Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 8 классе
Деловой Петербург
Самойлова Любовь Владимировна,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 473,
Класс: 8.
Используемые технологии:
- Информационно – компьютерные технологии (презентация)
- Критическое мышление.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные термины и понятия для изучения: Буян, Пассаж, пакгауз, предприниматель.
Формы работы: беседа, работа с картой, текстом, устные сообщения.
Цель: способствовать пониманию того, что Санкт – Петербург первой половины XIX века стал экономическим центром России.
Задачи:
- помочь учащимся освоить знания о работе петербургского порта, как центра международной и российской торговли;
- содействовать развитию у учащихся оценочных суждений о деятельности петербургских предпринимателей;
- способствовать формированию представления о Санкт – Петербурге, как об одном из главных центров промышленного переворота России.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный комплекс,
- карта Санкт – Петербурга,
- для учащихся 8 класс учебник «Санкт – Петербург. История и культура. Ч.2» Л. К. Ермолаева
Учебно – методический комплекс:
Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., И.М. Лебедева, Н.Г. Шейко, Ю.А. Кораблина. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. 8 класс. (19 век – начало 20 века). ОАО "Издательство" СМИО Пресс".
- Ермолаева Л. К. Санкт – Петербург и губерния. 1801-1917 годы. Петербургская тетрадь по краеведению для 5 класса. (Серия «Страницы жизни края») / Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева. – СПб: СМИО Пресс, 2012.
- Интернет ресурсы.
План урока
- I. Мотивационный модуль.
- II. Модуль освоения нового материала:
- Петербург – центр международной и российской торговли (порт, рынки, магазины, склады-буяны (буяны - места складирования и сортировки товаров, доставляемых по воде), Пассаж).
- Промышленность Петербурга (заводы, владельцы, здания).
- Государственный Банк и его роль в развитии экономики.
- Предприниматели и их деятельность.
- III. Обобщение, закрепление изученного.
- IV. Домашнее задание.
Дидактические единицы: памятники культурного наследия: ансамбль Стрелки Васильевского острова; традиции предпринимательства.
Методические приёмы: беседа, работа с картой, текстом, с иллюстрациями.
Ход урока
- I. Мотивационный модуль:
Определение цели, задач, темы, проблемного вопроса урока.
Учитель: Ребята, мы с вами неоднократно говорили о том, что Санкт – Петербург – это «зеркало» истории России.
- Можно ли говорить о том, что столица была «ареной» важных событий общероссийской истории?
- Какие события, важные для Санкт - Петербурга произошли в городе в первой половине XIX в.?
(Кроме значимых для всей России, в Санкт – Петербурге каждый год происходили радостные и печальные события, важные для жизни города и горожан: то выходит в свет новый журнал («Северный вестник» (1804-1805), «Цветник» (1809-1810), «Свисток муз» (1802-1803), «Чтения „Беседы любителей русского слова"», «Друг просвещения» (1804-1806), «Санкт-Петербургский журнал» (1804-1809), «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» (1803-1819), «Сын отечества» (1812-1839), альманахи «Полярная звезда» (1823-1825) и «Мнемозина» (1824-1825)), то полыхал пожар (17 декабря 1837 г. – в Зимнем дворце), то открывалась новая больница (на деньги благотворителей в городе построили несколько больниц. На Литейном проспекте – Мариинскую (1803 г.), на Петербургском острове – Петропавловскую (Больница им. Эрисмана - Первый медицинский институт им. И. П. Павлова, 1932 г, арх. Штауберг), на Васильевском острове – больницу святой Марии Магдалины (1-я линия ВО, 58, 1792-1793, арх. Руска Л.), на Моховой улице – глазную лечебницу (1820 г.), то раздражалась эпидемия холеры (1831).
1803 г. - 100-летний юбилей города.
1824 г. - самое сильное за историю города наводнение – вода в Неве поднялась более чем на 4 м).
На доске иллюстрации:
Пароход Берда, паровоз, портрет Николая Ивановича Путилова
Учитель (обращает внимание учащихся на иллюстрации) Ребята, как вы полагаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (Ответы уч-ся).
На этом уроке, ребята, мы познакомимся с объектами нашего города, которые расскажут о торговом и промышленном Петербурге первой половины XIX века.
Наша цель не только узнать о жизни Петербурга той эпохи, но и связать прошлое и настоящее, узнать, что осталось нам в наследие от той эпохи, что утрачено, а что появилось новое.
Запишите в тетради число, тему («Деловой Петербург») и проблемный вопрос урока:
- Что современная петербургская экономика "взяла" от экономики Петербурга начала XIX века?
- II. Модуль освоения нового материала.
Учитель: «Почему Петербург начала XIX века стали называть центром международной и российской торговли (порт, рынки, магазины, склады-буяны, Пассаж)?»
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос.
Учитель делает вывод о том, что «в жизни любого морского города порт — одно из самых важных мест. Таким бойким уголком Петербурга на протяжении полутора веков была Стрелка Васильевского острова. Возник первоначальный порт на Березовом острове, где начал формироваться первый центр города. В 1733 году он переместился на Стрелку Васильевского острова, у которой кораблям было значительно удобнее причаливать.
- Почему именно здесь возник порт?
Работа с картой № 2 (удобное место: за спиной – Финский залив, впереди – Нева и выход в другие реки России).
Ансамбль Стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь).
Здесь возвели Биржу (арх. Жан Тома де Томон. Собрания купцов на площади получили название «Borsa» (биржа), что означает «кошелёк»), Таможню (Слово "Т." произошло от тюркского слова "тамга" - клеймо, знак, поскольку в XIV-XV вв. (когда термин был заимствован русскими) таможенное действие означало взимание особого сбора за приложение клейма, «пошлина»), пакгаузы («ящики»), пакгауз - склад для краткосрочного хранения грузов при железнодорожных станциях, портах, таможнях и т. п.), Гостиный двор и другие портовые сооружения.
Скульптуры:
1) На главном и противоположном фасадах над карнизом он спроектировал близкие по содержанию и композиции скульптурные группы: "Нептун с двумя реками" (бог морей Нептун в короне и с трезубцем в левой руке торжественно въезжает на колеснице, запряженной четверкой морских коней, в воды Невы, рядом с Нептуном две фигуры: слева – женская фигура, олицетворяющая Неву, справа – мужская фигура, символизирующая реку Волхов) и "Навигация с Меркурием и рекой".
2) Что касается Ростральных колонн, то помимо ростр (носовых частей кораблей) у их подножий Тома де Томон поместил сидящие фигуры, условно называемые аллегориями рек. В литературе их привычно называют Нева, Волхов, Волга и Днепр.
3) Таможня. По углам фронтона стоят три отлитые из меди статуи римских богов Меркурия, Нептуна и Цереры - покровителей торговли, мореплавания и плодородия. Бог торговли Меркурий с высоко поднятым жезлом занимает центральное место на фронтоне. Богиня держит рог изобилия. Нептун вместо обычного трезубца держит весло
- Почему на Стрелке возвели эти здания?
Сюда уже с конца XVIII века ежегодно приходило более 1000 иностранных кораблей.
- Чем могли торговать? Что привозили в Петербург? Как вы полагаете, кто потреблял эти товары, для кого они предназначались? (Варианты ответов учитель записывает на доске).
В XVIII веке в импорте преобладали товары, которые в основном потреблялись дворянством и купечеством, в том числе более чем 60 % составляли предметы роскоши. По этому поводу выдающийся русский писатель Н. И. Новиков в своем сатирическом журнале «Трутень» не без иронии писал: «На сих днях прибыли в здешний порт корабли из Руана и Марселя. На них следующие нужные нам привезены товары: шпаги французские разных сортов, табакерки черепаховые, бумажные, сургучные, кружевы, блонды, бахромки, манжеты, ленты, чулки, пряжки, шляпы, запонки и всякие так называемые галантерейные вещи...»
- Что вывозили из России? (Кожу – юфть, сало – для свечей, пушнину – мех).
«… а из Петербургского порта на те корабли грузить будут разные домашние наши безделицы, как-то: пеньку, железо, юфть, сало, свечи, полотны и прочее...». (ТРУТЕНЬ №№ 2-6)
Биржевая площадь на Васильевском острове стала одним из самых оживленных мест города. Здесь можно было видеть иностранных и русских купцов, заключавших торговые сделки. Сюда также приходило много столичных обывателей, чтобы посмотреть на прибывающие заморские корабли. И среди этой пестрой и богато разодетой толпы резко выделялись люди, одетые в пропитанные потом сермяги и длинные холщевые рубахи. Это были так называемые «сезонники», которые вели разгрузку и погрузку судов. Лишь с наступлением сумерек Стрелка погружалась в безмолвие. Причальные линии порта располагались со стороны Малой Невы. Но чем больше судов заходило в Петербургский порт, тем теснее становилось на Стрелке Васильевского острова, тем труднее было производить на сравнительно небольшой площадке разгрузочные и погрузочные операции. В дальнейшем, с появлением пароходов, имеющих более глубокую осадку, а также после постройки мостов в нижнем течении Невы — вначале понтонного, а позже постоянного — продвижение судов к Стрелке стало и вовсе затруднительным. Поэтому в Кронштадте была устроена перевалочная база. Суда с глубокой осадкой подходили к кронштадтским причалам и перегружались на лихтеры, которые и доставляли заморские товары в Петербург.
Работа с иллюстрацией на с. 83. Стрелка Васильевского острова (по заданию в учебнике).
Петербург был центром не только международной, но и российской торговли. Петербургские купцы торговали в разных городах России: покупали там российские товары, которые пользовались спросом за границей, продавали — заграничные. Для хранения товаров были построены многочисленные склады-буяны.
Столичные жители нуждались в продуктах, дровах, сене. Поэтому в Петербурге шла активная внутригородская торговля. Ранним утром начиналась торговля на рынках.
Работа с учебником
В учебнике упоминается о девяти рынках. Найдите их на карте 2.
- Какие из упомянутых рынков сохранились в городе до настоящего времени?
Учитель: Торговля шла не только на рынках, но и в магазинах.
Промышленность Петербурга (заводы, владельцы, здания)
В ту пору и вплоть до начала XIX века Россия являлась мировым поставщиком металла (новое!!!). Английские корабли ежегодно увозили из Петербургского порта миллионы пудов уральского железа. Порт Петербурга был первым по значению портом России.
- Какие технические достижения использовались в Петербурге?
Промышленный Петербург
Металл - в Петербурге заводы, их много. Почему?
Паровые машины, котлы,
Механические приспособления: станки, паровые машины,
Пароходы,
Железная дорога - вагоны рельсы паровоз - новая эра.
(Памятник – макет паровозика «Проворный» на Витебском вокзале, Музей железнодорожной техники на территории бывшего Варшавского вокзала, Музей железнодорожного транспорта на Садовой улице.)
- Почему истории первых в России железных дорог в нашем городе уделяется так много внимания?
- Какие предприятия были в Петербурге?
(Казённые заводы: Адмиралтейская верфь, завод «Арсенал», Александровский чугунолитейный завод – в середине века на нём начали строить паровозы и вагоны, Императорский фарфоровый завод (Порцелиновая мануфактура. Выражение порцелиновая мануфартура, происходящее от английского слова porcelain, имеет самое прямое отношение к производству фарфора. Такое название имело первое предприятие, которое занималось его производством. В последствии оно было переименовано и на сегодняшний день именуется фарфоровым заводом им. Ломоносова, иначе говоря, ЛФЗ). Частные предприятия: кожевенные, красильные, меховые, табачные, свечные. Предприятия по выпуску ситца. Мастерские по изготовлению экипаже и конской упряжи, шляп и перчаток, украшений и белья. Строительные конторы.)
- На чью финансовую поддержку могли рассчитывать предприятия?
(В Петербурге были 3 государственных банка. Только 1 из них, Коммерческий банк, давал ссуду на организацию предприятий купцам, которые хорошо зарекомендовали себя в торговле. Ассигнационный банк занимался обменом золотых и серебряных монет на бумажные ассигнации)
- Кто всё это делал? Кто создал славу Петербургу как экономическому центру России?
Предприниматели (купцы, заводчики) - рабочие.
Прочитать высказывания О. Монферрана о рабочих (с. 89).
III. Обобщение, закрепление изученного
В Петербурге происходили большие изменения. Раньше, чем в других частях России здесь стали появляться основанные на наемном труде промышленные предприятия, стали применяться машины. В Петербурге к середине 1830-х годов было уже около 300 фабрик и заводов. Особенное развитие получили фабрики, которые изготавливали ткани, хлопчатобумажные и шерстяные, на импортном сырье. Появились кожевенные, мыловаренные, табачные, красочные, пивоваренные фабрики и заводы. Появились заводы, изготавливавшие производственные машины. Петербургский порт, который находился тогда на Стрелке Васильевского острова, стал наиважнейшим в стране. Через него осуществлялось две трети Российской внешней торговли.
30 октября 1836 года по только что проложенной железной дороге прошел первый пассажирский поезд на конной тяге из Петербурга в Царское Село. Через два года железная дорога была продолжена до Павловска и по ней пошли уже паровозы. Город рос и развивался. С увеличением промышленных предприятий, транспорта, оборотов торговли, государственных учреждений в Санкт-Петербурге необычайно выросло население.
Даже при таком беглом обзоре видно, как интенсивна была деловая жизнь города, какие большие изменения происходили в нем, изменения, которые не могли затормозить ни войны, ни стихийные бедствия, ни внутренние разделения. Город жил полной жизнью, и уже невозможно было представить, что всего чуть более 100 лет назад на этом месте ничего, кроме нескольких бедных деревушек не было.
IV. Домашнее задание: § 11, задания на с. 91. Дать развёрнутый письменный ответ на проблемный вопрос урока: «Что современная петербургская экономика "взяла" от экономики Петербурга начала XIX века?».
Заполнить таблицу: «Предприятия Калининского района»:
Название предприятия в начале XIX века |
Продукция предприятия |
Современное название предприятия |
|
|
|
|
|
|