. Паперть и колокольня новые (1819 год).
Внутри церкви находятся четыре круглых столба. Подпружные арки опираются не прямо на них, а на сложенные над столбами особые массивные тумбы. За арками идут коробовые своды.
В начале 1840-х годов церковь обновлена на средства местного благотворителя Ладыгина. Тогда же был сделан и новый иконостас, и написаны художником Денисовым новые иконы. Исполнены они прекрасно, но в западном стиле, а потому производят впечатление скорее картин, нежели икон. Предполагают, что некоторые из этих икон суть портреты членов семейства Ладыгина.
Вскоре после революции 1917 года церковь святой Анастасии была закрыта. В настоящее время храм передан епархии.
Благовещенский собор
Построен в 1836 году по проекту столичного академика архитектуры Авраама Ивановича Мельникова из кирпича, на месте прежнего обветшалого собора, разобранного в 1825 году. Длина храма 16,07 саж., ширина 13 саж., высота до верхнего карниза 6.43 саж. До его постройки здесь стоял каменный одноэтажный флигель, а против западных дверей собора, ближе к башне, находился большой каменный дом с огромной залой в самой земле - ,по-видимому, тюрьма. Дважды в год совершается торжественное перенесение мощей св. Всеволода: 22 апреля из Благовещенского собора в Троицкий и 17 октября - обратно. Храм выстроен в стиле запоздалого классицизма 1830 годов.
Новый храм Благовещения иногда называли теплым (зимним) Троицким собором: он тоже был кафедральным и зимой заменял холодный Троицкий.
В 1839 году в Благовещенском соборе был освящен придел во имя святой Ольги Российской.
Не признав Благовещенский собор памятником архитектуры, его взорвали в 1933 году. Оказалось, что по проекту А.И.Мельникова стены храма для прочности были армированы металлическими связками, так что предполагаемая выборка кирпича для строительства жилья оказалась очень трудной.
Церковь Василия на Горке
Горка, на которой живописно возвышается этот древний храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу (Пушкинскую). Впоследствии, в 1375 году, по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви, и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол. В грозный день 8 сентября 1581 года удары этого колокола возвестили граждан о начавшемся приступе вражьих полчищ Батория.
Первоначальный храм был, вероятно, деревянный, выстроенный до 1377 года, так как летопись говорит, что в этом году он был расписан. В 1413 году была сооружена нынешняя каменная церковь. Местное предание утверждает, что строителем ее был родоначальник нынешних дворян Яхонтовых (а также Свечиных и Левшиных). «немчин» князь Василий Дол (или Доль). Впоследствии возле церкви была какая-то тюрьма, в которую в 1535 году посадили татарских жен.
Тип церкви – обычный Псковский. Восточный фасад имеет 4 полукруглые апсиды, из них 3 принадлежат главного алтарю, а 4-я – северному приделу во имя святого Иоанна Богослова. С южной стороны также сделаны пристройка, но без апсид. Фасад Иоанновского придела обработан так же, как сам храм, т.е.тройными лопастными делениями. Барабан украшен впадинами в виде кокошников и обычными геометрическими фигурами.
Вход в храм имеет старинную массивную железную дверь, запираемую цепью. С внутренней стороны над дверью сделана в стене фронтальная ниша. Пара западных столбов круглая, восточная же скруглена только со стороны алтаря, к противоположной же плоской стороне столбов прислонен иконостас. Столбы соединены подпружными арками, за которыми следуют коробовые своды.
В южной стене дьяконника есть низкая дверь, ведущая в маленькую комнатку - ризницу. В южной стене притвора такая же дверь ведет в еще меньшую комнатку. Обе упомянутые комнатки разделены между собой глухой стеной и составляют именно ту южную пристройку, о которой мы говорили выше. Глухая стена между ними имеет, однако же, ясные следы бывшего арочного пролета, впоследствии заложенного, из чего можно заключить, что между обеими комнатами прежде был проход. Возможно, что это был придел, впоследствии уничтоженный.
После революции 1917 года церковь была закрыта. В 1950 году на памятнике были произведены консервационные работы. В настоящее время в помещении церкви Василия на Горке располагается архивное хранилище.
Введенская церковь на подворье Псково-Печерского монастыря
От Плоской улицы отделяется влево небольшой переулок, ведущий на Печерское подворье, где находится Введенская церковь, бывшая Божией Матери Одигитрии. Церковь выстроена в 1537 году, перестроена в конце XVII столетия и совершенно переделана в 1866 году. Фасады ее так изменены, что она кажется совсем новой. О древности говорит только ее барабан с шестью щелеобразными окнами, накрытый репчатой главой и заострением в виде шпиля и отливом внизу, да три полукруглые апсиды с двумя дорожками треугольников по карнизам. Внутренность церкви более сохранила свой древний облик. В притворе остались сомкнутые крестовые св§ды, и видны на северной и южной стороне широкие, с арочными перемычками, ныне заложенные древние двери. Своды главного храма коробовые, утвержденные на четырех столбах необычной толщины. Восточная пара столбов со стороны иконостаса оставлена плоской, с алтарной же стороны скруглена на высоте 4 арш. от пола. Переход от круглой нижней части к четырехгранной верхней обработан при помощи треугольных горизонтальных консолей, которые помогают столбам выдерживать тяжесть четырехгранника со сводами. Западная пара столбов, вероятно, была прежде так же четырехгранною, но впоследствии обработана на 8 граней и в верхних частях снабжена такими же консолями. Барабан помещается на ступенчатых арках. В алтаре находится горнее место. Окна храма расширены и, вместе с купольными, дают большое обилие света. Иконостас пятиярусный, но замечательных икон нет. При храме находится новая колокольня, на которой один из колоколов отлит в 1688 году.
Она благополучно существовала под покровительством богатого, никогда не приходившего в упадок Псково-Печерского монастыря до середины XIX века, когда яркой жизнерадостностью вызвала недовольство монастырского начальства, и в 1866 году ее фасады были обработаны в новом духе. После этой переделки, совершенно неузнаваемо изменившей ее наружный облик, церковь стали считать плохо сохранившейся и неинтересной. Первоначальный вид ее был забыт. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. В 1946-48 годах от стен ее стали отставать и отслаиваться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века.
После революции 1917 года церковь была закрыта. Исследование памятника проводилось в 1952-1958 гг. архитектором А.И.Хамцовым. Ремонтно-консервационные работы на церкви Одигитрии произведены в 1962 и 1990 году. В настоящее время церковь используется как служебное помещение Онкологического диспансера.
Церковь Нового Вознесения
Церковь построена в 1467 году и принадлежала прежде женскому монастырю, упраздненному в 1764 году. В 1786 году она обращена в приходскую, а потом приписана к Анастасьевской. В 1805 году, за ветхостью, предназначена была к уничтожению, но некоторые Псковичи (Постников, Подзноев, Истомин и др.) подали Александру I прощение о сохранении древнего храма, обещая обеспечить его существование. К 1888 году церковь совершенно обветшала, и крыша ее поросла травой. В этом году благотворители решили возобновить церковь в память события 17 октября 1888 года. Работы окончены в 1890 году, причем были сделаны новая крыша и купол, глава которого до тех пор сохраняла свою древнюю обивку, сделанную посадником" Никитой Сарпуновым, а также реставрирован иконостас.
Церковь сложена из плиты. Длина ее со звонницей 10 саж. 2 арш.. ширина 7 саж.. высота до верхнего карниза 4 саж. Восточная часть имеет две полукруглые апсиды: большую и малую. Прежде была еще третья, принадлежавшая приделу во имя Божьей Матери Одигитрии; но в 1830 году придел, вместе с апсидой, разобран за ветхостью. Карниз барабана украшен поясками из треугольных впадинок, его щелеобразные окна заложены и украшены сверху бровками. На западной стороне церкви находится звонница, которую г. Грабарь называет «самой прекрасной из звонниц». «Построенная, вне всякого сомнения, вместе с церковью в 1467 году - говорит названный автор - она изумительно стройна по своим пропорциям, в которых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и все логично до последней возможности. Звон должен быть высоко, чтобы его далеко было слышно, - и его поднимают на возможную высоту. Низ его использован для складов и имеет только такие оконца, какие вызываются безусловной необходимостью. При этом звонница совершенно не испорчена и в этом отношении представляет совершенно редкое исключение». На звоннице висят два древних колокола.
На церковной паперти видны 4 надгробных плиты: 2 из них относятся к 1644 году, а остальные сильно замазаны. Над входной дверью сделана изнутри фронтонная ниша. В храме столбов нет, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. На левой стороне притвора прикреплен к стене деревянный двухъярусный киот: в верхнем ярусе находится икона святой Екатерины, а в нижнем вделана плита превосходной сохранности, со следующей славянской вязью: «Лета ЗРНИ (1650), июля в Г (3-й) день, во Псковское смутное время от псковских воров и мятежников убиен бысть раб Божий Псковский помещик Афанасий Федорович Вельяминов, а положен у Нового Вознесения в притворе на правой стороне против образа Страшного суда. (Плита, очевидно, была впоследствии вынута из стены и вставлена в переносной киот, чем и объясняется ее перемещение с правой стороны на левую. Убитый Афанасий Вельяминов записан в Троицкий синодик).
Рукопись Годовикова сообщает, что при уничтожении придела под плиточным полом обнаружен гроб схимника, ризы которого остались нетленными. Гроб был перенесен на Дмитровское кладбище.
Вскоре после революции 1917 года церковь Нового Вознесения была закрыта. До настоящего времени в ней расположено фондохранилище Псковского музея-заповедника.
(2) Слово «посадник» не всегда значило известную должность времен Псковской независимости. В XVII веке посадниками звались просто посадские люди
Церковь св. Георгия со Взвозу3
Георгиевская церковь находится в 13 шагах от земляной батареи, присыпанной в 1701 г. Петром I к древней стене Окольного города, для защиты против Карла XII. Церковь выстроена в 1494 г. и с тех пор мало изменилась. В 1786г., по малолюдству и скудости прихода, приписана к Иоанно-Богословской Мишаринской церкви, в 1808г. - к Николаевской со Усохи, а в 1837г. отдана Псковской гимназии. В 1862 г. церковь опять была сделана приписною, и с этих пор начался ее упадок: алтарная крыша поросла кустарником, иконостас грозил падением, на исправление храма не было никаких средств, и, наконец, в 1879 г. богослужение в нем прекратилось, и храм затворился. На помощь ему пришел выдающийся по своей энергии человек - Псковский губернатор М.Б.Прутченко. По его почину храм был обновлен и приведен в то прекрасное состояние, в каком мы видим его в настоящее время. В 1886 г. он был отдан во временное заведование священнику Георгию Лучебулю, для православных латышей. С того времени богослужение отправляется в нем на двух языках: славянском и латышском. В 1898 г, церковь сделана самостоятельною.
Церковь имеет кубическую форму и покрыта 4-хскатною крышей, которая до 1885 г. была деревянною, а в этом году заменена железной. Высота церкви от фундамента до оконечности креста 15 саж. 2 арш. Длина ее от входа на паперть до конца большой абсиды8 саж. 2 арш. 8 вершк., ширина от севера к югу 5 саж. На средине крыши помещен цилиндрический барабан, покрытый грушевидной главой, которая до 1867 г. состояла из осиновых дощечек, а с этого года сделана железною. Осьмиконечный крест на главе поставлен в 1867 г. Барабан украшен по карнизу впадинками в виде кокошников,.. треугольников и квадратиков и изразцовым поясом, на котором сделаны различные изображения, как-то: человека с клинообразною бородою и другого без бороды; мифологического зверя, птицы, барса. Боковые фасады церкви имеют обычные трехдольные деления.
Прежде храм имел по одному приделу с северной и южной сторон, но в 1825 г. и 1831 г. они были отломаны. Нынешняя звонница находилась прежде на южной стороне, во в 1831 гг. перенесена на нынешнее место.
С запада к церкви примыкает во всю ее ширину узкий и невысокий притвор (5 арш. ширины внутри), с фронтонною кровлей, лежащей гораздо ниже церковной крыши. Нужно полагать, что прежде он был открытым, но впоследствии пролеты его заделаны стенами.
На восточной стороне имеются 3 абсиды, из коих средняя больше боковых и украшена валиковыми разводами.
Особенность внутреннего устройства храма состоит в отсутствии подпружных арок. Купол опирается прямо на коробовые своды. В юго-западном углу, на высоте хор, устроена каменная палатка. Подобное же помещение находится в алтаре, над
3 Взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу. Таких подъемов было несколько: например, Георгиевский у Георгиевских ворот; Плоский у Плоских ворот; Лубянский на Запсковье против Кремля. У нижних Решеток были Взвозские ворота; на месте нынешней Лапиной горки была церковь св. Николая со Взвозу.
диаконником. Высота его 2 с. 1 в., длина 1 арш, 9 1/2 в. и ширина 2 арш. 2 в. Здесь устроена каменная лавочка, а в южной стене было проделано окошечко, ныне заделанное. Можно думать, что здесь был тайник для сокрытия, в случае опасности, церковных драгоценностей, а может быть, и людей. В стенах и парусах церкви видны голосники.
В восточной части притвора, за иконостасом, находится плита 1690 г., с именем погребенной Наталии Васильевны Колобовой, урожденной Тимашевой.
Около 1860 г., при устройстве набережной против церкви, была разломана часть городской стены, причем обнаружился замурованный склеп, а в нем дубовый гроб. В нем оказался завернутый в саван скелет, до того истлевший, что части его легко уносились дуновением ветра. Предполагают, что это был некий Псковский затворник Иван, живший 22 года в городской стене, проводя дни в посте, молчании и молитве. Летопись упоминает о нем под 1616 годом.
Церковь св. Анны Якиманской и Иоакима
Время основания церкви неизвестно, но, судя по архитектуре и по крайней ветхости, в какую пришла церковь ко времени ее последней реставрации 1896-1897 гг., она весьма древняя. Летопись упоминает о ней только раз, под 1544 г., по случаю пожара. Прежде здесь был девичий монастырь, упраздненный в начале XVIII века.
Длина церкви вместе со звонницею 10 с. 2 арш., шир. 9 с. 11 в., высота до верхнего карниза 4 саж. Церковь имеет 3 алтарные полукруглые абсиды, карнизы коих украшены квадратиками и треугольниками. В узоре этих украшений г. Грабарь подметил одну особенность, которая на других храмах не повторяется, а именно: кирпичи, составляющие рисунок, слегка стесаны к наружным концам своих ребер, отчего треугольные впадинки сходятся в глубине конусом, а наружу расширяются. На южной стороне находится придел во имя св. пророка Наума, а на северной - пристройка, но без алтарной части. С запада примыкает притвор, соединяющийся с обеими боковыми частями, т. е. южным приделом и северной пристройкой. Он имеет небольшую паперть, которая до последней реставрации была типичным Псковским крыльцом на толстых и низких столбах. Боковые пролеты крыльца заложены и превращены в стены, отчего древний вид постройки исказился и утратился. На стене притвора стоит двухпролетная звонничка. На церкви возвышается каменный барабан с узкими окнами и обычными декоративными украшениями. Сверху его поставлен меньший глухой барабан с главой в форме луковицы и фигурным крестом.
Притвор крыт одним сводом, а главный храм - коробовыми сводами, которые ниже подпружных арок. Два западных опорных столба круглые, а два восточные округлены только со стороны алтаря. Широкий пролет, соединяющий главный храм с притвором, получил настоящий свой вид только с 1896 -1897 годов, а до тех пор здесь был узкий проход в 2.5 арш. высоты и 1 арш. 2 вер. ширины. Тогда же была вынута из-под полу земля на 1 арш. глубиною, а пол опущен, вследствие чего получилась довольно высокая солея. Вместе с тем были расширены церковные окна, до тех же пор все они были щелеобразными. В западной части устроены хоры. В правом приделе, вместо свода, сделан обыкновенный потолок. В южной стене придела находятся 2 глубокие ниши с душниками. Левая пристройка превращена теперь в сторожку.
Вскоре после революции церковь была закрыта. Большие реставрационные работы были проведены на Якиманской церкви в 1949 году (церкви вернули прежний древний барабан, главу первоначального вида, очистили заложенные боковые стены крыльца, заменили четырехскатное покрытие на первоначальное - восьмискатное). Ныне церковь отдана Учительской Семинарии.
Церковь Казанской Божьей Матери
У стены в 1309 г., возле самой церкви, была плитяная башня. После сооружения новой стены в 1375 г. прежняя стала уже ненужной и только напрасно стесняла жителей, и потому ее стали понемногу разбирать. В 1433 году Петровские "суседи", т. е. жители данной местности, разобрали старую башню и из нее построили Борисоглебскую церковь. В 1710 году эта церковь была упразднена и через 100 лет пришла в такую ветхость, что ее пришлось разобрать. В 1810 г. на ее месте соорудили нынешнюю Казанскую церковь, служащую ныне теплым зимним собором. Находится рядом с Петропавловской церковью, в 10 саженях к югу от нее.
Вскоре после революции 1917 года церковь Казанской Божьей Матери была закрыта. В 1930-е годы была утрачена колокольня церкви, чем-то напоминавшая колокольню Троицкого собора.
Во время немецкой оккупации 1941-1944 годов в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих, была открыта для богослужения и церковь Казанской Божией Матери. Однако в феврале 1944 года, при приближении фронта, православная миссия покинула Псков.
Церковь Казанской Божьей Матери была закрыта и снесена в 1960 году, как "не представляющая исторической и художественной ценности". На месте разрушенной церкви находится городской рынок Пскова.
Церковь Михаила Архангела с Городца
Находится на Великолуцкой улице, вблизи Торговой площади. Время ее основания неизвестно. Хотя на находящейся в церкви плите и написано, будто церковь основана в 1339 г., но покойный Василев сомневался в правильности этого обозначения, так как во 2-й Псковской летописи под 1339 годом указано основание церкви св. Михаила и Гавриила в Городце, т. е. приблизительно у нынешних Михайловских ворот, а не на Торговой площади. Во всяком случае, церковь весьма древняя, судя по ее окладу и типичным особенностям древнего Псковского храмового зодчества. В последнее время она была переделана и многое утратила из своего древнего вида.
Церковь сложена из плиты. Длина церкви 10 с. 2 арш., наибольшая ширина 12 с. 1 арш., выс. 4 саж. 2 арш. План ее главного нефа - правильный крест. На фасадах находятся арочные деления; глава была покрыта прежде глазурованною черепицею, которая недавно заменена железом. Только верх барабана остался по-прежнему украшен двойным поясом из узорчатых глазурованных изразцов, изготовленных, судя по их пестрой раскраске, не позже конца XVII в. Глава увенчана узорчатым крестом.
Прежде при церкви было два придела; теперь остался только один - северный, во имя Положения Пояса Богородицы. Он расположен в северо-западной части главного храма; в северо-восточной же части помещается ризница. Другой придел, южный, упразднен неизвестно когда; в чье имя он был освящен - также неизвестно.
Подпружные арки главного храма несколько выше следующих за ними коробовых сводов и немного уже столбов церкви. Эти арки, при незначительной высоте церкви, производят впечатление большей стройности и дают легкий переход к барабану.
Возле правого клироса, в стене, находится плита со следующею надписью: "В лето 6847 (1339) заложена бысть церковь каменная Михаила и Гавриила при державе Великия Российския Державы Московского государства князей и бояр и воевод и всей земли, а в которые лета совершена и освещена, и того в писании не обретено за многими леты. В лето 7121 (1613) месяца ноемврия в 8 день, на собор архистратига Михаила и прочих небесных сил безилотных освящен алтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и церковь во имя его архистратига Михаила, по благословению великаго господина преосвященнаго Исидора, митрополита Великаго Новограда, и освящали тое церкви соборныя церкви Живоначальные Троицы поп Лазарь с братиею, при Псковском боярине и воеводе при Никите Дмитриевом Вениаминове и дьяк Василье Корине. И в лето 7202 (1694) и 7203 (1695) году, при державе благоверных царех и великих князях Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевиче всея Великие и Малыя и Белый России самодержцехъ и при святейшем кир Андриане архиепископе Московском и всея России и всех северных стран патриархе, а по благословению преосвященнаго Илариона, митрополита Псковского и Изборского, построена та жъ церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавыя места, и своды верхние, и глава железная лужена, и на главе крест золоченый из церковных доходов тое жь церкви прихожан Пскович посадских людей Никифора Иванова сына Ямского и старосты Гавриила Свечнина. А освящена бысть в 7204 (1696) году, месяца августа во 2 день Иларионом, митрополитом Псковским и Изборским и всем освященным собором, при священниках тое жь церкви Михаиле и Иоанне Акиндиновых и диакони Григории, и при Псковском ближнем стольнике и воеводе государства Псковскаго и наместника Полоцкого Иоанна Степановича Салтыкова".
Другая доска, находящаяся на правой стороне от входа в главный храм, имеет следующую надпись: «Лета 7205 (1697) году месяца марта в 29 день, на память преподобнаго отца нашего Марка епископа Арефусийскаго преставися раба Божия Елена Андреева дочь да в том же годе преставися раби Божий Иван, Антип, Андрей, Стефан, Екатерина, Мар..."
Иконостас главного храма поновлен в 1863 году. Почти все иконы нижнего яруса древнего письма, но поновлены. Первая икона Бож. Матери влево от царских врат (2 арш.9 в. X 2 арш. 6 в.) имеет хорошие контуры в обрамлении. Из других икон замечательны: икона Божьей Матери на правом клиросе (2 арш. 12 в. X 2 арш. 4 в.). На ней хорошо сохранилась басма с растительным орнаментом времен Грозного. Запрестольная икона Божьей Матери (1 арш. 1 в. X 1 арш.), с очень хорошим древним эмалированным окладом на фоне и на головном покрове.
В упраздненном южном приделе теперь помещается торговля восковыми свечами. В нем замечательно устройство сводов. Центральная его часть покрыта ступенчатыми арками, наподобие сводов в приделе св. Николая со Усохи, а с востока и запада сделаны полусводы, которые в подобных комбинациях сводов не встречаются. Купольное отверстие теперь закрыто плоским потолком, под которым видны начала крестового свода, по-видимому, позднейшего происхождения.
Над въездными воротами, в связи между двух каменных домов, находится характерная шатровая колокольня Московского типа. На 2-м ее колоколе имеется надпись: "Божьею милостью, Пречистыя Его Матери и св. Троицы помощию, слит сей колокол лета 7127 (1619), Декабря в 6 день, на память иже во святых отца нашего Николая Чудотворца, къ Боголепному Преображению Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа, что у Старого Костра, в Среднем Городе, при державе Царства благовернаго и боголюбиваго царя и государя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси, при епископе Селиверсте Псковском и Изборскомъ, а делали Савва да Кузьма».
Прежде при церкви была богадельня, от которой осталась часовня с местночтимою иконою «Утоли моя печали». С 1925 года для сторонников патриаршей православной церкви главным кафедральным собором в Пскове стала церковь Михаила Архангела с Городца (Троицкий собор был захвачен обновленцами). В 1929 г. она была переосвящена в кафедральный собор Архистратига Михаила.
5 июля 1936 г. кафедральный собор Архистратига Михаила был закрыт, а само здание церкви передано музею.
Во время немецкой оккупации 1941-44 гг. в Псков прибыла православная миссия Русской зарубежной церкви. Среди прочих, миссионерами была открыта и Архангельская церковь. После Великой Отечественной войны Архангельская церковь была закрыта. В 1946-48 гг. проведена реставрация церкви (восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом, частично удалены пристройки XIX века). Сейчас церковь служит полковою церковью Енисейского пехотного полка.
Церковь Николы Явленного от Торга
Построена первоначально в 1419 году, но судьба этой первой церкви неизвестна. По преданию, нынешняя каменная церковь сооружена в 1676 году по следующему случаю: 11 мая 1676 года был большой пожар, истребивший много храмов, в том числе церковь Параскевы Пятницы, развалины которой видны и поныне на Кожевенной улице. В этой церкви находился чудотворный образ святого Николая. Прихожане Параскеевской церкви соорудили тогда нынешнюю каменную церковь святого Николая, при которой устроили придел святой Параскевы и перенесли в эту церковь спасенный чудотворный образ святого Николая. У митрополита Евгения, Василева, Князева и в клировых ведомостях годом сооружения нынешней Никольской церкви указан 1676. Но в журнале «Истина» найдены указания, что церковь эта построена в 1659 году иждивением и тщанием Псковского воеводы и стольника Иоанна Хованского и Петра Шереметева с вельможами. Источник этих сведений не назван, но, имея в виду, что журнал издавался бывшим священником Никольской церкви Голубевым, их нельзя признать вполне голословными. Впоследствии чудотворный образ святого Николая был перемещен в Покровскую от Торга церковь, где и ныне находится. Придел святой Параскевы был потом переименован в Троицкий, отчего и сама церковь получила название Троицко- Никольской. В 1786-1842 годах она была приписана к Покровской от Торга. В 1843 году некоторые Псковские старообрядцы, во главе с их наставником, впоследствии иеромонахом Михаилом, пожелали обратиться ко святой Церкви и, испросив себе этот храм, отремонтировали его и освятили. С тех пор службы в нем совершаются по правилам единоверия. В 1890 году храм и иконы вновь реставрированы.
Архитектура храма самая простая, притом испорченная многими переделками. Алтарная часть - позднейшая; приделы также не носят следов старины. На фасадах главного храма остались большие углубления, предназначенные для икон или фресок. В двух из них действительно вставлены иконы. От других церквей Никольская отличается своим пятиглавием. (Г. Некрасов справедливо обратил внимание на оригинальное размещение глав этой церкви, а именно: они поставлены не по углам, а по сторонам света. Так же расположены главы соборного храма Московского Донского монастыря, выстроенного в 1684-1698 годах. Забелин полагал, что это первый по времени пример такого размещения). Шея средней главы имеет окна, но, по ненадобности, заделанные. Шеи остальных глав - глухие, длинные, тонкие, с уширением к карнизу. Прежде главы были черепичные, ныне покрыты железом. Длина церкви со звонницей 13 саж., ширина 12 саж. 8 в., высота до верхнего карниза 5 саж.
При входе в церковь обращает на себя внимание массивная железная дверь, украшенная медными досками, на которых изображены: на одной - рельефный Деисус, а на остальных библейские сцены из книги пророка Даниила. Доски расположены не в последовательном порядке рассказа, а вразбивку. Вероятно, прежде порядок был иной. Под каждым изображением, кроме Деисуса, имеются надписи:
«Егда разгневася на них царь, повеле их всадити в пещ, огнем горящую».
«Воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земле чуждей. Аллилуия».
«На вербии посреде его обесихом арганы наша, яко тамо воспросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении».
«Аще забуду тебе. Иерусалиме, забвенна да будет десница моя».
«На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянута нам Сиона. На вербии по...»
«Егда постави Навуходоносор царь тело златое на поле Дейре, тогда приведе трех отроков: Ананию, Азарию и Мисаила, и повеле им поклонитися, они же не поклонишася».
«И оклеветани бывша царю, яко повеления его не слушают и богом не кланяются, тогда разгневался на них царь».
Возле этих изображений сохранился остаток изящного мелкого орнамента, в виде плетений. У Виолле-ле-Дюка подобный узор назван древнеперсидским. Вправо от дверной замочной скважины стилизованное изображение льва, напоминающее подобное же изображение Византийско-Романского искусства.
Внутри храма нет обычных колонн, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. В 1913 году при ремонте церкви под полом обнаружены плитяные фундаменты двух столбов, в 1 квадратный сажень каждый; следовательно, храм имел прежде купольный свод, опиравшийся на столбы, как во всех древних церквах.
Церковь весьма богата старинными иконами, но, к сожалению, почти все они. за немногим исключением, переписаны.
В церкви хранится напрестольный крест, с надписью: «Лета 7189 (1681) сий образ Креста Господня построил стольник Борис, а прямое имя Иоанн Васильевич Бутурлин в церковь Николы Чудотворца Новоявленного, что во Пскове у Торгу, по отце своем боярине и дворецком Василие Васильевиче и по матери своей боярыни Настасии Григорьевны и по себе Иоанне, и по жене своей Татьяне, и по тесте своем Симеоне, и по тещи своей Ксении, и по их сродниках».
На западной стороне церкви высится оригинальная звонница, стройные пропорции которой обращают на себя внимание художников. Она состоит из трех ярусов: нижнего, составляющего ее основание, среднего о двух пролетах и верхнего об одном пролете; в среднем висят колокола, верхний же остается порожним, но находящаяся в нем толстая деревянная поперечина показывает, что и здесь также были прежде колокола. Звонница имеет четырехскатную железную крышу, на которой помещается небольшой купол, увенчанный главой с крестом. Среди колоколов, один 1693, а другой 1760 года.
Вскоре после революции 1917 года храм был закрыт. Не исключено, что здесь, как и в Старовознесенском монастыре и в Гдовской крепости в 20-30-е годы производились расстрелы, так как внутри храма и неподалеку от него были найдены человеческие останки, в том числе и с простреленными черепами. Долгое время в храме располагались складские помещения.
В 1995 году храм Николая Чудотворца был передан Псковскому духовному училищу.
В правом приделе располагается актовый зал, где проходят вступительные экзамены, праздничные духовные концерты и вручение дипломов. В левой части, в звоннице, расположена библиотека.
Церковь Николы со Усохи
На месте, где теперь стоит Николаевская церковь, приходился прежде южный край обширного болота, покрывавшего нынешнюю Торговую площадь. Место это называлось «усохою» или «всосом». В 1371 году здесь была сооружена каменная церковь. Под 1536 годом летописей снова упоминает: «совершена бысть церковь святой Никола, на Усохи», из чего следует, что прежняя церковь была или уничтожена, или заново переделана. В 1865 году перестроен теплый придел святого Иоанна Богослова, в 1878-1879 г. церковь капитально ремонтирована, а в 1893 году возобновлен иконостас в Иоанно-Богословском приделе.
Церковь обычного Псковского типа, с тройным делением по фасадам, причем верхние части средних делений срезаны, что указывает на иную древнюю форму покрытия. Длина церкви с колокольней 13 саж. 2 арш.. наибольшая ширина 12 саж. 2 арш., высота до верхнего карниза 4.5 саж. С севера и юга находится приделы: первый во имя Сретения Господня, а второй - во имя святого Иоанна Богослова. Сретенский придел - древний, и. вероятно, современный самой церкви. Северный его фасад имеет только два лопастных деления, правее второго из них находится небольшая нишка. Иоанно- Богословский придел сооружен также давно, но в 1873 году заново переделан. Церковь имеет два купола: один над главным храмом, а другой - над северным приделом; шеи обоих украшены обычными геометрическими фигурами. С западной стороны храма находятся притвор и паперть: последняя была прежде обыкновенным типичным Псковским крыльцом, но впоследствии пролеты ее были заделаны глухими стенами.
На юго-восточном углу церкви находится древняя часовня «Неугасимая свеча».
Внутри храма находятся четыре столба, бывшие прежде четырехгранными, но в 1878 году западная пара была обтесана кругом, а восточная только с алтарной стороны. Столбы соединены подпружньши арками, опирающимися на каменные тумбы. За арками, ниже их идут своды. В том же самом году повышены и расширены церковные окна и сделан широкий проход в притвор, вместо прежнего узкого. В правой алтарной апсиде находится дверь, ведущая в особый узкий проход, соединяющий апсиду с часовней, проход оканчивается массивной железной дверью. В правом приделе, вместо свода, сделан потолок, левый же покрыт сводами.
Третий и четвертый пояса иконостаса главного храма состоят из древнейших икон, открытых в 1878 году из-под слоев позднейшей реставрации. Покойный К.П.Победоносцев, знаток древней иконописи, придавал им большое значение.
Колокольня переделана из древней. Судя по рисунку на иконе часовни Владычного Креста, прежде здесь была Псковская звонница. Плитяное кубическое основание осталось прежним; на нем поставлен, вероятно позже 1581 года, плитяной восьмигранник, остальная верхняя надстройка новейшего происхождения. На колокольне есть колокол 1619 года, с надписью. Вес его около 70 пудов.
Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочивают ко многим церквам, например, то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.
Начатая в 1946 году реставрация храма осталась неоконченной. Не восстановлен притвор, который был при южном входе в храм, кладовая палатка при нем, галереи с севера, юга и запада (хотя остатки их первоначальных частей все еще существуют). Не восстановлены звонница и крылечко при часовне над погребальным склепом. У западного входа в храм все еще существует крыльцо, пристроенное в конце XVII века, не связывающееся с первоначальной композицией здания. Барабан храма по-прежнему искажен карнизом, надложенным в конце XVIII века, окна его расширены, завершен он главой, сделанной в конце XVIII века. Части здания, реставрированные в 1946 году, остались не обработанными обмазкой, которая соответствовала бы памятнику XVI века. Совсем без всякой обмазки остались возобновленные в 1946 году только в кладке узорные пояса на апсидах и на барабане придела. Внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол. в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII— XIX веках, не восстановлены.
Осматривая этот памятник снаружи, нужно мысленно освободить его низ от двухметровой толщи земли и увидеть здание с уровня почвы XVI века, в первоначальном состоянии, с колоколами на звоннице, с золочеными крестами на блестящих чешуйчатых зеленых главках, представить себе его стоящим посреди буя и небольшой улочки.
После революции 1917 года церковь Николы со Усохи была закрыта. Здание церкви сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Реставрации 1946-1974 годов (архитекторы Ю.П.Спегальский, В.А.Лебедева, Б.С.Скобельцын) вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века. При реставрации церкви были разобраны поздняя колокольня и придел святого Иоанна Богослова. Церковь Николы со Усохи находится под охраной как памятник республиканского значения. В настоящее время церковь Николы со Усохи - филиал Псковского музея-заповедника.
Церковь Петра и Павла с Буя
Находится на крутом, обрывистом левом берегу Псковы-реки. Настоящий храм - далеко не первоначальный, а по крайней мере третий по счету. Первый храм существовал в начале XIV столетия и, вероятно, был свидетелем блестящей победы, одержанной в этом месте князем Довмонтом в 1299 г. над Немецкими рыцарями. Доблестный князь, по словам летописи, "помощию святыя Троица, и святого Петра и Павла на березе удари на нихъ и бысть сеча зла, якоже николи же не бывала у Пскова, и раниша самого мендеря (магистра) по главе... а прочии вскоре повергша оружия и устремишася на бегь, страхомъ грозы храборства Довмонтова и мужь его Псковичъ". В 1309 году посадник Борис построил плитяную поперечную стену как раз от Петропавловской церкви до Плоского всхода, где и поныне видны ее остатки. У самой церкви была сооружена каменная башня. Первый храм был разобран в 1373 г. и перенесен на другое место, т. е., вероятно, куда- нибудь очень близко к прежнему. В 1404 году Псковичи выстроили стену по берегу Псковы от Рыбницких ворот до Петра и Павла, вследствие чего церковь очутилась в углу между двумя стенами: набережной стеной 1404 г. и поперечной 1309 года. Остатки первой ясно были видны у самой церкви, против паперти: тут находился небольшой зеленый холмик, в основании коего видна была плитяная кладка и даже следы какого-то свода. В 1912 г. эти остатки исчезли под фундаментом нового дома. Долго ли существовал второй храм - неизвестно, но в 1540 г. летопись опять упоминает о сооружении каменной Петропавловской церкви в том же Старом Застенье, где была и прежняя церковь: очевидно, что этот 3-й по счету храм был выстроен на месте 2-го; он-то и есть ныне существующий Петропавловский собор. Название "с бую" указывает на существование в этом месте кладбища, так как буями в древности назывались места погребений. Соборною эта церковь сделана в начале XVIII века. К 1810 г. храм сильно обветшал, вследствие чего теплый его придел во имя Знамения Пресвятой Богородицы и древняя колокольня были разобраны, а в самой церкви упразднен верхний придел св. апостола Фомы. Затем церковь неоднократно обновлялась и исправлялась.
Тип церкви - обычный Псковский. Длина ее 13 саж. 1 арш., наибольшая ширина 7 саж., высота до верхнего карниза 4 саж. 1 V; арш. Восточная часть имеет 3 полукруглые абсиды, из коих средняя украшена валиковыми разводами. Фасады имеют обычные тройные деления. На западном и южном фасадах левые деления состоят из 3-х дуг, а правые - из 2-х; на северном наоборот: левое из 2. а правое из 3 дуг. В верхней части среднего деления западного фасада сделана нишка. в виде углубленного кокошника - очевидно, для иконы или росписи. Верхние части фасадных делений срезаны, что указывает на бывшее 8-скатное покрытие, замененное 4-скатным. Шея купола прорезана 8-ю узкими окнами, с фронтончиками. Карниз его украшен рядом арочек. Глава имеет луковичную форму, увенчана фигурным крестом, и - что особенно замечательно - покрыта железными листами с хорошим рельефным орнаментом.
Западная паперть разделена арочками, и каждая часть крыта коробовым сводом параллельно главной церкви. Внутри храма находятся 4 столба, из коих западные - 8- гранные, а восточные скруглены внизу со стороны иконостаса. Столбы соединены арками, за коими следуют коробовые своды. В западной части храма находятся хоры, по сторонам которых устроены особые палатки; из них в правой, южной, помещался прежде придел св. апостола Фомы; в левой стороне алтарной части этого придела видно углубление для жертвенника. Теперь здесь помещается кладовая. В левой палатке хранится архив. Иконостас сооружен в 1713 году. В начале XVIII века, когда Петр I, готовясь к войне с Карлом XII, неоднократно посещал Псков, он останавливался неподалеку отсюда, в доме купца Ямского (ныне дом еврея Борхова) и ходил к обедне в Петропавловский собор, где читал апостол и пел на клиросе.
Церковь Покрова от Торга
Местность, где находится эта церковь, была в древности сплошным болотом, из которого вытекала речонка Зрачка, К XV столетию болото, очевидно, было отчасти замощено, так как в 1410 г. в этой местности была уже сооружена Никольская церковь. Через 100 лет, когда, по уничтожении Псковской независимости, торг был переведен на нынешние Губернаторскую и Гоголевскую улицы, вся эта часть города получила название «Нового торга». Вблизи находящихся здесь Петровских ворот в начале XVI века стояла какая-то «мотыльная гридница». По мнению Василева (археолог), это название могло означать заведение, имеющее связь со свозом нечистот, ибо «мотыльня» означала свалочное место. В 1522 г. во Пскове начался великий мор. Первое заболевание появилось как раз на Новом торге, на Петровской, ныне Новгородской улице, а затем зараза охватила весь город. Воевода князь Михайло Васильевич Кислой (Кислица) запер Петровскую улицу с обоих концов, но мор не прекращался. Сам великий князь Василий III плакал, узнав о постигшем Псковичей несчастии, и велел, во умилостивление Божьего гнева, поставить из своей государевой казны деревянную церковь «у креста, где мотыльня гридница прежде бывала». Так была сооружена первоначальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы отъ новаго торгу», поставленная, по причине топкости места, «на плотахъ».
В 1590 г. она сгорела, но, вероятно, вскоре была вновь отстроена, так как есть сведения (не вполне, впрочем, достоверные), что уже в 1600 г. в Покровской от Торгу церкви свершилось чудо: "свеща предъ иконою сама загорелася".
11 мая 1676 г. сильнейший пожар истребил, в числе многих церквей, и Покровскую (была ли она каменная или деревянная - неизвестно). По преданию, пред пожаром слышался в церковной главе разноголосый вой ("вуяло разными голосами в тонкость во главе").
Время построения нынешней каменной церкви неизвестно. Некоторые ее архитектурные детали дозволяют отнести ее не позже как к XVII веку, например, фасадные лопасти и следы восьмискатного покрытия. Признаки позднейших переделок сказываются в кубической абсиде, у которой северо-восточные и юго-восточные двугранные углы скруглены. Своды храма сомкнутые, на них утвержден глухой барабан. Длина церкви с колокольней 13 саж. 2 арш.. ширина 9,5 саж., высота до верхнего карниза 4 саж.
Церковь Покрова от Торга была закрыта 5 мая 1936 года. Вначале она передана "Псковторгу" под склад, а в 1939 г. в ней устроены клуб и контора линейно-технического узла.
В 1957г. - разобран южный придел с притвором в связи с расширением улицы К.Маркса.
В 1990-е годы церковь Покрова от Торга была передана Псковской епархии. В настоящее время - церковь при Духовном училище.
Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье
Церковь Преполовения построена на бывшем подворье загородного Спасо- Елизаровского монастыря в XVII веке на месте более старой и сильно переделана в XIX веке.
Архитектура церкви весьма простая и бедная. Длина церкви 11 с. 2 арш., ширина 5 саж., высота 4 саж. Особенностью ее служит каменное крыльцо в три пролета, на толстых столбах, с сомкнутым сводом и распалубками. На нем помещается звонница, превращенная позднейшею переделкой в шатровую колокольню. Со стороны крыльца в наружную стену церкви вделана каменная плита с надписью о погребенном здесь в 1694 г. иеромонахе игумене Варлааме. Из этой надписи видно, что в конце XVII века подворье принадлежало Великопустынскому монастырю. Церковь имеет одну абсиду. Глава увенчана фигурным крестом.
Входная церковная дверь отличается массивностью и стариною и запирается толстым деревянным засовом. Церковь состоит из притвора, главного храма и алтаря. Притвор отделен от главного храма толстой плитяной стеной с тремя пролетами; совершенно такая же стена отделяет главный храм от алтарной части. Сомкнутые своды опираются прямо на стены.
Из икон замечательны две:
1) старинный шитый образ св. Евфросина Псковского, основателя Спасо- Елеазаровского и Великопустынского монастырей, 21/4 арш.
2) резной кипарисный образ Киевской монастырской работы 8 века. В глубоком церковном подвале находится колодец с чистою водой.
После революции 1917 года церковь Преполовения была закрыта. Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье находится под охраной как памятник республиканского значения. В настоящее время в церкви Преполовения расположены реставрационные мастерские.
Церковь Сергия с Залужья
Вблизи места, на котором стоит эта церковь, находилось в старину обширное болото, называвшееся "лужищем"; отсюда и произошло "залужье»; оттого и Сергиевские ворота звались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений неимеется. Во всяком случае, едва ли она могла появиться раньше падения Псковской независимости (1510 г.), так как, в силу областного Псковского патриотизма, Московские угодники не могли пользоваться во Пскове особым почитанием. Вероятно, она сооружена новыми пришельцами - Москвичами, переведенными сюда на место выселенных в Москву Псковитян. Некоторые ее архитектурные особенности побудили г. Грабаря отнести ее к XIV веку; но: 1) религиозное почитание и прославление памяти
преподобного Сергия началось лишь с XV века и 2) в летописи значится, что в 1561 году, во время большого пожара, церковь эта, вместе с некоторыми другими, сгорела. Следовательно, в нынешнем виде Сергиевская церковь существует не ранее как со 2-й половины XVI века. Прежде здесь был мужской монастырь, превращенный в 1710 г. в подворье Любятовского монастыря. В начале XIX стол, церковь была приписана к Ново- Вознесенской, ныне же она предоставлена Сергиевскому реальному училищу. Последняя ее реставрация произведена в 1885-1886 гг.
Церковь стоит на обширном пустыре, занятом садоводством Шимана. В старину здесь было монастырское кладбище. Тип церкви - обычный Псковский. Длина ее 9 с. 2 арш., ширина со звонницей и приделом 7 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 3 с. 12 в. Три очень низкие полукруглые абсиды украшены по карнизам поясками из треугольных и квадратных впадинок и снабжены узкими, щелеобразными окнами. Боковые абсиды ниже средней. Прежняя крыша церкви была на 8 скатов, как это можно видеть по срезанным верхним частям фасадных делений. Шея купола имеет не цилиндрическую форму, а усеченноконическую, меньшим основанием книзу, а большим кверху. Карниз ее, подобно абсидам, украшен арочками, квадратами и треугольниками. Глава покрыта глазурованной перистой черепицей зеленого цвета. Прежде такое покрытие было во Пскове явлением обычным, ныне же Сергиевский храм представляет единственный пример чешуйчатой церковной главы. Под главою остался, хотя и в сильно поврежденном виде, красивый поясок из разноцветных изразцов. С западной стороны приделана паперть, очевидно, позднее сооружения самого храма, так как ею закрыты нижние части фасадных лопастей. На южной стороне храма находится придел во имя преподобного Никандра, выстроенный в 1785 г. из плиты купцом Иваном Яковличем Постниковым. Церковь стоит на подклети, вход в которую находится влево от паперти. При самом входе заметны следы орнамента, покрывавшего, очевидно, часть подвальных стен. Подвалы весьма глубокие и покрыты сводами. На сев. стене храма сооружена весьма изящная Псковская звонница о двух пролетах, в которых висят колокола. В западную стену паперти вделана надгробная плита 1624 г., сильно поврежденная.
Внутри церкви находятся 4 столба, перекрытые сводами, на которых, при помощи арок, утвержден купол. Между юго-западным столбом и южною стеной храма, на высоте человеческого роста, перекинут свод, на котором устроено особое помещение, так наз. палатка. В северной стене палатки проделана дверь, чрез которую взбирались в палатку, очевидно, по приставной лестнице; в южной же имеется узкое оконце, выходящее на церковный двор. В древности это помещение служило ризницей. Подобные палатки стали делать в церквах не ранее XIV века. В сводах северной и южной сторон и в алтарной части расположены голосники.
Иконостас поновлен в 1885-1886 гг.. но изящная орнаментальная роспись царских врат, которую можно отнести к концу XVII века, осталась, по-видимому, без переделки.
Вскоре после революции церковь была закрыта. В довоенном городе она выделялась среди других храмов нарядной главой, покрытой зеленой глазурованной перистой черепицей и пояском под ней, состоявшим из разноцветных изразцов. В дни фашистской оккупации Пскова церковь получила крупные повреждения и рухнула.
Начавшие в 1970-х годах работу по восстановлению здания, псковские реставраторы наткнулись на тайник в толще стены. В тайнике был обнаружен деревянный ящик - вместилище свернутых в трубку 56 старинных рукописей XVI-XVIIвеков. Помимо большой самостоятельной ценности, найденные рукописи позволяют датировать возведение церкви 80-ми годами XVI столетия, когда Сергиевский монастырь при приближении к Пскову войск Стефана Батория был переведен в пределы городских укреплений. А о месте его нового расположения говорилось так: «подле лужи промеж Кокошкина заулка от лужи и до Щировки, да по другой стороне от Щировки подле Степачева ж заулка до колодезя два места пустые...».
Церковь Успения с Полонища
Прежняя церковь давно не существует. Нынешняя, кирпичная, сооружена в 1810 году вдовой, полковниней Анной Лукиничной Шишковой, бабушкой по матери декабриста М.А.Назимова4.
Длина Успенской церкви 9 саж., наибольшая ширина 9 саж., высота до верхнего карниза 2 саж. 1 арш.
На колокольне имеются колокола Ивана Грозного и Михаила Феодоровича, с надписями.
На месте нынешнего дома церковного старосты стояла прежде Воскресенская церковь 1458 года. В 1830 году она была сломана, и из ее строительного материала построены Окуневские бани. Недавно под тем местом, где был ее алтарь, нашли окаменелый хлеб, положенный туда, вероятно, при самом заложении церкви. Он хранится у церковного старосты М.А.Александрова.
После революции 1917 года церковь Успения с Полонища была закрыта. В годы советской власти здесь располагался архив. В период перестройки (1985-1991) в церкви располагался молодежный театр и молитвенный дом церкви Эммануил.
С 1991 года с передачей храма Псковской епархии и с приходом настоятеля игумена Елевферия началось подлинное возрождение храма. 4 декабря 1991 года состоялась первая служба. Благодаря молитвам и радению прихожан и отца Елевферия храм засиял во всей красе. Полностью восстановлены иконостасы, левый - Ксении
4. М.А.Назимов, человек глубокой веры, много жертвовал в Успенскую церковь деньгами и обновил иконостас, в котором, по его заказу, написаны новые иконы. Ежегодно 14 декабря он постился и весь день проводил в молитве, а если позволяло здоровье, то заказывал в Успенской церкви заупокойную обедню. Он единственный из декабристов видел казнь своих пятерых товарищей, так как окно его каземата приходилось как раз против вала - места исполнения приговора. Его маленький деревянный домик, с тремя окошками на улицу, до сих пор стоит на Великолуцкой улице, рядом с Дворянским собранием.
________________________________________________________________
ГЛАВА III
Заключение
Архитектура церквей несколько однообразна, но тем не менее каждая церковь по- своему уникальна. Церкви строились некоторые в одно, некоторые в разное время. Так, самым древним является Свято-Троицкий собор (вторая половина X века). В XIV веке были построены церкви св. Анастасии Римлянки, Василия на Горке, Казанской Божьей Матери, Николая со Усохи; в XV веке - церкви Нового Вознесения, Георгия со Взвозу, Николая Явленного от Торга; в XVI веке - Введенская церковь на подворье Псково- Печерского монастыря; в XVII век - церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье; в XIX веке - церкви Благовещения и Успения с Полонища. К сожалению, существуют церкви, даты сооружения которых не известны - Михаила архангела с Городца, Сергия с Залужья и Анны Якиманской и Иоакима. Многие подвергались реставрации и даже полной перестройке (Свято-Троицкий собор, церковь Петра и Павла с Буя, Введенская церковь Псково-Печерского монастыря, церковь Успения с Полонища).
Стоит заметить, что большинство церквей строились или на месте старых, или на возвышенностях, либо в болотистой местности (церковь Сергия с Залужья).
После революции 1917 года многие церкви были закрыты, разорены или являлись пристанищем раскольников или партийных. В настоящее время многие церкви являются действующими, как Свято-Троицкий собор, многие закрыты, как церковь Сергия с Залужья, а некоторые отданы под музеи или мастерские.
Псковичи очень ценили свои церкви и храмы, в особенности Свято-Троицкий собор. Когда они побеждали, они приписывали победу не себе, а Святой Троице. Это говорит о религиозности жителей Пскова, и что подтверждается обилием церквей в этом городе. В летописи упоминается чудесное явление ангела людям близ церкви св. Анастасии Римлянки. Ангел напоминает жителям о том, что надо вести праведный образ жизни, без грехов, иначе Божий гнев обрушится на них. Благовещенский собор также был важен для псковичей, так как зимой заменял Свято-Троицкий собор, который был холодный.
Дата основания некоторых церквей неизвестна, поэтому велись споры насчет точной даты основания. Так дата основания церкви Николы Явленного от Торга колеблется между 1659 и 1676 годом. На мой взгляд, хорошо, что люди спорят на такие темы. Ведь жители города имеют право знать точную дату основания церкви, тем более в городе с такой богатой историей, как у Пскова.
Многие церкви находились под опекой монастырей. Введенская церковь находилась под опекой Псково-Печерского монастыря, благодаря чему она не приходила в упадок. Но во второй половине XIX века ее полностью переделали до неузнаваемости и стали считать не интересной и плохо сохранившейся. Однако в послевоенные годы, из- под штукатурки выступил прежний замечательный облик церкви. Кстати, церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье была построена на месте Спасо- Елизаветинского монастыря, а в конце XVII века принадлежала Великопустынскому монастырю.
В церквях находятся ценные и замечательные иконы, такие как: св. Всеволода- Гавриила с храмом в левой руке, видение старца Дорофея в псковской от пролома церкви. Сретенская икона, Спас Нерукотворный. «Слово плоть бысть». Довмонта-Тимофея Псковских. Знамение св. Серафима, икона Никадра Псковского - в Свято-Троицком соборе: икона св. Евфросина Псковского в церкви Преполовения Пятидесятницы.
Все церкви названы не просто так. а в честь какого-нибудь человека (свят'ого) или какого-нибудь события. Церковь Анастасии Римлянки по приданию названа в честь жены и дочери строителя этой церкви Василия Долома. Церковь Василия на Горке названа также в честь ее строителя, родоначальника дворян Яхонтовых. Свечиных и Левшиных. Василия Доль. Георгиевская церковь названа в честь священника Георгия Лучебуля. во владение которому церковь была отдана для
православных латышей. Церковь Николы Явленного от Торга названа потому, что в ней находился образ чудотворного Николая. Церковь Петра и Павла с Буя названа в честь святых Петра и Павла, которые помогли князю Довмонту одержать победу над немецкими рыцарями. А «с буя» потому, что раньше на месте церкви было кладбище (в древности места погребений назывались буями). Церковь Сергия с Залужья названа так потому, что близ места, где расположена церковь, раньше было болото, называемое в древности «лужищем», отсюда произошло «залужье».
Таким образом, рассмотрев достаточно подробно псковские храмы и церкви, молено сделать вывод о неповторимости архитектурного облика Пскова, который создают именно эти сооружения. Хочется верить, что жители Пскова сохранят свои святыни для будущих поколений.
Список литературы
1. Н.Ф. Окулич-Казарин «Путеводитель по древнему Пскову», Псков, 1913
2. Ю. П. Спегальский «Псков», ленинградское отделение «Искусство», 1978
3. Ю. П. Спегальский «Каменное зодчество Пскова», Ленинград, Стройиздат, 1976
4. Г. Я. Мокеев «Культура, обычаи, история Пскова», Псков, 2000
5. В. Краснопевцев «Улицы Пскова», Псков, 1994
6. И.А. Куликова «Псковский кремль», Ленинград, Лениздат 1972,
7. Ю.Г. Иванов «Русские святыни. Шедевры храмового зодчества России», Смоленск, «Русич», 2005
[I] Святой Никандр пустынножитель как и святой Серафим много лет провел в безмолвии и молитве, чем стяжал по милости Божией Святого Духа и прославил Господа многими чудотворениями.